В Саровской пустыни завершилось межрегиональное совещание монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий

22–23 ноября 2018 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре и Успенском мужском монастыре Саровская пустынь состоялось межрегиональное совещание монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий.

Встречу, в которой участвовало около 150 человек – главы епархий, насельники и насельницы монастырей, – возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

В конференц-зале Паломнического центра Дивеевского монастыря в президиуме также присутствовали митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, а также представлявший Чувашскую митрополию наместник Свято-Троицкого монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье), настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) и настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова).

После приветственных слов прозвучали три основных доклада. Архимандрит Василий (Паскье) в своем докладе говорил о ксенитии, или странничестве. Насельник Свято-Троицкого монастыря г. Чебоксары игумен Тихон (Першев) выступил с сообщением «Святитель Герман Казанский и монашеская традиция». Насельник Благовещенского мужского монастыря Нижнего Новгорода иеромонах Антоний (Перов) представил доклад «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении».

Во время дискуссии обсуждались такие вопросы духовной жизни, как проблема ответственности в восприятии молодых послушников, их послушание духовнику, облик монаха нового поколения и особенности его духовного развития, столкновение идеалов и реалий монашества в восприятии новоначальных насельников.

Собравшиеся отметили, что все понимают необходимость послушания в монастыре, однако возникает вопрос, где взять силы для него. Настоятель Оранского монастыря архимандрит Нектарий (Марченко) считает, что нужно просить помощи у Бога, при этом осознавая свою немощь. Архимандрит Василий (Паскье) поделился своими наблюдениями о том, как молодые люди, поступающие в монастырь, не имеют понятия о послушании, поскольку не были приучены к нему дома, так как выросли в неполных или неблагополучных семьях. Все выступавшие по этому вопросу отмечали необходимость различения внешнего и внутреннего послушания: когда мы говорим, что послушание выше поста и молитвы, имеется в виду именно внутреннее послушание.

По мнению настоятельницы Дивеевского монастыря, жизнь монаха можно уподобить лодке с двумя веслами – трудом и молитвой. Движению лодки содействует попутный ветер, а парус надувает благодать Божия, которая подается за послушание.

Управляющий Нижегородской епархией привел примеры, как Господь подавал помощь за послушание самой игумении Сергии. Так, когда началось возрождение Дивеевского монастыря, встал вопрос о том, где хоронить почивших сестер. Настоятельница послушалась правящего архиерея и стала осваивать пустое заброшенное место, где сейчас расположен скит в честь святых мучеников Флора и Лавра. Один из благотворителей испросил благословение похоронить там своего отца и настолько полюбил это место, что полностью благоустроил его. Это реальные плоды послушания, отметил митрополит Георгий. Он назвал послушание фундаментом спасения, освобождающим человека от греха.

На совещании также шла речь о том, изменилось ли в последнее время монашество и кто идет в монастырь в настоящее время. Выступая по этому вопросу, насельник Вознесенского Печерского монастыря Нижнего Новгорода игумен Вассиан (Бирагов) привел слова преподобного Никодима Святогорца о монахах последующих поколений, которые будут духовно слабыми людьми, малопригодными к монашеской жизни. Другие выступавшие подтвердили существование проблемы. Если лет 30 назад, когда монастырей были единицы, в них шли самые лучшие, решительно порывая с мирскими привязанностями, то сейчас идут «попробовать» себя, а порой и без особых причин. Эти люди не могут обойтись без комфорта и не готовы к самоотречению. Молодые послушники часто идеализируют монашескую жизнь, и когда им вместо четок вручают лопату, это является для них серьезным испытанием. Здесь проверяются серьезность намерений человека, его любовь к Богу и стремление к монашеской жизни, поэтому легких путей быть не должно, подчеркнули участники встречи.

По словам игумении Сергии, случайные люди отсеиваются, если им предложить трудное послушание. Она вспоминала, как в 1991 году открылся Дивеевский монастырь и ей принесли 60 заявлений на поступление в него. Митрополит Николай (Кутепов) распорядился всех кандидатов направить нести послушание на монастырский скотный двор, и 48 человек забрали свои заявления – им сразу расхотелось идти в монастырь.

Настоятели монастырей, с одной стороны, поставлены перед необходимостью воспитания тех людей, которых призвал Господь, и они пришли в обитель, пусть и с исковерканной душой. С другой стороны, как отметил владыка Георгий, снижение требований к качествам монашествующих приведет к обмирщению монастырей. Глава Нижегородской митрополии констатировал, что современные монастыри часто выполняют функцию реабилитации людей с поломанными судьбами. Однако это не значит, что нужно постригать всех без разбора. Архипастырь предложил создавать в монастырях братства (сестричества) для самых достойных. Остальные могут жить при монастырях в качестве трудников, не беря на себя монашеских обетов. Не исключено, что такой человек примет монашеский постриг уже на смертном одре. Митрополит Георгий также предостерег настоятелей монастырей от пострига людей, обремененных имуществом, или незрелых, молодых. По его глубокому убеждению, нужно сначала окончить школу и получить профессию, и только затем идти в монастырь.

По мнению наместника Санаксарского Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Иннокентия (Руденко), люди во все века одни и те же. «Мы и сами когда-то пришли в монастырь с исковерканными душами, а сейчас духовно воскресли из мертвых», – заявил отец Иннокентий. Он считает, что архипастыри и наместники монастырей должны своим радостным видом и вниманием укреплять и вдохновлять братию. Архимандрит Василий (Паскье) добавил, что очень важно, чтобы наместник показывал братии личный пример во всяком деле, на любом послушании.

На совещании обсуждался вопрос организации богословского образования насельников – как это сделать внутри монастыря, не выходя в мир. Также была озвучена проблема оскудения веры у некоторых монахов, подвизавшихся по 15–20 лет и охладевших к духовной жизни.

Подводя итог первого дня совещания, митрополит Зиновий отметил, что подобные обсуждения помогают посмотреть на процесс воспитания насельников монастырей с различных сторон.

23 ноября участники совещания собрались в зале Духовно-научного центра Саровской пустыни. Прозвучали доклады игумении Иулиании (Каледы) «О работе Синодального отдела по монастырям и монашеству», преподавателя Нижегородской духовной семинарии иеромонаха Лаврентия (Собко) «Зачем нужно образованное монашество», насельника Вознесенского Печерского монастыря игумена Олега (Осипова) «Воля Божия и воля человеческая – свобода выбора».

Затем развернулась дискуссия, посвященная заслушанным докладам и темам, вынесенным для обсуждения, а именно: «Как благословите, или за всё отвечает игумен», «Новое поколение монашествующих: основные характеристики, особенности духовного развития», «Мне мир распялся, и я миру: от чего отрекается современный молодой послушник и что приобретает», «Роль игумена как духовного руководителя», «Монастырь и образование», «Взаимоотношения монашествующих с внешним миром».

Модератор совещания митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий умело направлял дискуссию, задавал злободневные вопросы и сумел сделать обсуждение, действительно, полезным. Сделанные им обобщения помогли определить приоритетные составляющие организации духовной жизни монашествующих. Владыка Георгий, в частности, говорил о необходимости следования опыту святых отцов; о том, что монашеская жизнь должна быть практическим воплощением Евангелия; о том, что без послушания невозможно стяжать мирность духа; о необходимости игумена лично заниматься с каждым насельником; о том, что нельзя снижать духовную планку для монашества.

Участники форума дискутировали о роли игумена как духовного руководителя, необходимости духовного образования для монахов, взаимоотношении монашествующих с внешним миром в свете монашеских обетов (в том числе речь шла об использовании современных средств связи), монашеской проповеди в современном мире, в частности с помощью монастырских сайтов, проведения экскурсий по монастырю.

По завершении совещания была принята резолюция, в которой отмечалась плодотворность подобных встреч, необходимость дальнейшего их проведения.

Материалы по теме

Монастыри

Успенский мужской монастырь Саровская пустынь
Нижегородская область, Саров, проспект Мира, 42
Успенский мужской монастырь Саровская пустынь
Нижегородская область, Саров, проспект Мира, 42

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга
Марфо-Мариинский женский монастырь в с. Ира
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Алексиевский мужской монастырь г. Томска
Свято-Воскресенский мужской монастырь г.Самара
Алейский Свято-Димитриевский мужской монастырь
Скорбященский женский монастырь деревни Хмелево
Серпуховской Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Курагинский Вознесенский женский монастырь с. Кочергино
Спасо-Преображенский женский монастырь села Спас-Купалище