Новоначальному

Игумения Домника (Коробейникова)
Выступление игумении Домники (Коробейниковой), настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга на заседании Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 29 марта 2024 года)
Епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов)
Советы, направляющие монашествующих в духовной жизни, принадлежат приснопамятному владыке Евлогию (Смирнову). Этот текст был опубликован в 1991 году в первом номере только образованного литературно-исторического альманаха «Даниловский благовестник». Владыка, впоследствии митрополит Владимирский и Суздальский, пребывал тогда в сане епископа, а за плечами у него уже были не только четвертьвековой опыт монашества, но и великий труд по возрождению двух знаменитых русских обителей – Данилова монастыря и Оптиной пустыни.
Преподобный Филарет Глинский
Преподобный Филарет Глинский (Данилевский; 1777–1841, день памяти 31 марта/13 апреля) – выдающийся подвижник в истории русского монашества, преемник иноческой традиции, воспринятой на Святой Горе Афон преподобным старцем Паисием (Величковским) и получившей в России в XIX столетии плодотворное развитие. Став в 1817 году настоятелем Глинской пустыни, находившейся в то время в состоянии разрухи, отец Филарет успешно преодолел нестроения монастырской жизни, явился создателем устава обители по образцу афонского и заложил прочный духовный фундамент знаменитого в последующем монастыря. Все 24 года управления пустынью преподобный Филарет подавал личный пример братии своей жизнью и трудами. Попечение о братии побудили его составить на основе аскетических творений святых отцов пространное поучение «Новопостриженному монаху», в котором объясняются значение обетов и пути духовного преуспеяния. Поучение впервые было издано в 1824 году, а в 1897 году в Глинской пустыни увидел свет его перевод со славянского на русский язык с добавлением краткого поучения новоначальному перед постригом. Предлагаем читателям познакомиться с этим текстом, который по праву может быть назван настольной книгой монаха.
Алла Виденеева
Кандидат исторических наук Алла Евгеньевна Виденеева продолжает публикацию своих находок в архивах Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Основываясь на документальной истории пострига в 1908 году двух послушников Новоспасской обители – Павла Ивасюка и Дмитрия Соснина, можно узнать интересные подробности церковной и собственно монастырской жизни начала ХХ столетия, сделать выводы о том, как стремились в то время сохранять преемственность традиций и заботились о достойном пополнении свежими силами монашеской братии.
Архимандрит Борис (Долженко), настоятель Николо-Бабаевского монастыря Ярославской епархии
Некто из святых отцов сказал, что если бы люди узнали о тех трудностях, которые ожидают монаха, то никто бы из них не пошел в монастырь. Но если бы они узнали о награде, ожидающей монахов, то все бы устремились в монастыри, несмотря на трудности, и мир бы обезлюдел.

Игумения Домника (Коробейникова)
Во время Великого поста в монастырях традиционно совершаются постриги. Игумения Домника, настоятельница Александро-Невкого Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга сказала слово назидания новопостриженным монахиням.
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
Начальные дни Великого поста в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре ознаменованы важным событием: иноческим постригом.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
30 января 2018 года на Московском подворье Валаамского ставропигиального мужского монастыря прошло собеседование одиннадцати братий Валаамской обители с архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству. Насельников представлял Игумен Спасо-Преображенской Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых.
Архимандрит Георгий (Шестун)

Приводим вашему вниманию часть лекции, прочитанной в Саратовской Духовной семинарии в 2003 году тогда еще кандидатом педагогических наук протоиереем Евгением Шестуном. Через год после этого по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия отец Евгений принял монашеский постриг с именем Георгий.

Иеромонах Алексий (Корсак)
Как усвоить благодать и что такое настоящая молитва рассказал монахиням обители в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» села Большая Ольшанка Васильковского района Киевской области настоятель Подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве иеромонах Алексий (Корсак).
Схимонах Иларион (Святая Гора Афон)
Схимонах Иларион, игумен келии св. Харлампия недавно посетил Россию, выступив на секции «Древние монашеские традиции в условиях современности». В те же дни в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре Калужской епархии состоялась беседа о. Илариона с игуменами и игумениями – участниками Чтений.
Свято-Успенский Вышенский монастырь
Успенский Вышенский монастырь, основанный в XVI–XVII вв., впервые упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Феодоровича Романова. С самого своего основания обитель вела миссионерскую работу, просвещая светом православной веры местное население – мордву. В 1827 году в обитель была передана Казанская икона Божией Матери...
Схиигумен Серафим (Покровский)
Монашество в Православной Церкви всегда занимало особое место, поскольку развитие монашества это, прежде всего развитие самой Церкви, ее духовный путь. О монашестве мы говорим как о христианском образе жизни, который ставит на первый план всецелое посвящение Богу, и совершенное исполнение Его Божественной воли и заповедей. Зачем люди уходят в монастырь?
17.03.2015

Беседы архимандрита Нила (Кастальского), записанные монахиней Антониной (Яковлевой).

Старцы Оптиной пустыни

Заповеди оптинских старцев новоначальным сестрам.

сщмч. Серафим Звездинский

Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила…

31.07.2014

Серафимо-Знаменский скит занимает особое место среди монастырей Подмосковья. Он был основан в 1910 году грузинской княжной Тамарой Александровной Марджанишвили (в то время игумения Ювеналия) – будущей схиигуменией Фамарью

Архимандрит Георгий (Капсанис)

Весь жизненный путь монаха становится стремлением к покаянию, а его мораль – моралью покаяния. Скорбь и слезы покаяния являют собой самую красноречивую проповедь. Весь образ монаха (образ добровольной смерти) судит этот мир. Монах, будучи мудрым для Бога и неразумным по мирским критериям, остается чужим для этого мира, равно как и Сын Божий, Который "пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин. 1:11), не поняв Его, даже будучи людьми церковными, мудрыми и деятельными. Мистическая и безмолвная жизнь монаха – это тайна за семью печатями для всех тех, кто не причастен его духу. Монаха считают социально бесполезным и миссионерски бездействующим. Таким образом, жизнь его – это тайна во Христе Боге и, "когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и они явятся с Ним во славе" (Кол. 3:4).

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Труд в монастыре во славу Божию приносит душе огромную пользу. Еще преподобный Серафим Саровский говорил: «паче послушания, как послушание Церкви! И если токмо тряпочкою притереть пол в доме Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога... И где же возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в Ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует».

19.06.2014

После определенного периода трудничества в монастыре, во время которого испытывается твердость намерения всецело посвятить свою жизнь служению Богу, по решению игумена или Духовного собора человек может быть принят в число послушников обители. Для этого трудник подает соответствущее прошение и выражает согласие исполнять устав избранной им обители.