«Детская тема» иеродиакона Моисея

Иеродиакон Моисей (Семянников)

Социальному служению монашествующих возвращается испокон века ему присущий, достойный уважения и доверия общества статус. Одна из сторон этого служения – педагогическая работа, просвещение, духовная и психологическая помощь детям. При монастырях открываются не только традиционные детские приюты, но и полноценные общеобразовательные школы. В свою очередь некоторые светские учебные заведения, учреждения дополнительного образования уже готовы к присутствию в своем штате монахов-преподавателей, воспитателей, тренеров... Об особенностях, проблемах и радости этого послушания наш корреспондент узнала, пообщавшись с насельником Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря иеродиаконом Моисеем (Семянниковым).

...До наших дней дошли архивные сведения, что в начале XVI века, при преподобном Иосифе, в период сильного голода Волоцкий монастырь принял на содержание пятьдесят детей. Социальное служение, наряду с молитвой, физическим трудом и культурно-просветительским деланием, было равнозначимой составляющей пастырских принципов, по которым игумен Иосиф строил жизнь своей обители. По словам нынешнего наместника, архимандрита Сергия (Воронкова), владыка Питирим (Нечаев) однажды точно подметил, что дух преподобного Иосифа Волоцкого пребывал здесь и в XX веке, когда после закрытия монастыря в 1922 году местные органы советской властиПрп. Иосиф Волоцкий распорядились разместить школу в помещениях большого братского корпуса. В течение нескольких десятилетий дети со всех окрестных деревень приходили в монастырь учиться. В годы Великой Отечественной войны тут был Волоколамский детский дом. Один из его воспитанников – кандидат философских наук Игорь Журавлев написал впоследствии: «Возник своеобразный союз: преподобный Иосиф Волоцкий оберегал детские души от растления, а дети оберегали от разрушения доверенное им святое место...»

Сегодня забота о детях, их нравственном и духовном становлении, приобрела другие формы. Поблизости – в деревне Ошейкино и селе Ярополец есть социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Насельник монастыря иеродиакон Моисей (Семянников) навещает там своих подопечных каждую субботу и воскресенье. Еще он ведет в общеообразовательной школе села Теряево (на территории которого находится монастырь) курс «Основы светской этики». Мы побывали с отцом Моисеем в этой школе на уроке, собравшем около двадцати старшеклассников. Посетили и социально-реабилитационный центр в Ошейкино, где нас приветливо встретили воспитатели и педагоги и с большой теплотой стали рассказывать, как ребятишки разного возраста ждут отца Моисея, радуются его приездам. И не только потому, что он часто привозит гостинцы – конфеты, мороженое... Само общение с добрым и одновременно строгим монахом доставляет им радость.

Некоторые ребята, правда, покапризничали, выставляя, словно ежи, колючки, чтобы продемонстрировать свою «проблемность». Но, признаюсь, после беседы с отцом Моисеем я смогла увидеть этих детей другими глазами.

– Дети, действительно, проблемные, – сказал он. – Кто-то из них не хочет учиться, не находит общего языка со сверстниками, замыкается в себе, и его направляют сюда. Кто-то – из пьющей семьи. Но как бы то ни было, у них еще не закрепилась привычка к греху! Может, это мои личные ощущения, однако я чувствую, что при всем внешнем негативе они чисты душой. В какой-то момент я ясно понял, что не мы со своим сводом научных знаний можем привести их ко спасению, радости, счастью. Не мы, а только Господь способен совершить чудо. Поэтому я поступаю так: поверну их лицом к иконе и спрашиваю, кто будет со мной молиться. В ответ слышу: «Я... я... я!..» И тогда мы молимся вместе. В чем состоит моя задача? Прежде всего в том, чтобы ребята мне верили. А коль скоро они поверят, то и молиться будут от души. А коли от души, то их молитва – чистая, детская – дойдет до Господа. Не счесть, сколько случаев помощи Божией этим детям я видел за минувшие годы!

Иеродиакон Моисей со старшеклассникамиОтец Моисей рассказал нам о девочке-подростке, спросившей у него однажды во время очередной встречи в социально-реабилитационном центре: «Вы говорите, что родителей надо любить, уважать и слушаться. Так слушаться ли мне своих родителей, которые твердят, что иконы – это идолы и поклоняться им нельзя?» Он знал, что ответить вопрошавшей, потому что еще задолго до этого Господь свел его с протоиереем Василием Швецом – свидетелем нескольких эпох, встречавшимся с преподобными Серафимом Вырицким, Кукшей Одеским, Симеоном Псково-Печерским, Амфилохием Почаевским... Тогда тоже возникла подобная ситуация, нужно было получить ответ на непростой вопрос. Отец Василий, великий молитвенник и блестящий проповедник, ответил будущему монаху просто: «Да что ты меня спрашиваешь? Попостись, помолись, попроси Матерь Божию дать ответ». Вот и девочке той отец Моисей сказал, чтобы она три раза в день – утром, после обеда и вечером читала молитву Пресвятой Богородице, которую сама выберет. А затем чтобы своими словами просила Царицу Небесную ответить. Добавил при этом: «Только молись искренне, не напоказ». Прошел месяц или полтора – и девочка вдруг нашла в Ярополецком социально-реабилитационном центре книгу профессора Леонида Дворкина по сектоведению, прочитала ее внимательно и... стала вытаскивать из секты своих родителей, называвших иконы идолами.

Отец Моисей встретил ее недавно в Волоколамске. Конечно, она очень изменилась внешне, причем в лучшую сторону – мать двоих детей! Но главное – произошли серьезные внутренние изменения. Молодая мама давно ходит в православный храм. Встрече с отцом Моисеем она несказанно обрадовалась.

– Вообще-то, – смеется он, – столько бывших воспитанников реабилитационных центров, завидев меня в городе, с детской непосредственностью кидаются мне на шею, радостно восклицают: «Отец Моисей!»

Сейчас монах, заочно окончив православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, продолжает учебу в этом вузе в качестве соискателя на кафедре миссиологии. И диссертацию пишет на тему, посвященную проблемам и особенностям формирования мировоззрения детей в условиях реабилитационных центров и общеообразовательных школ. При этом, говорит он, ему не надо ничего выдумывать – сама жизнь предоставляет богатейший материал.

Размышляя вслух, дает ли какой-то эффект его работа в социально-реабилитационных центрах, где контингент детей и подростков постоянно меняется (по закону они должны находиться там три месяца, правда некоторые в силу разных причин остаются значительно дольше), отец Моисей привел пример со школьником Сережей. Иеродиакон с улыбкой вспомнил одну фотографию: к нему, стоящему посредине, как к надежной опоре, прильнули двое мальчишек, которые были тогда ему по грудь, – Сережа и его брат. Сережа какое-то время пробыл в Ярополецком социально-реабилитационном центре, после чего вернулся домой. Однако в семье возникли проблемы с жильем, и он пришел в монастырь трудником.

Иосифо-Волоцкий монастырь– Для меня это было чрезвычайно важно, – продолжил мысль отец Моисей. – Важно прежде всего то, что паренек пошел не на автомойку работать, не деньги из чужих карманов «тырить», а к нам с открытым сердцем и желанием потрудиться пришел. Он учится в школе, а в обители выполняет разные хозяйственные работы, ходит на службы в храм, исповедуется и причащается. Я с радостью думаю: значит, удалось мне что-то вложить в его душу, раз мальчишка потянулся к Богу!

Но если в социально-реабилитационных центрах ребята охотно молятся вместе с отцом Моисеем, слушают его рассказы о помощи Божией, о заступничестве Царицы Небесной, то руководство школы в Теряево сразу поставило перед монахом жесткое условие: «Никаких разговоров о религии!» ...Просидев целый урок за одной из школьных парт, я поняла, что еще не раз буду мысленно возвращаться к этому памятному событию. Памятному потому, что урок прошел, что называется, на нерве, атмосфера накалилась. Напряжение стало нарастать, когда преподаватель-монах просто и убедительно заговорил о будущем сидящих за партами, об их предстоящей семейной жизни – достойной, без пьянства и наркотиков, измен и лжи. Несколько старшеклассников его слушали, откликались, высказывали свое мнение о том, какой должна быть этика в семье. Но были и другие... Неприятие обострилось, когда класс стал смотреть фильм-притчу о монахе, в какой-то момент усомнившемся в милости Божией к несчастным людям. Почему люди молятся, а живут плохо? К монаху спустился ангел с небес и показал, какие суетные, а порой непотребные мысли отвлекают людей от молитвы.

– Какой спецэффект! – нехорошо засмеялся один из учеников, увидев ангела возле монаха.

После того как ангел с монахом поднялись на небеса, другой ученик тоже громко засмеялся:

– О, в астрал ушли!

Потом и третий их дружок стал насмешничать. Словом, на уроке, посвященном вопросам этики, три старшеклассника усиленно демонстрировали, что им глубоко наплевать на эту самую этику. Мне в те минуты подумалось, что надо иметь железные нервы, чтобы вынести подобное поведение. Хотя отцу Моисею, насколько я поняла, помогли в первую очередь мудрость и терпение. И, как он сказал, – желание установить с аудиторией контакт. И пусть до этих троих любителей громких реплик не дошли важные слова и ничего не пробудили в душе, но остальных учеников явно задел за живое состоявшийся после просмотра фильма острый разговор (о религии не говорили! – говорили об истинности чувств...). Наверное, это был один из самых содержательных уроков в Теряевской школе.

Поразительный педагогический дар иеродиакона Моисея заставил меня предположить, что его мирская профессия – учитель. Оказалось, нет. Слесарь-сборщик Московского радиотехнического завода, достигший высокой квалификации, – он стал работать в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве, где настоятелем был ныне покойный игумен Макарий (Железняков). В церкви проводились катехизаторские беседы со взрослыми, а с детьми – нет. И Сергей Семянников предложил отцу настоятелю начать занятия и с ребятами. «Потянешь ли ты это?» – с сомнением спросил отец Макарий. Затем согласился: «Что ж, давай попробуем». С этого началась воскресная школа при храме. А будущий монах сердцем прикипел к «детской теме», которая, как оказалось, нашла его и в монастыре. И опека детей и подростков стала одним из главных послушаний отца Моисея.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Материалы по теме
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Сурский Иоанновский женский монастырь