Никитский женский монастырь как духовная школа подвижниц благочестия и исповедниц ХХ века

Игумения Магдалина (Чекулаева)

Доклад игумении Магдалины (Чекулаевой), настоятельницы Никитского женского монастыря г. Каширы на региональном круглом столе «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях» для ставропигиальных монастырей и монастырей Московской митрополии (Москва, Сретенский монастырь. 20 декабря 2023 года)

Монах уходит далеко от мира не потому, что ненавидит мир, но потому что любит мир и этим способом может больше помочь ему своей молитвой в делах, которые не могут совершиться благодаря человеческим усилиям, но только при божественном вмешательстве. Так Бог спасет мир.
 

Прп. Паисий Святогорец

Никитский женский монастырь находится на окраине древнего города Каширы, на высоком берегу реки Оки. «Это гора Преображения, на которой воссияет великий свет! Это место святое, здесь будет большая обитель!» – так говорил старец Белопесоцкого монастыря иеромонах Виссарион в середине ХIХ века о монастыре святого великомученика Никиты. Его слова в точности исполнились.

История монастыря берет свое начало с конца ХVII века, с деревянной кладбищенской церкви на окраине города. Здесь хоронили стрельцов, полки которых стояли в Кашире. Церковь была освящена в честь великомученика Никиты Готфского. До революции этого святого широко почитали на Руси. Особенно в среде военных, как своего небесного покровителя и помощника.

При этой церкви существовала ветхая сторожка, в которой обосновались несколько благочестивых вдов и девиц с желанием посвятить свою жизнь Богу. Так образовалась богадельня. В 1815 году старостой Никитской церкви избрали благочестивого купца Феодора Иеремиевича Руднева. Он ревностно приступил к созданию нового каменного храма в честь великомученика Никиты.

В богадельню при строящемся Никитском храме в 1843 году по благословению Московского митрополита Филарета (Дроздова) прибыла монахиня Фомаида (Чирочина), насельница знаменитой Горицкой обители Новгородской губернии.

Жители Каширы сразу стали именовать богадельню монастырем. Духовниками обители в это время были иноки Троицкого Белопесоцкого мужского монастыря.

К началу 1860-х годов молитвами и стараниями матушки Фомаиды при Никитской церкви было собрано около 70 насельниц.

Из поучений матушки Фомаиды:

«Всякой сестре, желающей угодить Господу, надобно прежде позаботиться об исполнении заповедей Господних, а потом уже приступать к понесению особых подвигов: неядения продолжительного и уклонения от сна. Подвиг без исполнения заповедей многих приводил к обольщению».

Управляла матушка общиной 25 лет. Преставилась она на девяностом году жизни 30 декабря [1] 1869 года и была погребена возле Никитской церкви у окна левого клироса.

Настоятельницей Никитской общины становится игумения Макария (Сомова), монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря. Матушка Макария, в миру – Мария Николаевна Сомова – родилась в благочестивой семье дворян Тульской губернии. Матушка Макария с юности была духовной дочерью Оптинских старцев Льва (Наголкина) и Макария (Иванова). Известно, что с 1835 года [2] она вела с ними постоянную переписку.

В 1836 году по благословению старцев Льва и Макария девица Мария поступила в Белевский Крестовоздвиженский девичий монастырь, где приняла монашество с именем Макария. Путь ее к монашеству был полон испытаний. В первый год своей жизни в монастыре она пострадала за верность старцам. Юная послушница Мария Сомова претерпела немало скорбей. Она, оклеветанная, была выслана из монастыря и вынуждена была скитаться. Дело в том, что в первой половине XIX века старчество в России только возрождалось, и зачастую монахи в деле своего спасения уповали на внешние подвиги, мало обращая внимания на очищение своего ума и сердца. Нередко старческое окормление встречало непонимание. Самого старца Льва в конце жизни постигло испытание, которое было для него особенно тягостно, потому что касалось не его одного, но и многих из его духовных чад.

В защиту белевской изгнанницы вступился архимандрит Игнатий (Брянчанинов). Он обратился к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) и митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову), прося о защите отца Льва и его учениц, подробно изложив, что они, следуя духовным наставлениям старца, проводят свою жизнь монашескую исключительно в духе древних монашеских преданий и по учению святых отцов, не нарушая уставов Церкви.

Оба святителя, давно и хорошо знавших отца Льва, писали тульскому епископу Дамаскину (Россову) в оправдание старца и оклеветанных монахинь. Вскоре изгнанница была снова принята в монастырь, что очень утешило умирающего старца Льва, получившего долгожданное известие за несколько дней до кончины.

В конце 1861 года матушка Макария становится настоятельницей Никитского женского монастыря в Кашире. С ее приходом пришло и благословение Оптиной пустыни. Духовный расцвет русского женского монашества в XVIII–XIX веках был связан с развитием старчества. Забота старцев о женских душах, их покровительство и духовное, и материальное женским монастырям – это особая глава в истории русского старчества.

8 апреля 1862 года Каширская женская община получает официальный статус. Это было долгожданным событием для всех.

Матушка Макария ревностно принялась за обустройство обители. Она ввела строгий общежительный устав, уделяла внимание благолепию и порядку в храме Божием, благоговейному совершению богослужений. Сама матушка Макария, кроткая и смиренная духом, была монахиней строгой жизни, и ее заботы были, главным образом, сосредоточены на духовном состоянии обители, на поддержании среди сестер мира и благодушия.

Тщанием настоятельницы в обитель были присланы иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и «Троеручица» со Святой Горы Афон [3]. Монастырь быстро получил известность.

18 апреля 1884 года был получен указ Святейшего Синода о возведении Каширской общины в общежительный монастырь [4]. 21 июля этого же года Преосвященный Никандр (Покровский) возглавил торжества по случаю открытия монастыря. В этот день был совершен и первый монашеский постриг восьми сестер обители, знаменательное событие, которого ждали 41 год.

В том же году настоятельница монахиня Макария была возведена в сан игумении. Матушка Макария управляла обителью 27 лет, во всем руководствуясь советами Оптинских старцев Льва, Макария, Илариона и Амвросия, чей молитвенный покров и духовное окормление были для юной обители надежной опорой.

Из письма старца Макария (Иванова) монахине Макарии (Сомовой): «Ты вышла на духовную брань и, не бывши еще на сражении, ищешь награды – душевного спокойствия. Оно даруется тем, кои претерпели многие раны на брани, пали и паки восстали, обвязав свои раны. И бодро стоят на служении».

В конце жизни игумения Макария приняла великую схиму и удалилась на покой.

Дальнейшее становление Никитского монастыря происходило также под мудрым руководством старцев Оптиной пустыни.

В 1888 году по благословению старца Амвросия Оптинского настоятельницей Никитского монастыря стала игумения Тихона (Ладыженская). Она родилась в семье дворян Тульской губернии. Впоследствии ее родители и две родные сестры приняли монашество. Вся семья глубоко почитала старца Макария Оптинского и по его совету матушка Тихона с десяти лет воспитывалась в Белевском девичьем монастыре в строгих правилах иноческой жизни. Духовными наставниками матушки Тихоны с юности были великие Оптинские старцы Макарий, Иларион, Амвросий.

Став игуменией в Кашире, по своему глубокому смирению, матушка Тихона все важные решения принимала только с благословения Оптинских старцев. Она и сестер благословила обращаться в Оптину в письмах за советом.

Из наставлений Оптинских старцев сестрам монастыря: «Молитву Иисусову всеми силами старайся держать – она вся наша жизнь, вся краса, все утешение, что вначале она трудна – всем известно, но после зато неоцененна, всерадостна, вселюбезна… А без сего делания тяжка и безотрадна жизнь иноческая» (прп. Анатолий (Зерцалов)).

Сейчас в Никитском монастыре готовится к изданию полное собрание писем Оптинских старцев к игумениям и насельницам Никитской обители. Это более пятисот писем, написанных в промежутке с 1836-го по 1910 годы.

Из переписки [5] игумении Тихоны с архимандритом Исаакием (Антимоновым) известно, что старцы Анатолий (Зерцалов) и Никон (Беляев) ежегодно посещали Никитский монастырь, привозя сестрам благословение Оптиной пустыни и «живое старческое слово, рожденное из опыта, исполненное благодати Божией и любви».

Смиренно неся крест настоятельства в течение двадцати лет, игумения Тихона много потрудилась для процветания Никитского монастыря. Одним из значимых дел ее жизни стало строительство величественного Преображенского собора, который был построен за пять лет. Время управления игумении Тихоны было временем духовного расцвета Никитского монастыря. В конце жизни матушка Тихона, по примеру своих предшественниц, приняла великую схиму, и, прожив на покое около двух лет, мирно отошла к Богу.

Можно отметить просветительскую деятельность Никитского монастыря. Прежде всего, игумении Макария и Тихона заботились об образовании насельниц. Уделялось большое внимание и образованию детей. В 1862 году при Никитском монастыре была открыта школа для девочек, которая содержалась на средства обители. В школе безвозмездно обучались 120 девочек разных сословий. Преподавание было поставлено на самом высоком уровне. Учительницами школы трудились насельницы монастыря дворянского происхождения, которые имели специальное высшее образование.

В начале ХХ века школа при Никитском монастыре была известна уже далеко за пределами Каширы и находилась под Августейшим покровительством Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Школу молитвенно поддерживали и окормляли Оптинские старцы. Сохранились письма старца Иосифа (Литовкина) к учительнице монастырской школы послушнице Юлии. «Помоги Господи тебе и ученицам твоим. Религиозное учебное занятие это тоже своего рода беседа с Богом – Молитва» [6] – писал старец Иосиф.

К началу ХХ века Никитский монастырь был самой большой в Тульской епархии благоустроенной обителью, в которой подвизалось 249 сестер, официально принятых по Указу и примерно столько же, живущих на испытании. Срок испытания в то время продолжался 10–15 лет.

В 1908 году настоятельницей Никитского монастыря стала игумения Сергия (Зайцева). Через пять лет игумения Сергия скоропостижно скончалась от хронической болезни сердца.

Начинался самый трагический период истории обители, когда весь строй жизни русского народа рушился и разворачивались гонения на веру. В эти тяжелые годы не прерывалась связь Никитского монастыря с Оптиной пустынью и ее старцами. Сестры стремились увидеться со старцем Нектарием (Тихоновым), учеником преподобного Анатолия (Зерцалова), услышать слово духовного наставления, получить благословение.

Исповедница Никитского женского монастыря – схиигумения Серафима (Ильичева)

В 1914 году настоятельницей Никитского монастыря стала игумения Серафима (Ильичева). Схиигумения Серафима – в миру Елизавета Семеновна Ильичева, родилась в 1869 году в селе Руново Каширского уезда Тульской губернии. Отец ее был петербургским купцом 1-й гильдии. Девушка получила образование в Петербургском Елисаветинском училище. По окончании училища в 19 лет Елизавета Ильичева избирает путь служения Богу и поступает в Никитский женский монастырь города Каширы. 1 марта 1903 года принимает монашество с именем Серафима.

Монастырская жизнь в большой обители, жизнь напряженная и разнообразная, способствовала раскрытию лучших природных качеств монахини Серафимы: организованности, собранности, предприимчивости, хозяйственности. Она несла послушание казначеи Никитского монастыря.

Став игуменией, матушка Серафима усугубила свои труды и подвиги, при всей многозаботливости помня, что «цель жизни монашеской – чистота сердца». Она всеми силами старалась сохранить образ и дух монашеской жизни в обители, взращенный Оптинскими старцами. Сама искусная в духовном рассуждении, матушка Серафима так руководила насельницами, что «при помощи Божией нравственная внутренняя жизнь сестер обители соответствовала их званию».

В 1919 году Никитский монастырь был вынужденно преобразован в трудовую артель, но это не спасло его от окончательного закрытия в 1923 году. Наступил период мученичества и исповедничества, сестры обители разделили судьбу русского монашества.

Гонения 1920-х годов изменили внешнюю жизнь монастыря; сестры, рассеянные по миру, старались всеми силами сохранить внутренний уклад монашеской жизни и верность своим иноческим обетам. Игумения Серафима оставалась им духовной матерью, поддерживала их молитвой, добрым словом, помогала всем необходимым.

27 мая 1931 года матушку Серафиму арестовали и обвинили в контрреволюционных преступлениях [7]. В этот же день были арестованы 40 насельниц Никитского монастыря. Все они осуждены и приговорены к заключению в исправительно-трудовой лагерь, с заменой на высылку в Казахстан, игумения сроком на 5 лет, сестры – на 3 года. Имущество их было конфисковано. В ссылку игумению Серафиму направили по этапу [8].

Вернувшись из ссылки, матушка поселилась в городе Озеры, недалеко от Каширы. Жила в маленьком домике. Схиигумения Серафима почила 1 февраля 1943 года и погребена на кладбище города Озеры. На ее могиле установлен памятный крест [9]. В настоящее время в Никитском монастыре матушка Серафима почитается как исповедница, пострадавшая за веру Христову. Ежегодно в день ее памяти сестры монастыря с прихожанами совершают панихиду на ее могиле.

Подвижница XX века схимонахиня Ольга (Ложкина)

Широко почитается и в Кашире, и в Москве одна из насельниц Никитского монастыря схимонахиня Ольга (Ложкина).

Родом из крестьян Рязанской губернии, двадцатилетней она поступила в Никитский женский монастырь [10]. Здесь в обители, окормляемой Оптинскими старцами, проходило ее духовное становление и возрастание. 28 лет прожила подвижница в монастыре. Уже после революции, незадолго до закрытия обители она приняла монашеский постриг с именем Моисея.

В 1923 году [11] монастырь был окончательно закрыт. Сестры с тяжелым сердцем покидали родную обитель. Матушка Ольга отличалась решительным нравом: когда начали разорять монастырские святыни, бросилась защищать… Очнулась страдалица с пробитой головой в доме купцов Рудневых. Матушку Ольгу выхаживали долго. Несколько месяцев она находилась между жизнью и смертью. Осталась жива Божией милостью.

Несколько лет подвижница не могла найти пристанища и вынуждена была скитаться, пока в конце 1920-х годов Господь не привел ее в Москву. Ее кельей стала крошечная треугольная комнатка полуподвального помещения двухэтажного дома недалеко от Таганской площади. Матушка делила ее с двумя монахинями. Условия их жизни были аскетические. И хотя самим им жилось очень трудно и голодно, матушка Ольга собирала сухари, чтобы помогать другим [12]. Все эти трудности она переносила с христианским мужеством и твердой верой в Промысл Божий. До войны она ежедневно приходила в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе.

В период с 1942 по 1952 годы подвижница принимает великую схиму с именем Ольга, в честь святой равноапостольной русской княгини [13]. Матушка практически ничего не рассказывала об этом. Когда спрашивали, говорила кратко: «Схима – это молитва, а одежда – тряпки… схима – это любовь!» [14].

Постриг в великую схиму совершил схиархимандрит Амвросий Балабановский (Иванов), один из последних Оптинских старцев. Он совершал тайные монашеские постриги по благословению Патриарха Алексия (Симанского) [15].

Сохранились многочисленные рассказы о том, как много времени подвижница проводила в походах по Москве. Она пешком, с непрестанной молитвой, преодолевала огромные расстояния. Среди людской толпы схимница выбирала именно того человека, кому особо нужна была помощь.

Многие годы подвижница мужественно переносила выпавшие на ее долю страдания: соседи, желавшие завладеть комнатой старицы, создавали ей невыносимые условия. Даже зимой не позволяли топить печь, готовить еду. Они не пускали к подвижнице людей, приходивших за духовным советом, писали доносы, вызывали милицию. Несколько раз соседям удалось поместить матушку Ольгу в психиатрическую больницу, выдавая ее странные, непонятные им поступки и слова за сумасшествие.

Поначалу врачи отнеслись к ней как к обычной душевнобольной пациентке. А схимница и в больнице непрестанно молилась и строго держала пост. Когда она отказывалась принимать предлагаемую пищу, ее насильно кормили, связывали, усмиряли. Но подвижница всё кротко терпела ради Господа. Со временем врачи стали замечать, что само присутствие матушки Ольги усмиряет больных. Даже тяжело страдающие, «буйные» пациенты при ней вели себя спокойно, некоторые постепенно выздоравливали, и их выписывали. Ее веру в Бога врачи признали «старческим слабоумием».

Около 1962 года начинается открытое служение матушки Ольги людям. К ней приходят страждущие, больные, нуждающиеся в помощи и добром совете. К приходящим настойчиво обращалась:

– Молитесь, доченьки! Мир молитвой держится!

Схимница не любила, когда при ней вели праздные беседы, начинала волноваться, перебивать, и безмерно радовалась, когда вместе молились. Матушка не могла терпеть осуждения, всегда пресекала его.

Схимонахиня Ольга всю жизнь ревностно хранила свои монашеские обеты, данные ею при постриге в Никитском монастыре. Она старалась жить по послушанию, придавала большое значение духовному совету и руководству во внутреннем делании. Ее духовником был архимандрит Троице-Сергиевой лавры Пимен (Никитенко). Бывая в Лавре, подвижница исповедовалась у отца Пимена, после обязательно причащалась [16].

Матушка Ольга многих своих духовных чад направляла молиться в разрушенные монастыри и храмы Москвы. И каждое такое посещение дарило удивительную радость. Часто в этих храмах люди получали исцеления от недугов, болезней, тяжких душевных состояний. Матушка не раз повторяла: – Всё это откроется со временем! Нет закрытых храмов, молитесь – и всё откроется [17].

За свою долгую жизнь подвижница прошла путь терпения различных унижений, поношений, насмешек, укоризн от людей. Но лицо ее было всегда светло и радостно. Похвалы и благодарности от людей она принимала безразлично. Схимница избегала их, переходя на юродство.

О своей близкой кончине схимонахиня Ольга знала заранее. Как бы прощаясь со всеми приходившими к ней, схимница благословляла их, и каждому дарила что-то в благословение на дальнейший жизненный путь.

В ночь на 23 января 1973 года, во время чтения канона на исход души, схимонахиня Ольга тихо предала свой дух Господу. Погребена матушка Ольга на Калитниковском кладбище города Москвы, у стены храма «Всех скорбящих Радосте», на месте, которое она сама заранее выбрала незадолго до кончины.

В 2022 году Никитский монастырь издал книгу, посвященную блаженной памяти схимонахини Ольги [18]. В заключение приведу из нее два свидетельства благодатной помощи по молитвам к матушке.

Наталья А. долгое время не могла устроиться на работу. Поехала на могилку матушки Ольги, попросила ее помочь. Вернувшись домой, с порога услышала телефонный звонок: «Мне предложили работу! Это не могло быть случайностью. Матушка Ольга услышала меня и помогла».

Пишет Р.Б.Ольга из города Железнодорожный Московской области. Сын Ольги употреблял наркотики, и бедная мать стала ездить на могилку к матушке Ольге, просить о помощи. Один раз удалось приехать вместе с сыном: «И произошло чудо! В этот же день сын познакомился с девушкой, уехал жить в Каширу. В скором времени они поженились, у них родилась дочь. Назвали Марией».

[1] Здесь и далее даты указаны по новому стилю.

[2] Первое сохранившееся письмо от старца Льва (Наголкина) к М.Н. Сомовой датируется 26 марта 1835 г. НИОР РГБ Ф. 213. К. 78. Д. 18.

[3] Арх. Геронтий (Кургановский). Историческое описание Никитского женского монастыря в г. Кашире. 1909.

[4] ГАТО. Ф. № 3. Оп. № 10. Д. № 4879.

[5] НИОР РГБ. Ф. 213. К. 72. Д. 14.

[6] НИОР РГБ. Ф.213. К. 65. Д. 31.

[7] ГАРФ. Ф. № 10035. Оп. № 1. Д. № П-59460.

[8] На основании решения Тройки при ПП ОГПУ Московской области от 10 июня 1931 г. ГАРФ. Следственное дело П-59460.

[9] В этом деле много потрудился каширский краевед А.Н. Горелов.

[10] Там же.

[11] ГАТО. Ф. Р-717. Оп.1. Д. 40 «Дело о ликвидации Никитского женского монастыря Каширского уезда с подробным описанием его имущества за 1919-1921гг.»

[12] Из воспоминаний Е.Д. Рыжковой, внучатой племянницы схимон. Ольги.

[13] По воспоминаниям О.Д. Галактионовой, внучатой племянницы схимон. Ольги.

[14] Там же.

[15] Этот факт подтверждают свидетельства многих духовных чад старца Амвросия. Арх. Наум (Байбородин) направлял своих духовных чад принимать монашеский постриг в с. Балабаново. Там приняли иноческий постриг иг. София (Комарова), настоятельница Суздальского Покровского монастыря и иг. Мария (Воробьева), настоятельница Пермского Успенского монастыря.

[16] По воспоминаниям О.Д. Галактионовой, внучатой племянницы, и А.И. Аляевой, келейницы схимонахини Ольги.

[17] По воспоминаниям А.И. Аляевой.

[18] Блаженная старица схимонахиня Ольга (Ложкина). Жизнеописание. Воспоминания. Благодатная помощь / Сост. трудами сестер Никитского женского монастыря г. Каширы. – Никитский женский монастырь, 2022. 208 с.

Материалы по теме

Новости

Доклады