Интервью

Иеромонах Кирилл (Воробей)
Иеромонах Кирилл (Воробей), насельник  Сретенского ставропигиального мужского монастыря, с самого начала своей монашеской жизни многие годы провел в Псково-Печерском монастыре под духовным окормлением великих старцев минувшего века – архимандрита Адриана (Кирсанова), архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Отцу Кириллу выпало счастье общения и с другими насельниками Печерской обители и Троице-Сергиевой лавры, принадлежащими к удивительному поколению «Руси уходящей» – с подвижниками, пронесшими веру через гонения и испытания ХХ столетия. 5 февраля исполнилось 15 лет со дня кончины отца Иоанна (Крестьянкина). Мы попросили иеромонаха Кирилла поделиться воспоминаниями о приснопамятном старце и его духовных соработниках, о запомнившихся событиях и приметах так быстро уходящего в вечность времени.
Василий Глебович Каледа
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга профессора психиатрии Василия Глебовича Каледы. Автор обобщает многолетний опыт работы с людьми, у которых вера в Бога и понимание христианского служения искажается психическими расстройствами. О том, как научиться понимать таких людей, к чему быть готовым в общении с ними, что необходимо знать для оказания им помощи и поддержки, предупредив тем самым непоправимые поступки, врач-психиатр рассказал «Журналу Московской Патриархии» на ярких примерах своей практики (№ 1, 2021).
Игумен Лаврентий (Балаев)
Игумен Лаврентий (Балаев) несет во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь сразу несколько послушаний. Паломники знают отца Лаврения как руководителя экскурсионной службы, а братии он больше известен как врач и духовник. О духовных и душевных особенностях современного иночества – наш разговор с батюшкой. Какие качества необходимы человеку, чтобы стать монахом сегодня? Что важно знать о себе и монастырской жизни, принимая решение оставить мир? Для чего монаху духовное образование? Все эти вопросы корреспонденты «Монастырского вестника» нередко задают руководителям монастырей и опытным в духовной жизни насельникам обителей. Эти же вопросы не раз становились предметом обсуждения на монашеских конференциях, вынужденный период отсутствия которых, определяет и необходимость пользоваться возможностями интернет-пространства, чтобы знакомить с духовным опытом современников тех, кто избирает «благую часть».
История игумена Трифона (Парсонса)
Настоятель православного монастыря во имя Всемилостивого Спаса в американском штате Вашингтон отец Трифон (Парсонс) не имеет русских корней, но его можно назвать глубоко русским человеком по духу. Его путь в Православие был извилистым и включал в себя отход от лютеранства, работу психологом и даже увлечение троцкизмом. Теперь мудрый батюшка делится опытом с сотнями духовных чад, которые приходят к нему за поддержкой и находят утешение.
Игумен Филарет (Пряшников)
Ряд наших отечественных историков и археологов, в научных трудах которых есть такой драгоценный сплав как жажда исторической правды и любовь к родной стране, утверждает: именно Старая Ладога, что в 125 километрах от Санкт-Петербурга, была первой столицей Древней Руси. Отсюда (тогда она просто называлась Ладогой) начал свое правление князь Рюрик, положивший начало династии Рюриковичей, и только позднее он перебрался в Новгород. Решение выбрать Ладогу своим опорным пунктом было неслучайным, ведь город находился на пересечении торговых путей, включая знаменитый «из варяг в греки».  В IX веке здесь началось успешное строительство нового русского государства.
Игумен Петр (Еремеев)
Последние несколько лет в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы идет реставрация, что неудивительно: время от времени любому зданию требуются ремонтные работы разной степени сложности в зависимости от состояния «пациента». Что гораздо интереснее, монастырь занимается археологическими изысканиями, раскопками.
Протоиерей Владислав Цыпин
О сути монашества, определяющей его необратимость, и об отдельных вынужденных исключениях; о противостоянии духу апостасии в монастырях, но и об опасности другой крайности – зилотства, – разговор с одним из самых авторитетных канонистов и церковных историков Русской Православной Церкви, протоиереем Владиславом Цыпиным.
Игумения Варвара (Иванова)
Еще этот край называют Северной Фиваидой. Богомольцы, стремившиеся к отшельническому монашескому житию, уходили на север, совершали свои духовные подвиги и проповедовали христианство жившим на севере языческим народам. В каноне Всем святым, в земле Российстей просиявшим, есть такие слова: «…красуйтеся пустыни и дебри Олонецкие, Белозерские и Вологодские, возрастившия святое и славное отец множество, чудным житием всех наставляющее миру не прилеплятися, крест свой на рамена взяти и во след Христу шествовати».
Игумения Афанасия (Силкина)
Игумения Афанасия (Силкина) возглавляет монастырь Рождества Богородицы в Ростове Великом с 2011 года. Приняв в управление древнюю обитель, основанную святителем Феодором Симоновским, архиепископом Ростовским, племянником преподобного Сергия, в конце XIV века, матушка столкнулась с такой разрухой, которую видели – и к этому времени уже большей частью преодолели – пожалуй, только подвижники 1990-х. Без ограды, воды и газа, с угрозой отключения электричества началась жизнь маленького монастыря из двух насельниц (второй была мама игумении),  буквально за стеной гордости Золотого кольца России – Ростовского кремля… В разговоре с игуменией Афанасией, мы, конечно, спросили, откуда этот запас прочности и такое радостно-вдохновенное отношение к жизни, позволяющее ей вспоминать о самых трудных моментах с добрым юмором, находя во всем возможность благодарить Бога. Матушка рассказала о своей семье, родителях (уточним здесь, что как мама стала сподвижницей дочери, приняв монашество, так и отец, оставшись в миру, до конца жизни очень много помогал обители), о духовных наставниках. Мы сочли возможным записать эту беседу, не включая в нее вопросы  корреспондента, – как монолог очень искреннего, и сильного человека.
Игумения Сергия (Конкова)
Известно предсказание преподобного Серафима Саровского о первой дивеевской игумении, которую еще задолго до ее поступления в монашескую общину он назвал по имени и фамилии и охарактеризовал как мать-праведницу. Игумения Мария (Ушакова) возглавила Дивеевскую обитель в трудное время, еще послушницей с честью пережила в ней те годы, которые вошли в историю монастыря как дивеевская смута, учиненная саровским послушником Иваном Толстошеевым и его сторонниками.
Игумен Симеон (Кулагин)
Наместник Свияжского Богородице-Успенского монастыря игумен Симеон (Кулагин) рассказывает о Промысле Божием в своей жизни, о том, как и что привело его к монашеству, о духовном опыте и встречах с духовными наставниками.
Иеромонах Даниил (Сычёв)
Иеромонах Даниил (Сычёв), старший священник Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря Вяземской епархии Смоленской митрополии, участвовал почти во всех захоронениях на мемориале «Богородицкое поле», где с 2004 года было погребено более двух тысяч останков воинов. А чуть раньше, с 90-х годов прошлого века, он вместе с поисковиками, казаками и добровольными помощниками стал устанавливать поклонные кресты на местах кровопролитных боев, у братских могил, на кладбищах. За три десятилетия ими было установлено более 250 поклонных крестов. Тема войны – для пастыря особая тема. Оба его деда погибли в Великую Отечественную. Каков был путь будущего духовника женской обители к монашеству, как на его глазах и с его участием рождался первый в мире монастырь в память о той самой страшной, самой кровопролитной войне – об этом и многом другом рассказал отец Даниил порталу «Монастырский вестник».
Игумения Анастасия (Иванченко)
В памятные старшему поколению годы советской власти – годы государственного атеизма – в Хабаровске всё же был православный храм, в Комсомольске-на-Амуре – тоже, а в образованной в 1930 году Еврейской автономной области (ЕАО) ничего церковного не было. Не было там никаких святоотеческих традиций...
Иеромонах Исаакий (Гусев)
Вопрос о существовании в наши дни старцев как обладателей особого духовного опыта остается актуальным и занимает умы людей, вкладывающих в него подчас самый разный смысл, соответственно своим жизненным представлениям и чаяниям. В монашеской среде тоже нередко можно встретить разноречивое отношение к этой теме. Портал «Монастырский вестник» предложил побеседовать о традициях старчества и старцах иеромонаху Исаакию, насельнику Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь.
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Иеромонах Игнатий (Шестаков) – личность в церковной среде довольно известная. Выпускник исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, вот уже два десятка лет он подвизается в московском Сретенском ставропигиальном монастыре. Одним из его послушаний в настоящее время является должность редактора сербской версии портала Православие.ру.
Игумен Августин (Неводничек)
Деятельность Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря Ярославской митрополии  может служить примером успешной миссионерской, просветительской и одновременно серьезной научно-исторической работы. О том, как проекты монастыря связаны с почитанием святого покровителя обители – святителя Димитрия Ростовского порталу «Монастырский вестник» рассказал наместник монастыря игумен Августин (Неводничек)
Игумен Сергий (Куксов)
Очень часто беседы с руководителями монастырей бывают настолько насыщенны фактами и размышлениями, охватывают различные аспекты монастырской жизни, что в одно интервью всё это не вместить. Так получилось и после недавней сентябрьской встречи с настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни игуменом Сергием (Куксовым), который возглавляет эту обитель в Подмосковье на протяжении девяти лет и, по его признанию, стал единым целым с братией. Душа волнуется за каждого... Кроме того, монастырь, с самого начала своего возрождения помогавший людям не только прийти к Богу, укорениться в вере, но и в особо трудные времена просто физически, материально выжить, и сегодня не бросает их в тяжелейших условиях новых реалий. А немало мирян в свою очередь стремятся помочь монастырю. Вот и наполняется содержанием формула: монастырь – мир – взаимопомощь. Формы взаимопомощи бывают разные. О некоторых из них хочется рассказать в продолжение темы предыдущего интервью с батюшкой – «Вспоминая пример отца Иоанна (Крестьянкина), я понимал, что самое главное в общении с братией – это любовь».  
16.11.2020
Вторая волна распространения коронавирусной инфекции вновь стала причиной ограничений, которые затронули большое количество людей, пребывающих в режиме самоизоляции, – пожилых, имеющих хронические заболевания и др. В том числе эти ограничения оказываются связаны и с посещением богослужений. Перед православными христианами стоит вопрос, как в подобных обстоятельствах сохранять связь с Церковью, с родным храмом, посещение которого является важной частью жизни? Как поддержать духовенство, монастырскую братию или сестер, людей, служащих при храме, при отсутствии возможности прийти на службу?
Игумен Петр (Ерышалов)
Наместник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме игумен Петр (Ерышалов) пришел в монашество вскоре после своего крещения, состоявшегося, когда уже была пройдена служба в армии и окончено Московское художественно-промышленное училище – нынешняя Строгановская академия. Почти два десятилетия его иноческая жизнь и священническое служение были связаны с возрожденным столичным Новоспасским монастырем.
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Наша беседа с игуменом Пантелеимоном (Королёвым), утвержденным в должности настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря Переславля-Залесского в августе 2019 года, оказалась весьма продолжительной, но на деле вместила лишь небольшую часть того, чем мог бы поделиться выпускник кафедры дискретной математики механико-математического факультета МГУ и библейского отделения Московской духовной академии, кандидат богословия, исследователь богослужебных текстов, в том числе, цифровыми методами, издатель, переводчик.