Комментарий Юридической службы Московской Патриархии в связи с законопроектом о паломнической деятельности

Депутатами С.А. Гавриловым, Д.Ф. Вяткиным, А.Ю. Брыксиным, М.А. Ивановым, Р.Р. Ишсариным, Д.В. Саблиным в Госдуму Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 514138-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части регулирования паломнической деятельности.

Данный законопроект инициирован Русской Православной Церковью в целях обеспечения правового регулирования паломнической деятельности религиозных организаций.

В настоящее время в ст. 16, 20 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержится упоминание о паломничестве. При этом закон не раскрывает содержание данного понятия и не определяет порядок осуществления паломничества.

На наш взгляд, индивидуальное паломничество граждан по святым местам не требует законодательной регламентации, поскольку относится к сфере свободы вероисповедания.

Вместе с тем, паломническая деятельность религиозных организаций безусловно нуждается в такой регламентации.

Законопроект наделяет религиозные организации исключительным правом осуществлять паломническую деятельность как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Данное положение означает, что все прочие юридические лица, не являющиеся религиозными организациями, равным образом индивидуальные предприниматели, не вправе осуществлять паломническую деятельность.

К числу паломников законопроект относит лиц, совершающих путешествие (поездку) с целью посещения мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения и участия в религиозных обрядах и церемониях. Таким образом, совершая путешествие (поездку) паломник, в отличие от туриста, не преследует цель отдыха и развлечений, а также деятельности, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания.

Согласно законопроекту участие паломников в богослужениях, иных религиозных обрядах и церемониях в местах религиозного почитания (паломничества) будет осуществляться согласно внутренним установлениям соответствующих религиозных организаций. Таким образом, данная сфера не потребует дополнительного правового регулирования.

Паломнической деятельностью законопроект признает деятельность религиозных организаций:

  • по организации паломнических поездок для посещения мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения, расположенных на территории Российской Федерации и за ее пределами, с целью участия в религиозных обрядах и церемониях;

  • по установлению, поддержанию и развитию международных связей и контактов в целях организации паломнических поездок.

Из этого определения паломнической деятельности следует, что такая деятельность может быть внутренней и международной.

Деятельность по организации паломнических поездок, согласно законопроекту, может включать организацию:

  • размещения (проживания) паломников;

  • питания паломников с учетом требований, предусмотренных внутренними установлениями соответствующих религиозных организаций;

  • транспортного обслуживания паломников;

  • сопровождения паломников, включая услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников;

  • иную деятельность для достижения целей паломничества.

Таким образом, услуги, необходимые для достижения целей паломничества, могут предоставляться самими религиозными организациями без привлечения сторонних туроператоров. Впрочем, религиозные организации вправе привлечь для этих целей и туроператоров по правилам, предусмотренным законодательством о туристической деятельности.

Предполагается, что ко второму чтению законопроект будет дополнен поправками в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования религиозного туризма. В настоящее время упомянутый Федеральный закон предусматривает понятие «религиозный туризм», не раскрывая его содержание. Для того, чтобы на практике религиозный туризм не отождествлялся с паломничеством предполагается ввести дополнительное правовое регулирование религиозного туризма.

В отличие от паломнической деятельности, религиозный туризм будет осуществляться с целью посещения мест религиозного почитания и иных объектов религиозного назначения для отдыха и развлечений. При этом для совершения туристами религиозных обрядов или для их размещения в монастырских гостиницах будут на договорной основе привлекаться религиозные организации.


Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Успенский женский монастырь с. Перевозное