Об изменениях в законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения требований в отношении религиозных организаций

Комментарий Правового управления Московской Патриархии

Правовое управления Московской Патриархии прокомментировало принятый в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части уточнения требований в отношении религиозных организаций и создаваемых ими юридических лиц».

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части уточнения требований в отношении религиозных организаций и создаваемых ими юридических лиц» дает право религиозным организациям и созданным ими юридическим лицам, производящим и (или) реализующим предметы религиозного назначения, не предоставлять в Росфинмониторинг сведения о своих бенефициарных владельцах.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» бенефициарным владельцем признается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Очевидно, что сама по себе постановка вопроса о наличии у физических лиц правомочий «владения» религиозными организациями и созданными ими юридическими лицами некорректна и вступает в грубое противоречие с внутренними установлениями религиозных организаций.

В этой связи религиозные организации Русской Православной Церкви не имеют бенефициарных владельцев. Также и религиозные организации иных конфессий не имеют бенефициарных владельцев, что и предполагается отразить в тексте антиотмывочного закона.

Также следует отметить, что религиозные организации с 2013 года освобождены от исполнения требований антиотмывочного законодательства в части сообщения в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Поэтому законопроект, по существу, не вносит ничего нового в уже существующее правовое регулирование.

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь