В настоящее время, в связи с интенсивным развитием церковно-государственных отношений, у представителей религиозных организаций Русской Православной Церкви возникает большое количество вопросов правового характера. Юридическая служба Московской Патриархии, возглавляемая настоятельницей Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы игуменией Ксенией (Чернегой), проводит большую работу по правовому обеспечению деятельности различных церковных структур и повышению уровня правовой грамотности их руководителей и работников.
Монастыри Русской Православной Церкви также часто испытывают немалые трудности при решении вопросов, касающихся их имущественных прав, финансово-хозяйственной деятельности, отчетности и т. п. В декабре 2015 года состоялось собрание руководителей епархиальных структур, ответственных за монастыри. После выступления на нем игумении Ксении, которая познакомила представителей епархий с последними изменениями в Федеральном законодательстве РФ, касающимися деятельности религиозных организаций, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност предложил создать на сайте Отдела специальную рубрику для публикации юридических справочно-консультативных материалов и ответов на конкретные вопросы настоятелей и насельников монастырей.
Сегодня мы размещаем Комментарий Юридической службы Московской Патриархии по вопросу наделения религиозных организаций статусом иностранных агентов. Данный материал официально предложен для публикации на информационных ресурсах Московской Патриархии, он касается важных изменений в порядке контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.
Юридическая служба Московской Патриархии не поддерживает озвученные в СМИ предложения о наделении религиозных организаций статусом иностранных агентов. К иностранным агентам ФЗ «О НКО» относит НКО, которые получают денежные средства из иностранных источников, и участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Религиозные организации отделены от государства и не вправе участвовать в политической деятельности. Прямые запреты на этот счет установлены п.5 ст. 4 Закона о свободе совести, п. 7 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 4 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и п. 3 ст. 9 Федеральный закон «О политических партиях». Именно по этой причине российский закон не относит религиозные организации, получающие денежные средства из иностранных источников, к числу иностранных агентов. В случае пересмотра этой нормы потребуется пересмотр конституционного положения об отделении религиозных объединений от государства, поскольку религиозные организации станут рассматриваться как участники политической деятельности.
Помимо этого с принятием Федерального закона от 28 ноября 2015 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации», был изменен порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.
Ранее такой контроль осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой все религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн. руб., были обязаны сдавать в органы юстиции ежегодные отчеты, в которых указывается общая сумма средств религиозной организации, израсходованных за год.
В результате большинство религиозных организаций сдавали отчеты в органы юстиции, которые, в свою очередь, имели право проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса финансово-хозяйственной документации, проведения проверок.
Новый закон изменил прежний порядок контроля. Главные изменения заключаются в следующем.
1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и частично Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2. Отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от сдачи данной отчетности.
3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка будет проводиться только в одном из трех случаев:
– религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;
– от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности
– от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).
Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.