Проект «Положения о монастырях и монашествующих»: обсуждение не закончено

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Мелхиседек (Артюхин) проанализировал комментарии участников интернет-дискуссии новой редакции проекта «Положения о монастырях и монашествующих».

Проект «Положения о монастырях и монашествующих»  был подготовлен Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества во исполнение п. 25 Поручений Освященного Архиерейского Собора 2013 года.

Первая редакция проекта документа активно обсуждалась в интернет-пространстве до решения Собора. В ходе дискуссии среди участников обнаружилась полярность мнений по целому ряду вопросов, раздавались даже опасения, что документ может стать препятствием к развитию монашества в России. Впрочем, они оказались беспочвенными. Тем же, кто пытался нагнетать обстановку, ответил в своем выступлении на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» митрополит Афанасий Лимассольский: «Положения боятся люди бесчинные, а истинный монах на все, что бы ему ни сказали, ответит: “Буди благословенно”».

Международная монашеская конференция, проходившая в октябре 2013 года в Троице-Сергиевой лавре, явила собой пример обсуждения проекта документа Межсоборного присутствия людьми, наделенными духовным и практическим опытом монастырской жизни. Форуму предшествовала напряженная работа профильной комиссии Присутствия. После внесения предложений, принятых участниками конференции, проект документа был разослан для ознакомления в епархии. В результате чего в новую редакцию «Положения» были внесены существенные изменения и дополнения, более полно раскрыты цель и значение монашества, значительное место отведено духовному деланию, келейному правилу, молитве, чтению, образованию насельников монастырей, духовным беседам игумена и многому другому. Нельзя не отметить, что и стиль изложения в значительной мере приблизился к святоотеческой традиции.

Новый вариант проекта «Положения о монастырях и монашествующих» также размещен для свободного обсуждения на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ру и в официальном блоге Межсоборного присутствия.

Анализируя комментарии, опубликованные на указанных выше сайтах, можно отметить значительное число положительных отзывов, данных новому варианту проекта. Их авторы высоко оценили проведенную составителями документа и редакционной группой Межсоборного присутствия работу. И все же ряд проблем документа не потерял своей остроты для участников интернет-дискуссии и после проведенной работы.

Одним из наиболее острых вопросов «Положения» по-прежнему остается вопрос о выборности игумена (игумении). Несмотря на то что новый вариант проекта «Положения о монастырях и монашествующих» предусматривает возможность избрания игумена, сторонники этого способа, словно не замечая отсутствия объективных условий для избрания игумена в некоторых обителях, продолжают настаивать на избрании как на единственно возможном варианте.

Напомним, что в ст. 5.1 проекта «Положения» можно прочесть следующее:

«Определяя кандидата на должность игумена, епархиальный архиерей в соответствии со святоотеческой традицией и практическим опытом Церкви может:

  •  предложить собственного кандидата, по возможности, из числа насельников обители;
  •  выдвинуть в качестве кандидата преемника, подготовленного предыдущим игуменом;
  • предоставить братству выдвинуть кандидата».

В святоотеческой традиции выборность игумена как духовного отца братии действительно является важнейшим аспектом монашества. Однако в России многие монастыри еще не вполне готовы к тому, чтобы это реально воплотилось в жизнь. Для полноценной реализации выборности необходим достаточный опыт, передаваемый через предание и складывающиеся монашеские традиции. К сожалению, многие традиции нами были утеряны и только сейчас постепенно начинают возрождаться.

В любом случае, перед представлением на утверждение в Синод кандидат на игуменство проходит собеседование с членами коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, о чем также сказано в данном документе. При этом коллегия отдела всякий раз рассматривает, какой из вариантов наиболее приемлем в каждом конкретном случае. В дальнейшем кандидата утверждает Священный Синод, и его решение должно быть принимаемо как послушание Церкви, которое является ответом человека на любовь Божию к нему и путем развития в себе ответной веры и любви к Богу и Церкви Христовой.

Митрополит Волоколамский Иларион в своем докладе об отношении послушника к духовному наставнику сказал: «Польза послушания несомненна и освящена многовековой историей монашеской святости. Основа этого послушания – любовь монаха к своему наставнику и доверие к его духовному опыту». Не тем паче ли чада Церкви должны быть послушны ее слову. Все дается по вере, и Дух Святый и сегодня продолжает действовать в Церкви, а раз так, то и правила Святых Отцов, и постановления Священноначалия будут помогать на пути спасения.

Наиболее же оптимальным вариантом при становлении игумена в открывающемся монастыре, конечно, было бы то, что община была бы изначально образована возле единого для нее духовного руководителя, как это совершается в монастырях Греции, на Кипре, как это изначально было заложено в древнем монашестве. Такая монашеская община будет более плодотворно возрастать в своем духовном развитии.

Еще одним вопросом, не утратившим остроты для участников сетевой дискуссии, остается вопрос об отношении к священноначалию. Присоединяясь к обсуждению, процитируем еще раз митрополита Афанасия Лимассольского: «Хочу, чтобы вы не боялись епископов, а любили их. Епископы – наши отцы. Они несут очень большую тяжесть, сатана очень сильно ополчается на них, также и на монаха. Когда я был монахом, послушником, то видел, как диавол обрушивает свои козни на послушников. Когда я стал игуменом, то увидел, что происходит с игуменом. Брат говорит мне: “Геронда, я имею помыслы против тебя”. А я ему отвечаю: “Ты даже не знаешь, какие я имею помыслы против тебя!” Когда я стал епископом, то увидел воочию, что происходит с епископом, и затрепетал от страха. Потому что враг воюет с Церковью, и это не одно и то же – монастырь или вся Церковь. Поэтому любите их, молитесь за них, смотрите на них как на своих отцов. Отец, совершающий ошибку, все равно остается отцом. Если бы ваш отец ошибся, вы все равно пустили бы его домой, покрыли бы любовью. И Владыка, чувствуя вашу любовь, смягчится и вам поможет. Поэтому не бойтесь. Апостол говорит, что там, где воцаряется любовь, страх убегает».

Отвечая на комментарии о внутреннем устроении обители, напомним участникам дискуссии, что проект «Положения» четко указывает на то, что основные вопросы внутреннего устройства обители должны быть отражены в ее Уставе. И здесь одним из решений может стать Типовой образец Устава монастыря, на основе которого каждый монастырь, избегая недоразумений, смог бы создать свой собственный внутренний устав. Работа над типовым образцом монастырского Устава в настоящее время ведется в Синодальном отделе по монастырям и монашеству.

По-прежнему актуален многократно поднимаемый в обсуждении вопрос о духовном образовании насельников (насельниц) монастыря. Противники образования аргументируют свою точку зрения тем, что монах не должен покидать стены обители, что его выезд в мир на сессию может стать соблазном и что обучение вообще не подобает монахам, которые призваны молиться в уединении.

На это можно ответить однозначно: монастыри должны быть местом просвещения для мира, местом, где люди не только могут душевно отдохнуть, но и куда они могут обратиться со своими недоумениями в вопросах веры и духовной жизни. Монахи изначально были хранителями чистоты Православия, хранителями и исполнителями догматов веры. Но как можно сохранить чистоту веры, если ты не знаешь ее основ, истории и святоотеческого наследия, понимание которого требует знания догматики, патрологии? Можно ли исполнить заповеди Божии, не зная их?

Невежество скорее превратит монастыри в рассадники предрассудков и домыслов, чем сохранит от соблазна стены обители. Духовное образование важно для всех насельников и насельниц. И особенно необходимы знания тем, кто готовится к рукоположению. Наличие богословского образования, несомненно, должно быть одним из требований к будущим священнослужителям. Тем более что при современном техническом развитии частый выезд за пределы обители вовсе не необходим для получения знаний. Можно применять уже наработанные методы дистанционного обучения. В ставропигиальных женских монастырях сегодня уже отлажен процесс духовного образования. Официальный сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству неоднократно публиковал материалы о том, как монахини получают образование, не покидая стен монастыря. Квалифицированные педагоги сами приезжают в обители для проведения занятий. Этот опыт можно было бы перенять и всем желающим.

Обучение должно стать и одним из этапов подготовки к монашеской жизни. Каждый, решивший посвятить свою жизнь монашескому подвигу, может еще во время трудничества пройти необходимое обучение. Без сомнения, каждый монастырь призван обеспечить возможность проведения катехизации, занятий по основам Православной веры для всех желающих.

Обсуждение проекта документа еще не закончено, и все высказанные замечания и пожелания обязательно будут рассмотрены. «Положение о монастырях и монашествующих» должно стать основой, на которую любая обитель могла бы опереться, развивая и совершенствуя своюдуховную жизнь.


Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

архимандрит Савва (Фатеев) и архимандрит Венедикт (Пеньков).
Московское подворье Оптиной пустыни
архимандрит Савва (Фатеев) и архимандрит Венедикт (Пеньков).
Московское подворье Оптиной пустыни