RSS

Статьи

Игумения Евстолия (Афонина)
600-летие явления Иисусова Креста на Сахотском болоте – о предстоящем великом юбилее, который будет отмечаться 11 июня нынешнего года, настоятельница Переславского Свято-Никольского женского монастыря игумения Евстолия (Афонина) рассказывала на портале «Монастырский вестник» в своем интервью «Искали место уединения – нашли! Но увидели, что Господь ставит перед нами совсем другие задачи». Та публикация по большей части содержала воспоминания, как насельницы обители нашли в глухом селе Крест, называемый сегодня верующим народом Годеновским, и Годеново со временем стало местом миссионерского служения сестер и клириков монастыря. Здесь же, в данном материале матушка-настоятельница, человек пишущий (на монастырском сайте есть рубрики «Игуменская страничка» и «Статьи игумении Евстолии») излагает свои размышления по поводу того, какое место занимают православные святыни в жизни русского народа. Предлагаем их вашему вниманию.
Схиигумения Мария (Дохторова)
В ХХ веке не счесть наших соотечественников в России и за ее рубежами, чья жизнь явилась подвигом веры и преданности Богу – в самом высоком понимании этого слова. Но и в сонме удивительных подвижников, исповедников, праведников необычайной кажется судьба схиигумении Марии (Дохторовой). Пройдя странницей многие европейские города и земли, она везде оставила яркий духовный след, основала вне России не одну обитель, убежденно оставаясь при этом всегда русской монахиней и сохраняя все истинные сокровища церковного благочестия и иноческих традиций своей родины
Нина Ставицкая
Углубляясь в историю монастырских хозяйств прошлых веков, видишь: сколько всего там примечательного! На десятках, а то и сотнях гектаров земли были поля с колосящейся рожью, пшеницей, овсом; были сады, огороды, виноградники. Животноводство, птицеводство, пчеловодство, выращивание рыбы в прудах и на речках, даже оленеводство – всё было в российских обителях, где монашествующие старались и себя обеспечить плодами своих трудов, и, по возможности, других людей накормить
Архимандрит Эмилиан (Вафидис)
9 мая 2019 года преставился ко Господу старец Эмилиан (Вафидис), духовник и основатель афонского монастыря Симонопетра и женской обители Ормилия на Халкидики. Сестры Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге уже много лет занимаются благородным трудом перевода книг архимандрита Эмилиана на русский язык и их изданием. Так, в 2020 году увидела свет первая часть – «Главы созерцательные» – толкования старца на «Слово о трезвении и молитве» преподобного Исихия Иерусалимского (IV–V вв.), просвещенного подвижника и достойного ученика святителя Григория Богослова
Игумен Петр (Пиголь)
Не хлебом одним будет жить человек... Эти слова всем известны, и смысл их в основном ни от кого не сокрыт, однако в наше, казалось бы, просвещенное время редко кто может сказать, что фраза эта взята из Евангелия и взята в неполном виде. Посему трудно и ответить на вопрос: в чем же, собственно, состоит подлинно духовная пища. Ответ находим во второй части этой фразы: всяким словом Божиим (Лк. 4:4, ср. Мф. 4:4, Второзак. 8:3). Как видим, подлинно духовной пищей человека может быть Священное Писание или все то, что основано на нем. Библия – книга, объединяющая Писания Ветхого и Нового Заветов, по сути написана Самим Богом через избранных святых людей. Посему именуется она еще и Божественным Откровением. Содержит она в себе все то, что необходимо знать и выполнять человеку для его жизни в этом мире и для вечного спасения.
Игумения Любовь (Якушкина)
В 2023 году исполняется 20 лет с момента возрождения монашеской жизни в Иверско-Серафимовском женском монастыре города Алма-Аты. «Монастырский вестник» предлагает своим читателям познакомиться со статьей настоятельницы обители – игумении Любови (Якушкиной), опубликованной на портале Митрополичьего округа в Республике Казахстан. Матушка Любовь рассказывает об истории и современной жизни монастыря и делится размышлениями о значении монашеского подвига.

Иверский женский монастырь г. Орска
В ноябре прошлого года мы публиковали новость о состоявшейся в Иверском монастыре города Орска конференции в честь 1000-летия преставления преподобного Симеона Нового Богослова – монаха-послушника, великого христианского мистика, предтечи практики исихазма XIV века и вдохновенного духовного поэта. Общецерковная традиция указывает, что преподобный Симеон после тридцатилетнего покоя в безмолвии почил 12 (25) марта 1022 года при храме святой Марины в Хрисополе. Знаменательная круглая дата явилась, действительно, очень важным для христианского мира событием, а конференция стала мероприятием международного масштаба. Ведь преподобный Симеон – уникальный пример для православных христиан всех времен. Те, кому знакома личность этого святого, знают о его исключительном духовном опыте, который достоин подражания хотя бы и в малом.
В.В. Каширина
К дню памяти старицы Московского Ивановского монастыря Досифеи, отмечаемому Православной Церковью 17 февраля, «Монастырский вестник» публикует статью доктора филологических наук Варвары Викторовны Кашириной.
9 февраля 2023
6 февраля в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «История Московского Ивановского монастыря. Строители и ктиторы». «Монастырский вестник» предлагает своим читателям познакомиться с тем, как проходило это мероприятие, обозначившее новую значительную веху в изучении истории обители.

X Златоустовские чтения
Юбилейные Златоустовские чтения проходили в этот раз не два дня, как в предыдущие годы, а три – с 1 по 3 февраля. Причина легко объяснимая. Столько людей захотели высказать добрые слова в адрес организаторов научно-практической конференции – прихода святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке – и действующего при нем Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря; столько специалистов в той или иной области предложили важные темы выступлений, что было решено не «комкать», не втискивать в два дня абсолютно всё. То есть торжественную часть с приветствиями и награждениями, обширную музыкальную программу с классической и духовной музыкой, отчеты по растущему числу проектов Центра, десятки докладов на двух традиционных секциях – исторической и богословской (из года в год посвящаемой изучению наследия святителя Иоанна Златоуста). Открывая форум после молебна святителю Иоанну Златоусту, настоятель Космодамианского храма протоиерей Феодор Бородин подчеркнул, что Златоустовские чтения – это прекрасный опыт правильного сотрудничества научного мира с Церковью, и сегодня к такому формату форума видны не только заинтересованный отклик профессионалов, но и симпатии многих людей. А главный редактор «Московского журнала» А. Ф. Грушина, где не раз публиковались очерки с фотографиями о находках, обретенных на территории древней святыни, в своем приветствии привела один примечательный факт. Златоустовские чтения – не единственные, у истоков которых стоял «Московский журнал». Он стоял у истоков еще нескольких форумов, но их, увы, уже нет, а Златоустовский форум по-прежнему является авторитетной площадкой. И из заметных печатных изданий, начинавших свой путь в непростые 90-е годы, остался лишь «Московский журнал». Такое долгожительство тоже роднит.
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь