Никольский храм и благоустройство Московского Новоспасского монастыря в 1910 году

Епископ Воскресенский Савва, А.Е. Виденеева

Сайт «Монастырский вестник» продолжает публикацию работ епископа Воскресенского Саввы (Михеева), доктора церковной истории, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы, и кандидата исторических наук А.Е. Виденеевой, посвященных изучению наследия Новоспасской обители.

 Архимандрит Макарий (Гневушев) являлся самым деятельным и целеустремленным настоятелем Московского ставропигиального Новоспасского монастыря первой четверти XX века. Об этом можно судить по многочисленным и разносторонним проектам, которые он смог осуществить за время своего пятилетнего управления обителью. Он возглавил Новоспасский монастырь 1 ноября 1909 года и оставался на этом посту до 11 июля 1914 года, когда был хиротонисан в архиерейский сан и стал викарным епископом Нижегородской епархии.

За недолгие годы своего настоятельства архимандрит Макарий смог задумать и реализовать в монастыре очень многое. Его деятельность, в основном, разворачивалась в двух главных направлениях: социально-просветительском и ремонтно-благоустроительном. Первое имело своей целью как братию, так и прихожан, объектом второго были памятники монастырского ансамбля. В числе проектов просветительского характера можно назвать серьезные дисциплинарно-воспитательные меры в отношении монастырских насельников, основание школы для послушников, массовая работа с прихожанами, учреждение обществ трезвости и церковного пения, организация церковного народного хора, поддержание деятельности общества хоругвеносцев и многое другое. Благоустроительная деятельность включала в себя основание двух церковных престолов, перестройку и расширение Никольского храма, перепланировку монастырской территории, капитальный ремонт многих зданий и помещений, художественно-реставрационные работы, электрификацию обители, приведение в порядок огромного монастырского кладбища и прочее.

 При настоятельстве архимандрита Макария, во многом благодаря его содействию, в Новоспасском монастыре появились два церковных престола – придельные храмы, устроение которых финансировали благотворители. В июне 1912 года был основан придел святого мученика Петра Авессаломита в Никольской церкви, устроенный на средства П. Д. Борисова; в апреле 1913 года появился небольшой придел в честь иконы Спаса Нерукотворного Образа при Покровском соборе, созданный купцом П. Д. Грачевым в память 300-летия царствования Дома Романовых [1]. Они явились последними храмовыми престолами, освященными в Новоспасской обители до ее упразднения в 1918 году.

 Время настоятельства архимандрита Макария стало важной вехой в истории Новоспасского монастыря. Сам же он после революции 1917 года подвергся репрессиям, в сентябре 1918 года был расстрелян. В 2000 году Русская Церковь удостоила епископа Макария канонизации в лике священномучеников [2].

В настоящей работе, на основе привлечения новых материалов монастырского архива, рассматривается ремонтно-строительная деятельность, развернувшаяся в Новоспасском монастыре в 1910 году.

Поддержание монастырского ансамбля в должном порядке требовало немалой заботы и большого внимания монастырских властей, в первую очередь – настоятеля, на которого возлагалась вся полнота ответственности и за насельников обители, и за строения монастыря. В Новоспасской обители достаточно регулярно производились текущие ремонты, периодически осуществлялись перестройки и переделки отдельных зданий и помещений. Особенно большой объем ремонтно-восстановительных работ пришелся на 1910 год.

 Именно в этом году состоялась кардинальная перестройка старинного Никольского храма, с пристройкой к нему с северо-западной стороны обширного корпуса.

Благодаря активной реализации социально-просветительских проектов архимандрита Макария, направленных на воспитание и сплочение новоспасской церковно-монастырской общины, в монастыре возникла насущная потребность в свободном, достаточно просторном помещении. Оно было необходимо для проведения массовых просветительских занятий и хоровых спевок, на которые собирались сотни людей. Собственно, в этом и заключалась главная причина перестройки Никольской церкви, находившейся к тому же в ветхом состоянии.

В одном из своих донесений в Московскую Синодальную контору архимандрит Макарий, с присущей ему склонностью пространно излагать свои мысли, разъяснил необходимость увеличения храмового пространства следующим образом: «…все более и более выясняющияся нужды и задачи не только общецерковнаго характера, но и местнаго, указали мне на неотложную необходимость расширения церковной религиозной просветительной деятельности монастыря и, вместе с тем на то, что монастырь для удовлетворения ясно выразившихся потребностей в усилении просвещения не имеет достаточнаго количества помещений. Главный храм (Преображенский) – прекрасен, но крайне мал: может вместить не более 500-600 человек; Покровский и под ним Екатерининский храмы с их приделами более обширны и могут вместить до 1500 человек каждый, но крайне низки, а поэтому во время богослужений, при постоянном многолюдстве богомольцев, в них бывает настолько душно, что даже простой народ не выдерживает и вынуждается часто выходить во время богослужений, и крайне затруднительно говорение поучений; Знаменский (усыпальница дома Шереметевых) и Сергиевский (в колокольне – высоко) храмы совершенно неудобны для собраний более или менее многолюдных. […] Все эти обстоятельства и заставили задаться вопросом, нельзя ли использовать Никольскую церковь для целей возможно деятельнаго церковнаго просвещения, тем более что ее неотложно нужно было ремонтировать, и при том – самым основательным образом» [3].

Московская Синодальная контора, куда обратились монастырские власти с просьбой о разрешении перестройки Никольского храма, 30 апреля 1910 года дозволила «произвести ремонт в означенной церкви с расширением ея». Предварительно состояние храма было освидетельствовано прокурором Московской Синодальной конторы, «лично убедившимся как в необходимости ремонта и переустройства храма, так и в печальном положении его» [4].

Никольский храм образовывал единое целое с келейным корпусом. Архимандрит Макарий предложил следующий план перестройки церковного здания: «келлии, прилегающие к храму, и часть последняго, до средней части храма, разобрать; опустить пол всей церкви до земли; северную стену до алтаря перенести на стену ограды; и сделать раздвижную стену для отделения средней части и алтарей храма от вновь устраиваемаго помещения, которое таким образом, могло быть обращаемо по мере надобности в особый зал [5]. Таким образом, приращение храмового пространства обеспечивалось благодаря расширению на запад – за счет сокращения площади келейных помещений; расширению на север до оградной стены – посредством возведения новой пристройки; а также общему понижению уровня пола. Передвижная стена позволяла в любое время легко отделить алтарь и восточную часть храма, и обратить основной объем церковного помещения в просторный зал для собраний и занятий с паствой. Кроме того, вдоль западной и северной стен решено было устроить хоры, что позволило дополнительно увеличить вместимость храма, по меньшей мере, на 500 человек.

В результате перестройки и расширения Никольского храма в монастыре появился большой зал «для народных чтений», в котором могли свободно разместиться две тысячи человек. По признанию архимандрита Макария: «Вследствие произведеннаго переустройства и обновления Св. Никольской церкви, Новоспасский монастырь получил прекрасный, обширнейший храм (вместимостью до 2.000 человек), удобный как для служения, так и для религиозно-нравственных чтений. Насколько велика нужда в таком храме, видно из того, что ежедневно, кроме суббот, происходящия в нем чтения привлекают такую массу людей, что приходится, особенно по воскресным и праздничным дням, не пускать в храм каждый раз от 300 до 500 человек. Когда возникла мысль о переустройстве Никольского храма для целей религиозно-нравственнаго просвещения окрестнаго населения, трудно было предположить, что так сериозно и обширно выразится стремление населения, преимущественно рабочего, к слушанию слова Божия, к научению в истинах веры и нравственности, как это произошло на самом деле» [6].

Перестройка Никольского храма осуществилась довольно быстро, в течение всего пяти месяцев или одного летнего строительного сезона: с апреля по конец сентября 1910 года. Итоговая стоимость ремонтных работ более чем вдвое превысила начальные расчеты. Первоначальная смета, составленная в середине апреля, предполагала расходы в размере около 5000 руб.; при этом в целях экономии часть работ, стоимостью около 1000 руб., монастырь предполагал осуществить собственными силами. Однако вскоре выяснилось, что своды и стены храма «представляют из себя совершенные руины», что потребовало более сложных и дорогостоящих строительно-инженерных решений. По новой смете, подготовленной к середине мая, стоимость работ увеличилась до 7200 руб. Но и эта цифра оказалась не окончательной. По завершении всех работ и «по приведении всех расходов … в полную известность», пришлось признать, что ремонт Никольского храма обошелся обители более чем в 11500 руб. [7]

Иконы для нового иконостаса, установленного в Никольской церкви, были заказаны в мастерской известного московского художника, придворного иконописца и реставратора икон Василия Павловича Гурьянова (1867–1920), неоднократно работавшего по новоспасским заказам.

7 ноября 1910 года архимандрит Макарий освятил обновленный Никольский храм [8].

В том же 1910 году, помимо обновления Никольского храма, благодаря усилиям и заботе архимандрита Макария, удалось достичь значительных успехов в деле благоустройства монастыря и приведения его в должный порядок. Перечислим основные изменения, произошедшие в обители в течение всего лишь одного года:

  • реконструкция и значительное расширение Никольского храма;

  • производство новой планировки монастырского двора;

  • прокладка по монастырской территории асфальтовых дорожек;

  • благоустройство въезда в монастырь со стороны Новоспасской площади с установкой новых железных ворот;

  • капитальный ремонт настоятельского корпуса;

  • ремонтные работы и перепланировка отдельных помещений в жилых келейных зданиях;

  • строительство новой просфорни;

  • обустройство в настоятельском корпусе монастырской конторы, с переводом туда канцелярии и архива;

  • промывка росписей в куполах и барабанах Преображенского собора;

  • приведение в порядок монастырских кладбищ, которые были «до сего времени крайне запущенные»; исправление обветшавших и покосившихся надгробий; сооружение участка новой кладбищенской ограды; осуществление описи надгробных памятников («Новоспасский некрополь»);

  • восстановление монастырской оранжереи;

  •  выведение столярной мастерской из келейного корпуса и ее устройство на конном дворе, в юго-восточной башне;

  • очистка территории монастыря от «складов строительного материала» и строительного мусора;

  • ·укрепление и подъем, посредством подсыпки дороги вокруг монастыря, «чем создано больше удобств для крестных ходов».

  • Общая стоимость работ, произведенных в 1910 году, без учета расходов на перестройку Никольского храма, составила около 20000 рублей [9].

Одним из важнейших достижений архимандрита Макария в сфере монастырского благоустройства является электрификация Новоспасской обители. В период с ноября 1910 года по февраль 1911 года в монастыре устраивается собственная электростанция, расположенная в подвале Никольского храма. Электрическое освещение было подведено в зал для народных чтений при Никольской церкви, в зал чтений для детей (на конном дворе), в монастырский двор, в Покровский и Никольский храмы, в настоятельский корпус и кельи старшей братии. Позднее, в 1914 году, монастырь был подключен к городской электросети [10].

Итак, в 1910 году в Новоспасском монастыре удалось реализовать целый комплекс благоустроительных работ, наиболее значительными из которых стали: перестройка и расширение Никольского храма, новая планировка монастырской территории, обновление настоятельского корпуса, благоустройство монастырского кладбища, начальный этап электрификации обители. Инициатором и организатором этого широкомасштабного строительно-восстановительного движения явился архимандрит Макарий. По завершении всех работ, подводя итоги 1910 года, он с удовлетворением признал, что Новоспасский монастырь «приведен в весьма благообразный вид».


[1] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1911. Д. 212. Л. 1; Оп. 1/1912. Д. 207. Л. 2.

[2] Подробнее о епископе Макарии см.: Жизнеописания настоятелей Новоспасского монастыря с 1906 по 1926 гг. / Авторы-сост.: А. Д. Круглик, Ю. В. Крестников, Т. В. Пасхалова. М., 2002. С. 30–51.

[3] РГИА. Ф. 796. Оп. 191/1910 г. Д. 566. Л. 5 об.–6, 7.

[4] РГИА. Ф. 797. Оп. 80/1910 г. Д. 149. Л. 5.

[5] РГИА. Ф. 797. Оп. 191/1910 г. Д. 556. Л. 7.

[6] РГИА. Ф. 796. Оп. 445/1910 г. Д. 151. Л. 2 об.–3.

[7] РГИА. Ф. 796. Оп. 445/1910 г. Д. 151. Л. 1–3.

[8] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1907. Д. 47. Л. 117, 132.

[9] РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1907. Д. 47. Л. 165–168 об.

[10] Круглик А. Д. История Московского Новоспасского монастыря. Дисс. на соиск. уч. степени канд. богословия. МДА. Сергиев-Посад, 1999. С. 93, 98–99.

Источник:

Савва (Михеев), епископ; Виденеева А. Е. Никольский храм и благоустройство Московского Новоспасского монастыря в 1910 году // Макариевские чтения. Вып. XXIV. Можайск, 2017. С. 217–222.

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь