Доклад игумении Варвары (Третьяк), настоятельницы Свято-Введенского Толгского женского монастыря на научно-практической конференции «Монастыри и монашество», проведенной в рамках регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений (Спасо-Яковлевский мужской монастырь Ростова Великого, 23 ноября 2015 года).
Ваше Высокопреосвященство, Святый Владыко, Всечестные отцы, досточтимые матушки игумении, дорогие братья и сестры!
Мы все с вами знаем от святых отцов, что «свет миру – монахи, а свет монахам – ангелы». «Монахи, – говорит свт. Игнатий Брянчанинов, – это жертвенная часть общества».
Монашество тесно связано с эпохой, в которой оно живет и развивается. Благочестивое общество поставляет благочестивых монахов, а нечестивое – противно первому. Однако, «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22). Сегодня мы, яко овцы заблудшие, ищем добраго Пастыря, чтобы взял нас на рамена благодати Духа Святаго и упасал нас на пажитях духовных Слова Божия и молитвенного делания.
Богу благоугодно, чтобы человеческая способность разделять свою жизнь с другими легла в основу бытия, по которой устраивается монашеская община. Еще святой псалмопевец Давид сказал похвальное слово о житии братии вкупе (Пс. 132:1).
На протяжении всей истории монашества путь этот был исполнен многих скорбей. Враг рода человеческого особенно завидует «любимым чадам Божиим», которые, по слову Христа, оставили все имение свое и, взяв крест свой, пошли за Ним.
Не случайно святые отцы сравнивали монашеский подвиг с подвигом мученичества. Нередко бывает, что самый неприметный, ничем не выдающийся монах доблестно ведет непримиримую войну внутри своего сердца. Брани бывают так жестоки, что если бы не помощь Божия, не устоять в ней никому.
Но мы по опыту знаем, что в духовной брани за нас борется Спаситель наш Господь Иисус Христос. Наша задача – пребывать в трезвении и призывать Его помощь. Это есть главное делание монаха. Боголюбивый геронда афонский Паисий сравнивал монаха с радистом, который всегда должен находиться на связи со Христом, тогда он окажет существенную помощь своим собратьям, воинам о Христе.
Святейший Патриарх Кирилл говорит в своих проповедях о верности Спасителю, которая предполагает в первую очередь духовное трезвение: «Мы должны быть духовно трезвыми. Мы должны быть способны различать духов. Мы должны быть способны отличать подлинные ценности бытия от ложных, суетных лжеценностей. Всякое отвлечение нашего сознания от Бога, всякое нарушение нашей внутренней молитвенной жизни через средства массовой информации, через литературу, кинематограф, через образ жизни, моду и т. д. уводит нас в духовное беспамятство, в духовный сон, и страшно, если смерть застанет нас в таком состоянии».
Не случайно в тропаре монашествующим, стяжавшим святость, поются такие слова: «приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней». Это есть задача монаха и условие принятия Святаго Духа.
Господь благословил мне, недостойной, быть игуменией первого женского монастыря, открывшегося в России после нескольких десятилетий гонений на Церковь. До закрытия монастырь наш был мужским, монашеской преемственности не сохранилось, обитель была передана в страшном разорении. Но, несмотря на все это, желание соприкоснуться с миром иным, более возвышенным и духовным, постоянно быть в общении с Богом и единомысленными сестрами привело в обитель ревностные души первых ее насельниц. Изобильная благодать Божия, невидимый, но благодатно ощутимый покров Царицы Небесной, физические труды, растворенные молитвенным подвигом, вдохновенные наставления опытных духовников и старцев, посещавших вновь открывшуюся обитель, наложили на души первых насельниц неизгладимую печать, то семя, которое сейчас приносит плоды мира, долготерпения, благости, милосердия. Эти сестры, которые не заглушили в себе благодатного семечка, сейчас являются примером для новоначальных послушниц. Великой милостью к нашей обители считаем пренесение в нее мощей святителя Игнатия (Брянчанинова). Нахождение в обители отца современного иночества накладывает на нас обязанность изучать его творения, руководствоваться его духоносными наставлениями, испрашивать его молитвенной помощи в прохождении монашеского пути и просить дара разумения личного пути спасения.
Приходящим в монастырь сейчас гораздо труднее. От лица всех нас преподобный Феодор Студит сказал: «От юности моея мнози борют мя страсти». В наше время людей порабощают еще современные электронные технологии, лавина информации, привычка к комфорту.
Но их избрал Господь по молитвам Царицы Небесной и привел в обитель; меня же, грешную и немощную, поставил руководить ими. Сколько нужно духовных сил, материнской заботы о каждой из них. Каждую нужно одеть, накормить, научить, вразумить. Но где набраться самой духовных сил? Только в молитве слезной ко Господу да в обращении к святым отцам. Здесь столп и утверждение истины. У них узнаю, каким должно быть воспитание сестер и духовное шествие ко Христу. Господь сподобил меня познакомиться с афонскими старцами, в которых особенно чувствуется любовь к Богу и Его образу – человеку. Также перенимаю монашеский опыт на конференциях и чтениях, организуемых Синодальным отделом по монастырям и монашеству. Часто привожу сестрам слова председателя Отдела владыки Феогноста: «Ходи в храм, ходи в трапезную, ходи на послушание – и спасешься».
Монастырь многие святые отцы называют или сравнивают с больницей. В больнице же главенствует врач, он изучает болезнь пациента и, соответственно ей, назначает единственно правильное лекарство, которое может болезнь остановить.
Если же больной пренебрегает советом врача и сам избирает лекарства, то нередко обеспечен летальный исход или уродство.
Св. Иоанн Лествичник предлагает руководителю набор средств, которыми можно врачевать пасомых: пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки:
«Имей и сам Бога руководителем и наставником твоим. Наставляемый Им как превосходнейшим правителем во всех своих внутренних и внешних действиях, и перед волею Его отсекая свою волю, будешь и ты без попечения водимый единым Его мановением (Лествица. Слово к пастырю 11:4).
Примечай благодушных и без всякой вины уничижай их в присутствии немощных, чтобы тебе можно было врачеванием одного исцелить болезнь другого и научить малодушных терпению (Слово к пастырю 13:13).
Во всем ты должен быть терпелив, кроме преслушания повелений твоих» (Слово к пастырю 13:15).
В наше время все эти вспомогательные врачевства приходится применять с особенной осторожностью, потому что очень стали ранимы души человеческие, исполненные самолюбия.
Мы, с сестрой игуменией Нектарией, знали о послушании и находились в послушании у схиархимандрита Никифора, духоносного старца, а потом в монастырях, Покровском, в Киеве, и Иерусалимском, мне также был известен этот очищающий сердце и смиряющий душу подвиг. А также благодать, которую Господь щедро подавал за исполнение этой добродетели, которую отцы называли главной и ублажали выше поста и молитвы.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «послушание должно проходить со всей тщательностью, со строгим хранением совести, веруя, что такое прохождение послушаний необходимо для нашего спасения».
Зная, какую боль испытывает самолюбивое сердце, когда назначают послушание, противное его желанию, я очень сочувствую послушницам и стараюсь постепенно вводить их в этот новоначальный подвиг.
Мне приходится тщательно наблюдать не только за вновь прибывшими паломницами и послушницами, а также пострижеными инокинями, монахинями, схимонахинями, у которых тоже враг тщится отнять эту фундаментальную добродетель, потому что только она дает, по святым отцам, истинное смирение и духовный разум. Ссылаясь на святых египетских великих отцов, святитель Игнатий утверждает, что монах, в особенности юный, будет не в силах обуздать самых похотений вожделения, если прежде не обучится умерщвлению своей воли посредством послушания.
Поистине, когда монах делает что-то по своей воле, враг рода человеческого может даже ему помогать, но только кончится все это надмением, гордыней, прелестью и нередко исходом из монастыря, по его лукавому совету, дескать, здесь ты не спасешься, или тебя мало ценят.
Еще святитель Игнатий высказывает мысль, что от послушания и откровения помыслов очищается сердце и уготовляется таинственная клеть для молитвы и встречи с Богом. Монастырь – это место молитвы, это духовная академия, где изучается искусство из искусств, монашеское делание – умное трезвение при помощи Иисусовой молитвы. Об этом написано много и в древности, и в наше время. Задача моя, как игуменьи, заключается в том, чтобы дать возможность сестрам приблизиться к пониманию главнейшей задачи, помочь стяжать царицу добродетелей – молитву Иисусову умно-сердечную, через которую обильно подается благодать Святаго Духа и Его дары, перечисленные святым апостолом Павлом.
В наше непростое время преобладания техники человек рассеивается и нередко пытается молитвенное правило доверить телефону. По этому поводу приснопамятный старец Паисий посмеивался: «Разве не лучше совершать всенощные бдения, лежа в кровати? А рядом с кроватью можно поставить магнитофон и включить любое песнопение. А еще можно завести себе маленького заводного аскетика на пружинках, чтобы он делал за нас поклоны и тянул четки». Это, конечно, шутка, но в ней есть доля правды.
Чтобы привилась молитва, нужно монаху напитаться Священным Писанием, которое просвещает душу, читать святых отцов о духовном делании, участвовать в церковном богослужении и обязательно в Таинствах Исповеди и Причастия. Понимая важность этого, мы в нашей обители неопустительно совершаем весь суточный круг богослужения. День в монастыре начинается и заканчивается молитвой. По окончании вечернего правила мы с сестрами просим друг у друга прощения: я – у них, они – у меня, по слову апостола Павла: «солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26–27).
Свой доклад мне хочется закончить словами Святейшего Патриарха Кирилла, обращенными к братии Валаамского монастыря в 2013 году, но и ныне актуальными для всех монашеских обителей, мужских и женских: «Главными в обители должны стать духовная жизнь братии (сестер), взаимная поддержка, молитва, исполнение послушаний, совершение келейного правила, совместная молитва в храме, доброе, исполненное благодати, отношение к паломникам, чтобы люди видели перед собой отца или брата (сестру), исполненную любви и понимания, снисхождения и мудрости – не своей собственной, а опирающейся на великую благодатную традицию Церкви».
Да поможет Всемилостивый Господь предстательством Царицы Небесной всем, вступившим на путь, проложенный нашими святыми отцами, смиренно шествовать по нему и достичь врат Блаженной Вечности.
Благодарю Вас за внимание и прошу прощения.
Использованная литература:
1. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. – М.: «Правило веры», 2009.
2. Марк (Лозинский), иг. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова.
3. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. – М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 2002.
4. Паисий Святогорец, прп. Люди Божии. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2015.
5. Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл. Проповеди. 2013 год. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014.