Роль священномученика Илариона для русского монашества

Иеромонах Ириней (Пиковский)

Доклад иеромонаха Иринея (Пиковского), насельника Сретенского ставропигиального мужского монастыря, и.о. проректора по учебной работе Московской Сретенской духовной академии, на конференции «Священномученик Иларион (Троицкий): богословие, подвиг, почитание» (15–16 июня 2023 года, Санкт-Петербургская духовная академия)

Архиепископ Иларион (Троицкий) получил основательное духовное образование, в Московской духовной академии защитил кандидатскую (1910), а затем и магистерскую диссертацию (1913) на тему «Очерки из истории догмата о Церкви». Профессорский стипендиат, Владимир Троицкий, с некоторым колебанием пошел на монашеский постриг в 1913 году, опасаясь, как бы иночество не лишило его возможности посвятить себя всецело богословской науке. В его лице мы встречаем не только яркого проповедника, сподвижника Святейшего Патриарха Тихона в непростые годы гонения на Церковь, но и ученого монаха, который ратовал за то, чтобы рассматривать академическое монашество как особое призвание для служения Церкви Христовой.

Как отмечают биографы, уже в студенческие годы у молодого Владимира Троицкого наблюдалась симпатия к монашеской жизни [1]. Это прослеживается со страниц первых путевых дневников. В 1908 году вместе с группой студентов и преподавателей Московской духовной академии он посетил Константинополь и Святую Гору Афон. В очерках «От академии до Афона» Троицкий восхищается монастырским укладом греческой церковной школы на острове Халки, в которой нет ни женщин, ни мирских развлечений, но ранний подъем к утренней службе, ношение подрясника, а не военного кителя, подвиги, духовные чтения, и, главное, общий дух братолюбия. Учащиеся на Халки стремятся к священству несмотря на свое происхождение из светских семей. Духовная школа там не сословна, а церковна. Там нет «приюта на время для людей чуждых или даже враждебных Церкви» [2]. А если кто по окончании школы не принимает священный сан, его поручитель, как правило правящий архиерей, должен заплатить солидный штраф.

Будучи студентом 4 курса Академии у Троицы 23-летний Владимир Троицкий произнeс «Слово в день празднования 95-й годовщины от основания МДА» (1909). В нем поднял вопрос: что такое в наши дни жизнь во Христе? Светская интеллигенция его времени язвительно замечала, что христианская вера – не более чем «удовлетворение религиозных потребностей» [3]. В противовес им Троицкий отстаивал мысль, что христианскую основу жизни составляет причастность Церкви, и эта причастность церковной Христовой жизни доступна только сердцу, которому дорог Бог любви и противны холодные идолы себялюбия. «Наше общество, – пишет будущий исповедник веры, – готово всю церковную жизнь предоставить только монахам и священникам, как будто заветы Христовы обязательны и нужны только одним монахам» [4]. При этом либеральная церковная общественность называет монашеский постриг «живым погребением», лишающим человека «радостей жизни» [5]

Показывая образ истинного христианина, Владимир Троицкий не акцентирует внимание на монашестве как чем-то особенном, поскольку «принятие монашества не ставит человека сразу в нравственном отношении выше всех мирян» [6]. Ему важна не форма, а содержание христианской жизни, которая ведет к радости и веселию, происходящим от чистоты сердца. Поэтому на первое место выходят слова «боголюбивая душа», образ смиренного человека, который любит единого Господа Бога, прилепляется к Нему и внимает Его голосу [7].

Позднее, в письме к другу под заголовком «Единство идеала Христова» Троицкий будет защищать «единство по существу» монашеского и христианского призвания. Превозношение монашества над мирским образом жизни, как чем-то менее аскетичным, он называет предрассудком. Ведь это, на его взгляд, ведет к тому, что ложно формируется два идеала христианства: один для монахов, другой для мирян. В результате сначала монахов не искренно превозносят как призванных быть святыми при жизни, а затем за малейшие недостатки их нещадно бранят [8]. Сначала требуют, чтобы монахи подвизались в удаленных пустынях, а затем называют их бездельниками за то, что те не помогают в решении социальных проблем государства.

Христос учил всех людей одному правилу: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). Поскольку идеал – бесконечность, а бесконечность всегда себе равна, поэтому в идеале нет высшей и низшей степени – отмечает Троицкий [9]. При этом он ссылается на такие слова профессора Зарина С.М.: «православие, признавая “совершенство” общехристианским требованием, считает и аскетизм общехристианской обязанностью, осуществляемою в различных формах – в монашестве и общественно-деятельной жизни» [10]. Следовательно, стремление к святости и совершенству не должно быть уделом лишь монахов. Прямое нарушение заповедей Евангелия, равно как срамные и глупые шутки, должны быть чужды как инокам, так и мирянам [11].

Совершая экскурс по истории монастырей Египта и Палестины, профессор духовной академии не делает различия между практическим (деятельным) и созерцательным монашеством. История монашества в каждой стране, в каждом народе, имеет свои особенные черты, присущие каждой эпохе. При единстве обетов, люди разных темпераментов и способностей избирают свои условия жизни, благоприятствующие спасению. Поэтому многообразие монашеской жизни не стоит, на его взгляд, уравнивать, устанавливая одинаковый для всех тип иноческого устава [12].

Побуждаемый ректором Московской духовной академии, епископом Феодором (Поздеевским), 28 марта 1913 года Владимир Троицкий принимает постриг с именем Иларион. Сначала колеблется, но потом волнение сменяется радостью, которая продолжается два месяца по совершении обряда [13]. Через три дня после пострига он получает назначение на должность инспектора академии. В течение трех месяцев его рукополагают в диакона, священника и возводят в сан архимандрита (5 июля).

Нельзя сказать, что отношение к монашеству до и после пострига у будущего священномученика поменялось. Акцент на служении академического монаха Церкви мы встречаем в речи архимандрита Илариона на пострижение им в монашество студента Руднева (1915). «Не пройдет много времени и ты, – обращался отец Иларион к новопостриженному иноку Петру, – возвратишься к своим прежним занятиям студента духовной Академии… Мы, академические монахи, лишь мимолетные гости в обителях иноческих. В чем же наша инаковость, сравнительно с другими людьми? В чем наше иночество?.. Ты отрекался от мира страстей, но ты остался в Церкви, потому что только в этом едином и нераздельном теле Христовом возможно приходить в меру возраста полноты совершенства Христова. Без Церкви и монах – ничто… всякое наше дарование должно обнаруживаться в церковном служении… Служение монаха должно быть инаково, сравнительно с мудрованием и настроением греховного мира» [14]. Чтобы достигнуть спасения, молодой монах должен вооружиться смиренномудрием и самоукорением. «Может быть тебе, как и большинству из нас, – отмечал отец Иларион, – не придется алкати и жаждати, но придется – и это уже несомненно! – досаду подъяти и укоризну, поношение и гонение» [15].

Как видно, уже за два года до революции для Илариона (Троицкого) идеал монаха связывался не с отшельничеством и добровольной бедностью, а с исповедничеством веры, со свидетельством о Христе перед лицом неверующего мира. И это служение Церкви Христовой было для него чем-то возвышенным и радостным.

Так, в речи на пострижение в монашество студента Гладкова (1916) архимандрит Иларион неоднократно говорил о вечной радости, которая достигается благодаря борьбе со грехом. Ни слова об академическом монашестве, как чем-то особенном по своей форме. Новопостриженный инок в его речи – воин Христов, ополчающийся «против демонского мира страстей» [16]. Отречение от мира страстей и борьба со грехом – необходимое условие всякой вообще христианской жизни. Ссылаясь на святого Исаака Сирина, архимандрит Иларион ставит знак равенства между страстями и миром. Для него монашеский путь – это путь очищения мира, освобождения от рабства суете, путь христианина, ведущий к радости.

В таком случае научная деятельность в духовной школе оправдывается только при условии ее неотделимости от благодатной церковной жизни. «Вне жизни церковной не имеет смысла богословская наука» – отмечал святитель [17]. Богословие – это опытное богопознание, а не чисто рациональное манипулирование богословскими категориями. В свете Нового Завета всю свою деятельность святитель Иларион рассматривал не иначе как церковное послушание. Этот богословский принцип роднит его с архиепископами Феодором (Поздеевским) и Антонием (Храповицким).

На Всероссийском съезде учeного монашества, который проходил в 1917 году в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры (в МДА) под председательством архиепископа Московского Тихона (Белавина), архимандрит Иларион (Троицкий) пожаловался, что церковная власть мало заботится о воспитании ученого монашества и, перегоняя ученых иноков с места на место, с назначением их на административные должности делает почти невозможной серьезную научную работу. В результате монашество из числа выпускников духовных школ оказывается отделенным от богословской науки, а сами монахи начинают относиться к науке как таковой «без должного уважения» [18].

Парируя отцу Илариону, иеромонах Варнава (Беляев, в будущем епископ Печерский) выразил протест против особого статуса академических монахов. По его словам, монахи должны не общество заставлять «уважать их и считаться с ними как с известной интеллигентной силой», а себя понуждать «жить так, чтобы с ними считались, как с интеллектуальной и аскетической силой» [19].

Возражал отцу Илариону и архиепископ Феодор (Поздеевский). Ранее в статье «Об ученом монашестве» он писал о том, что ученое монашество «по своему происхождению академическое», «оно служит делу воспитания юношества в духовно-учебных заведениях, в менее значимой части своей служит делу миссионерства, в минимальном числе настоятельствует в монастырях» [20]. На съезде монашествующих в МДА он согласился с тем, что серьезная научная работа невозможна, когда ученых монахов перемещают с места на место. Но в то же время поставил в корне вопрос о том, можно ли труды современных ему академических монахов называть научными и нет ли в их размышлениях подмены «богословской науки» неким «богословствованием» на полемические темы.

В результате дебатов, в Постановлениях Всероссийского съезда ученого монашества 1917 года было учтено мнение иеромонаха Варнавы о первичности исполнения монашествующим своих обетов: «Ученое монашество едино со всем монашеством в силу единства цели иноческой жизни». Следовательно, организация быта и условий деятельности ученого монашества должны соответствовать монашеским обетам. Разница не в иноческом призвании, а в характере церковных послушаний: ученые монахи могут быть разъездными проповедниками и преподавателями Закона Божия в светских мужских учебных заведениях.

В результате Съезда было принято решение о создании «Иноческого Церковно-Просветительного Братства», в рамках деятельности которого предполагалось: «учреждение и содержание … школ специально пастырского и миссионерскаго характера», «благовестничество», «издательство», «переводы святоотеческих творений», ведение «благотворительной деятельности… в тех же просветительных целях» [21]. Таким образом, получило поддержку мнение Феодора (Поздеевского), что Академия должна быть прежде всего церковной институцией, а на втором месте – научной. Отсюда и расстановка акцентов – вместо погруженности в научную проблематику участники Cобора сосредотачиваются на миссионерстве, стоя на позиции незыблемости литургического устава. А это значит, что они воспевают идеалы образованного монашества, а не призвание к науке как таковой.

Идеалам священномученика Илариона, что ученых монахов следовало бы держать на кафедрах духовных академий по 30 лет [22], а не перемещать по административным послушаниям, не было суждено сбыться. Союз ученой братии академий, у которых был бы свой устав и съезды для решения общих вопросов, до революции не был создан. Допускаем, что и сейчас далеко не всегда признается разница между ученым и образованным монашеством и потому церковные власти по временам позволяют себе ставить перед академическими монахами задачи по созданию пособий для сельских пастырей или проведению катехизаторских курсов для широкой аудитории вместо того, чтобы оставить ученых в покое и помочь им в совершении командировок по университетским библиотекам и архивам.

Если какие-то идеалы священномученика Илариона и были воплощены через сто лет после его блаженной кончины, так это общее осознание того, что академические монахи не должны представлять из себя привилегированный класс «культурной интеллигенции», но наравне с малограмотными иноками они призваны отрекаться от страстей мира сего [23]. Вслед за святым Иларионом (Троицким) и мы можем сказать, что без аскетизма невозможно духовное преуспеяние ни для монахов, ни для мирян. А это значит, что роль священномученика Илариона для русского монашества можно обозначить как проповедь об акривии в исполнении духовных правил жизни, одинаковых для всех видов христианских призваний в силу единства идеала Христова. Задача всякого христианина, как в I, так и в XXI веке остается все той же: отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Ефес. 4:22–24).

____________________________

[1] Иларион (Троицкий), сщмч. Творения. В 3 т. Т. 1. – М.: Сретенский монастырь, 2004. С. 10.

[2] Иларион (Троицкий), сщмч. Творения. Т. 3. С. 123.

[3] Троицкий В.А. Слово в день празднования 95-й годовщины от основания МДА. // Богословский вестник. 1909. Т. 3. № 10. С. 341.

[4] Троицкий В.А. Слово в день празднования 95-й годовщины от основания МДА. С. 343.

[5] Иларион (Троицкий), сщмч. Творения. Т. 3. С. 386.

[6] Иларион (Троицкий), сщмч. Творения. Т. 3. С. 372.

[7] Там же. С. 354.

[8] Иларион (Троицкий), сщмч. Творения. Т. 3. С. 357.

[9] Там же. С. 358.

[10] Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. – СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. 1907. С. XV.

[11] Там же. С. 361.

[12] Иларион (Троицкий), сщмч. Творения. Т. 3. С. 378–379.

[13] Иларион (Троицкий), сщмч. Творения. Т. 1. С. 29.

[14] Иларион (Троицкий), архим. Пострижение в монашество студента МДА Руднева. // Богословский вестник. 1915. Т. 2. № 7–8. С. 645.

[15] Там же. С. 647.

[16] Иларион (Троицкий), архим. Пострижение в монашество студента Московской Духовной Академии Гладкова и речь новому иноку Панкратию // Богословский вестник. 1916. Т. 2. № 7/8. С. 589.

[17] Иларион (Троицкий), сщмч. Творения. Т. 1. С. 24.

[18] Смулов А.М. Всероссийские монашеские съезды 1917 г.: миссионерское значение // Гуманитарное пространство. 2020. № 6. С. 802.

[19] Там же.

[20] Цит. по: Смулов А.М. Всероссийские монашеские съезды 1917 г.: миссионерское значение // Гуманитарное пространство. 2020. № 6. С. 800.

[21] Там же. С. 808.

[22] Иларион (Троицкий), сщмч. Творения. Т. 3. С. 358.

[23] Там же. С. 366.