О монашестве

Игумен монастыря Ватопед Архимандрит Ефрем (Куцу)

Старец Иосиф Исихаст говорил, и нам эти его слова передали и наш Старец Иосиф Ватопедский, и Ефрем Катунакский: «Как ты, монах, поймешь, Бог тобой доволен, упокоевается тобой или нет? Это очень легко. Спрашиваешь Старца: "Старче, ты мной доволен?" Старец доволен тобой – Бог доволен тобой». Довольна Матушка сестрой – доволен Бог вами. Горе тому монаху, о котором воздыхает и кем недоволен духовный отец.

***

Мы приняли великое благословение и силу и оставили и родственников наших, и Родину нашу. Блага монашества великие и неописуемые. Это то, о чем апостол Павел говорит, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

***

Молюсь смиренно, чтобы Божия благодать нас просвещала, помогала нам и чтобы мы никогда, никогда не отчаивались, какие бы ошибки ни допустили. Бог призвал нас в монашество. Думаете, не знал Он, кто мы такие и какие мы? Не призвал для того, чтобы погубить, а для того, чтобы освятить.

***

Я не пришла [в монастырь], чтобы стать секретарем, не пришла, чтобы стать трапезарем, не пришла, чтобы стать поваром, ни чтобы в гостинице служить. Я здесь для того, чтобы стать монахиней. Я пришла сюда, чтобы полюбить Бога. Поэтому будьте внимательны. Иногда мне говорят монахи: «Нет времени читать, нет времени заниматься святыми отцами». Я им говорю: «Ты не для того пришел, чтобы читать в монастыре, а чтобы умертвить свои хотения. Для этого ты в монастыре. Ты пришел не для того, чтобы жить более удобно в монастыре, а чтобы в жертву себя принести». Поэтому, сестры, приходит уставщица, идет к одной, другой и останавливается перед пятой и говорит: «Ты будешь читать Псалтирь». Почему третьей не сказала, а сказала пятой? Потому что так указал Божий Промысел. Поэтому мы обязаны слушаться. Ты не уставщицу слушаешься в тот момент, а Бога слушаешься. Я не потому стала монахиней, чтобы уставщицу слушаться, а чтобы слушаться Христа, Которого люблю, Которому служу, к Которому тянется мое сердце. Вот так смотрите на вещи. Не надо так думать: «Что она надо мной насмехается, что каждый день меня ставит? Я что здесь раб? Зачем я здесь?» Если монахиня так начинает думать, она точно неудачу потерпит в монашестве. Так закончено дело, она потеряла смысл своего исхода.

Старец Иосиф Исихаст, наш «дедушка», говорил своим ученикам... (Я его не слышал, потому что мне было три года, когда он почил. Кстати, знаете, что в день Успения почил в 1959 году. Мне было тогда три, поэтому не знаю, что он говорил, мне передали его ученики.) Вот этот Старец Иосиф говорил, что монах должен слушаться, подчиняться и никогда на вещи и события не должен смотреть человеческим глазом, а всегда духовным. Мы здесь, сестры, пришли верою жить. Ничего не может случиться без воли Божией. Что Христос говорит? – Даже птица «не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10, 29). Он знает даже, сколько у нас волос. Сейчас скажем, что – Бог волосами занимается? Что Он этим хочет сказать? Что Его Неусыпное Око постоянно за нами наблюдает.

***

Когда нас постригали, не обещали ли мы Богу послушание до смерти? Забыл вам сказать еще кое-что важное. Время от времени перечитывайте чин пострига, чтобы вспоминали, какие вы обеты дали Богу. Святой Афанасий Афонский является патриархом, основоположником афонского монашества, и у него было много забот с постройкой первого большого монастыря на Афоне. Является ему Богородица и что говорит? – «Ты не волнуйся. Я буду Экономом монастыря, буду Врачом вашим, буду вашей Питательницей. От вас только одного требую – соблюдения ваших монашеских обетов». Что сказала Богородица преподобному Серафиму Саровскому? – «Кто из сестер тебя слушается, в раю будет с тобой и со Мной». Это говорили святые отцы, сестры. Поэтому мы в монастыре. Монахиня, которая все это не соблюдает, черное носит, но монахиней не называется. Так святые отцы говорят. Смотрите, ошибки допускать будем, это будет точно. Благодать не обижается из-за того, что монах допускает ошибки. Знаете, когда печалится Дух Святой? Когда не уважаем наше призвание и делаем то, что нам подсказывает наш помысел. Если монах – постник, бдит, Иисусовой молитвой занимается и слушается, то он не называется ни бденником, ни молитвенником, а послушником, в основном. Потому что первое его дело, первая ностальгия даже – это соблюдение Божественных заповедей, потому что это путь, которым мы идем возлюбить Бога. Сам же Господь говорит, что «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). Потому что соблюдение заповедей вносит в наше сердце Божественную энергию. Эта энергия влечет, берет наше сердце и тянет его к Богу. Тогда, мои сестры, каждый день, который проходит, имеет смысл для монаха. Часто в Ватопед приезжают паломники и меня спрашивают: «Вы не чувствуете рутину в монастыре? Каждый день у вас все то же самое: служба, трапеза, послушание, служба, трапеза, послушание». Говорю: «Внешняя наша жизнь кажется рутиной, но внутренняя... Ведь каждый день для монаха – это откровение и новые нахождения сердца, которые тварным словом невозможно выразить. И живет он постоянно в блаженстве благодати». «Царствие Божие, – говорит Христос, – внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

***

Монах должен быть человеком радости. Радость эта не психологическая, а духовное состояние, потому что радость – это плод Святого Духа.

Материалы по теме
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Воскресенский Новодевичий монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь