18 февраля 2025 года в Московском Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре состоялась научная конференция «Ивановский монастырь: страницы истории. Презентация двух новых изданий по истории монастыря».
В конце 2024 года вышли два новых издания, подготовленные в монастыре и выпущенные научным издательством «Прогресс-Традиция»:
Л.А. Шитова. Ивановский монастырь. Восстановление ансамбля (1991–2022). М.: Прогресс-Традиция, 2024; История Московского Ивановского девичьего монастыря XX века в документах и воспоминаниях. – М.: Прогресс-Традиция, 2024.
Утреннее заседание «Ивановский монастырь. Восстановление ансамбля 1991–2022 гг.» открыл заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор, академик Российской Академии художеств, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе Андрей Леонидович Баталов, отметив, что изучение собственной истории стало для Иоанно-Предтеченского монастыря неотъемлемой частью жизни. В монастыре выпущено собрание исторических документов, которые охватывают все периоды его существования. Новое издание «История Московского Ивановского девичьего монастыря XX века в документах и воспоминаниях» завершает трехтомный труд, который был подготовлен в монастыре за несколько лет. Наличие подобного свода исторических документов «беспрецедентный случай», – как отметил Андрей Леонидович. Второе издание Л.А. Шитовой «Ивановский монастырь. Восстановление ансамбля (1991–2022)» значительно дополняет первое и способствует «обновлению памяти о монашествующих, которые в узилищах» сохранили православную веру.
О том, как проходила подготовка этих изданий, рассказала заместитель генерального директора издательства «Прогресс-Традиция» Елизавета Давидовна Горжевская. Издательство, которое специализируется на издании научной литературы, в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне смогло подготовить к печати два научных издания, чему немало способствовало четкое взаимодействие между редакцией, авторами и публикаторами. Книги были изданы при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
С приветственным словом к участникам конференции обратился директор Государственной публичной исторической библиотеки России, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации Михаил Дмитриевич Афанасьев, отметив, что монастырь и библиотека находятся рядом, и поэтому сотрудники библиотеки в течение нескольких десятилетий наблюдают за восстановлением монастыря. Михаил Дмитриевич поделился своими воспоминаниями о том, в какой разрухе находился ансамбль монастыря в 90-е годы и отметил большой масштаб реставрационных работ, который был проведен за прошедшее время. Матушку игумению и насельниц монастыря Михаил Дмитриевич поблагодарил за передачу в фонды библиотеки новых изданий.
Архитектор-куратор Иоанно-Предтеченского женского монастыря, почетный реставратор Москвы Лидия Алексеевна Шитова в докладе «Организация проектирования и реставрационных работ на начальном этапе восстановления Ивановского монастыря» рассказала о комплексе реставрационных работ, которые были проведены в монастыре. Как отметила Л.А. Шитова, «наша задача – рассказать о непростом процессе возвращения ансамбля Ивановского монастыря в архитектурный контекст Москвы. В книге излагаются события последних десятилетий, касающихся реставрации построек центрального комплекса монастыря – собора, башен-колоколен и связывающих все постройки монастыря корпусов галерей. Натурные исследования, проводимые в процессе ведения реставрационных работ, подтверждаются сведениями из опубликованных архивных документов, что, безусловно, определяет степень достоверности осуществляемых работ по возрождению монастырского ансамбля».
Восстановление монастырского ансамбля началось в 90-е годы XXвека. В августе 2000 года вынесено Определение Священного Синода об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Москве. Это было время, когда древняя обитель возрождалась духовно и стремилась восстановить свой былой облик. В ходе реставрационных работ было сделано немало открытий. Под разобранными деревянными настилами полов были найдены две резные мраморные плиты раки (саркофага) блаженной схимонахини Марфы. Одна из больших плит была разбита на отдельные фрагменты, но лицевая и особенно верхняя плита уцелели, имея небольшие повреждения. После изготовления утраченных торцевых плит рака была полностью отреставрирована и помещена в соборе. Было установлено, что по сравнению с первоначальным проектом, высота собора была увеличена на 5,8 метров, что составило более 13 % от общей его высоты.
В заключение доклада Л.А. Шитова отметила, что «успешное ведение реставрационных работ на таких сложных и запущенных объектах всегда зависит, прежде всего, от культуры пользователя. От понимания им ценности памятника. Иоанно-Предтеченскому монастырю, безусловно, повезло: самым главным фактором, помогающим достойно восстановить не только собор, но и все монастырские здания, является отношение насельниц возрожденного монастыря к проводимым работам».
Тему реставрационных работ продолжила архитектор-реставратор первой категории Ольга Андреевна Данилина в своем докладе «Исследование и реставрация собора и игуменского корпуса Ивановского монастыря». Ольга Андреевна, которая вела обмерные, исследовательские и проектные работы по собору обители, больничному, игуменскому корпусам, а также по ограде монастыря и по сооружению северного входа, сопроводила свой доклад многочисленными снимками, которые иллюстрировали первоначальное и итоговое состояние реставрируемых объектов, что хорошо показывало многогранность и сложность задач, которые были успешно решены реставраторами.
Архитектор-реставратор, художник Дмитрий Павлович Журавлёв, который занимался восстановлением колористического решения храма и всех элементов его росписи, многосложным проектированием и восстановлением иконостасов собора и другими работами, выступил с докладом «Свет и цвет в реставрации ансамбля Ивановского монастыря». Общее художественное решение интерьера собора Д.П. Журавлёв определил следующим образом: «Стены, арки и купол собора украшены растительными орнаментами, сияющими звездами и процветшими крестами. Орнаменты на контрастных фонах выполнены в технике клеевой живописи по штукатурке». Архитектор-художник Д.П. Журавлёв разрабатывал эскизы и шаблоны орнаментов росписей в местах утрат, подбирал колера и выполнял выкраски как на картонах, так и в натуре для восстановления колористического решения поверхностей стен и сводов. По определению Д.П. Журавлёва, центральный сюжет – «Роспись с позолотой в зените свода алтаря Центрального придела («Святой Дух в образе голубя в лучах Славы»). Это изображение связано с сиянием славы над царскими вратами алтаря. Нашествием Святого Духа происходит освящение Святых Даров в алтаре. К храму обращена икона, на которой Сам Христос обращается к верным: «Сия Чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 20)». Коробовые своды в центральных объемах Казанского, Никольского приделов и центрального свода над хорами, а также своды угловых компартиментов сохранили достаточное количество следов росписей, на основании которых оказалось возможным с большой степенью достоверности восстановить их живописный декор».
Доклады художника-реставратора высшей категории Александра Ефимовича Олиференко «О реставрации художественных полотен в основании восьмерика собора Ивановского монастыря» и архитектора-реставратора второй категории Натальи Владимировны Егоровой «Евангельские тексты в декоре интерьеров собора и Елисаветинской церкви» представила Лидия Алексеевна Шитова.
Александр Ефимович Олиференко вел работы по исследованию и реставрации художественных полотен в основании восьмерка, исследовательские и художественные работы.
К моменту проведения реставрации полотен с масляной живописью, наклеенных на нижние участки стен восьмерика, они находились в тяжелом техническом состоянии: потемневшие от копоти и пыли, имеющие повреждения и «вздутия», полотна требовали проведения серьезных мероприятий. Необходимо было восстановить их первоначальных облик, устранить последствия первых поновлений, а также вредное воздействие коррозии левкасных гвоздей в штукатурном основании. В простенках барабанов глав храмов обычно располагали изображения фигур пророков. В соборе Ивановского монастыря большие по площади поверхности стен барабана позволили поместить здесь целые композиции, которые были посвящены сценам из жизни пророков, которые выполнены в академической манере: «Видение пророку Иезекиилю», «Изведение воды из камня пророком Моисеем», «Пророк Даниил объясняет сон царю Навуходоносору», «Святой судья Гедеон», «Встреча царя Соломона и царицы Савской», «Пророк Аввакум», «Пророк Исайя», «Видение пророку Моисею Неопалимой Купины». Как было отмечено в докладе, «после окончания реставрационных работ в объеме восьмерика, освещенного большими сдвоенными окнами, и реставрации живописных полотен, когда леса были сняты, представшая картина вполне гармонично сочетала достаточно интенсивную колористику окраски штукатурных поверхностей и отреставрированных композиций на холстах».
Наталья Владимировна Егорова регулярно проводила расчистки для определения колористического решения и наличия живописи в разных объемах монастырских построек. В соборе ею выполнялись, кроме росписей, многотрудные работы по восстановлению позолоченных надписей и деталей на стенах и подпружных арках. Фрагменты текстов Священного Писания, помещенные на стенах собора, по бокам южного и северного входов с роскошными порталами искусственного мрамора, сохранились не одинаково хорошо. Раскрытые в самом начале тексты на южной стене собора, в Казанском приделе, уцелели значительно лучше, чем на северной стене. Надписи, находящиеся на северной стене, сильно поврежденные высолами от многолетних протечек, были практические уничтожены. Пользуясь специальной боковой подсветкой, художникам-реставраторам удалось прорисовать часть утраченных букв надписей, после чего тексты были полностью восстановлены и вызолочены в соответствии с первоначальным решением. После проведенных реставрационных работ были восстановлены надписи на подпружных арках центральной части храма, на арке восточной стены и др. В апсиде главного алтаря была повреждена часть росписи с золотым сиянием в центре. В ходе реставрационных работ был восстановлен и ангел в центре композиции, и золотые лучи сияния. Четыре цинковые круглые доски (тондо), расположенные на парусах под восьмериком собора также были отреставрированы, причем прямо на лесах, на месте размещения изображений.
И поныне в обители продолжаются реставрационные работы. То, что разрушалось десятилетиями, воссоздается тщательно, со вниманием и с большой любовью к истории.
На дневном заседании «История Московского Ивановского девичьего монастыря XX века в документах и воспоминаниях» было представлено второе издание «История Московского Ивановского девичьего монастыря XX века в документах и воспоминаниях», подготовленное архивной группой монастыря.
В докладе «Архивные материалы для книги История Московского Ивановского девичьего монастыря XXвека в документах и воспоминаниях» издание представил доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Львович Беглов.
В новое издание вошли материалы по истории московского Ивановского женского монастыря в XX веке. Это документы федеральных и московских архивов, а также воспоминания. Открывают издание документы об участии обители в мероприятиях, направленных на помощь фронту в годы Первой мировой войны, переписка о закрытии монастыря и создании на его территории одного из первых мест заключения для заложников и «неблагонадежных», с точки зрения новой власти, лиц. Также в издании опубликованы архивные сведения о монашествующих и священнослужителях обители с 1879 по 1931 годы. В конце книги помещены несколько сохранившихся воспоминаний о жизни насельниц в послевоенные годы. Подавляющее большинство документов публикуется впервые.
В период с 1879 по 1918 годы в Ивановской обители подвизались в разные годы 370 сестер: 89 монахинь, 50 указных и 231 неуказных послушниц. Причем, некоторые монахини монастыря были поставляемы на должность настоятельниц других женских обителей, что свидетельствовало о высокой духовной опытности насельниц Ивановского монастыря.
В первой части книги «Монастырь в годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.)», подготовленной к. ист. н. Д.Г. Давиденко, представлены материалы, свидетельствующие о том, что в годы Первой мировой войны монастырь участвовал в церковной помощи фронту, сестры шили белье для солдат действующей армии, монастырь участвовал своими средствами в формировании отряда, который занимался погребением убитых на полях сражений и др.
Во второй части книги «Документы о закрытии монастыря и национализации монастырских зданий (1918–1930-е гг.)», подготовленной архивистом монастыря к. ист. н. Д.Г. Давиденко, опубликованы материалы, раскрывающие историю обители в первые годы советской власти. Согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г., уже в первой половине 1918 года монастырь юридически перестал существовать. 22 августа 1918 года, ВЧК выдала ордер на «очистку» помещений Ивановского монастыря от «нетрудового элемента».
По замечанию доктора исторических наук А.Л. Беглова, «в сентябре 1918 года было опубликовано постановление советского правительства “О красном терроре”. Речь шла о взятии представителей “отживших классов” в заложники и о их расстреле как ответе на выступления против советской власти. Заложников нужно было где-то содержать, и самыми удобными местами для создания концлагерей (официальное название той эпохи) властью были признаны монастыри. В июле 1919 года, несмотря на ранее заключенный договор, здания Ивановской обители были переданы под организацию концлагеря. Впрочем, общине верующих оставили Иоанно-Предтеченский собор и – как показали изыскания исследователя архитектурной истории монастыря Л.А. Шитовой – больничный корпус. Вход в храм осуществлялся через монастырскую часовню. За общиной числились и две монастырских колокольни, но вход в них был доступен только с территории концлагеря».
Оставшиеся в монастыре сестры, около двухсот человек, жили в страшной тесноте. Согласно отчету комиссии, обследовавшей помещения монастыря в 1926 году, на каждую из них приходилось 2,8 квадратных метра жилой площади. Окончательно сестры были изгнаны из монастыря в феврале 1927 года; тогда же был закрыт и Иоанновский собор, в котором разместили губернский архив.
Матушка игумения Епифания с несколькими сестрами переселилась на монастырский хутор Чернецово, который находится на территории современного города Долгопрудного. До 1922 года здесь продолжал служить священник Владимир Смирнов, в будущем бутовский священномученик. Богослужение в хуторской церкви преподобного Сергия Радонежского до 1923 года велось по монастырском уставу; затем она получила статус приходского храма. Духовным наставником сестер после 1922 года стал схиархимандрит Иларион (Удодов). В 1929 году хуторское хозяйство было национализировано, а монастырские постройки отобраны. Монахиням оставили только церковь и здание бывшей школы, в трех комнатах которого разместились сорок три оставшихся к тому времени насельницы.
В последние дни 1930 года в Москве прошли аресты монашествующих, некоторых представителей духовенства и мирян, среди которых были семнадцать насельниц Ивановского монастыря, а также священник Владимир Смирнов, служивший в 1917–1922 гг. в храме хутора Ивановской обители, а потом переведенный в Москву. По замечанию А.Л. Беглова, «следствие велось стремительно и вопиюще формально: уже 3 января 1931 г. тремстам двадцати трем обвиняемым были вынесены приговоры. Десять ивановских сестер и отец Владимир Смирнов были приговорены к ссылке в Северный край, остальные семь сестер были высланы в Казахстан» [1]. В январе 1931 года почила о Господе последняя игумения Ивановского монастыря Епифания (Митюшина). В мае 1931 года были арестованы сестры во главе с монахиней Анатолией (Русановой), проживавшие на хуторе. Большинство было выслано в Казахстан на пять лет, а трое приговорены к лагерному заключению сроком на три года. В 1937–1938 гг. были расстреляны два священника, служившие в Ивановском монастыре: протоиерей Владимир Смирнов и Алексий Скворцов. Оба они были расстреляны на Бутовском полигоне под Москвой. Отец Владимир – 10 декабря 1937 г., а отец Алексий – 4 июля 1938 г.
Третья и четвертая части книги подготовлены В.А. Кондратьевым совместно с насельницами Иоанно-Предтеченского монастыря.
В третьей части сборника «Персональный состав насельниц и священнослужителей Ивановского монастыря в XIX – начале XX в.» помещен полный синодик монашествующих и священнослужителей общежительного Ивановского монастыря. Работа над его составлением велась на протяжении почти двадцати лет под руководством монахини Феониллы (Харченко), которая подготовила основную базу данных для будущего синодика. В исследовательской работе принимали участие Елена Анатольевна Мусорина и группа «Православная Таганка», Лидия Алексеевна Головкова, монахиня Тавифа (Исаева), инокиня Софрония (Адвахова) и другие. Куратор всех научных мероприятий в монастыре – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор, академик Российской Академии художеств, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов, подготовивший фундаментальное издание «Ивановский монастырь. Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек».
Наконец, стараниями известного в Москве регента и церковного исследователя Владимира Анатольевича Кондратьева труд по составлению персонального состава насельниц и священнослужителей был завершен. По ведомостям, послужным спискам, документам консистории и записям игумений Владимир Анатольевич тщательно проследил путь каждой монахини от послушницы до пострига в мантию и кончины. Сведения о неуказных послушницах получены из документов 1918, 1919 и начала 1920-х гг.
Четвертая часть сборника содержит «Воспоминания о монахинях и послушницах Ивановского монастыря и о монастыре в советскую эпоху». Язык документов здесь сменяется на живую речь современников, лично знавших бывших послушниц Ивановской обители или проживавших на его территории. Некоторые воспоминания публикуются впервые, другие в различных редакциях уже были опубликованы. К сожалению, рассказов о жизни в миру ивановских сестер в советские годы очень мало. А ведь сестер было около трехсот человек! Отдельные разделы книги посвящены инокине Агриппине Брызгаловой, послушнице Екатерине Родионовой, послушнице Марии Соколовой, послушнице Екатерине [Новожиловой], послушнице Марии Смирновой, монахине Вере Еремеевой, схимонахиням сестрам Крыловым.

В докладе кандидата исторических наук, историка-архивиста Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря Дмитрия Григорьевича Давиденко «Описи Ивановского монастыря как исторический источник (XVIII – начало XX вв.)» было рассказано об описях, которые относятся к 1701–1920-м годам. Часто описи монастырей проводились в связи с конфискациями и закрытием обителей по инициативе инициаторов этих мероприятий. В них фиксировались здания, внутреннее убранство (иконы, литургические наборы, лампады, облачения), земельные владения. В описях XVIII века перечислялись насельницы обители. В описях XIX века отмечались в общих чертах внешний облик зданий, с середины столетия при упоминании икон давались размеры, а при фиксации иных богослужебных принадлежностей иногда приводились вкладные записи. Там же отмечались процентные билеты, иногда – названия и выходные данные книг монастырской библиотеки. Содержащаяся в описях информация в сочетании с дополнительными сведениями может служить источником для истории бытования некоторых монастырских древностей. К настоящему времени описи Ивановского монастыря изданы и доступны для дальнейших исследований.
В разделе «Новые исследования по истории Ивановского монастыря в архивах и библиотеках» прозвучали сообщения исследователей, членов Рабочей группы по канонизации старицы Московского Ивановского монастыря монахини Досифеи.
Первые два доклада были посвящены лицам, которые были духовно близки старице Досифеи и лично общались с подвижницей.
В докладе доктора филологических наук Варвары Викторовны Кашириной «Настоятель Курской Коренной пустыни о. Макарий (Каменецкий) из круга близких лиц старицы Досифеи» было указано на близость о. Макария к духовной традиции преподобного Паисия (Величковского), для которой, по мнению протоиерея Сергия (Четверикова), автора исследования «Молдавский старец Паисий Величковский», характерны: «постоянная молитва, неослабное внимание к себе, самоиспытание, внутренняя борьба с помыслами, откровение помыслов, послушание и смирение, внимательное изучение святоотеческих книг и соблюдение евангельских заповедей». На основе сопоставления послужных списков о. Макария (Каменецкого), о. Александра (Подгорченкова), о. Филарета (Пуляшкина) выявлено время совместного проживания старцев в Саровской пустыни, Новоспасском монастыре и Александро-Невской лавре, отмечены близость к митрополиту Гавриилу (Петрову), подготовившему издание славянского «Добротолюбия» в переводе преподобного Паисия (Величковского) в 1793 г.
В докладе советника Управы Дмитровского района города Москвы, экскурсовода Иоанно-Предтеченского женского монастыря Светланы Владимировны Духановой «”Боголюбивый старец” купец Ф.Н. Шепелев как собеседник старицы Досифеи» были представлены свидетельства о жизни Филимона Никифоровича Шепелева (ок. 1761–1767 – 18 сентября 1858), который торговал чаем на Варварке. Ф.Н. Шепелев впервые упоминается в очерке историка И.М. Снегирёва «Ивановский монастырь в Москве», опубликованном в 1862 году. Долгое время, кроме фамилии, о Ф.Н. Шепелеве ничего не было известно. Благодаря проведенному исследованию были обнаружены биографические сведения о Ф.Н. Шепелеве, о его родных, о круге его знакомых среди московских купеческих семейств. Филимон Никифорович был близко знаком с Путиловыми, Головиными, Самгиными, Марковыми. Изучение окружения Ф.Н. Шепелева позволило собрать материалы для создания его духовного портрета, а также выявить ряд биографических подробностей.

В докладе «Книги из Ивановского монастыря, находящиеся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии», подготовленном насельницами монастыря монахиней Тавифой (Исаевой) и инокиней Софронией (Адваховой) было рассказано о 65 книгах из библиотеки бывшего Ивановского монастыря, которые ныне хранятся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. Среди них четыре книги относятся к XVII веку. В докладе подробно были представлены владельческие записи, особенности переплета, которые позволили предположить докладчикам, что некоторые книги происходят из домашней библиотеки Марии Александровны Мазуриной, строительницы Ивановского монастыря.
После докладов были подведены итоги работы конференции и намечены дальнейшие темы для научных исследований.
Работа конференции завершилась просмотром фильма Марии Сурвилло о реставрации Ивановского монастыря с участием Л.А. Шитовой «Искусство реставрации».
Фото: Владимир Ходаков, Варвара Каширина
-------------------------------------------------------------------
[1] История Московского Ивановского монастыря XX века в документах и воспоминаниях / Отв. редактор д. ист. н. А.Л. Беглов. – М.: Прогресс-Традиция, 2024. С. 8.