Краткий очерк истории Богоявленского Островского мужского монастыря, что в селе Хопылево, Рыбинской епархии
Село Хопылево, находящееся в Рыбинском районе Ярославской области, с его древним храмом Богоявления «на Острову» сейчас известно как родина прославленного в отечественной истории св. воина адмирала Феодора Ушакова и его старшего родственника, строителя Санаксарского монастыря преподобного Феодора.
В прежние времена здесь находился Богоявленский Островский мужской монастырь, с которым род Ушаковых был издревле связан – имена многочисленных его представителей с XVI века вписаны в монастырский Синодик, хранящийся ныне в Государственном архиве Ярославской области [1]. Среди них было немало монашествующих. Так, в «роде Василия Димитриева сына Ушакова» записаны: монах Вассиан, схимонах Феодосий, схимонахиня Евпраксия, схимонахиня Мария, схимонах Антоний, схимонахиня Фекла [2].
Бывшая вотчина Ушаковых – ныне запустевшее сельцо Бурнаково – находится в четырех километрах к востоку от села Хопылево. Здесь еще до 50-х годов XX столетия сохранялся барский дом, окруженный вековыми деревьями...
Отец св. воина Феодора Ушакова Феодор Игнатьевич и два его брата, Сила и Иван, служили в Преображенском полку. Иван Игнатьевич (1718 − 19 февраля 1791), в ранней молодости оставив службу, по Божиему призыву, принял монашество и стал строителем Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. Ушаковы были прихожанами Богоявленского Островского монастыря, о чем свидетельствуют исповедные ведомости и метрические книги Богоявленского храма, хранящиеся в Рыбинском и Ростовском филиалах Государственного архива Ярославской области. Согласно записи в метрической книге, 13 февраля 1745 года у дворян сельца Бурнакова Ушаковых родился сын Феодор [3]. В обители он был крещен, в детские годы молился в ее храмах. На кладбище Богоявленского храма похоронены его родители – Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична. Место их захоронения сейчас неизвестно. С южной стороны, недалеко от храма, установлен памятный крест.
В 1807 году, когда адмирал Феодор Ушаков вышел в отставку, обитель уже почти полвека была закрыта, Богоявленский храм стал приходским. Адмирал поселился близ Санаксарского монастыря, приписного к Саровской обители и фактически возрожденного благодаря его дяде − преподобному Феодору. Живя уединенно в деревне Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии, в трех верстах от Санаксар, адмирал Ушаков ходил на богомолье в обитель, проводил там Великий пост, живя в келье, являлся ее благотворителем. Он скончался 2 октября 1817 года и был похоронен в Санаксарском монастыре.
Святой праведный воин Феодор Ушаков прославлен в лике святых 23 июля / 5 августа 2001 года. Преподобный Феодор Ушаков прославлен в лике местночтимых святых Саранской епархии в 1999 года, для общецерковного почитания – в 2004 году. Мощи двух святых Феодоров Ушаковых покоятся рядом в соборном храме Богородице-Рождественского Санаксарского монастыря.
Благочестие святых представителей рода Ушаковых, их слава и заслуги перед Отечеством послужили возрождению храмов Богоявленской Островской обители в XXI веке.
Богоявленский Островский монастырь известен с последней четверти XV века. Ктитором обители был брат великого князя московского Ивана III, удельный князь Угличский Андрей Васильевич Большой, получивший около 1473 года от матери − великой княгини Марии Ярославны − волжское левобережье c волостями Усть-Шексна и Романов городок: «Дал в дом к Леонтию Чюдотворцу, что на острову на Волге, у Романова, игумену Феогносту з братиею князь Ондрей Васильевич свое село Хопылево з деревнями» [4]. Князь Андрей Васильевич [5], выдающийся для своего времени правитель, полководец, церковный строитель и просветитель, схожим образом действовал и в отношении других расположенных здесь обителей, укрепляя духовные форпосты в северо-восточных пределах своего княжества: так, выше по течению Волги он сделал приписным к угличскому Покровскому монастырю основанный им же не позднее 1478−1482 гг. монастырь «Петр Святый на Усть Шексны» [6].
О монастырском владении селом Хопылево свидетельствует также жалованная грамота 1568 года удельного князя Владимира Андреевича Старицкого − первая по времени известная датированная жалованная грамота, упоминаемая в монастырской описи 1743 года [7]. Эта грамота, по замечанию А. В. Антонова, лишь подтверждает существовавшие ранее владельческие права монастыря [8].
Вотчины жаловали монастырю также Государи Великие князья Василий Иоаннович III, царь Василий Иоаннович Шуйский, царь Михаил Феодорович Романов [9]. Последний царь из рода Рюриковичей Феодор Иоаннович также отмечен в числе ктиторов обители; он пожаловал ей двор в городе Романове и земли в уезде, делал вклады «на ладан, вино и свечи» [10]. Обширные вотчины в Пошехонском уезде были пожалованы обители в XVI веке князьями Шехонскими – потомками ярославского князя Романа Васильевича [11].
Профессор философии, краевед, протоиерей Иван Дмитриевич Троицкий (1803–1878), составивший описание Островской Богоявленской обители [12] писал: «Предание гласит, что монастырь сей первоначально находился на острове реки Волги, отчего и название имел Островского. Время от времени остров этот размывался в весенние разливы Волги, и братия обители с давних лет принуждены были удалиться оттуда на берег Волги, сохранив, впрочем, монастырю древнее название его. Кем и когда сей монастырь построен – сведений о нем никаких не осталось. Как доносит последний строитель Патрикий, все имевшиеся в монастыре документы были утрачены в период монастырской реформы – их еще до 1764 года отобрал присланный в монастырские вотчины от коллегии экономии майор Григорий Аверкиев [13]… Из трех надписей, сохранившихся на могильных памятниках [древнего некрополя на берегу Волги], на коих значатся годы 1499, 1509, 1568 и 1659, видно, что сей монастырь существовал уже в XV веке…» [14] Древние надгробия Богоявленского некрополя видел и другой исследователь древностей – Н. Н. Теляковский [15]. Возможно, впрочем, что упоминаемые надгробия находились на кладбище при древнем приходском храме, на месте которого впоследствии был воздвигнут монастырский собор.
Первоначальный храм монастыря был посвящен святому Леонтию Ростовскому, просветителю Ростово-Суздальских земель [16]. В актах XVI – начала XVII вв. обитель именуется как «монастырь Пречистой Богородицы и великого чудотворца Леонтия на Богоявленском острове на реке Волге»: «в дом Пречистые Богородицы и великого чюдотворца Леонтия на Богоявленской остров в монастырь», «в дом Пречистыя Богородицы и великаго чюдотворца Леонтия в Островской монастырь» [17]. Очевидно, в те времена в монастырском храме был также престол во имя Пресвятой Богородицы (Введения Ее во храм).
Остров, упоминаемый в названии обители, а затем и храма, располагается в двух километрах, ниже по течению, от села Хопылева и современных храмов, площадь его сейчас 9 га, а в то время, когда там располагался монастырь, был он вдвое больше. Как видим, издревле остров именовался «Богоявленским», возможно, еще до появления там монахов.
Можно предположить, что на острове в древности было какое-то знамение благодати Божией, давший наименование острову, а впоследствии и селу Хопылево, и обители, в которой лишь в двадцатые годы XVII в. был воздвигнут первый деревянный Богоявленский храм.
Управлялся монастырь издревле игуменами. Имя первого упоминаемого в монастырском Синодике игумена – Христофор, вслед за ним – Феогност, Аврамий, Варлаам, Симеон, Антоний, Вассиан, Иосиф, Варлаам, Антоний, Феодосий, Гурий, Герасим, Варлаам, Филарет, Аврамий, Иона, Герасим, Варлаам, Варлаам, схиигумен Сергий, игумены Филарет, Иоасаф [18]. Эти игумены управляли обителью до 1719 года [19].
В «Списке иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви», составленном П. М. Строевым, указаны игумены, управлявшие обителью с 1609 года до ее закрытия в 1764 г.: Лаврентий (1609−1627), Корнилий (1649), Иона (1652), Гурий (окт. 1659−1660), Герасим (июнь 1663), Иосиф (апр. 1665), Варлаам (июнь 1669−1670), Авраамий (авг. 1680), Сергий (1702−1707), Серапион (1725), Кириан (1724−1725; 1732−1735), Герасим (1735−1742), Филарет (1744−1746, † 4 мая), Савватий (1746−1751), Патрикий (строитель, 1762−1764) [20].
В писцовой книге Романовского уезда 1593-94 гг. сохранилась монастырская опись конца XVI века [21] – самая ранняя известная нам опись Богоявленского Островского монастыря. В ней указано, что в «монастыре Пречистые Богородицы на Острову на реке на Волге, в Воздвиженском стану» в то время подвизалось 18 братий во главе с игуменом Иосифом; для них было устроено две игуменских и пятнадцать братских келий. Было две церкви −зимняя (теплая) Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной («клетски» − то есть построенная просто, в виде прямоугольного сруба) и «великого чудотворца Леонтия, епископа Ростовского» («вверх древена») с вновь построенным и еще неосвященным приделом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. На Святых вратах − церковь в честь Николы Чудотворца, в которой среди прочих святынь, находился образ «Пречистой Богородицы Новоявленной Казанской» в киоте, богато украшенный золотом и камнями. Имелась колокольня рубленная с часами (ветхими) и семью колоколами, хлебня, две поварни, мучня, погреб. Во владении монастыря находились два сельца − Хопылево и Яковлево, где были монастырские дворы, и 20 близлежащих деревень, а также деревня и две пустоши «на оброке». Там же указано, что «на острову на Богоявленском на реке на Волге» сенных покосов 150 копен (16 га) и две десятины леса (примерно 2 га). Таким образом, в то время площадь острова составляла не менее 18 га [22].
Эта опись не дает однозначного указания на то, где располагался монастырь. А. В. Антонов считает, что находился он на острове. Об этом есть и другие косвенные свидетельства, например, надпись на одном из колоколов, упоминаемом в описи, составленной при упразднении монастыря в 1764 г.: «Поставил сей колокол раб Божий старец Киприан Евтихиев сын на острову Богоявленском ко Пресвятой Богородице и Николе и к Леонтию чудотворцам по своей души и по своих родителех лета 7124 (1615)» [23]. Вероятно, окончательно монастырь обосновался на берегу лишь в 20-х гг. XVII века. Именно в это время был построен деревянный храм Богоявления [24]. В этот деревянный храм был вложен отлитый в 1650 г. Федором Димитриевым, сыном Моториным [25], еще один колокол, с надписью: «В монастырь чудного Богоявления Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Пресвятыя Богородицы, и всех святых» [26].
В XVII веке Богоявленский Островский монастырь был одним из значимых духовных центров Северной Руси. В 1626 году его игумен Лаврентий участвовал в обретении св. мощей преподобномученика Адриана Пошехонского (†1550). В житии священномученика этот эпизод описан в подробностях. Старец Лаврентий был призван «с Богоявленского острова, из Романовского уезда» [27] для устроения монашеской жизни в новооснованную пустынь Пророка Илии, что на Ухре, где на месте неизвестного еще тогда погребения священномученика Адриана росла рябина, обладавшая целебными свойствами. Таким образом, как указывает прот. И. Троицкий, Рябинова пустынь была первое время зависима от Островского монастыря [28]. Один из ее иноков, духовный сын Лаврентия, поведал ему историю погребения останков преподобномученика Адриана и дивной рябины, посаженной рядом с могилой святого. Игумен Лаврентий указал место близ рябины, где и были обретены честные мощи, с той поры покоящиеся в Адриановом монастыре.
Новый каменный храм Богоявления Господня с приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы, святителя Леонтия Ростовского и Казанской иконы Божией Матери был заложен в конце XVII века и освящен в 1701 году. Этот храм, восстановленный после разрушений XX века, стоит на восточной окраине села Хопылево и в настоящее время.
В середине XVIII века, согласно описи 1743 года [29], в обители, кроме игумена, было семь монахов: казначей иеродиакон Александр, монах Ипполит, монах Герасим, монах Ипполит, монах Павлин, монах Варлаам, монах Иона [30].
В период реформы 1764 года Островский монастырь был упразднен, Богоявленский храм обращен в приходской, к нему были приписаны окрестные деревни.
Опись, составленная при упразднении монастыря, свидетельствует о том, что в середине XVIII века Островский монастырь был материально весьма благоустроенным, храмы были богато украшены. Вокруг каменного Богоявленского собора сохранялись деревянные постройки, в частности, рубленая «в быки» деревянная ограда с угловыми шатровыми башнями, воротами к Волге и надвратным храмом святителя Николая. В его владении было несколько сел и множество деревень в Пошехонском и Романовском уездах и в Ростовских вотчинах. В состав земель, принадлежавших обители, входил и Богоявленский остров. Приписанных к монастырю прихожан числилось 1159 душ обоего пола из 100 ближайших дворов [31]. Однако духовная жизнь к тому времени крайне оскудела − из монахов оставался в нем один лишь строитель Патрикий. При обители числился белый священник с диаконом. Они остались служить при храме, а Патрикий определен в казначеи Угличского Покровского монастыря [32].
В 1830-е годы вокруг Богоявленского храма и кладбища на пожертвования доброхотнодателей (среди таковых упоминаются и дворяне Ушаковы) была воздвигнута кирпичная ограда. Остатки ворот этой ограды, напротив входа в храм, сохранялись еще в 2010-е годы [33].
В 1907 году рядом с Богоявленским храмом по усердию прихожан была построена церковь святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя императоров Александра I, Александра II и Александра III. Возможно, храм этот был построен в благодарную память об Императоре Александре II Освободителе; или же это был один из храмов, построенных в память чудесного спасения Императора Александра III и его Семьи во время крушения царского поезда 18 октября 1888 года у станции Борки Харьковской губернии.
Храмы Богоявленской Островской обители пережили революцию и оставались действующими до начала 1940-х годов. В конце 1920-х годов при храмах действовала религиозная община, состоящая из 374 человек, совершались традиционные крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери по деревням прихода [34]. Традицию почитания Боголюбской иконы помнят и современные жители окрестных селений, которым о ней сообщили их благочестивые родители и деды – прихожане Богоявленского храма.
В 1930-е годы в селе Богоявленском-на-Острову (второе наименование села Хопылево, употребляемое, в частности, в следственном деле) Тутаевского (а с 1935 года Рыбинского) района «приютился» вернувшийся из лагеря протоиерей Димитрий Смирнов с супругой. В свое время известный в Ярославле, любимый народом пастырь, личный секретарь митрополита Ярославского священноисповедника Агафангела (Преображенского), здесь он вел жизнь крайне простую, но внутренне очень глубокую. «Занимался куроводством» (как в шутку говорила его супруга матушка Елизавета Яковлевна). 10 мая 1938 года в селение Хопылево прибыли сотрудники губернского отдела УГБ НКВД, произвели обыск и батюшку увезли. Елизавета Яковлевна писала к Л. Берии: «Жили два старика – ему 70 лет и мне 65 лет, и вот помешали…» Отца Димитрия обвинили в антисоветской деятельности как участника группы священнослужителей кафедрального Феодоровского собора Ярославля. Он был приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан, находясь в ссылке, вновь был осужден и умер в тюрьме 26 июня 1940 года [35].
В начале 40-х годов XX века Богоявленский храм был закрыт и разграблен, а его внутреннее убранство почти полностью уничтожено. Та же участь постигла церковь святого благоверного князя Александра Невского. Сохранилась могила последнего настоятеля Богоявленского храма протоиерея Владимира и его супруги матушки Клеопатры Федоровны, почивших в 1944 году, − она находится справа от входа в храм... Последние иконы и элементы убранства были вывезены грабителями уже в послевоенные годы.
Первые шаги к возрождению храмов в 1990-е годы совершили рыбинские краеведы, в числе которых были Евгений Петрович Балагуров и Анна Дмитриевна Овчинникова [36].
Е. П. Балагуров (1950−2015) организовывал детские экспедиции к месту рождения Феодора Ушакова. Выпускник искусствоведческого отделения Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, он в течение 25 лет работал методистом Рыбинского центра детского и юношеского краеведения, воспитал учеников.
А. Д. Овчинникова (1932−2015), учительница математики школы в пос. Ермаково Рыбинского района, в раннем детстве была крещена в храме Богоявления Господня в селе Хопылево. Вместе с сыном Владимиром Дмитриевичем Овчинниковым Анна Дмитриевна успешно провела поиск документов о месте рождения адмирала Ушакова (в то время сведения об этом были противоречивыми; первый биограф Ушакова Ростислав Карлович Скаловский в книге, изданной в 1856 году [37], назвал его местом рождения Темниковский уезд Тамбовской губернии [38]; оставался точно неизвестен и год рождения будущего адмирала). В результате этих изысканий стало достоверно известно, что родился Феодор Ушаков на Ярославской земле − в деревне Бурнаково Романовского уезда (ныне Рыбинского района) и был крещен в храме Богоявления-на-Острову. Метрическая книга храма была найдена в Ростовском филиале ГАЯО − среди документов Ярославской консистории. При ермаковской школе Анна Дмитриевна создала первый в Ярославском крае музей Феодора Ушакова. Документально восстановил судьбу адмирала Владимир Дмитриевич Овчинников, ныне доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник института военной истории МО РФ, автор обширной монографии «Адмирал Феодор Ушаков. Святой праведный воин» [39].
Подвижнические труды рыбинских краеведов дали благославный плод – в 2000-е годы началось возрождение духовной жизни на месте монастыря, в стенах которого в детстве и юности молился святой адмирал Феодор Ушаков. В 2008 году был создан приход храма Богоявления Господня в селе Хопылево, настоятелем которого стал протоиерей Игорь Петров. Здесь ежегодно проходили летние сборы учащихся воскресных школ. Священники и миряне прилагали усилия к консервации разрушавшихся храмов.
Церковное почитание святого праведного адмирала Феодора Ушакова неразрывно связано с памятью о военной славе нашего Отечества. Выражением этого единства стали фестивали духовно-патриотической песни, проводимые в селе Хопылево с августа 2013 года в день прославления святого праведного воина Феодора Ушакова (5 августа), собирающие сотни людей.
25 декабря 2014 года Священным Синодом Русской Православной Церкви был принят Устав Архиерейского подворья Храма Богоявления Господня в селе Хопылево. Внутри полуразрушенного Богоявленского храма был устроен престол в честь святителя Леонтия Ростовского, начались регулярные богослужения.
8 августа 2016 года в Богоявленский храм села Хопылево из Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря был доставлен ковчег с мощами святого праведного воина Феодора Ушакова – Хопылево включили в маршрут всероссийского крестного хода с мощами непобедимого адмирала.
В 2017 году был создан Попечительский совет по восстановлению храмового комплекса церквей Богоявления Господня и святого благоверного князя Александра Невского, который возглавил Дмитрий Степаненко, в то время председатель Правительства Ярославской области. В 2018 году началась реставрация церквей и масштабные работы по развитию инфраструктуры территории. На сегодняшний день оба храма полностью восстановлены. В восстановленном храме Богоявления Господня три престола: во имя Богоявления Господня; во имя Казанской иконы Божией Матери; во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
К храмам построена асфальтовая дорога. Приведено в порядок кладбище, посажен сад, устроен аптекарский огород, заложены парковые зоны.
14 июля 2024 года чин Великого освящения храма Богоявления-на-Острову совершили митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, епископ Костомукшский и Кемский Борис в сослужении многочисленных представителей духовенства. Храм святого Александра Невского был освящен 22 августа того же года. Чин освящения и Божественную литургию совершили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор и епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин в сослужении представителей духовенства Рыбинской и Казанской епархий.
В храмах древнего Богоявленского Островского монастыря в настоящее время, спустя 70 лет после их закрытия, совершаются ежедневные уставные Богослужения, на Божественной Литургии вновь возносится Бескровная Жертва за живых и усопших, за Отечество наше и за весь мир.
Престольные праздники Архиерейского подворья храма Богоявления Господня в Хопылево:
6 / 19 января − Богоявление Господне;
21 ноября / 4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы;
8 / 21 июля, 22 октября / 4 ноября – Казанской иконы Божией Матери;
30 августа / 12 сентября – святого благоверного князя Александра Невского;
23 мая / 5 июня – обретение мощей святителя Леонтия Ростовского;
6 / 19 декабря, 9 / 22 мая – святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.
Чтимые праздники:
2 /14 октября – память святого праведного воина Феодора;
23 июля / 5 августа – прославление святого праведного воина Феодора Ушакова (2001);
19 февраля / 4 марта – память преподобного Феодора Санаксарского;
21 апреля / 4 мая – обретение мощей преподобного Феодора Санаксарского (1991).
Чтимые даты:
13 / 24 февраля – день рождения святого праведного воина Феодора
Адрес: РФ, Ярославская область, Рыбинский район, село Хопылево.
-----------------------------
[1] Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Коллекция рукописей. №24 (1054). Синодик церкви Богоявления Островского монастыря Ярославской губ.
[2] Синодик Богоявленского Островского монастыря. Л. 23.
[3] Ростовский филиал ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 782. Л. 14; см.: Романова А. В. (автор-сост.) Родина адмирала. (Издание третье). Рыбинск, 2020. С. 7−11.
[4] Лествицын В. И. Село Богоявленское на Острову // Ярославские губернские ведомости. 1872. Ч. неоф, № 2. С. 6
[5] Годы княжения: 1462−1491.
[6] Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV − начала XVI веков (АСЭИ). Т. 1. С. 350. № 464; Писцовая выпись властям Покровского угличского монастыря на монастырский Благовещенский и Петровский погост на р. Шексне с пустошами и рыбными ловлями по р. Волге в Вольской вол. Пошехонского у. // РГАДА. Ф. 281. Грамоты коллегии экономии. № 9722/44.
[7] Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие действительному члену Русского археологического общества И. А. Вахрамееву: Вып. 1−6. – Москва: Изд. И.А. Вахрамеева, 1888−1907. С. 309−325.
[8] Антонов А. В. К истории Пошехонской вотчины Богоявленского Островского монастыря // Русский дипломатарий. Вып. 5. 1999.
[9] Титов А. А. Рукописи славянские и русские... С. 321−322.
[10] Лествицын В. И. Село Богоявленское на Острову… С. 6; РГИА. Ф. 834 (Рукописи Синода). Оп. 3. Д. 1916. Копии с жалованных монастырских грамот Ростовской и Ярославской епархий. Л. 464.
[11] Жил в конце XIV в. См.: Антонов А. В. К истории Пошехонской вотчины Богоявленского Островского монастыря; Иванов Л. М. Сергеев А. В. Князья Шехонские: угасший род? // Рыбная слобода. 2023. №1 (28). С. 22−24.
[12] Троицкий И., протоиерей. О монастырях и пустынях упраздненных [Ярославской и Ростовской епархии] // Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. Приложение. С. 175–180.
[13] Там же. С. 175.
[14] Там же.
[15] Теляковский Н. Н. Старина и святыни города Романова. Ярославль, 1911. С.75; Быков А. Два экскурса в историю Богоявленского «на Острове» монастыря // Рыбная слобода. 2015 № 2(10). С. 16−23.
[16] Лествицын В. И. Село Богоявленское на Острову… С. 6; Мельник А. Г. История распространения культа св. Леонтия Ростовского на Руси в XV – XVI веках // История и культура Ростовской земли / Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Ростов, 2015-2016. С. 21−22.
[17] См.: Антонов А. В. К истории Богоявленского Островского монастыря // Русский дипломатарий. Вып. 9. 2003.
[18] Синодик Богоявленского Островского монастыря. Л. 4−4 об.
[19] Эта дата стоит в Синодике. Л. 5 об.
[20] Строев П. М. Список иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 360; см.: Романова А. В. Родина адмирала. С. 101 (Приложение).
[21] Это первая сохранившаяся монастырская опись. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 379. Л. 305−319 об. Книга полностью не опубликована. Приводится по публ.: Антонов А. В. К истории Богоявленского Островского монастыря // Русский дипломатарий. Вып. 9. 2003.
[22] В настоящее время площадь острова – 9 га. При этом имеется затопленный участок.
[23] Троицкий И., протоиерей. О монастырях и пустынях упраздненных… С. 178.
[24] РГАДА. Ф. 281 (Грамоты Коллегии экономии). Оп. 15. Д. 10111/6. Ок. 1628 г. Писцовая выпись Юрия Анфиногеновича Редрикова, подьячих Петра Наумова и Петра Гридякина властям Богоявленского Островского ярославского м-ря на м-рь на р. Волге и его вотчину сцц. Хопылево и Яковлево с дд. и почч. в Воздвиженском ст. Романовского у., с явочной записью 1756 г. марта 23 в г. Романове у межевых дел. Л. 1.
[25] Годы жизни: 1630-е – 1688.
[26] Троицкий И., протоиерей. О монастырях и пустынях упраздненных…
[27] Житие преподобного Адриана Пошехонского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. доп. вторая. М., 1916. С. 399.
[28] Троицкий И., протоиерей. О монастырях и пустынях упраздненных… С. 181.
[29] Документ, принадлежавший коллекции рукописей известного ярославского историка и краеведа XIX в. В. И. Лествицина (после его кончины коллекция была почти целиком куплена И. А. Вахромеевым), опубликован А. А. Титовым в кн.: Рукописи славянские и русские... С. 309−325; копия этой публикация помещена в Приложении в кн.: Романова А. В. Родина адмирала. С. 102−118.
[30] Титов А. А. Рукописи славянские и русские... С. 322−323.
[31] Троицкий И., протоиерей. О монастырях и пустынях упраздненных… С. 180.
[32] Там же. С. 175.
[33] Михайлов А. В. Церкви Рыбинского уезда. Рыбинск, 2016. С. 478−480.
[34] Там же. С. 480.
[35] Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную. 1918–1953. Краткие биографические сведения. Т. 1. Ярославль, 2017. С. 310−311.
[36] О них см.: Романова А. В. Родина адмирала. С. 51−52.
[37] Скаловский Р. К. Федор Ушаков. Адмирал святого русского воинства. СПб., 1856.
[38] Те же сведения дает и Военная энциклопедия; а в Большой Советской энциклопедии указано, что Ф. Ф. Ушаков родился в Ярославской губернии.
[39] Ярославль, 2016.
