Всецерковное обсуждение проблем современного монашества, которое за годы гонений и неустройства претерпело значительные искажения в духовном, каноническом и практическом отношении, давно уже назрело. В этом смысле очень радует инициатива Архиерейского собора и Святейшего Патриарха Кирилла о межсоборных дискуссиях вокруг тех или иных готовящихся проектов, и особенно вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих». Данное обсуждение, в котором приняли участие многие монашествующие, не может не радовать, поскольку оно показывает глубокую заинтересованность монашества в решении насущных проблем, укрепляет единство пастырей Церкви и пасомых, создаёт дух соборного взаимопонимания, открытости, честности и ответственности. Хочется подчеркнуть, что те или иные резкие и эмоциональные высказывания и суждения, прозвучавшие при обсуждении, в
Прежде всего хочется поблагодарить всех участников данного обсуждения: как тех, кто указал на практические и духовные проблемы в жизни наших обителей, так и тех, кто обратил внимание на канонические и богословские несоответствия данного проекта. Последнее есть причина первого. Результатом настоящего обсуждения стало уже несколько научных статей, рассматривающих те или иные вопросы канонического права, которые украшают дискуссию. Всё это говорит о том, что подготовка «Положения о монастырях и монашествующих» — это не работа над простым формальным документом, а определение важнейших принципов организации монашеской жизни, начало осмысления и вхождения в новый этап развития отечественного монашества. По этой причине проект «Положения» должен быть результатом переосмысления очень многих устоявшихся традиций и обычаев, которые, как показывает практика, уже не работают, либо работают во вред и поэтому требуют исправления на основании святоотеческого предания.
Врамках настоящего отзыва хотелось бы кратко указать на некоторые отрицательные моменты в жизни наших монастырей.
- К концу XIX — началу XX вв. наблюдался упадок монастырской жизни. В советский период ещё более нарушилась преемственность, а опыт умного монашеского делания сохранился, по большому счёту, только в книгах.
-
Стремительный рост монастырей и числа монашествующих в
1990-х годах привёл, в целом, к невысокому уровню духовной жизни в обителях. -
Отсутствие единства духовной и административной власти в монастырях,
т. е. игумена и духовника. - Преосвященные, являясь настоятелями обителей, зачастую не имеют внимания и времени, а также монашеского опыта для полноценного руководства обителью.
-
Некоторые настоятели, наместники не имеют достаточно монашеского опыта, мало знакомы со святоотеческим учением и традицией. Оторванные от братии, живут своей жизнью, больше времени отдавая попечениям о внешнем устроении обители, чем о духовном её становлении. Часто управляют обителью
административно-командно , а не в духе евангельском, зачастую не имеют отеческого попечения и сознания высокой ответственности. - Понятие о монастырском братстве утрачено: в общежительных монастырях зачастую братия живут как «особножители», только под одной крышей и с общей трапезой.
- Нет понимания монашеской общины как евангельского идеала жизни по примеру Христа и учеников.
- Понятие о монастырской и христианской жизни, об учении Церкви у младшей братии порой расплывчатое, неправильное, не соответствующее учению святых отцов.
- Зачастую неверно понимается монашеская добродетель послушания, наблюдается большое доверие своему разуму и знаниям, нет отречения своей воли и плотского мудрования. С другой стороны, требуемое многими настоятелями «абсолютное послушание» также является искажением и, вместо духовного преуспеяния, ведет к развитию таких пороков, как лесть, человекоугодие и лицемерие.
-
Отсутствие монастырского устава или использование Устава
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, составленного в 1980 г. в условиях стеснения и ограничения монашеской жизни. - Отсутствие канонического и юридического регулирования монастырской жизни, что приводит к злоупотреблениям власти со стороны начальствующих и совершенной незащищённости простых монахов перед их произволом.
-
Превращение монастыря в «социальный институт», «миссионерскую организацию», «центр паломничества»
и т. д. , что нарушает основную идею монашеской жизни как жизни уединённой и «иной» для мира.
Это лишь часть проблем, решение которых нельзя откладывать. В противном случае, это грозит совершенным оскудением монашества и запустением наших обителей. Известно, что некоторые духовники сегодня с осторожностью относятся к избранию молодыми людьми монашеского образа жизни, понимая, что при современном положении дел жизнь в некоторых монастырях может не помочь, а лишь навредить духовно неопытной и незрелой душе. В связи с этим именно «Положение о монастырях и монашествующих» должно отражать пути решения сегодняшних насущных проблем.
Со своей стороны хотелось бы предложить следующее:
- Необходимо практическое ознакомление с живым опытом благоустроенных монастырей Православного Востока, в которых сохранилась преемственность монашеской жизни. Такими обителями могут быть монастыри Афона, либо те русские обители, в которых уже наладилась духовная жизнь в соответствии со святоотеческой традицией.
- Организация монашеской жизни по принципу единоначалия и на основе евангельского учения и в соответствии со святоотеческим наследием. Духовник исполняет обязанности в полном согласии и послушании игумену. Лучше, если это сам игумен, что позволит избежать разделения и образования группировок в братстве.
- Разработка общих принципов устроения монашеских общин в настоящее время и на основании этого — уставов отдельных монастырей. Проведение монашеских съездов в епархиях и в масштабах всей Русской Православной Церкви с целью обсуждения имеющихся проблем и обмена опытом, знакомства и преодоления взаимной изоляции.
- Поскольку настоятель монастыря должен быть отцом братству (это отражено и в тексте обсуждаемого проекта «Положения»), необходимо определить принципы его избрания братством и поставления архиереем в соответствии с монашеской традицией. Известно, что вся отеческая традиция, начиная с преп. Пахомия Великого, заповедует добровольное избрание братией своего духовного наставника. «Любимый братией, угоден и Богу», -говорит святитель Алексий Студит в своем монастырском «Уставе», который, по свидетельству историков, получил на Руси самое широкое распространение.
Здесь можно указать на некоторые условия порядка избрания:
- избрание членами Духовного собора монастыря либо общим монастырским собранием, в котором предоставляется право участия мантийным и рясофорным монахам, прожившим в обители не менее трех лет (эти тонкости могут регулироваться, но общий принцип не должен изменяться);
-
избрание монаха, прожившего в обители не менее
трех-шести лет, дабы сохранялась духовная преемственность обители; - назначение указом епархиального архиерея только в том случае, если избрание невозможно по каноническим причинам: разногласие братии либо малочисленность насельников и неустроенность монастыря.
- Активное и максимально возможное участие настоятеля (игумена) во всей жизни обители: богослужении, трапезе и общемонастырских делах и послушаниях. Отделение настоятеля от остальной братии: отдельный стол, отдельная кухня, излишние материальные приобретения, не говоря уже об имущественных приобретениях вне обители, — это начало разрушения братства и упадка духовной жизни монастыря. «Положение» обязательно должно оговаривать подобные вопросы и пресекать злоупотребления со ссылкой на соответствующие каноны.
-
Небольшие (до 20 минут)
чтения-беседы о монашеской жизни, проводимые настоятелем или духовником с братией 1–2 раза в неделю, либо комментарии читаемого за трапезой. Повседневное неформальное общение игумена и духовника с братией — залог внутреннего единства и взаимного доверия в монастыре. - Поскольку цель монашеской жизни — удаление от мира, «Положение» обязательно должно оговаривать это важнейшее монашеское делание, без которого смысл монашеской жизни теряется. Должно быть предусмотрено ограничение общения с миром (особенно с противоположным полом), отделение братии от паломников и экскурсий. С этой целью определяется 1 человек для представления при необходимости обители в миру, 1–2 из старшей братии — для общения с приезжающими, но все, находящиеся на данных послушаниях, должны быть под постоянным контролем игумена.
-
Социальные и благотворительные мероприятия и проекты осуществлять как дополнение к главному — внимательной монашеской жизни. Не должно быть искусственного навязывания монашествующим «послушания» в миру или искусственного включения их в
какие-либо социальные, миссионерские и прочие епархиальные проекты. Стремление многих преосвященных навязывать монастырям несоответствующий их внутреннему уставу образ жизни и деятельности должен быть ограничен на основании уставов святых Отцов, канонического права Церкви, подробно регулирующего полномочия епископа в монастыре.
Максимально возможная польза, приносимая монастырями обществу, достигается через напряжённую сосредоточенную внутреннюю жизнь монашествующих на основе евангельского учения и святоотеческого предания.
- Открывать новые монастыри следует с большой осмотрительностью и лишь при наличии необходимых условий (не только внешних) для организации монашеской жизни. В случае же отсутствия таковых направлять желающих в уже имеющиеся обители.
- Ограничение числа проживающих при обители трудников, особенно ранее судимых, имеющих дурные наклонности. Организация духовной работы с трудниками с целью выявления и приготовления способных к монашеству и удаления вредящих братству. Паломников размещать на ночлег вне стен монастыря или хотя бы вне прямого общения с братией.
- В больших монастырях, живущих по принципу большого прихода и ведущих обширную миссионерскую и просветительскую деятельность, по возможности стараться упорядочить монашескую жизнь и больше напоминать братии о монашеском делании.
- В малых монастырях нужно организовывать жизнь более уединённую, более соответствующую святоотеческой традиции, избегая «рекламы», меньше привлекая паломников, наёмных работников, особенно лиц противоположного пола.
- Следует ограничить выход монашествующих из обители, но предоставлять возможность для лечения.
- Старшая братия (члены Духовного Собора, в том числе и духовник) являются помощниками игумена и во всем проводят его линию, не допуская разногласий и разделений, которые пагубно сказываются на жизни братства. При несогласии с игуменом со смирением говорят ему об этом, обсуждая при необходимости проблему на Духовном соборе и совместно находя богоугодное решение. Игумен ничего значительного не предпринимает без предварительного обсуждения со старшей братией и, заботясь о лучшем воплощении евангельского учения в жизнь, является исполнителем в этом воли братства. Общемонастырское собрание необходимо для обмена мнениями и консультации и не может принимать окончательных решений — все решения принимаются Духовным собором (старшей братией) во главе с игуменом.
- Учитывая, что монастырская жизнь предполагает ежедневное участие в полном круге богослужений, а также келейное совершение молитвенного правила (прежде всего Иисусовой молитвы по чёткам и с поклонами), следует обратить особое внимание на распорядок дня монастыря. В последние годы в связи с проблемами строительства и возрождения из руин многих обителей распорядок работ и послушаний представлял собой непрестанный 12–14 часовой рабочий день. Излишне говорить, что при таком режиме участие в богослужениях и исполнение молитвенного правила оказывается невозможным, а братия теряет навык келейной молитвы, внимания к внутреннему деланию. В настоящее время, когда многие монастыри уже не живут в таких «спартанских» условиях, опущение богослужений и молитвенного правила со ссылкой на «послушания» представляется недопустимым. Вo многих монастырях монашествующие, привыкшие к рабочим будням, с неохотой идут на богослужение и предпочитают ему работу и повседневные дела. При этом многим монахам, желающим посвящать больше времени для молитвы, не всегда удаётся преодолеть установившиеся «обычаи». В связи с этим следует определить, что в монастырях первое место должно быть отдано богослужению, а затем уже «послушаниям» или как говорят на Афоне «делам послушания», трудовым будням. По примеру многих благоустроенных обителей следует ограничить «рабочий день» 5–6 часами с тем, чтобы у монахов было время для посещения богослужений, выполнения келейного правила, чтения духовной литературы, отдыха и необходимого уединения. Опыт показывает, что без этого монашеская жизнь теряет свою духовную насыщенность и превращается в жизнь рабочего на предприятии, а сам монастырь, по верному наблюдению многих, в некий «православный колхоз». Ни в коем случае нельзя забывать, что основной смысл пребывания в монастыре, пусть даже восстанавливаемом, — это не возведение стен и зданий, а совершение монашеского делания, состоящего главным образом в молитве, уединении и внимании к себе. Последнее будет содействовать первому.
- Практика переводов монахов из монастыря в монастырь, а также их назначения на различные послушания в епархиальных учреждениях, хотя и имеет основание в каноническом праве Православной Церкви (см. пр. 21 Седьмого Вселенского Собора), однако при этом обязательно следует учитывать согласие на таковой перевод как игумена обители, так и самого монаха. Опыт показывает, что те монашествующие, которые переводятся без их добровольного согласия, часто переживают сильные душевные потрясения, которые в некоторых случаях приводят к оставлению обители и уходу в мир. Таким образом, вместо пользы происходит вред. Добровольное согласие монаха на его перевод в другую (восстанавливаемую) обитель нужно не только по человеческим и моральным причинам, но и по причинам каноническим.
Назначение на должности вне обители, таким образом, должно происходить на основе согласования:
- с архиереем,
- игуменом и братией монастыря, из которого назначается монах,
- игуменом и братией монастыря, в который назначается монах,
- и с самим назначаемым монахом.
- В настоящее время всё большее распространение получает практика возведения настоятелей (игуменов) некоторых крупных монастырей в епископский сан, либо назначение епископов настоятелями. Эта мера должна оставаться исключением, поскольку она нарушает основной экклесиологический принцип: епископ является предстоятелем христианской общины региона (области) и не может одновременно быть предстоятелем обители, так как эти две должности являются разными по иерархической степени. Даже епископ, поставленный на кафедру из обители и являющийся ее священноархимандритом (игуменом), в силу епархиальных забот со временем «теряет квалификацию» и монастырские вопросы считает второстепенными. Об этом косвенно свидетельствует и сравнительно небольшое участие преосвященных в обсуждении «Положения». В подавляющем большинстве случаев епископский сан становится началом отчуждения игумена и братии, что плохо сказывается на жизни обители.
-
Следует также обратить особое внимание на пункт проекта «Положения», в котором указывается, что духовником в женских обителях может быть только белый священник, при этом даётся ссылка на постановление Стоглавого собора. Однако в тексте постановления, который цитируется в примечании, говорится лишь о запрете на проживание монаха в женской обители, а не о запрете на духовное руководство монахинями. Нужно отметить, что, вопреки сказанному в проекте «Положения», каноническое право не знает запрета на духовное руководство монахинь со стороны
духовников-монахов . Более того, история Церкви и история большинства женских обителей свидетельствует об обратном: излишне даже упоминать примеры Дивеевской обители, Шамординского монастыря или более современный примерСвято-Троицкого женского монастыря на о. Эгина, основанного в начале XX века святителем Нектарием Эгинским.
В заключение хочется отметить, что предлагаемый проект «Положения о монастырях и монашествующих» имеет существенный недостаток — в нём важные и актуальные проблемы современного монашества не всегда решаются с опорой на святоотеческую традицию. Хочется обратить внимание Комиссии Межсоборного присутствия на исследовательскую работу монаха Диодора (Ларионова) «О некоторых проблемах монашеского права: в связи с дискуссией вокруг проекта „Положения о монастырях и монашествующих“», а также на две статьи протоиерея Валентина Асмуса:«Отзыв на проект „Положения о монастырях и монашествующих“» и"О взаимоотношениях епископа и монастыря, или о какой независимости просят монашествующие», которые публиковались на сайте Богослов. Ру. В этих статьях очень точно указаны основные недостатки проекта настоящего «Положения» и даны верные ориентиры и основания для их устранения. Также считаю необходимым учесть мнения анонимных авторов, которые говорят, исходя из живого опыта монашеской жизни и опираясь на святоотеческую традицию.
Монастыри, принадлежащие к Русской Православной Церкви, нуждаются сегодня в выверенных и канонически обоснованных документах, призванных регулировать и направлять их жизнь и служить фундаментом для разработки их внутренних уставов. Надеюсь, что обсуждение данного проекта «Положения о монастырях и монашествующих» продолжится в духе братской любви, станет примером соборного решения насущных задач, стоящих сегодня перед нашей Церковью, и принесёт свои добрые духовные плоды.