RSS

Послушания

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Регент говорит с певчими руками. Неподвижная рука предваряет звучание голосов, ее задача сказать хору: «Премудрость, прости!», ‒ то есть: «Стойте прямо, будьте внимательны». И вот из нейтральной, «молчаливой» позиции руки взлетают вверх; одно движение связано с другим и представляет собой неразрывную линию, которая утолщается и утончается, утяжеляется и облегчается, усиливается и ослабляется…
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Раннее утро. Пять часов утра. На улице еще совсем темно, горят фонари. На соборной площади перед Троицким храмом никого нет. Только кое-где виднеются черные фигурки – это сестры уже идут в храм на полунощницу, которая начнется через полчаса. В храме тепло, пахнет ладаном, горят только лампадки и на каждом подсвечнике – по одной толстой свече. Над ракой преподобного Серафима множество огоньков – самые разные по форме, цвету и величине лампадки переливаются, мерцают, отчего и сама рака светится. В храме тишина. Полчаса назад уже пришли церковницы, алтарницы, они зажигают лампадки, свечи в храме и алтаре, готовят аналои, стелют коврики.
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Одеяние монашествующих отличается от одежды других людей цветом, длиной, особым покроем. У кого-то это вызывает удивление и интерес, у кого-то благоговение и восхищение. «Как ангелы!» ‒ можно услышать от людей, видящих монахов в мантии, которая развивается, как ангельские крылья. Цвет одежды обычно черный или близкий к темному. Почему именно в черное одеты монашествующии? Черный цвет – отсутствие цвета, цвет совершенного покоя, отсутствие движения страсти, отрешение от суетного. Длинное одеяние является знамением Божией благодати, покрывающей человеческие немощи.
Инокиня Николая (Куцитару)
Здание паломнического центра в Серафимо-Дивеевском монастыре видно издалека, крупная надпись на фасаде свидетельствует о том, что всем, кто хочет поселиться в монастыре, заказать экскурсию или просто задать вопросы, нужно обратиться именно сюда. Сестры, несущие послушание в паломническом центре, стараются, чтобы посещение святой обители стало для паломников ярким и памятным событием. А для этого нужно их обеспечить кровом над головой и пищей – телесной и духовной. Нужно окружить людей заботой и вниманием, подобно батюшке Серафиму Саровскому, который встречал каждого приходящего к нему словами: «Радуйся, радость моя!» Количество паломников растет из года в год, нагрузка на монастырскую паломническую службу увеличивается. Как ей удается справляться с неиссякаемым потоком жаждущих поклониться великой святыне и духовно укрепиться? На вопросы корреспондента портала «Монастырский вестник» ответила старшая паломнического центра инокиня Николая (Куцитару).
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
«Не оставь дев Моих дивеевских», ‒ сказала Царица Небесная преподобному Серафиму при последнем Своем явлении на Благовещение 1831 года. Смиренный старец, сознавая немощь человеческого естества, ответил: «О Владычица, я собираю их, но сам собою не могу их управить!» И тогда Пресвятая Богородицы как Верховная Игумения Дивеевской обители изрекла Духом Святым исполненные слова: «Я тебе, любимиче Мой, во всем помогу! Возложи на них послушание; если исправят, то будут с тобою и близ Меня, и если потеряют мудрость, то лишатся участи сих ближних дев Моих: ни места, ни венца такого не будет».
Монахиня Макария (Огудина)
В старом Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре издательского послушания не было. Была литография, в которой более 80 сестер на больших по размеру и тяжелых по весу камнях иголками накалывали изображения – в основном иконы батюшки Серафима и Божией Матери «Умиление». Каждый камень подготавливали в течение года, затем печатали на печатных машинах и сушили картины. В 1903 году монастырскую литографию посетила Царская чета. Большое впечатление на Высоких гостей произвела скоропечатная машина. Царица Александра Федоровна тогда сказала: «Вам еще много понадобится!», очевидно имея в виду технические средства. Действительно, понадобилось многое, только уже в конце XX – начале XXI века. В возрожденном монастыре приобрели ризограф и с него начали типографскую деятельность. Позже игумения Сергия (Конкова) твердо переименовала это послушание из типографского в издательское. Об основных направлениях монастырского издательства нам рассказала монахиня Макария (Огудина).
Игумения Феоксения, настоятельница монастыря Иконы Богородицы «Живоносный Источник» (Хрисопиги, о. Крит)
Со времен раннего христианства на пути монашеской жизни особое значение имеет личность предстоятеля общежития, выполняющего роль основного наставника. Согласно законоположнику монашества святителю Василию Великому личность игумена или игумении служит предметом всеобщего доверия и приятия и мерилом для всей братии.
Епископ Воскресенский Савва (Михеев), Алла Виденеева
Настоящая работа епископа Воскресенского Саввы (Михеева), доктора церковной истории, наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря и Аллы Виденеевой, кандидата исторических наук, посвященная рассмотрению обязанностей монастырского казначея, связана с изучением управленческого аппарата и должностной иерархии Новоспасского монастыря в XIX столетии.
Иеромонах Мелхиседек (Скрипкин)

В монастыре приоритетами являются молитвенное делание и богослужебная жизнь. Кроме того, день братии обители заполнен послушаниями, которых у каждого из них, как правило, по нескольку. При такой загруженности можно ли монашествующим найти время, чтобы посетить монастырскую библиотеку, взять заинтересовавшую книгу и затем в тишине кельи вдумчиво читать ее? 


Игумения Феоксения

Игуменское послушание – одно из самых сложных. Монах несет ответственность за свою духовную жизнь, игумения за весь монастырь даст ответ перед Богом. Об особенностях своего послушания рассказывает геронтисса Феоксения, игумения женского монастыря на острове Крит в Греции.