RSS

Исследования

Cвященник Александр Мазырин
«Журнал Московской Патриархии» продолжает разговор о кризисе межправославных отношений и неканоничности решений и действий Константинопольского Патриарха Варфоломея. В апрельском номере за 2019 год читателя ознакомили с исторической фабулой современных событий. В данной статье доктор церковной истории, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин объясняет, в чем, на его взгляд, состоят богословские заблуждения современного главы Фанара и почему каноны не дают никаких исключительных прав Константинопольским Патриархам. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 5, 2019).
Митрополит Тверской и Кашинский Савва, доктор церковной истории
В биографии тверского владыки Павла отчетливо прослеживается период его настоятельства в московских ставропигиальных монастырях. За двенадцать лет – с 1782 по 1794 годы он успел побывать настоятелем четырех монастырей: Заиконоспасского (с августа 1782 по ноябрь 1783), Симонова (с ноября 1783 по октябрь 1785), Воскресенского Ново-Иерусалимского (с октября 1785 по январь 1786) и, наконец, Новоспасского (с января 1786 по февраль 1794).
Митрополит Тверской и Кашинский Савва
В 2019 году исполняется 270 лет со дня рождения архиепископа Тверского Павла (Пономарева) и 220 лет со времени его возведения в архиерейский сан. Казалось, ему было отпущено не так уж и много – всего 56 лет, но жизнь его была и яркой, и выдающейся. Сегодня мы хотели бы вспомнить основные вехи его судьбы: историю происхождения, получение образования, преподавательскую деятельность, наместничество в Троице-Сергиевой лавре, настоятельство в четырех ставропигиальных московских монастырях, архиерейство на трех знаменитых архиерейских кафедрах.
Игумен Дионисий (Шлёнов)

В рамках научно-просветительского проекта «Монашество в истории» Московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря с 2017 года проводятся ежегодные научные конференции, посвященные актуальным проблемам и новым методам в изучении истории христианского монашества. В конференциях принимают участие ведущие специалисты по истории монашества из различных духовных и светских учебных заведений и научных институтов. В начале 2019 года был выпущен первый сборник материалов конференций 2017–2018 годов. В статьях, написанных участниками по прочитанным ими докладам, анализируются исторические документы, литературные источники и памятники агиографии ІV–XX вв. с целью изучения многовекового монашеского наследия, столь необходимого для возрождения монастырской жизни в наши дни. Предлагаем познакомиться с опубликованным в данном сборнике исследованием игумена Дионисия (Шлёнова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподавателя Московской духовной академии, заведующего академической библиотекой.

Татьяна Петрова
Последнего перед закрытием настоятеля московского Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) (1876–1937) обычно в исторической литературе называют ученым монахом, строгим аскетом, столпом Православия времен гонений ХХ века. И он действительно был таким. Особенно строгим и недоступным предстает владыка в воспоминаниях многих студентов и преподавателей в период его ректорства в Московской духовной академии. И учащиеся, и даже профессора трепетали перед отцом Ректором и даже часто недолюбливали его, считали отсталым во взглядах, жестким и высокомерным. На самом деле это было связано больше с тем, что в тот период даже духовные школы были сильно подвержены духу революционного брожения, а владыка Феодор не пытался заигрывать с охваченной идеями «свободы» и «прогресса» «передовой» молодежью и их старшими наставниками, а будучи искренним монархистом, консерватором и традиционалистом, ярым противником насильственного изменения строя и таким же ярым приверженцем истинного святоотеческого Православия, он все свои силы отдавал на борьбу с этим разлагающим тлетворным якобы свободомыслием, а на самом деле – духом хульным и лукавым.
Священник Михаил Желтов
В статье подробно описываются и тщательно анализируются исторические события, связанные с устроением церковной жизни в Киевской, Московской и Западной Руси на протяжении последнего тысячелетия.
А.Б. Ванькова
Предлагаем вниманию читателей исследование кандидата исторических наук Анны Борисовны Ваньковой, сотрудника Центра истории Византии и восточно-христианской культуры Института всеобщей истории Российской Академии наук, основанное на скрупулезном изучении византийских монашеских уставных документов
Протоиерей Андрей Новиков
Данная статья ставит своей целью проанализировать выступление Патриарха Константинопольского Варфоломея на Синаксисе архиереев Константинопольского Патриархата, проходившем в Стамбуле 1–4 сентября 2018 г. В своей речи, не оспоренной ни одним епископом Константинопольской Церкви и даже встреченной общим одобрением, Патриарх Варфоломей на официальном церковном уровне провозгласил четко и недвусмысленно догматическое положение о наличии у Константинопольского (или «Вселенского») Патриархата и его Патриархов первенства сакральной, административной и судебно-апелляционной власти во всей полноте Церкви Христовой.
Священник Александр Мазырин
Одним из наиболее драматичных периодов в многовековой истории взаимоотношений Константинопольской и Русской Церквей стали 20–30-е годы ХХ века – время весьма тяжелое для обоих Патриархатов, ознаменованное как внешними гонениями, так и внутренними нестроениями. Московский Патриархат не вмешивался во внутренние проблемы греков (такие как, например, конфликт новостильников и старостильников), в то время как Константинополь пытался активно влиять на ход церковных дел и в России (СССР), и в русском зарубежье. Наиболее ярко это проявилось в связи с возникновением инспирированного советской богоборческой властью обновленческого раскола в Русской Православной Церкви.
Варвара Каширина
В 1862 году в Россию из Афонского Пантелеимонова монастыря для сбора средств прибыл иеромонах Арсений (Минин). С собой он привез святыни Афонской обители: крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Живоносного Гроба Господня, частицу мощей святого великомученика Пантелеимона и многих других угодников Божиих и чудотворную икону Тихвинской Божией Матери. Благодаря ревности отца Арсения, его неленостному служению и яркому дару проповедника, усердие верующих к афонской обители было велико.