«Старец – советник, а не судья и не каратель»

Варвара Каширина

Святитель Феофан Затворник об откровении помыслов

В период Вышенского затвора святитель Феофан получал в день от двадцати до сорока писем, и для всех корреспондентов находил слово утешения, вразумления и поддержки. Затворившись в келье далекой безмолвной Вышенской пустыни, святитель продолжал служить миру своими трудами по переводу святоотеческих творений, составивших сокровищницу аскетической мысли, а также продолжал духовное попечение о своих многочисленных чадах, которые не могли видеть его телесными очами, но всегда имели в нем внимательного и опытного собеседника в письмах. Недаром письма святителя Феофана стали издаваться сразу после его блаженной кончины, как и письма Оптинских старцев. До революции вышло восемь выпусков писем, в которых обсуждались самые разные вопросы. Среди них основное место занимали вопросы духовного устроения.

Святитель Феофан был поистине «пастырем добрым», духовником, который в соответствии с учением Церкви и Священным Писанием вел человека по пути спасения, цель которого определял «в общении с Богом», достигаемым «верой с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией» [1].

В своих письмах святитель, хотя по смирению и делал оговорку о своей неопытности, достаточно подробно раскрывал вопрос об откровении помыслов.

Святитель Феофан называл сердце «центром сил существа человеческого» [2], в котором находятся духовные, душевные и животно-чувственные чувства. Именно за движениями сердца необходимо следить, так как в нем рождаются помыслы и укореняются страсти.

В письмах к Софии Михайловне Ивановой (в монашестве Магдалине) сразу по вступлении ее в Елецкий Знаменский монастырь святитель Феофан писал: «Смотрите за движениями сердца. И приветы и огорчения принимайте, как от руки Господни. Когда приходит из-за отказов недоброе движение в сердце, исповедуйтесь Господу внутренне и браните себя и укоряйте до тех пор, пока из сердца выгоните чувство недовольства и поместите противоположное чувство, – что так надо, что не того еще стоите, – и возблагодарите Господа за сей случай, посланный к вашему очищению. Занозы же в сердце никогда не оставляйте. Она отгонит молитву и покой, и много мрака поселит в душе» [3].

«Занозами» святитель Феофан называл недобрые мысли, которые всевают смущение и отводят человека от спасительного пути.

Святитель предостерегал свою ученицу от того, чтобы хранить помыслы внутри себя, иначе «они душу вашу изгложут, пока не переговорите о них с кем-нибудь. А страстные помыслы придут – самовозношения, презорства, осуждения, недовольства, серчания, подозрения и другие, – что вы будете с ними делать? Их надо сказать кому-либо: иначе они засядут внутри и будут там расти и стареть» [4].

Святитель советует помолиться от всей души Пресвятой Богородице, а потом обратиться к настоятельнице, чтобы она благословила старицу, к которой можно будет обращаться, так как необходимо следить за своей внешней и внутренней жизнью, чтобы «криво не пошло» [5].

Оказалось, что такую старицу было нелегко сразу найти. В ответном письме святитель Феофан советует не отчаиваться и еще раз напоминает о необходимости откровения помыслов в монастыре: «Ждите, когда Бог пошлет. Я желал этого и желаю, потому что в этом общении есть великая поддержка. И так поговорить хорошо, а не то что всю душу открывать. Без общения с другими свою меру как раз потерять можно; да и душа завянет» [6].

Следует различать помыслы: одни «то и дело будут жужжать, как комары безотвязные. Учитесь сами, как с ними управляться. Опыт – наука. Одно скажу. Обычно помыслы кружатся в голове. Это пустые. Но вы смотрите за теми, которые как стрелою пронизывают сердце, и оставляют там след, как царапину. Тотчас возьмитесь и изгладьте след сей молитвою, восставив на место его противоположное чувство» [7].

Из жизнеописания монахини Магдалины известно, что по милости Божией она обрела духовную наставницу – монахиню Вениамину. И по молитвам святителя Феофана за свою недолгую жизнь, по его словам, стала «огневой монахиней» [8], которая «дошла до огненного возгорения благодати» [9].

В письме к иеромонаху Валаамского монастыря Агафангелу (Амосову) святитель объясняет отличие откровения помыслов от исповеди: «Одно дело – откровение помыслов. И другое – исповедь. – Первое есть подвижническое правило, старческое, второе Таинство Церкви. <…> По сказаниям Отцов, душеспасительно само откровение, как откровение, без всяких прибавлений. Приемлющий откровение может сказать: положи немного поклонов… Это отеческое благожелание. Производство дела такое каcается грехов простительных; тут само откровение – дает прощение.

Явное же нарушение заповеди – разрешается действием Таинства Исповеди. При каких грехах можно ограничиться одним откровением, какие требуют исповеди, – это старцы пусть разрешат между собой, общим советом» [10].

В другом письме святитель Феофан, обращаясь к духовнику, пишет о практике откровения помыслов: «Мне думается, что старцу не следует ни разрешать, ни наказывать. Его дело рассудить и определить состояние ученика, разъяснить ему, как дошел до худа, и указать способ, как на будущее время избегнуть этого и как погасить страсть, от которой произошло дело, и помолиться. Старец – советник, а не судья и не каратель. Его дело – пожалеть и воодушевить, предав брата благодати Божией. <…> Старец, выслушав ученика, дает ему разъяснение относительно падения и указывает способы, как избегать таких падений... и потом отсылает к духовнику; тот разрешает и налагает епитимию. Старец дает только советы: ты бы поусердней помолился, не дал бы себе поесть, как обычно... и от сна уял бы часть некую, и подобное. Слова: “благодатию Своею Бог простит”, – имеют смысл благожелательный. Бог да простит тебе, брате, или: Бог простит, брате! Не унывай – крепись и борись, разрешение же в силе елика разрешите ему не принадлежит. Разрешение старцево не имеет разрешительной силы, свойственной таинственному разрешению. Это принадлежит духовнику. Старцу принадлежит разрешение грехов простительных, и разрешаются они самым откровением. Как открыт такой грех – так и прощен. У святого Димитрия Ростовского исчислены такие грехи в повседневной исповеди и в молитве на сон грядущим есть немного указаний» [11].

Во время откровения помыслов между старцем и его учеником складываются особые отношения духовного родства, которые разрываются, если ученик переходит к другому старцу: «В случае перемены старца всё от прежнего старца советованное должно быть оставлено. Ученичество снова начинается для ученика» [12].

Святитель Феофан пишет и о духовной цели откровения помыслов: «Какую силу имеет старчество? Великую и превеликую, только вся она не юридического свойства, а нравственного: советы, разъяснения, воодушевления, молитвы. Долг старца, чтобы всякий ученик отходил от него как обмытый, как бы искупавшись» [13].

[1] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению: Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. – М.: Правило веры, 2008. С. 8.


[2] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. С. 352.


[3] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. I–VIII. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. IV. С. 161. Письмо № 700.


[4] Там же. Вып. IV. С. 163. Письмо № 702.


[5] Там же.


[6] Там же. Вып. IV. С. 169. Письмо № 703.


[7] Там же. Вып. IV. С. 177. Письмо № 706.


[8] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собр. писем. – М.: Правило веры, 2009. С. 309.


[9] Там же. С. 123.


[10] Святитель Феофан Затворник о молитве Иисусовой в письмах к схимонаху Агапию, архимандриту Агафангелу и схиигумену Герману. – М.: Паломник, 2005. С. 19.


[11] Феофан Затворник, свт. Рукописи из кельи. – М.: Правило веры, 2008. С. 692–693.


[12] Там же. С. 694.


[13] Там же.

 

Рисунок Л.А. Вороновой

Материалы по теме
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь