RSS

Исследования

Алла Виденеева
Кандидат исторических наук Алла Евгеньевна Виденеева продолжает публикацию своих находок в архивах Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Основываясь на документальной истории пострига в 1908 году двух послушников Новоспасской обители – Павла Ивасюка и Дмитрия Соснина, можно узнать интересные подробности церковной и собственно монастырской жизни начала ХХ столетия, сделать выводы о том, как стремились в то время сохранять преемственность традиций и заботились о достойном пополнении свежими силами монашеской братии.
Архиепископ Феодор (Поздеевский)
23 октября 1937 года – день расстрела выдающегося иерарха Русской Православной Церкви настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского). Молитвенно поминая владыку, публикуем обзор одной из его статей, в которой он поднимает важную для Церкви тему роли духовенства в жизни России и причинах нестроений в духовном образовании.
Ольга Полякова
Современные исследователи неоднократно отмечали значительную роль, которую внесли православные монастыри в историю и культуру России.
Людмила Зуммер
Предлагаем вниманию наших читателей исследование Людмилы Александровны Зуммер, регента Феодоровского кафедрального собора Ярославля, преподавателя регентской школы Ярославской духовной семинарии, многие годы изучающей историю церковной певческой культуры Ярославской земли.
А.В. Щипков
Статья советника председателя Государственной Думы Российской Федерации, заместителя главы Всемирного русского народного собора, первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессора философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,доктора политических наук А.В. Щипкова.
О.А. Родионов
В основу публикуемой статьи кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, старшего преподавателя ПСТГУ Олега Алексеевича Родионова положен доклад автора на круглом столе «Монашеская письменность Христианского Востока», состоявшемся в феврале 2020 года в лектории Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.
Сергей Михеев
На заседании синода Элладской Православной Церкви 12 октября 2019 года был представлен доклад Афинского архиепископа Иеронима II по вопросу признания автокефального статуса новосозданной раскольнической организации «Православная церковь Украины», учрежденной незадолго до этого Константинопольским Патриархатом. Из доклада видно, что в марте 2019 г. было поручено исследовать данный вопрос двум Синодальным комиссиям ЭПЦ (которые возглавили митрополит Дидимотихийский, Орестиадский и Суфлийский Дамаскин и митрополит Димитриадский и Алмирский Игнатий).
Рецензия на книгу игумении Филареты (Калачёвой) «Путь, истина и жизнь»

Игумения Филарета (Калачёва), настоятельница Успенского Пюхтицкого монастыря, написала книгу о монашестве, о том, как складывалось особенное в христианском мире служение – игуменское. И поскольку монастырь не существует вне Церкви, а Церковь – вне истории, автору пришлось поднять и осмыслить поистине огромный объем материала. Размышления над историческими событиями и личностями, взвешенность оценок, ясность изложения – всё это делает «Путь, истину и жизнь» (этими евангельскими словами назвала игумения Филарета свой труд) несомненным событием литературы, посвященной истории христианства.

Cвященник Александр Мазырин
«Журнал Московской Патриархии» продолжает разговор о кризисе межправославных отношений и неканоничности решений и действий Константинопольского Патриарха Варфоломея. В апрельском номере за 2019 год читателя ознакомили с исторической фабулой современных событий. В данной статье доктор церковной истории, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин объясняет, в чем, на его взгляд, состоят богословские заблуждения современного главы Фанара и почему каноны не дают никаких исключительных прав Константинопольским Патриархам. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 5, 2019).
Митрополит Тверской и Кашинский Савва, доктор церковной истории
В биографии тверского владыки Павла отчетливо прослеживается период его настоятельства в московских ставропигиальных монастырях. За двенадцать лет – с 1782 по 1794 годы он успел побывать настоятелем четырех монастырей: Заиконоспасского (с августа 1782 по ноябрь 1783), Симонова (с ноября 1783 по октябрь 1785), Воскресенского Ново-Иерусалимского (с октября 1785 по январь 1786) и, наконец, Новоспасского (с января 1786 по февраль 1794).
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Успенский женский монастырь с. Перевозное