Доклад на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (выездное заседание: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 22 сентября 2016 года).
В жизни православных верующих Афон занимает особое место. Его нередко считают духовным центром, объединяющим весь православный мир. Духовность насельников Святой Афонской Горы в течение долгого времени влияет на жизнь христиан, принадлежащих к разным Православным Церквям и живущих в разных местах нашей земли. Среди них надо указать и православное население современной Польши, на территории которой в настоящее время проживает более пятисот тысяч православных верующих. Это вторая по величине христианская Церковь Польской Республики.
Начало проникновения на эту территорию идей восточного православия некоторые ученые датируют уже IX столетием [1] и связывают с деятельностью равноапостольных Кирилла и Мефодия. На присутствие православия в Польше в IX веке указывают следы археологических раскопок в Кракове, Вислицы и Перемышле. К сожалению, письменные источники не подтверждают этого прямо. Это можно объяснить тем, что со времени короля Болеслава I Храброго (966 или 967–17 июня 1025) Польша находилась под влиянием западного христианства, которое активно уничтожало православие и его следы на территории Польши.
В настоящее время в Польше 7 православных епархий, почти 250 приходов и 10 монастырей (в которых проживает более 100 монахов). Два самых древних монастыря – Супрасльский и Яблочинский – основаны в конце XV столетия. Первый из них с самого начала своего существования имел тесные связи с русскими, сербскими и многими другими православными монастырями, в том числе находящимися на Святой Горе Афон. Иногда указывалось, что и первые монахи Супрасльского монастыря происходили с Афона. Некоторые историки (например, И. Марошек) пытались это подтвердить происхождением оттуда известного Супрасльского сборника. Другие историки (например, Э. Керейчук) указывали на Афон и Киев как место происхождения первых монахов Супрасльской Лавры. Но факт, что первые монахи происходили из Киево-Печерской Лавры хорошо документирован. Подобного рода предания о происхождении с Афона монахов – основателей разных монастырей являлось своего рода легитимизацией обителей, имевших особое значение после Брестской унии 1596 года.
Со временем Супрасльский монастырь стал важным центром православия и письменной культуры, до такой степени, что уже в XVI столетии его сравнивали с Киево-Печерской Лаврой. Доныне в день памяти чудотворной Супрасльской иконы Божией Матери в монастырь приезжает много епископов, монахов и православных паломников. В XVI веке в монастырской библиотеке хранилось около двухсот старопечатных и рукописных книг, и их количество уже в середине XVII столетия увеличилось почти втрое. Связи Супрасльского монастыря с Балканами и Афоном содействовали обогащению библиотеки сербскими [2] рукописями, которые привозились прямо из афонских монастырей. Они переписывались в местном скриптории и распространялись по другим монастырям, приходам и епархиям. В качестве примера можно указать на служебные Минеи середины XVI века [3]. Они имеют – как утверждает C.Ю. Темчин – сербско-ресавский оригинал, присланный на Подляшье из самого Хиландара [4], который после переписки (ранее 1545 года) был отправлен в Перемышльскую епархию, на кафедру в Старом Самборе. Из супрасльских переписчиков можно указать на иеромонаха Арсения, который в 1530 году переписал [5] «Лествицу», хранящуюся ныне в Хиландарском монастыре на Афоне (№ 185). Способ и время [6] поступления этой супрасльской рукописи в Хиландар пока неизвестны, но она свидетельствует о прямых и тесных связях Афона и Супрасля.
Яркое влияние Афона на духовную жизнь православных в Польше видно из жития преподобномученика Антония из Супрасля, подвизавшегося в сербской келии св. Саввы в Карее. Там он узнал о самопризванных новомучениках [*], особенно о мученическом подвиге Иоанна Серрского (Северная Греция), который имел место в 1507 году. Антоний желал пролить свою кровь за Христа, чтобы искупить убийство, совершенное им до принятия монашества. О. Лосева связывает самопризванное мученичество с Афоном, так как первых пять известных мучеников-автоклитов (Макарий, Антоний Супрасльский, Иоасаф, Феофан, Макарий Киосский) были монахами-святогорцами.
В некоторых храмах Подляшья находятся копии Иверской иконы Божией Матери (например, Новоберезово, Клещеле, Топилец). Они датируются XVI–XVII столетием. Древнейшие копии этой иконы если существовали, то не сохранились до сего дня.
Афон влиял на духовную жизнь не только Супрасльского, но и Яблочинского монастыря. Связи этой второй древнейшей в Польше и всегда остававшейся в православии обители с афонскими монастырями не были так тесны. Но, обсуждая влияние Афона на духовную жизнь польских православных, надо указать и выходца из Закарпатья – схиархимандрита Алексея Кабалюка, который в 1910 году был пострижен в монашество. В 1908 году он посетил Святую гору Афон, где в Свято-Пантелеимоновом монастыре 8 июля был присоединен к православию. После окончания яблочинской монастырской двухклассной богословской школы, пострига и рукоположения в иереи (15 августа) он уехал обратно на Святую Гору для получения документов и возвращения в Австро-Венгрию.
Указанная информация подтверждает, что история православия в Польше, как и в других странах, неразрывно связана с монастырями Святой Горы Афон. Оттуда православное население Польши приняло (посредством Киева) не только монашескую традицию, но и образец православной духовности, общей для иноков и мирян. Святая Гора Афон многие столетия и непосредственно, и косвенно формировала духовную жизнь православных верующих. Это влияние продолжается до сегодняшнего дня. Оно видно на всех уровнях религиозной жизни православной части Польши – в искусстве, иконописи, литературной деятельности, в организации и управлении Церкви, в духовности и религиозности населения. В настоящее время – за последние 25 лет – связи православного населения Польши с афонскими монастырями стали более тесными, а афонская духовность и традиции из-за разнообразной церковной и светской деятельности становятся более известными широкому кругу не только православных людей.
Во время многих организованных православными приходами или церковными братствами паломничеств в монастыри Святой Горы Афон их участники имеют исключительную возможность ближе почувствовать духовную жизнь афонских обителей, вести беседы со старцами- святогорцами, участвовать в богослужениях, прикладываться к хранящимся на Афоне святыням и святым иконам. Все это, несомненно, существенно обогащает их духовную жизнь и строит хорошие нравственные основы православного общества в Польше.
Иногда, хотя и очень редко, возможность приложиться к мощам и святыням предоставляется всем православным, проживающим в Польше:
– в 2014 году со Святой Горы были привезены мощи святой Марии Магдалины;
– в 2012-м – чудотворная икона Богоматери Троеручицы из Хиландарского монастыря.
Копия афонской Иверской иконы Божией Матери с 2000 года хранится в женском монастыре на Грабарке [7]. Иногда для новых церквей, которые строятся в Польше, в монастырях Святой Горы Афон пишутся иконы и изготавливается утварь.
Многократно организовались фотовыставки, посещение которых давало возможность ознакомления не только с монастырями, но и с ежедневной церковной и хозяйственной жизнью монахов. Эти выставки могли посмотреть не только жители городов восточной части Польши, где проживает большинство православного населения, но также центральных и западных районов. Копия одной выставки была отправлена даже в Бразилию (в Рио-де-Жанейро), где одна православная епархия принадлежит Православной Церкви в Польше.
Особое влияние на духовную жизнь имеет церковная литература. В Польше публикуются книги, посвященные как общим богословским темам, связанным с Афоном, так и конкретным событиям.
Среди первых можно указать на книги:
– посвященные духовной жизни Святой Горы Афон [8];
– жития афонских старцев (Паисия Святогорца, 2013 г.) или воспоминания о них («Моя жизнь со Старцем Иосифом», 2016 г., старца Ефрема Филофейского);
– духовные поучения афонских старцев (например, Паисия Святогорца, 2016 г.), которые иногда публиковались вместе с Житием (например, прп. Силуана Афонского, 2007 г.);
– акафисты (Паисию Святогорцy, 2016 г.);
– воспоминания о Святой Горе Афон (архимандрита Херувима, 1999 г.);
– синаксарии– то есть Жития святых, написанные на Святой Горе Афон (октябрь 2014 г.; январь-февраль-март 2014 г.);
– книги по истории или публикации докладов конференций, организованных Православной Церковью или государственными и церковными университетами в Польше [9].
Книги, содержащие поучения и рассказы старцев-святогорцeв, поднимают вопросы, жизненно важные для современного человека – о вызовах современной жизни, духовном возрождении, семье, молитве.
Публикация книг иногда была связана с конкретными событиями. Так в 2014 году в Польшу были привезены для поклонения мощи святой Марии Магдалины из монастыря Симонопетра. В связи с этим специально были напечатаны Житие и Акафист святой. Акафист Иверской иконе Божией Матери печатался, когда в Польшу привезли копию чудотворной иконы.
Афонские монахи сопровождавшие свои святыни во время пребывания в Польше, обогащали духовную жизнь проповедями и беседами, иногда совершали Таинство исповеди.
Святая Гора Афон влияет на жизнь не только православного населения в нашем государстве. Духовным богатством афонского монашества пытается пользоваться и Римо-католическая Церковь. 15 января 2016 года в Познани была открыта юбилейная выставка, посвященная 1050-летию Крещения Польши. Целью выставки было – как написано в анонсе – напомнить, что восточное христианство присутствовало на территории Польши раньше правления короля Мешко I (ок. 960–992) и связано оно непосредственно с деятельностью равноапостольных Кирилла и Мефодия [10]. Признание этого факта, часто умалчиваемого учеными римо-католического вероисповедания, – очень значительный шаг для Православной Церкви в Польше.
Евгений Чиквин – православный экс-депутат Сейма Польши – в 2014 году сказал: «В Польше происходит духовное возрождение. Поляки [имелись в виду римо-католики] знают, что Православие – это духовная сила, которой им иногда не хватает. Оттого <...> люди, принадлежащие к польской элите, стремятся попасть на Афон» [11].
Духовность, почерпнутая из Святой Горы Афон, является самым ценным сокровищем Православия, которое объединяет все народы, исповедующие Православную веру, в единую семью во Христе, невзирая на национальность, государственные границы и политические режимы.
[1] Среди них надо указать: И. Уминского, Х. Ловмяньского, Ф. Кметовича, о. Мариана Бендзу, А. Мироновича.
[2] В Супрасльском монастыре пребывали: в 1582 году сербский патриарх Гавриил, в 1589 году иерусалимский патриарх Иеремия.
[3] Точнее 1532–1545.
[4] С.Ю. Темчин. Афоно-сербский оригинал Супрасльского рукописного комплекта служебных Миней середины XVI века и его дальнейшая судьба // Афон и Славянский Мир 1. Белград, 2014.
[5] Он переписал еще Евангелие в Дубенском монастыре – в 1539–1568 годах. После Виленского Собора, на котором рассматривалось дело Сергия Кимбара, он уехал из Супрасля.
[6] Первое поступление супрасльских рукописей в Хиландар датируется не раньше 1560-х гг.
[7] Стоит указать, что в Польше – в православном ранее монастыре в Уйковицах – кроме главного храма в честь свв. Кирилла и Мефодия, строилась церковь в честь Ватопедской Пресвятой Богородицы.
[8] Например: Mnisi Góry Atos o duchowości prawosławnej, hieromnich Gabriel (Krańczuk). Hajnówka, 1995.
[9] Например: Święta Góra Atos w kulturze Europy. Europa w kulturze Atosu, Red. M. Kuczyńska. Poznań, 2009.
[10] http://chrzest966.pl/miedzy-wschodem-a-zachodem-wystawa-fotografii-z-gory-athos/
[11] http://radonezh.ru/analytics/pravoslavie-v-polshe-glazami-parlamentariya-103106.html.
[*] «Самопризванные мученики» – христиане, в порыве особой ревности в вере и страстного желания пострадать за Христа порицавшие веру мусульман и тем самым провоцировавшие их на насильственные действия по отношению к себе. (Примеч. ред.)