Интервью

Монахиня Сергия (Каламкарова)
В этом году исполняется 30 лет со времени восстановления монашеской жизни в Успенском женском монастыре города Александрова. Обитель была основана во второй половине XVII века преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора в знаменитой Александровской слободе.
Игумен Агафангел (Болдин)
Город Новомосковск в Тульской области можно назвать молодым – он не отметил еще и столетнего юбилея. Своим появлением в 1930 году Новомосковск обязан одной из крупнейших «ударных строек» тех лет: огромный химический комбинат превратил старинное село Бобрики (имение потомков графа Григория Орлова и Екатерины II) в Сталиногорск – промышленный центр едва ли не мирового значения в области химии. Современное название город получил в 1961 году, в соответствии с грандиозными масштабами продолжающегося строительства и открытия новых производств. Конечно, долгое время и речи не заходило о том, чтобы в таком месте мог быть построен храм и тем более зародиться монашеская община. Однако уже четверть века в Новомосковске существует Свято-Успенский мужской монастырь. Наверное, его открытие в 1995 году было удивительным явлением в жизни большинства горожан, но теперь можно сказать, что для многих обитель стала духовным сердцем их малой родины. Успенский монастырь был основан трудами и молитвами его первого игумена – архимандрита Лавра (Тимохина). Батюшка почил три года назад, в апреле 2018-го, в Новомосковске он пользовался большим уважением, и здесь чтут его память. А в монастыре создан музей, посвященный отцу Лавру, и освящен храм в честь святых мучеников Флора и Лавра.
Мы беседуем с нынешним наместником Свято-Успенского мужского монастыря игуменом Агафангелом (Болдиным).
Игумения Анастасия (Иванченко)
В ходе работы над интервью с архиепископом Биробиджанским и Кульдурским Ефремом мы записали и беседу с настоятельницей Свято-Иннокентьевского женского монастыря в селе Раздольном Биробиджанской епархии игуменией Анастасией (Иванченко). Эта беседа продолжает ее рассказ на портале «Монастырский вестник» – «Новейшая церковная история пишется сегодня в Дальневосточном крае». Предлагаем ее вашему вниманию.

Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем
13 апреля, в день блаженной кончины святителя Иннокентия, митрополита Московского, совершается его память. Храмов, названных в честь святого, о котором столп Русской Церкви и один из столпов Российского государства митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил: «…в нем есть что-то апостольское», – немало. Свято-Иннокентьевский монастырь у нас один. Находится он в Еврейской автономной области. Интервью с его настоятельницей игуменией Анастасией (Иванченко) было размещено на портале «Монастырский вестник» – «Новейшая церковная история пишется сегодня в Дальневосточном крае». В продолжении разговора о почитании апостола Сибири, Америки и Дальнего Востока в том крае земли, где начинается наша Родина, мы побеседовали с архиепископом Биробиджанским и Кульдурским Ефремом, в чьей жизни святитель много лет занимает особое место.
Василий Глебович Каледа
В январском номере «Журнал Московской Патриархии» опубликовал первую часть интервью с профессором психиатрии В. Г. Каледой, автором книги «Основы пастырской психиатрии». В нем врач рассказал о несбывшихся прогнозах ВОЗ и наиболее серьезных психических расстройствах, с которыми встречаются священники в пастырской практике. В февральском номере журнала читатель узнает, почему психопатические расстройства могут привести к преступлению, если не обращать на них внимания, способствуют ли социальные сети возникновению психических заболеваний и как священнику предупредить агрессию в беседе с душевнобольным человеком.
Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия
Преосвященнейший митрополит Тамасский и Оринийский Исаия дал интервью агентству церковных новостей Romfea.gr. Его Преосвященство откровенно ответил на заданные вопросы и рассказал о своей позиции по отношению к действиям Константинополя, Запада и Москвы, а также прокомментировал поведение Архиепископа Кипрского. В конце митрополит Исаия ответил на вопрос, как, по его мнению, можно достичь решения «украинского вопроса».
Игумения Серафима (Бубёнова)
…Старцу Петру мы молимся. Я всегда говорю: «Отче, если уж ты решил, что быть здесь нашему монастырю, – помогай нам!» И он помогает. Но юродивые – святые особенные. Поэтому, наверное, и у нас все так по-особенному… – говорит нам матушка Серафима, игумения Софийского монастыря в Рыбинске, вручая книжечку монастырского издания «Жизнь и деяния прозорливого старца, священника Петра Томаницкого.
Игумения Евсевия (Лобанова)
Сто лет назад – в марте 1921 года – вышло постановление о закрытии Челябинского Одигитриевского женского монастыря, который по сути дела являлся центром духовной, культурной, общественной и даже хозяйственной жизни Челябинска, а также во многом определял его архитектурный облик. Для небольшого города, каким Челябинск был в те времена, женская обитель, где перед ее закрытием числилось 360 насельниц, считалась достаточно крупной. И – любимой народом. Пытаясь противостоять попытке выселения монахинь, миряне, собравшиеся у монастырской ограды, устроили стихийный митинг. Из рядов мужественных защитников монастыря слышалось: «Стреляйте в нас, а выселять не дадим!» Что, разумеется, власти расценили как контрреволюционные действия и последствия не заставили себя ждать...
Игумения Даниила (Севериненко)
Феодоровский, в честь великомученика Феодора Стратилата, женский монастырь в Переславле-Залесском стоит на земле, имеющей богатейшую историю, прославленной явлением великих святых и деяниями выдающихся правителей русского государства. Сам монастырь, существующий – если ориентироваться на первое упоминание в летописях – уже более семи веков, является свидетелем и участником многих событий, и славных, и трагических.
23.02.2021
В этом году Марфо-Мариинской обители милосердия исполняется 112 лет. С настоятельницей игуменией Елисаветой (Поздняковой) мы поговорили о современной жизни Обители, о том, как сегодня соседствуют молитва и помощь ближнему, и кто теперь продолжает служение сестер, которые трудились в Обители в начале прошлого века.
Иеромонах Кирилл (Воробей)
Иеромонах Кирилл (Воробей), насельник  Сретенского ставропигиального мужского монастыря, с самого начала своей монашеской жизни многие годы провел в Псково-Печерском монастыре под духовным окормлением великих старцев минувшего века – архимандрита Адриана (Кирсанова), архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Отцу Кириллу выпало счастье общения и с другими насельниками Печерской обители и Троице-Сергиевой лавры, принадлежащими к удивительному поколению «Руси уходящей» – с подвижниками, пронесшими веру через гонения и испытания ХХ столетия. 5 февраля исполнилось 15 лет со дня кончины отца Иоанна (Крестьянкина). Мы попросили иеромонаха Кирилла поделиться воспоминаниями о приснопамятном старце и его духовных соработниках, о запомнившихся событиях и приметах так быстро уходящего в вечность времени.
Василий Глебович Каледа
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга профессора психиатрии Василия Глебовича Каледы. Автор обобщает многолетний опыт работы с людьми, у которых вера в Бога и понимание христианского служения искажается психическими расстройствами. О том, как научиться понимать таких людей, к чему быть готовым в общении с ними, что необходимо знать для оказания им помощи и поддержки, предупредив тем самым непоправимые поступки, врач-психиатр рассказал «Журналу Московской Патриархии» на ярких примерах своей практики (№ 1, 2021).
Игумен Лаврентий (Балаев)
Игумен Лаврентий (Балаев) несет во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь сразу несколько послушаний. Паломники знают отца Лаврения как руководителя экскурсионной службы, а братии он больше известен как врач и духовник. О духовных и душевных особенностях современного иночества – наш разговор с батюшкой. Какие качества необходимы человеку, чтобы стать монахом сегодня? Что важно знать о себе и монастырской жизни, принимая решение оставить мир? Для чего монаху духовное образование? Все эти вопросы корреспонденты «Монастырского вестника» нередко задают руководителям монастырей и опытным в духовной жизни насельникам обителей. Эти же вопросы не раз становились предметом обсуждения на монашеских конференциях, вынужденный период отсутствия которых, определяет и необходимость пользоваться возможностями интернет-пространства, чтобы знакомить с духовным опытом современников тех, кто избирает «благую часть».
История игумена Трифона (Парсонса)
Настоятель православного монастыря во имя Всемилостивого Спаса в американском штате Вашингтон отец Трифон (Парсонс) не имеет русских корней, но его можно назвать глубоко русским человеком по духу. Его путь в Православие был извилистым и включал в себя отход от лютеранства, работу психологом и даже увлечение троцкизмом. Теперь мудрый батюшка делится опытом с сотнями духовных чад, которые приходят к нему за поддержкой и находят утешение.
Игумен Филарет (Пряшников)
Ряд наших отечественных историков и археологов, в научных трудах которых есть такой драгоценный сплав как жажда исторической правды и любовь к родной стране, утверждает: именно Старая Ладога, что в 125 километрах от Санкт-Петербурга, была первой столицей Древней Руси. Отсюда (тогда она просто называлась Ладогой) начал свое правление князь Рюрик, положивший начало династии Рюриковичей, и только позднее он перебрался в Новгород. Решение выбрать Ладогу своим опорным пунктом было неслучайным, ведь город находился на пересечении торговых путей, включая знаменитый «из варяг в греки».  В IX веке здесь началось успешное строительство нового русского государства.
Игумен Петр (Еремеев)
Последние несколько лет в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы идет реставрация, что неудивительно: время от времени любому зданию требуются ремонтные работы разной степени сложности в зависимости от состояния «пациента». Что гораздо интереснее, монастырь занимается археологическими изысканиями, раскопками.
Протоиерей Владислав Цыпин
О сути монашества, определяющей его необратимость, и об отдельных вынужденных исключениях; о противостоянии духу апостасии в монастырях, но и об опасности другой крайности – зилотства, – разговор с одним из самых авторитетных канонистов и церковных историков Русской Православной Церкви, протоиереем Владиславом Цыпиным.
Игумения Варвара (Иванова)
Еще этот край называют Северной Фиваидой. Богомольцы, стремившиеся к отшельническому монашескому житию, уходили на север, совершали свои духовные подвиги и проповедовали христианство жившим на севере языческим народам. В каноне Всем святым, в земле Российстей просиявшим, есть такие слова: «…красуйтеся пустыни и дебри Олонецкие, Белозерские и Вологодские, возрастившия святое и славное отец множество, чудным житием всех наставляющее миру не прилеплятися, крест свой на рамена взяти и во след Христу шествовати».
Игумения Афанасия (Силкина)
Игумения Афанасия (Силкина) возглавляет монастырь Рождества Богородицы в Ростове Великом с 2011 года. Приняв в управление древнюю обитель, основанную святителем Феодором Симоновским, архиепископом Ростовским, племянником преподобного Сергия, в конце XIV века, матушка столкнулась с такой разрухой, которую видели – и к этому времени уже большей частью преодолели – пожалуй, только подвижники 1990-х. Без ограды, воды и газа, с угрозой отключения электричества началась жизнь маленького монастыря из двух насельниц (второй была мама игумении),  буквально за стеной гордости Золотого кольца России – Ростовского кремля… В разговоре с игуменией Афанасией, мы, конечно, спросили, откуда этот запас прочности и такое радостно-вдохновенное отношение к жизни, позволяющее ей вспоминать о самых трудных моментах с добрым юмором, находя во всем возможность благодарить Бога. Матушка рассказала о своей семье, родителях (уточним здесь, что как мама стала сподвижницей дочери, приняв монашество, так и отец, оставшись в миру, до конца жизни очень много помогал обители), о духовных наставниках. Мы сочли возможным записать эту беседу, не включая в нее вопросы  корреспондента, – как монолог очень искреннего, и сильного человека.
Игумения Сергия (Конкова)
Известно предсказание преподобного Серафима Саровского о первой дивеевской игумении, которую еще задолго до ее поступления в монашескую общину он назвал по имени и фамилии и охарактеризовал как мать-праведницу. Игумения Мария (Ушакова) возглавила Дивеевскую обитель в трудное время, еще послушницей с честью пережила в ней те годы, которые вошли в историю монастыря как дивеевская смута, учиненная саровским послушником Иваном Толстошеевым и его сторонниками.