RSS

Статьи

Иеромонах Сергий (Филиппов)
На протяжении нескольких лет «Монастырский вестник» публиковал осенние репортажи о ежегодном фестивале «Подворье в селе Сумароково». Нынче эпидемические ограничения не позволили провести этот праздник монастырских искусств, ремесел и аграрных достижений. О том, как сейчас живет подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря наш корреспондент побеседовала с настоятелем, иеромонахом Сергием (Филипповым).
Оксана Головко
«Икона есть наглядное свидетельство вечности, – читаем мы у монахини Иулиании (Соколовой) в статье «Православная икона». – Как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, как предание и творение отцов Церкви, как их свидетельство вечности древняя икона несет на себе все черты небесного: неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Перед ней затихают страсти и суета мира; она высится над всем в ином плане бытия. Икона есть великая святыня и по содержанию, и по форме».
30 сентября 2020
Как ни печально, но система образования в современной России почему-то плохо уживается с православной верой. То нерадивые чиновники на местах пытаются урезать финансирование православных школ, то администрация общеобразовательных учебных заведений профанирует православный компонент в системе образования, раздавая часы преподавателям с низкой квалификацией и весьма общими представлениями об основах веры, то руками родителей школы стараются всячески помешать урокам «Основы православной культуры», забывая, что именно христианское воспитание в России на протяжении многих веков помогало детям не только поверить в Бога, но и научиться пониманию этических сторон жизни человека – отличать добро от зла, правду от лжи, верность от предательства… Может быть, внесенные в закон «Об образовании в РФ» поправки о необходимости воспитания в школах изменят ситуацию? Напомним, что Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2020 года. Но и до этого важного события были и есть примеры, когда активная деятельность христиан способна изменить ситуацию в школе к лучшему. Об одном из таких примеров «Прихожанин» решил рассказать своим читателям. Только история наша начнется с рассказа о монастыре.
Игумен Иакинф (Телега)
В горной части Крымского полуострова на головокружительной высоте, почти на вершине горы Мангуп, расположен Свято-Благовещенский мужской монастырь древнегопроисхождения. В наше время по благословению митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря, начиная с 2002 года, здесь ведется восстановление обители. Игумен монастыря Иакинф (Телега) и небольшое число братии не только совершают богослужения, возрождают скальные храмы, налаживают иноческий быт и благоукрашают территорию. Свою миссию они видят и в том, чтобы помочь людям соединить в восприятии современно мира связь времен: перекинуть мостик от древней столицы некогда мощного и процветающего православного княжества Феодоро, или, как его еще называют историки, Мангупского княжества к дню сегодняшнему.
Оксана Головко
XIX век российского искусства. Ближе к середине столетия на первый план выступает социальное, разговор о «язвах общества». То, что относится к другой области – жизни души, религиозному чувству, – нередко признается отжившим и вредоносным. Потом наступит XX век – с его революциями и разрушениями. В XIX-м еще имело большой вес слово – литературная полемика, художественная критика. И предмет их внимания – творчество.
Оксана Головко
Михаил Нестеров всю жизнь писал людей Церкви. Исторические личности и современники, прославленные и безвестные, иноки, странники… Даже после революции 1917 года он не отказался от любимых образов. «Я не любил и не люблю тем “сегодняшнего дня” – тем общественных, особенно касающихся “политики”. Искусство имеет свою сферу влияния на человека. Оно как бы призвано оберегать эту “душу”, не допускать, чтобы она засорялась скверной житейской. Искусство сродни молитве», – писал художник, так внутренне и не принявший «совершившегося исторического преступления» и продолжавший стремиться к «непоруганной», тихой и мирной жизни своих монахов и отшельников.
Памяти митрополита Евлогия (Смирнова)
О приснопоминаемом владыке на 40-й день его кончины рассказывает игумения Иоанна (Смуткина), настоятельница Свято-Успенского женского монастыря города Александрова
Нина Ставицкая
Крымской Лаврой называют Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь под Бахчисараем. На сегодняшний день это один из крупнейших монастырей полуострова, известный и посещаемый. Поскольку из-за пандемии коронавируса те паломники, в чьи планы входило знакомство со святынями Крыма, вынуждены с поездками повременить, мы решили накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы рассказать о этой обители
Архимандрит Епифаний (Феодоропулос)
Клирики, труждающиеся в миру, осуществляют в высшей степени важное дело, которое никому не позволительно принижать и презирать. Они – орудия благодати, «служители Христовы и домостроители Таин Божиих» (1 Кор. 4: 1). Они продолжают в веках дело святых апостолов. Они проповедуют Христа Распятого и Воскресшего, учат покаянию и оставлению грехов «о имени Его».
Памяти архимандрита Германа (Чеснокова)
16 августа исполняется 9 дней по преставлении ко Господу насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Германа (Чеснокова). Около сорока лет батюшка нес тяжелейший крест изгнания злых духов, проповедовал покаяние народу, исходящему из безбожного плена. Сергиево-Посадский храм Петра и Павла, Воскресенское подворье лавры, где настоятельствовал отец Герман, стал центром исцеления и просвещения многих.