Доклад иеромонаха Мелхиседека (Скрипкина), насельника Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рыбновского района (Рязанская епархия) на межъепархиальном круглом столе «Пополнение братства обители. От чего зависит?» с участием монашествующих Воронежской, Липецкой, Рязанской и Тамбовской митрополий (Тамбовская духовная семинария, 17 мая 2024 года)
Аспект (от лат. аspectus) – одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определенной точки зрения.
Опираясь на это определение, рассмотрим вопрос о послушническом и монашеском искусе, прежде всего, с сотериологической точки зрения, то есть с точки зрения необходимости этого искуса (испытания), а также его влияния на спасение послушника или монаха в вечности, на его духовное преуспеяние в целом.
Для тех, кто вступил в монастырь по благословным причинам, о которых говорит преподобный Иоанн Лествичник, – послушнический или монашеский искусы тесно связаны с главной целью жизни. Эта цель заключается в стяжании благодати Святого Духа, который единственно и способен наделить человека подлинной жизнью, блаженством не только в будущей жизни, но сделать его причастником этого блаженства еще здесь – в жизни временной.
Такое возможно, если благодать Святого Духа вселяется в душу человека.
Однако нераскаянные грехи и страсти препятствуют благодати Божией войти внутрь человека. От этой скверны он, порой, сильно страдает, тем не менее, повторяет грех и подчиняется страсти вновь и вновь, поскольку это доставляет некое пусть и короткое, пусть и сомнительное, но удовольствие.
Соответственно тем, кто поступил в монастырь с целью спасения и обретения определенной степени духовного совершенства, послушнический и монашеский искусы могут принести большую пользу – помочь очиститься от грехов и страстей и с Божией помощью стяжать благодать Духа Святого.
В чем состоят эти искусы? В духовных упражнениях, которые возлагаются на послушников и монахов Самим Богом через предписания монастырского устава, распоряжения начальствующих обители. Эти обязанности суть следующие:
– необходимость регулярно ходить на общественные богослужения;
– исполнять келейное молитвенное правило;
– участвовать в общих трапезах, поскольку они являются продолжением богослужения;
– трудиться на послушаниях;
Все это необходимо сочетать с внутренним трезвением, заботясь о соблюдении трех обетов, которые человек готовится произнести или уже дал Богу: послушания, нестяжания и безбрачия.
Послушники, которые хотя еще и не дали монашеских обетов, тем не менее, должны навыкать строгости их исполнения, подражая в этом монахам.
Следует отметить, что нарушение порядка внешней, и, особенно, внутренней монастырской жизни, то есть трезвения и молитвы, приводит к тому, что сознание насельника обители (послушника или монаха) наполняется греховными, или будто бы полезными, но несвоевременными (а потому душевредными) мыслями и переживаниями, воля его делается расслабленной, неспособной подвигать его к ревностной духовной жизни.
В результате этого некоторые братья из числа послушников и монахов возвращаются в мир, а иные, оставаясь в монастыре, – обмирщаются.
Чтобы предупреждать, по возможности, эти явления, – необходимо, на наш взгляд, учитывать следующие педагогические моменты.
1. Время пребывания в послушничестве – индивидуально. Иногда наблюдается такая картина, что, например, спустя несколько лет после поступления в монастырь трудник или уже послушник начинает выказывать такие качества характера, которые становятся открытием и для него самого, ставя под вопрос его дальнейшее пребывание в монастыре. Тихоня, молчун через несколько лет жизни в обители в качестве трудника начинает, например, празднословить, роптать, а потом откровенно заявляет, что хочет уйти в мир, что и осуществляет на деле.
2. Относительно времени пребывания в послушничестве, начальствующим, может быть, следует руководствоваться следующим правилом: если послушник имеет те или иные качества, которые мешают ему вполне вписаться в монастырский устав, например, если он иногда (не систематически) опаздывает или не приходит на утреннее молитвенное правило, на общественное богослужение, пропускает иногда общие трапезы, если у него возникают размолвки с теми или иными братьями или трудниками, – то c большой долей вероятности можно утверждать, что по принятии им монашеского пострига Бог, видя его стремление, его некую ревность, определенное усердие к монашеству, – поможет ему преодолеть его недостаточность в духовной жизни, то есть поможет исправиться, или, по крайней мере, смириться (например, если человек болен и по причине болезни не может исполнять некоторых предписаний монастырского устава, не затрагивающих фундаментальные монашеские принципы, – не может рано приходить на службу, или участвовать в крестном ходе после Литургии по причине болезни ног и т. д.)
3. Если же жизнь насельника монастыря существенно «хромает» и все вышеописанное повторяется систематически и часто без благословных причин, то можно определенно утверждать, что монашеский постриг станет для него обременением, поскольку его совесть будет тяготиться систематическим нарушением монашеских правил и он уйдет «на страну далече» в надежде избавиться от этих укоризн или сумеет найти оправдание своему поведению, успокоить, а лучше сказать, подавить свою совесть; или останется жить на прежнем месте, но духовно ожестеет, станет невосприимчивым к действиям Духа Божия.
В нашем Иоанно-Богословском монастыре существует такая традиция: насельник, принятый в братию, находится в звании послушника около трех лет. После этого его постригают в иночество, то есть он становится рясофорным послушником. В этом звании он может находиться довольно продолжительное время – и пять, и семь лет, после чего над ним совершается монашеский постриг.
До принятия в братию, то есть до поступления в послушники, трудники в нашей обители проходят еще одну стадию приобщения к монашеской жизни. Им дают кафтан, и они становятся так называемыми кафтанниками, как, например, это бывает на Валааме. Кафтанником человек обыкновенно пребывает около одного года.
Однако все эти сроки довольно приблизительны или даже условны. Насельник обители получает кафтан, становится послушником или монахом не за «выслугу лет», не по истечении определенного времени, а в зависимости от своего внутреннего состояния, о чем имеет суждение Духовный собор монастыря, включающий в себя старшую братию во главе с отцом игуменом.
Вот это-то соборное суждение после молитвы, когда «изволися Святому духу и нам», и определяет время пребывания насельника монастыря в звании кафтанника и послушника, а некоторым монахам открывает путь и к священнослужению.
4. Желательной формой послушнического искуса (это касается более или менее многолюдных монастырей) являются, на наш взгляд:
– необходимость не частого, но периодического перевода послушников с одного послушания на другое (это помогает выяснить их задатки и предрасположенности);
– проживание послушника/кафтанника в келье, по возможности, не одному, а еще с одним или несколькими братьями (это, как и предыдущее условие, помогает братиям уживаться друг с другом, терпеть, смиряться, проявлять милосердие, начатки любви, препятствует проявлению неизжитых грубых пороков);
Монашеский искус – это время, протяженностью во всю монашескую жизнь (с момента произнесения человеком монашеских обетов).
Если монах наделен священным саном диакона, иерея или даже епископа – он все равно является монахом и ему надлежит соблюдать монашеские обеты.
Вопрос о необходимости послушнического и монашеского искуса можно рассматривать и в других аспектах, например, антропологическом и гносеологическом.
Что, например, дает послушание? Плодом послушания является отнюдь не умерщвление своей воли, если под волей понимать волю обновляющегося внутреннего человека, христианина. Послушание – это сопряжение своей воли с волей Божией, отчего собственная воля человека, укрепляемая благодатью Божией становится сильнее.
Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский были очень волевыми людьми. Но они сумели сделать волю Божию своей собственной волей, своим желанием. Безынициативными они не были. В рамках Божиих предписаний, Божией воли человеку часто предлагается большая свобода для импровизации, для духовного творчества.
В гносеологическом аспекте послушнический и монашеский искусы помогают человеку стяжать приращение благодати Святого Духа, в которой ему хорошо бывает молиться всякому Лицу Пресвятой Троицы, поскольку Отец и Сын и Святой Дух открываются человеку именно через благодать Святого Духа.
Приращение благодати Святого Духа очищает, углубляет его душу. К слабо мерцающему светильнику человеческого разума прибавляется толика божественной энергии, и человек начинает видеть мысленные предметы явственнее, глубже.