Комментарий к новациям в законодательстве о паломнической деятельности религиозных организаций и туризме

Комментирует руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). Материал опубликован в журнале «Приход» (№ 4, 2019).

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 03.07.2019 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"».

Законопроект был инициирован Русской Православной Церковью при поддержке традиционных конфессий и в первом чтении предусматривал исключительно поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части правового регулирования паломнической деятельности религиозных организаций.

Однако в дальнейшие планы входило внесение поправок в Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

Поскольку редакция законопроекта, принятая в первом чтении, соответствующих поправок в данный федеральный закон не предусматривала, в СМИ активно распространялись ошибочные домыслы о том, что право на организацию поездок к святым местам получат исключительно религиозные организации.

Граждане посещают святые места либо как паломники для молитвы и поклонения, либо как туристы — для осмотра и получения информации. Эту альтернативу необходимо сохранить. Закон вносит поправки в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», позволяющие туристическим фирмам организовывать поездки к святым местам при соблюдении ряда требований, о которых будет сказано ниже.

На стадии разработки законопроекта мы столкнулись с противодействием лоббистов интересов туристического бизнеса, которые пытались исключить из проекта федерального закона норму, закрепляющую исключительное право религиозных организаций и созданных ими паломнических служб (которые одновременно могут быть туроператорами) на осуществление паломнической деятельности. Удалось сохранить в тексте проекта эту важную норму, которая не позволяет туроператорам и турагентам (за исключением тех, которые созданы религиозными организациями) самостоятельно организовывать паломничества к святым местам. Вместе с тем, они могут быть привлечены религиозными организациями к организации паломнических поездок.

Следует особо отметить, что паломнические службы, созданные религиозными организациями, могут одновременно заниматься туристической и паломнической деятельностью. Тем самым в максимальной степени учтены интересы религиозных организаций.

Еще одной задачей, которую удалось решить, является закрепление преимущественного права гидов (экскурсоводов) религиозных организаций на проведение экскурсий при посещении паломниками и туристами святых мест. Теперь гид (экскурсовод) турфирмы получит возможность провести экскурсию на территории религиозной организации только в том случае, если такая возможность закреплена в соглашении между религиозной организацией и турфирмой. В остальных случаях экскурсии будут проводить гиды монастырей и приходов.

Важно отметить, что мы отказались от термина «туризм в религиозных целях». Этот термин, закрепленный в ст. 1 Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», исключен из текста закона для того, чтобы избежать имитации паломничества.

Дело в том, что в реальности туризм в религиозных целях не существует. Турист, посещая святое место, одновременно посещает местные достопримечательности (например, музеи), и самое главное — он не преследует цели участия в богослужении, проживания и трудов при монастырях и религиозных общинах. Для него главное — получение информации о святыне. Именно поэтому «религиозная цель» у туриста не является определяющей, а вот паломник преследует именно эту цель, о чем прямо сказано в законопроекте.

Как уже было замечено, турфирмы при организации поездок к святым местам должны обеспечить соблюдение своими представителями и туристами определенных требований, а именно к правилам поведения и внешнему виду, предусмотренных внутренними установлениями религиозных организаций. Тем самым фактически запрещается:

неуважительное к святыне поведение туриста или туроператора на территории религиозной организации,

появление туриста или туроператора в неподобающей одежде в действующих обителях и храмах и т.д.

Религиозная организация и (или) ее паломническая служба могут заключить соглашение с турфирмой, определяющее условия проживания, питания туристов на территории религиозной организации. Таким образом, религиозная организация может размещать и кормить на своей территории не только паломников, но и туристов.

Полагаю, что комментируемый закон вполне сбалансирован, с точки зрения учета интересов граждан, религиозных организаций и туроператоров.

Пензенский Троицкий женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь