Доклад иеромонаха Никандра (Пилишина), ученого секретаря Вологодской духовной семинарии на Международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Москва, 17–18 ноября 2018 года)
В начале своего доклада мне хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю данного вопроса и проследить, откуда идет традиция полагания Священного Писания и изучения отцов в жизни современных египетских монахов. Известный ученый, коптолог Дуглас Бертон-Кристи в своем труде, посвященном изучению современного египетского монашества, пишет: «Учитывая наши знания о социальной напряженности в Латинской Африке, и в частности в Египте, наличии формирующейся культуры аскетизма и росте Церкви, в которой Писание занимало видное место, не следует недооценивать влияние Писания на ранние монашеские акты отречения от мира» [1]. Этот комментарий показывает тенденцию в современной исследовательской науке. Сам факт того, что он акцентирует внимание на необходимости сделать явное упоминание о Писании как основополагающем для монашества элементе, свидетельствует об отсутствии библейского научного обсуждения в изучении монашеской истории и традиции. И тем примечательна наша конференция, которая одним из вопросов затрагивает именно роль Писания в жизни монаха.
Бертон-Кристи справедливо реагирует на путь, по которому традиционно шла эта область исследований: постоянное стремление исследовать мотивы монашеского отречения от мира почти во всех областях, кроме творческого, аскетического применения Писания. Но эта тенденция рассматривать Священное Писание как побочный элемент является ошибочной, что можно заметить в истории монашества Египта. Как отмечает Бертон-Кристи, «все мотивы, которые отцы пустыни сами открыли нам в своих писаниях, пришли из Священного Писания» [2].
Если взять самый известный сборник ранних монашеских изречений, Apothegmata Patrum («Изречения отцов пустыни»), то при внимательном изучении его мы увидим, что за разнообразными примерами и учениями египетских подвижников скрывается центральный, простой призыв к действию, выраженный нигде лучше, чем в опыте святого Антония Великого. Всем нам хорошо известна история с его призывом к монашеству: как во время чтения Евангелия в храме его сердце нераздельно было поглощено желанием оставить мир и всё, что в мире, и направиться в пустыню. Именно призыв Евангелия к личному совершенству через отречение, вдохновило авву Антония на замечательный уход из мира и восхождение к святости. И с тех пор этот призыв остается основополагающим свидетельством монашеской жизни. Именно этому призванию, рожденному самим Евангелием, монашествующие с V века и до наших дней приписывали свое принятие подвижнической жизни. Эти мужчины и женщины вступили в монашеские чины не в качестве «эксперимента» по созданию нового типа общества, культуры или общины, а в качестве жизненного и созидательного пути к совершенству, предложенному в евангельском воззвании.
Конечно, сама эта идея требует не просто знакомства со Священным Писанием Церкви, а предполагает его знание умом, чувствование сердцем и любовь душой. И сегодня, в современном мусульманском государстве Египет, когда каждый день христиане подвергаются насилию за свою веру, монахи продолжают традицию первых отцов и стремятся даже в самых отдаленных районах пустыни знать и жить по Евангелию. Во многих обителях знание наизусть Псалтири и Евангелия является условием вступления в братство. Такая традиция основана на словах отца египетского монашества преподобного Антония. Это можно видеть из следующей истории Египетского патерика. Однажды спросили авву Антония: «Что нужно сделать, чтобы угодить Богу»? Отец Антоний ответил: «Кем бы вы ни были, всегда имейте Бога перед глазами; что бы вы ни делали, делайте это согласно свидетельству Священного Писания».
Жизнь современных пустынных отцов сама свидетельствует о том, до какой степени Писание присутствует в пустыне. Они не только читают его за богослужением и в келье, но их ум поглощен и жизнь растворена им настолько глубоко, что когда они поучают своих учеников, то их слово настолько соответствует Писанию, что кажется почти парафразом.
Что же касается наследия святых отцов, то тут необходимо сделать акцент на личности Патриарха Кирилла VI и его деятельности по возрождению древних нитрийских и скитских монастырей. Именно он заложил современную традицию переводческой деятельности трудов святых отцов монашествующими. Одним из послушаний современных египетских монастырей является перевод, редактирование и издание на современный арабский язык ключевых святоотеческих текстов; особенно святого Афанасия Великого и святого Кирилла Александрийского, а также проповедей святого Макария Великого. Таким образом, монашеское возрождение XX века заложило основу для святоотеческого возрождения, а также формирования современной коптской православной богословской литературы, основанной на раннем монашеском богословии. Одним из наиболее выдающихся представителей данного направления развития монашества является отец Матта Аль-Мискин.
Отец Матта родился в 1919 году. Его детство и юность прошли в Александрии, где он стал успешным фармацевтом. Он полностью посвятил себя чтению ранних монашеских отцов и вскоре начал много писать о духовной жизни, цитируя отцов, особенно преподобного Исаака Ниневийского. В 1960-е годы Матта Аль-Мискин решил жить со своими учениками отшельниками в пустыни Вади Раян. Здесь они основали подвижническую жизнь по традиции первого монашеского движения и продолжали изучать писания отцов. В 1969 году его и учеников попросили переселиться в почти разрушенный монастырь святого Макария Великого в Нитрийской пустыне. Под его руководством монастырь был расширен и полностью обновлен и вскоре привлек многочисленных молодых монахов. Скончался отец Матта в 2006 году.
Сегодня в Коптской Церкви очень много последователей отца Матты и заложенного им образа жизни монашествующих. Как правило, это молодые люди с университетским образованием, хорошо знакомые с современными научными и техническими достижениями. Они постоянно изучают и классические аскетические памятники, и современную богословскую литературу, в частности, духовное наследие христиан других конфессий. Особый интерес проявляют к православию – как к его древним традициям, так и к русской религиозной философии XX века.
По образцу обители святого Макария восстанавливались и другие древние монастыри Коптской Церкви. В них время инока распределяется примерно одинаково: большинство насельников до 4 часов утра исполняют свое келейное молитвенное правило, в 4 часа утра совершается общая молитва в храме – читаются часы и Псалтирь. Эти молитвы длятся около двух с половиной часов, а за ними следует Литургия. После этого, до 2 часов пополудни – работа. Вечерня служится зимой в 4 часа, летом в 5 [3].
Чтение псалмов в храме «распределяется так: монах или монахиня обходит всех по одному, говоря каждому первый стих псалма, который он должен прочесть. Такая система позволяет читать все псалмы одновременно. Весьма примечательно, что каждый монашествующий инок должен продолжить чтение псалма услышав лишь его первый стих. Данная практика говорит нам о том, что и сегодня иноки знают Псалтирь наизусть.
У каждого инока есть личное молитвенное и “жизненное” правило, данное духовным отцом и касающееся работы, количества пищи, чтения определенных святоотеческих книг; есть также личное келейное правило, касающееся индивидуальных молитв, особенно ночных (перед сном, в полночь и рано утром), количества индивидуально читаемых псалмов и земных поклонов» [4].
Правила святого Пахомия, построенные на принципах строго общинной жизни с общей молитвой, работой и трапезой, исполняются в наши дни лишь отчасти: например, общих трапез немного, разве что по воскресеньям и то не во всех монастырях. Общая трапеза сопровождается духовным чтением, главным образом, книги «Изречения отцов пустыни», о которой говорилось в начале.
Все это означает, что сегодня в Коптской Православной Церкви существует традиция общежительной монашеской жизни с элементами отшельничества: монахи пребывают в одном корпусе, но могут принимать пищу раздельно, да часто и молятся порознь у себя в кельях. Это сочетание киновийной и отшельнической жизни позволяет приспособиться к монастырю людям разного темперамента, разных физических и духовных способностей [5].
Конечно, мое сообщение не претендует на всеобъемлющий доклад по заявленной теме. Мне лишь хотелось обозначить основные моменты, обнажить данную проблему и побудить исследовательское сообщество к более детальному изучению современного опыта возрождения древнего египетского монашества. На примере братской Коптской Церкви мы видим, что традиция египетских отцов-отшельников V века не осталась лишь на страницах патериков и Добротолюбия, а живет и развивается в современных обителях Египта. Мы видим, что Священное Писание и святоотеческое наследие может и должно становиться сердцевиной жизни инока на его пути ко спасению. И удивительным является тот факт, что нашим современникам – инокам египетских обителей удается совмещать деятельное изучение Писания и отцов с активной социальной работой по приему паломников и нуждающихся. Это поражает и помогает совершено иначе взглянуть на наш сегодняшний образ жизни. Мы сегодня пытаемся осмыслить и реализовать в своей жизни путь умного делания и служение людям в то время, когда вчера наши братья копты уже прошли это, живут и спасаются. В связи с этим хочется выразить слова благодарности Святейшему Патриарху Кириллу, а также владыке Феогносту и матушке Иулиании за организацию этой нужной и актуальной конференции, а также за инициативу и благословение в деле изучения опыта жизни монастырей современной Коптской Церкви.
В заключение мне хотелось бы привести слова преподобного Орсисия, ученика аввы Пахомия: «Приложим тщание к чтению и поучению в Писаниях и да пребываем всегда в размышлении о них, помня сказанное: От плодов уст душа мужа наполнится благих; воздаяние же устен его воздастся ему (Притч. 12:14). Сие ведет нас к жизни вечной». Аминь.
[1] Burton-Christie, D. The Word in the Desert: Scripture and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. Oxford University Press, 1993. Р. 47.
[2] Burton-Christie D. The Word in the Desert: Scripture and the Quest… P. 306.
[3] Шайо К. Жизнь и духовность Восточных Православных Церквей сирийской, армянской, коптской и эфиопской традиций. С. 366.
[4] Шайо К. Жизнь и духовность Восточных Православных Церквей… С. 366.
[5] Otto F.A. Meinardus. Monks and monasteries of the egyptian deserts. P. 135.