В рамках подготовки печатных изданий, посвящённых 25-летию открытия
Свято-Успенской Святогорской обители и возобновлению в ней монашеской жизни,
Информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры подготовлен материал,
посвящённый ситуации последних лет под названием «Святогорская Лавра в годы
военного противостояния на Востоке Украины».
Святогорская Лавра в годы военного противостояния на Востоке Украины
Содержание:
Введение
1. Вводная часть. В поисках спасения — под покров Царицы Небесной
2. Беженцы в Лавре: даты и цифры
2.1. Лавра, ставшая вторым домом
2.2. Участие в помощи беженцам лаврских скитов
3. Судьбы людей
4. Странноприимство обители
4.1. Кормилица-Лавра
4.2. Лавра-Целительница
5. Помощь благотворителей
5.1. Милосердие без границ
5.2. География помощи
5.3. Пример живого милосердия
6. История появления лаврского сайта
7. Помощь Святогорья: исторические параллели
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
2014 год стал поворотным в жизни многих украинцев восточной части украинского государства. Трагические события, последовавшие весной того года, заставили многих и многих жителей городов Донбасса покинуть свои дома, и спасаясь от обстрелов, искать убежища вдали от своих родных городов, ещё совсем недавно таких мирных… И конечно, эти скорбные для всей Украины события не могли не коснуться Святогорья. В это тяжелейшее для страны время древней православной святыне, духовному сердцу Востока Украины, Святогорской Лавре суждено было стать центром милосердия и средоточием помощи пострадавшим в результате вооружённого конфликта мирным жителям Донбасса.
1. Вводная часть.
В поисках спасения — под покров Царицы Небесной
Как только в Святые Горы пришло известие об этом бедствии, о людях, вынужденных покидать свои дома под угрозой своей жизни и жизни своих детей, Святогорский наместник митрополит Арсений одним из первых объявил о готовности Святогорской Лавры принять в своих стенах вынужденных переселенцев. Это решение звучало с амвона Свято-Успенского собора обители на проповедях и из уст в уста быстро передавалось всем, кто был вынужден спасать свои жизни и жизни своих детей под угрозой обстрелов своих родных домов, кому это известие стало спасительным кругом, островком надежды в разыгравшемся ненастье страшной междоусобной брани.
Начиная с мая 2014 года, в Святогорье устремились тысячи беженцев — людей привозили целыми автобусами. Лаврские гостиницы работали в сверхурочном режиме. Не рассчитанный на такое большое количество жильцов гостиничный корпус №9 специально в это время обустраивался, принимались меры по увеличению койко-мест. В коридорах и вестибюлях поставили дополнительные кровати, затем оборудовали для проживания и подвальные помещения.
И всё равно далеко не всем желающим хватило места в лаврских гостиницах. Пришли на помощь городские власти Святогорска, поддержав благие начинания Святогорского наместника и братии и активно поспособствовав расселению беженцев в самом Святогорске и его окрестностях. Так, людей селили в санатории и детские летние лагеря, впоследствии детей на учёбу распределяли в близлежащие школы.
Проживание, питание и медицинское обслуживание беженцев в Святогорской Лавре бесплатное, также выдавали продуктовые пакеты, по мере возможности обеспечивали необходимыми вещами, одеждой и медикаментами.
2. Беженцы в Лавре: даты и цифры.
2.1 Лавра, ставшая вторым домом
По записям в журнале 9-го корпуса паломнической гостиницы, ставшей главным зданием для размещения вынужденных переселенцев в Святогорской обители, при желании можно составить полное представление о том, когда и где проводились военные действия на Донецкой земле, судить об их интенсивности и жестокости.
Так, в мае 2014 года, когда война пришла в город Славянск, его жители, спасаясь от снарядов, потянулись в святую обитель. В основном, это были матери с детьми, которых привозили мужья. На 30 мая в 9-м женском паломническом корпусе поселено 175 матерей с детьми (самому младшему — 14 дней) [1], в 14-м мужском паломническом корпусе — 30 человек [2].
Массовый заезд из Славянска продолжался и весь следующий месяц, когда в день иногда поселялось по несколько десятков беженцев. Также в июне поселялись беженцы из города Краматорска.
На 10 июля на территории Святогорской Лавры проживало 470 беженцев [1, 2], из них 201 ребёнок (самому младшему всего неделя от роду), в городе Святогорске поселились 25 тысяч беженцев [3].
С 14 июля отмечено поселение беженцев из городов Донецка и Горловки, Макеевки, Авдеевки (немного меньше — из Дзержинска и Ясиноватой). Основной приток вынужденных переселенцев из этих городов зафиксирован с конца июля по середину августа. Также с августа начался массовый приток беженцев из города Дебальцево.
30 июля 2014 года, в день памяти Святогорской иконы Божией Матери в своей проповеди Святогорский владыка произнёс такие слова: «я скажу, что в последние месяцы не только водою полы в храме у нас моются, но ещё и слезами людскими. Сколько слёз пролито у чудотворной иконы Божией Матери! Слёз скорби безмерной, уныния, граничащего с отчаянием, слёз надежды на милосердие, но больше бывают слёзы благодарности за те или иные чудесные сохранения Божией Матерью нас грешных в это страшное, тревожное время от всякого зла, беды и напасти» [4].
Воистину, милостью Божией обрели приют в Святых Горах те, кто в нём так нуждался. Каждый месяц сотни беженцев обретали здесь кров и пищу, а также отеческую заботу братии Святогорья во главе с их страннолюбивым наместником, для многих из этих людей обитель стала вторым домом…
В обращении Святейшего Патриарха Кирилла к Предстоятелям Поместных Православных Церквей в связи с ситуацией на Украине, опубликованном на официальном сайте РПЦ 14 августа 2014 года, отмечается: «Каноническая Украинская Православная Церковь, Церковь-мученица, несмотря на эти тяжелейшие условия, пребывает вместе со своей паствой, делая всё возможное, чтобы помочь людям, переживающим самые страшные в новейшей истории Украины времена. В огне гражданского противостояния потеряли кров и стали беженцами сотни тысяч людей. Многие из них, спасаясь от ужасов войны, находят приют в храмах и монастырях, в частности, в Успенской Святогорской Лавре, которая к настоящему времени переполнена беженцами» [5].
И это действительно так. По состоянию на 22 августа 2014 года в стенах Святогорской обители проживало около 800 беженцев, из которых до 300 детей, среди которых были сироты и инвалиды [1, 2].
Август и сентябрь были отмечены массовыми поселениями беженцев из Макеевки, Дебальцево, Ясиноватой, немного меньше — из Енакиево.
Тогда в эти месяцы обострения военного конфликта на Донбассе в Святогорске с населением в 3,5 тысяч человек находилось более 30 тысяч беженцев! И каждый день большое количество людей с детьми приходили в Лавру из города с просьбами о помощи [3].
К середине осени 2014 года отмечался спад притока вынужденных переселенцев (многие беженцы поехали дальше, кто-то из них вернулся домой).
Согласно информационной справке по г. Святогорску, поданной 24.10.2014 года Святогорскому наместнику мэром города Александром Ивановичем Дзюбой, по состоянию на эту дату в городе Святогорске было зарегистрировано 11054 вынужденных переселенца, из которых 2587 мужчин, 5359 женщин (2445 пожилого возраста), 3108 детей [6]. В Свято-Успенской Святогорской Лавре по состоянию на 24 октября 2014 года проживало 460 беженцев, из которых 350 женщин и 110 детей [1].
На конец 2014 года в городе Святогорске находилось до 11 300 беженцев [7], из которых до 500 человек проживало в паломнических гостиницах Святогорской Лавры (около сотни из них — дети) [1].
В период очередной эскалации вооружённого конфликта на Донбассе количество беженцев снова стало стремительно увеличиваться. К середине февраля 2015 года в Святогорской обители на её полном содержании проживало уже около 800 беженцев, к концу месяца — более 1000 жителей Донбасса, потерявших в результате военных действий свой кров и источники к существованию. Из них 470 — дети школьного, дошкольного и младенческого возраста (среди которых были сироты и инвалиды), а также 178 будущих мам [8]. 155 беженцев проживает на территории принадлежащих Лавре скитов в окрестных сёлах (125 беженцев в скиту села Богородичное и 30 беженцев в скиту села Долина) [9]. В этот период ежедневно Лавра кормила более 1000 человек, пострадавших от военных действий на Донбассе [10].
По состоянию на 20 марта 2015 года в Святогорской Лавре и её скитах (в сёлах Богородичное и Долина) проживало 730 беженцев, из которых 170 детей [8, 9].
На 9 мая 2015 года в Святогорской обители проживало около 400 беженцев, из которых было 110 детей [8].
К середине лета 2015 года в Святогорской Лавре находилось 500 беженцев [8], в Святогорске их проживало около 8000 [11].
К началу 2016 года беженцев в Святогорской Лавре осталось 300 человек (треть это дети, остальные — мамы, пожилые женщины и инвалиды) [12].
К лету 2016 года в Святогорской Лавре проживало 250 беженцев, в основном, матери с детьми, пожилые женщины и инвалиды [12].
К осени 2016 года в Святогорской обители пребывает на полном содержании 200 человек беженцев, из которых 50 детей [12]. Причины, по которым люди не хотят возвращаться в свои дома, понятны: у кого разрушен подъезд, у кого полуразрушены или разрушены квартира или дом, требуется долгий и капитальный ремонт, и конечно, многие боятся ехать из-за бесконечных обстрелов…
Нужно учесть, что в Лавре останавливались в основном немощные старики и матери с детьми, основная масса беженцев селилась в Святогорске и его окрестностях, кто имел такую возможность, снимали комнаты.
2.2 Участие в помощи беженцам лаврских скитов
Как уже было сказано выше, 155 беженцев проживало на территории принадлежащих Лавре скитов в окрестных сёлах. Скит в селе Богородичное «Всех скорбящих Радость» зимой 2015 года принял на своё попечение 125 беженцев из городов Дебальцево и Авдеевки. Среди них были старики и больные, 15 деток, самой младшей из которых было всего 10 дней отроду. Несколько семей также устроили в селе Долина, где строится лаврский скит в честь святого великомученика Георгия Победоносца (всего 30 человек беженцев) [9].
Главное, что помимо крова и хлеба насущного получили все эти люди в Святогорской Лавре и её скитах — так необходимую им поддержку и опору в столь тяжёлое для них время, а также обрели или укрепили веру в Бога. Ведь многие из тех, кто вынужден был покинуть свои родные дома, были людьми нецерковными, а здесь впервые переосмыслили свой жизненный путь, обрели Бога и по-настоящему пришли к вере, крестились сами и крестили своих детей, стали ходить на службы, исповедоваться и причащаться.
Так, 16 августа 2014 г. в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с. Богородичное Славянского района состоялось Таинство Крещения. Более 30 беженцев, жителей юго-востока Украины, проживающих в Святогорской Лавре, взрослые и дети приняли Крещение, которое совершил духовник Свято-Скорбященского скита Святогорской Лавры архимандрит Зосима (Левин) [13].
И далее, спустя несколько месяцев, когда в начале февраля 2015 года в Богородичанскую обитель прибыли 125 вынужденных переселенцев из Авдеевки и Дебальцево, по словам духовника обители, архимандрита Зосимы, многие из приезжих первый раз здесь переступили порог храма, многие в первый раз исповедовались и причастились. Вообще духовник отмечал, что многие беженцы воцерковились именно в обители. Это заметила и матушка Амвросия, старшая сестра скита «Всех скорбящих Радость», что люди менялись, и менялись просто на глазах. Начинали ходить на службы, чаще подходить к священникам, задавать вопросы на духовные темы, — то есть, говоря церковным языком, воцерковлялись. Многие из числа беженцев с удовольствием помогали сёстрам в различных послушаниях. В обители также действует детская воскресная школа, которую во время своего пребывания в обители посещали и дети вынужденных переселенцев [14].
Также и в Святогорской Лавре беженцы по возможности посещают богослужения. Некоторые из них регулярно исповедуются и причащаются, а ещё помогают в работе на монастырских теплицах и трапезных.
Отдельно можно сказать о жизни в Лавре мальчишек от 7 до 15 лет, прибывших в обитель вынужденными переселенцами со своими матерями. Распорядок дня у мальчиков, в основном, таков: утром школа, после школы — уроки, когда и рыбалка, игры и общение с друзьями. Но много времени ребята также проводят, помогая братии на пекарне, на Всехсвятском скиту, и также прислуживая в храме, в алтаре, иногда — на колокольне. Часто мальчики пономарят на службе. Только на праздник Святогорской иконы Пресвятой Богородицы было до 30 пономарей из числа ребят-беженцев! Так что можно смело сказать, в стенах Лавры сейчас растёт новое, здоровое поколение мальчишек.
3. Судьбы людей
За весь период пребывания вынужденных переселенцев из Донбасса в Святогорье самому младшему из них на момент обретения приюта в Святогорской Лавре исполнилась всего неделя от рождения, а самой старшей было 95 лет.
Алёна Кулешова, 33 года, г.Донецк, мама двух сыновей и дочки:
«Мы уехали из Донецка 15 июля, потому что нас очень бомбили. И мы находились две недели дома, не выходили совсем из квартиры. И это тяжело очень, когда жарко, и когда дети не выходят из дома». Алёна думала, что через месяц-другой они смогут вернуться домой, но вот уже третий год её сыновья ходят в Святогорскую школу, а своего третьего ребёнка — дочку Марию — она родила в роддоме города Святогорска. Алёна очень рада, что Господь подарил ей дочку именно здесь: «Это место стало для меня родным, кусочком моего родного дома» [15].
К слову, Святогорская Лавра является, так сказать, крёстной многим малышам — за всё время пребывания в её стенах вынужденных переселенцев при ней проживало 178 будущих мам, многие из которых рожали в роддоме Святогорска [1, 8, 12].
Наталья Сорока, с. Старомихайловка, Марьинского района:
«Бои у нас уже гремели за селом, когда нам объявили об открытии «гуманитарного коридора». Муж остался дома, а я детей за руки и в дорогу. Ехали долго по полям и просёлкам, минуя опасные участки. Так я с малышами оказалась в Лавре. Только здесь и вздохнула с облегчением. Теперь у меня уже всё наладилось. Старший сын Иван пошёл в Лесную школу, маленькая Оля со мной. Дети стали отходить от войны. Окормила всех нас Лавра, заступницей стала, надежду на мир вселила в нас» [16].
Варвара Коваль, г. Горловка:
«Я из Горловки. Когда у нас начались сильные обстрелы, я решила уехать из города. Взяла сына, он у меня инвалид, и поехала в Святогорск. Какое-то время жила на квартире, а потом, по совету добрых людей, отправилась в Лавру. Рассказала о своем положении и тут же получила благословение переехать на новое место. Тепло и уютно в обители. Кстати, отопление тут «включили» на три недели раньше срока, ведь среди беженцев много «грудничков». Помогли с лекарствами для сына. Теперь я знаю, что значат слова: у Бога за пазухой» [16].
Елена Лищук, г. Донецк:
«В Донецке я живу в районе железнодорожного вокзала, того самого вокзала, который уже не раз подвергался обстрелам. Страшно это, тем более, когда у тебя двое маленьких детей, когда небо содрогается от взрывов. А тут я узнала, что беременна третьим ребенком. После пережитого угрозу беременности я почувствовала уже, попав в Лавру. Хорошо, что к нам приходят врачи, дежурят, всегда помогут всем необходимым. Еще хорошо, что в Лавре мы все как одна большая семья. Соседки взялись присмотреть за детьми, матушка повезла меня в больницу, снабдила всем необходимым. Пройдя курс лечения, я вернулась назад. Лавра для меня и заступница, и будущая крестная мать. Сына назову Ильей. Жаль только, что для моих, так подросших за лето детей, нет мест в садиках Святогорска, еще жаль, что не выплачиваются детские пособия» [16].
Анастасия Ушакова, г. Горловка, мама с двумя детьми: Саша, 8 лет и Дарья, 1,5 года:
«Здесь нас Боженька к себе пригрел», — говорит Анастасия, обнимая полуторогодовалую Дарью. Маленькая Даша первый месяц своей жизни провела в подвалах, Анастасия долго не могла вывезти своих детей из города из-за постоянных обстрелов. «Найти транспорт в то время было очень проблематично, обстрелы — кто будет вывозить? Выбрались вообще чудом оттуда». На вопрос о возвращении домой: «Чтобы жить можно было нормально, а не прятаться в подвалах, тогда да, можно вернуться, а пока мы здесь поживём» [17].
Несколько отзывов-историй тех, кто имел счастье найти приют в лаврском скиту «Всех скорбящих Радость» в селе Богородичное (весна 2015 год) [14]:
Елена, 35 лет (сын Даниил, 4 годика, дочка Соня, 4 месяца), из города Авдеевки:
«Приехала, когда Сонечке было 10 дней, родила её на Крещение. Бежали из-под обстрела, снаряд упал рядом с домом. Ночь провели в ванной и на утро решили уехать. Горсовет вывозил в Славянск, и оттуда мы попали сюда. Что хочется сказать, сёстры — как пчёлки, все предлагали, очень переживали и заботились о нас. Как мы зашли, сразу нам сказали: «Вы покушайте, душ примите, отдохните, посмотрите, как тут у нас красиво». Встретили нас также детки 14-15 лет, конфетами и шариками, стараются, как могут, чтобы мы здесь чувствовали себя уютно, как дома. Матушка Амвросия организовала экскурсию после Пасхи в Лавру, ходили мы в пещеры, в скит по серпантину. Здесь мы стали больше читать духовную литературу, интересоваться верой. А когда приезжает владыка, для нас это всегда праздник — все наперебой бегут за благословением, хотя раньше его не знали, а сейчас ждём с нетерпением, как родного и давно любимого человека. Он очень добрый, лучик света, всегда что-то хорошее скажет, какое-то напутствие. И всё здесь очень нравится, сюда непременно захочется вернуться, воспоминания будут на всю жизнь!»
Андрей и Ольга, 21 и 22 года (дочка Кира, 3 годика), из города Дебальцево:
Ольга: «В конце января начались бесперебойные обстрелы, и в городе находиться дальше было просто невозможно: из дома выходить нельзя, как нельзя было и что-либо делать. Жили мы рядом с блокпостом, и было очень страшно. И тогда мы решили уехать. Когда волонтёры позвонили матушке Амвросии, она лично приехала за нами на вокзал. Здесь нам очень нравится, мы как одна семья, такое чувство, что от них не уйдём. Беда привела к Богу, здесь мы крестили детей. Никто о нас не заботился, никто не устраивал, и не нужны мы были никому, а Бог всё Сам устроил и привёл сюда, и взяла нас под Своё крыло Пречистая Его Матерь. И первая исповедь, и первое Причастие были здесь, причём, наверное, у всех приехавших первое Причастие было именно здесь».
Андрей: «Помню своё первое впечатление: тогда, в самом начале, мы очень беспокоились, оставят ли нас здесь или придётся уходить, и решили спросить у матушки: «Будем ли мы тут жить?» И когда она ответила нам: «Живите, сколько хотите», то просто не верилось, что такое возможно. Поселили нас в лучшие условия, мужчин, конечно отдельно, матушки устроили нам очень хороший корпус, хотя строили для себя. Мужчины жили здесь какое-то время, больше трёх месяцев, пока не было мест в Лавре. Заняты мы были, в основном, на уборке мусора, благоустройстве территории, в общем, выполняли мужскую работу. Сейчас нас переселили в Лавру, но я езжу сюда проведывать семью и на послушание.
Хочу отдельно отметить, отец Зосима (духовник Богородичанского скита, архимандрит Зосима (Левин) — ред.) — это человек с великой буквы! Никогда не скажет плохого слова, подскажет, и матушка большая умница, если можно так сказать! Здесь всегда лучшее нам отдают, относятся к нам, как к своим. И здесь я снова стал ходить в храм. До этого я очень редко бывал там, до 9 лет мама водила меня в церковь, а потом сказала: «Решай сам» и я как-то отошёл от храма. Но отец Зосима так рассказал о Боге, что мне захотелось пойти в храм снова.
Первые впечатления об этом батюшке: «Вначале я боялся, что скажу, как долго я в храм не ходил, и меня отругают. А оказалось, беседа была лёгкой, на меня совсем «не давили», просто очень мягко советовали. Особо запомнилась ночная Пасха, когда в 4 часа святили куличи. Тогда ещё отец Зосима кропил так обильно, от души — были все мокрые, но довольные и счастливые! Ещё очень хорошая сестра Галина, не могу не отметить. В трапезной, где у нас послушание, всегда подскажет и поможет, всегда что-то интересное расскажет, в общении просто мировой человек!»
Татьяна (сестра Ольги), 30 лет (дочь Марианна, 2,5 годика), из города Дебальцево:
«Очень запомнилось Крещение детей, все крестили деток здесь (у нас только Даня был крещён). Ещё запомнилось, как на Пасху, на Светлой Седмице разрешили звонить на колокольне. Первый раз в жизни для нас был такой опыт, и все взрослые побежали туда, как дети! Также здесь очень природа и места красивые, мы спускались к речке… Конечно, дома такое не увидишь! Разве что возле горисполкома пройдёшь, ёлками полюбуешься и всё. А здесь — такое изобилие!»
Наталья, 30 лет, из города Дебальцево:
«Живу возле храма, но никогда не заходила. Останавливало, скорее всего, незнание как себя вести, что нужно делать, и стеснялась зайти спросить. А здесь просто грех не сходить в храм — он ведь рядом. И отец Зосима для нас всех — как отец родной, а матушка — как мать. Детей балует и сладостями, и игрушками, всегда найдёт время приласкать, успокоить, всегда находит время и для нас. Заболеешь — проведывают, лечат. Не знаем, как будем без них», — так закончила свой рассказ Наташа.
На вопрос, что больше всего им запомнилось за всё время пребывания в обители, все отвечали единогласно: прежде всего, главное, что потрясло до глубины души, это сам приём — искренние и душевные отношения, та поддержка, в которой в то время так отчаянно нуждались. Одна девушка так сказала об этом: «Мы почувствовали, что не важно, кто ты и откуда ты, невзирая на лица, ты здесь желанен и тебе рады. И это очень дорого, мы безмерно благодарны сёстрам и матушке Амвросии».
Люди, прибывавшие в Святогорскую Лавру, рассказывали о трагедиях, причём страшных трагедиях. Такой пример приводил когда-то Святогорский наместник: «Женщина приехала с двумя котятками к нам. Мы её спрашиваем: «А почему Вы с котятками приехали?» А она так серьёзно говорит: «А это всё, что у меня от прежней жизни осталось. Снаряд прилетел в дом — погиб муж, двое деток и кошка. Котятки остались, и я… Это всё, что у меня осталось». Вот представьте, она говорит и плакать уже просто не может. Или как мужичок приехал из Славянска, спрашивает: «Батюшка, что мне делать? В летней кухне пообедали, мы пошли в хату, а мама осталась посуду мыть. Прилетела мина, маму по кускам пособирал, сложил, стою — и слёз нет. Потому что Красная Книга птичку защищает, рыбку какую-то нельзя ловить, потому что будешь браконьером и уголовное дело на тебя заведут, траву нельзя рвать, потому что она — редкое растение. А маму убили — и спросить не с кого. И за что? Всю жизнь трудилась, нас вырастила, внуков любила, плохого слова никому не сказала. За что?» [18]
История самых пожилых беженок такова. Одну зовут Арина Калиновна (если правильно, то Калинниковна, её отец имел редкое, старинное церковнославянское имя — Калинник. Но по-простому, по-народному все называли её Арина Калиновна). Весной 2016 года ей было 95 лет, а на момент, когда начались все эти события, шёл 93 год. В своё время она осталась одна: был сын — скончался. А в той ситуации все спасали свои семьи, потому сомневались, куда везти неходячую бабушку 92 лет? Переживая, что если привезут в монастырь, то её у них не примут, люди просто привезли эту бедную женщину и посадили на стульчике под мостом недалеко от Лавры, надеясь, что её кто-то найдёт и заберёт. Начался дождь и Арину Калиновну, плачущую, мокрую от дождя, на стульчике так и принесли в лаврскую гостиницу [18].
Тяжёлая история и у бабушки Дарьи. Ей 80 лет, в Лавру пришла сама. Впоследствии рассказывала: «Как ударило, батюшка, над хатой — хата сгорела, собака сгорела, куры погорели…» А она в одной ночной сорочке из горящей хаты выскочила, и босиком сутки пешком шла из Славянска в Святогорск — не евши, не пивши — сюда, в Лавру, под покров Божией Матери [18].
Таких историй Святогорская обитель знает сотни, если не тысячи.
4. Странноприимство обители
4.1 Кормилица-Лавра
Свято-Успенская Святогорская Лавра всегда была духовным сердцем Донбасса. Но вот уже третий год, как донбасской святыне Православия довелось стать ещё и центром милосердия, средоточием любви и заботы о ближнем всего Донецкого края.
В первые месяцы по прибытии первых беженцев острее всего, конечно, стоял вопрос питания. Несмотря на то, что в Святогорской Лавре с численностью братии 130 человек есть своё подсобное хозяйство, такое количество людей своими силами прокормить было невозможно. Но милостью Божией гуманитарной катастрофы удалось избежать. Милосердый Господь так расположил сердца людей, что из разных концов не только Украины, но всего мира стала поступать помощь, которую сразу же распределили между монастырем и пансионатами, расположенными в окрестностях Святогорска. В них также нашли приют беженцы из Славянска, Краматорска, Дебальцева, Горловки, Авдеевки и других пострадавших городов Востока Украины. Только по городу Святогорску было 10 точек, в которых в среднем проживало по 200 человек, и Лавра регулярно поставляла туда продукты питания, снабжала вещами. Ведь помимо крова и питания, все прибывшие в Лавру нуждались в самом элементарном — одежде, средствах личной гигиены, многим из них требовались медикаменты и медицинская помощь.
Митрополит Святогорский Арсений так говорил об этом времени в одном из своих интервью: «Получилось, что, видимо, наше такое сердечное участие и желание помочь передалось и нашим городским властям — и мэру города, и депутатскому корпусу, главврачам санаториев, директорам школ. И как-то мы, весь город Святогорск, к чести его жителей, стал как одна большая семья — начали помогать людям разрешить эту ситуацию, которая возникла для беженцев и переселенцев. Потихоньку начали подъезжать сначала местные, то есть окрестные приходы. Батюшки везли пожертвования, кто что мог. А потом всё дальше и дальше разрастался круг сердечного участия людей вокруг Лавры. Такой вот пример. Батюшка с Ровненщины звонит: приезжайте, картошку заберите, люди насобирали. Поехали туда двумя машинами — приехали тремя. Такое вот желание у людей было помочь. И множество таких трогательных случаев было, когда люди, особенно бабушки, пенсионеры, часто последнее отдавали. Причём ситуация была такая, что по нескольку месяцев пенсионеры пенсии не получали, но тем не менее старались чем-то пожертвовать для беженцев, кому-то помочь в беде. И такое соучастие, особенно по первому году этого страшного времени, дало людям возможность выжить» [18].
Насельники Лавры кормили беженцев на паломнической трапезе (причём для детей устраивали отдельную трапезу), выдавали продовольственные пайки, за которыми каждый день собирались огромные очереди у фонтана под Успенским собором, рядом с подвальными кладовыми помещениями обители.
Были такие периоды, когда лаврской паломнической трапезной доводилось в день кормить до 3-4 тысяч беженцев: как живущих в обители, так и приходящих из города Святогорска и близлежащих сёл [10]. По просьбе наместника Святогорской Лавры владыки Арсения мэр Святогорска Александр Иванович Дзюба выделил помещения в городе, куда Лавра привозила вещи для беженцев, чтобы они могли прийти и самостоятельно выбрать, что им необходимо. В свою очередь, по просьбе мэра Святогорска для отопления помещений, где расселили беженцев, Святогорская Лавра выделила уголь [19].
За всё время пребывания в монастыре вынужденных переселенцев всем детям-беженцам на праздники святителя Николая и Рождество Христово всегда раздавались подарки. Около года, когда в Лавре было много деток, в обители действовала детская школа творчества «Умелые ручки». По благословению владыки наместника детям беженцев на берегу Донца установили две песочницы, в актовом зале стали показывать мультфильмы, в вестибюле женской гостиницы была устроена выставка детских рисунков. Также для беженцев организовывались экскурсии по Святогорью и скитам. Помимо этого, для решения вопросов с оформлением документов в городе Славянске беженцам предоставлялся монастырский транспорт. Также Лавра организовала медицинское обследование детям перед школой — на монастырских автобусах в Славянск возили и по школам их распределяли. Окрестные школы тогда в две смены работали — и сельские, и городские.
Вот как рассказывала опекающая престарелых насельниц гостиницы монахиня Арсения: «Детский вопрос у нас в Лавре оказался одним из самых важных. Когда мы посчитали малышей, их оказалось 190. Из них 59 нужно было определить учиться, и это при том, что местные школы не были рассчитаны на такой наплыв новичков. Но в тесноте — не в обиде. Часть ребят определили в городскую школу, есть у нас ещё Лесная школа-интернат, областная школа «Перлина Донетчини», ещё часть ребят направили в школу ближнего села Богородичного. Есть у нас ребёнок из Луганской области, так вот Лавра приобрела и ему путёвку в одну из этих школ. Сама покупала для детей рюкзаки, тетрадки, карандаши, да мало ли надо малышу в школу. И опять помогли добрые люди. В Харькове, например, сотрудники одного из институтов снарядили для нас две машины обновок, передали из Харькова и деньги на покупку канцелярии для наших школьников. Ничего, с Божьей помощью справились, все дети пошли в школу» [16].
Проживание, питание и медицинское обслуживание для беженцев в монастыре — бесплатное. К слову, питание и проживание в Святогорской обители бесплатное не только для беженцев — по давно установившейся традиции всех паломников здесь селят и кормят во славу Божию. Таково было завещание первого настоятеля возрождённой в 1844 году Святогорской обители, архимандрита Арсения (Митрофанова), которое исправно выполняется и нынешним наместником Святогорской Лавры митрополитом Арсением (Яковенко).
Помимо этого, Свято-Успенская Святогорская Лавра оказывает духовное попечение Святогорской санаторной школе-интернат №12: духовенство обители периодически проводит беседы с детьми на духовно-нравственные темы, участвует в праздничных школьных мероприятиях.
И вот, с 2014 года в связи с поступившим в школу большим количеством детей беженцев из мест боевых действий появилась необходимость не только в духовной, но и в материальной помощи. За всё это время Святогорская обитель не раз помогала Святогорской школе-интернату №12, направляя туда гуманитарную помощь: продукты питания, средства личной гигиены, бытовую химию. К Новому году и Рождественским праздникам школьники получали тёплые вещи и детские игрушки [20].
4.2 Лавра-Целительница
По мере возможности в Святогорской обители людей, вынужденных покинуть свои дома зачастую не успев взять ничего, кроме документов, обеспечивали необходимыми вещами, одеждой, а также медикаментами. В начале из лекарственных препаратов наиболее востребованными были успокоительные, сердечные и противорвотные средства. Также среди беженцев было немало астматиков, диабетиков, инвалидов детства, которые тоже нуждались в медикаментах и особом подходе. Положение осложнялось тем, что многие прибывшие в Лавру из зоны боевых действий от пережитого там были на грани нервного срыва и у них закончились необходимые лекарственные препараты. Поэтому в первое время Лавра постаралась с помощью благотворителей создать запас медикаментов. В гостиничном корпусе, где проживали беженцы, действовал пункт выдачи медицинских препаратов, а также постоянно работала медсестра [16].
Для многих из тех, кто укрывался в эти годы от бушующего в родном крае ненастья в тихой гавани Святогорья, святая обитель явилась не только духовной целительницей, помогающей обрести душевный мир и побороть душевные недуги. По возможности святогорцы всегда старались помогать тем беженцам, кто нуждался в срочном лечении, но не имел для этого средств. С начала вооружённого конфликта на Донбассе и поселением первых беженцев Святогорская Лавра бесплатно обеспечивала нуждающихся в срочном лечении медикаментами, устраивала приёмы у опытных специалистов, предоставляя для этих целей монастырский транспорт, иногда полностью оплачивала лечение в больнице — медицинское обслуживание и назначенные по рецепту лекарства. Некоторые беженцы из числа получивших подобную помощь на своё лечение, благодарили за неё благодарственными письмами.
Марии Николаевне Смотриной (1953 года рождения), убежавшей в Лавру от бомб из-под Горловки, летом 2015 года довелось перенести тяжелейшее воспаление лёгких. Денег на лечение у женщины не было, оставалось уповать на милость Божию и помощь добрых людей. И Господь не замедлил отозваться на её молитвы — когда в паломнической трапезной, где на послушании трудилась Мария Николаевна, узнали о её тяжёлом состоянии, то немедленно отправили на лечение в больницу города Святогорска. При этом денежные затраты на лечение покрыла Святогорская Лавра. Когда женщину выписывали из больницы, она чувствовала себя намного лучше. Но радость облегчения своего недуга была много меньшей чувства благодарности тем людям, кто в такую трудную для неё минуту пришёл к ней на помощь. Свою благодарность женщина высказала в письме, переданном в секретариат Свято-Успенской обители на имя её наместника и всей святогорской братии:
«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Арсению,
Архиепископу Святогорскому
с братией Свято-Успенской Святогорской Лавры
Благодарственное письмо
Я, раба Божья Мария, от себя и от всех беженцев, проживающих в Лавре, хочу поблагодарить архиепископа Арсения со братией за их святые молитвы, за их великую любовь к людям. За ту человечность и великую доброту, которыми окружены беженцы в Лавре. В то время, когда люди остались без крыши над головой, без работы, без пенсий, без куска хлеба, Лавра во главе с архиепископом Арсением не осталась в стороне. Людям протянули руку помощи, людей приютили, накормили и обогрели. В тяжёлую минуту окружили любовью и молитвой. В Лавре проживают беженцы с детьми, старики и инвалиды, у которых нет домов, которым некуда возвращаться. Но они знают, что они находятся под покровом Царицы Небесной и окружены молитвами Николая Чудотворца. Если кто-нибудь нуждается в лечении, Лавра помогает, чем может, старается оплатить лечение.
В 1997 году мой внук Виталий был прикован к постели. Благодаря молитвам архиепископа Арсения и братии перед иконой Николая Чудотворца трёхлетний ребёнок был чудесно исцелён. Нет слов, которыми можно вынести благодарность архиепископу Арсению и Лавре.
В этом году находясь в Лавре, я очень серьёзно заболела, дети и внуки находятся за пределами Украины. Болезнь была очень запущена, меня положили в больницу, оплатили лечение, чем спасли моё здоровье, а возможно, и жизнь. В больнице я была приятно удивлена тем, с какой любовью врачи говорят о Лавре, о том, что Лавра помогает всем.
И в такое тяжёлое время, когда, кажется, что тучи полностью закрыли небо и в этом жизненном полумраке стоит в Святых Горах светильник земли Русской — Свято-Успенская Святогорская Лавра. И живут люди-светильники веры, которые несут любовь и возносят молитвы к Богу. И мы, грешные люди, глядя на них, стараемся исправиться и стать хоть чуть-чуть добрее. И очень часто задумываемся над тем, как любит нас Господь, что Он даровал нам такую святыню — Святогорскую Лавру и таких молитвенников.
Спасибо Вам, отцы наши, за вашу любовь и молитвы, низкий вам поклон!
6.08.2015 г.
раба Божия Мария (Смотрина)» [21]
3 мая 2016 года в секретариат Святогорской Лавры поступило подобное письмо от матери трудника Евгения Борисевича, Аллы Борисевич, благодарящей за помощь в лечении травмированной руки:
«Митрополиту Арсению Святогорскому,
наместнику Свято-Успенской Святогорской Лавры
Благодарственное письмо
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Обращается к Вам мама трудника Евгения Борисевича — р.Б. Алла.
Поздравляю Вас с праздником Святого Христова Воскресения! Выражаю свою искреннюю благодарность Вам за материальную поддержку в связи с проведением мне операции по поводу сложного перелома руки.
В такое тяжёлое для многих наших соотечественников время, и для Святогорской Лавры в том числе, Вы отзываетесь на каждую боль и стараетесь многим помочь.
Низкий Вам поклон за Ваше доброе сердце, великую любовь к людям. Очень надеюсь на то, что и мой сын находится в окружении Вашей отеческой заботы.
Раба Божия Алла (Борисевич)
03.05.2016 г.» [22]
5. Помощь благотворителей
5.1 Милосердие без границ
Как было отмечено ранее, когда в Святогорскую Лавру во множестве начали прибывать беженцы, то из разных концов не только Украины, но всего мира стала поступать помощь. В целом за всё время вооружённого конфликта на Донбассе в Святогорскую Лавру на нужды беженцев было доставлено несколько тысяч тонн гуманитарной помощи [23].
Так, за всё время пребывания вынужденных переселенцев в Святогорской Лавре помощь шла со всех областей Украины. Денежные переводы и гуманитарные грузы неоднократно приходили из Одесской, Днепропетровской, Киевской, Черновицкой, Волынской, Ровенской, Запорожской, Изюмской и других епархий УПЦ. Эта помощь, бесспорно, оказалась огромным подспорьем в обеспечении бесперебойной работы паломнической трапезной и оплаты постоянно повышающихся коммунальных платежей [23, 24].
Волонтёры супруги Толчевы из Винницы вообще за два года организовали в Святогорье девять! гуманитарных рейдов, и на момент написания этих строк продолжают сборы для 10-го так называемого «гуманитарного десанта». Благодаря винницким волонтёрам, трудящимся по благословению протоиерея Михаила (Олейника) и иеромонаха Серафима (Кулибабы), а также с благословения правящего архиерея Винницкой епархии владыки Симеона, митрополита Винницкого и Барского, в Святогорскую Лавру было поставлено свыше ста тонн гуманитарной помощи. Это мука, сахар, крупы, зерно, овощи, различная консервация, подсолнечное масло, яйца, солёная и мороженная рыба, сыр, сало, а также одежда и обувь, бытовая химия, гигиенические принадлежности и предметы первой необходимости.
Собирать гуманитарные грузы винницким волонтёрам помогали православные из Винницы и Винницкой области (в частности, Калиновский, Барский и Жмеринский районы), Волыни и Волынской области, Киева и Киевской области (в частности, города Ирпени), Днепропетровской области (в частности, города Кривого Рога), Черкасской области (в частности, города Умани), Тернопольской области (в частности, города Почаева, Почаевской Лавры и её скита), Закарпатья, Кировоградской, Львовской, Ивано-Франковской, Хмельницкой и Черновицкой областей (в частности, Свято-Николаевского пещерного монастыря, с. Непоротово, хутор Галица), Могилёв-Подольской и Запорожской епархий, Калиновского и Барского районов Винницкой епархии и других областей Украины [23].
По словам организаторов сбора помощи Георгия и Людмилы Толчевых, в большинстве своём, люди правильно видят ситуацию на Востоке страны, скорбят и молятся за потерпевших бедствие своих соотечественников, и охотно откликаются на просьбы о помощи. На сборы машины-20-тонника уходит порядка двух–трёх месяцев. Финансовая помощь в оплате транспортировки груза поступала от благотворительного фонда «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон», от православных из России и даже из Италии. Так, прихожане Кресто-Воздвиженского собора города Женевы несколько раз оказывали гуманитарной миссии столь необходимую финансовую помощь [23].
5.2 География помощи
Несколько раз в Святогорскую Лавру организовывал гуманитарную помощь Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Украинской Православной Церкви (в том числе столь необходимые медикаменты). Помощь поступала из Московской Патриархии (её Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению); из Ставропольской епархии (митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла); также от епископа Богородского Антония, викария Патриарха Московского и всея Руси; от епископа Бронницкого Парамона, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; из Якутской и других епархий Русской Православной Церкви; Попечительского Фонда о Нуждах Русской Православной Церкви Заграницей (Президент — господин Марк Селаври). Неоднократно помощь поступала от Русской Православной Церкви Заграницей [23, 24]. В частности, 8 сентября 2016 Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион издал всецерковное воззвание на сбор средств на содержание беженцев в Святогорской Лавре. В нём, в частности, говорилось следующее:
«Святогорская обитель, всегда бывшая духовным сердцем Востока Украины, теперь является еще и центром милосердия всего Донбасса…
Сейчас на постоянном содержании Лавры находится 200 человек, которые в силу разных обстоятельств не могут вернуться домой. Это дети со своими матерями, пожилые женщины, инвалиды, которым некуда вернуться — их жильё разрушено или дома находиться опасно из-за боевых действий», — содержалось в тексте обращения.
«В это скорбное для наших украинских братьев и сестер время мы не можем быть в стороне», — подчёркивал митрополит Иларион в своём послании. Его Высокопреосвященство призывал всех усилить молитвы о мире в Украине, а также оказать посильную помощь и провести в период до конца октября 2016 года сбор пожертвований в пользу Свято-Успенской Святогорской Лавры [25].
Также благотворительную помощь оказали такие организации:
Благотворительный фонд Рината Ахметова (Учредитель Ахметов Ринат Леонидович (благодаря помощи фонда Лавра была обеспечена углём на отопительный сезон 2015-2016 гг.);
ООО «ЭкоНиваАгро»;
Фонд Александра Вилкула «Украинская перспектива»;
Волонтерская группа «Помощь мирным гражданам»;
Благотворительный Фонд «Сопричастность»;
Благотворительный Фонд «Развитие Украины»;
Организации «Красный Крест»;
Международные благотворительные фонды «Мост» (Украина, город Бердянск) и гуманитарный фонд «Similis» (Польша);
ПрАО «Донецксталь»–Металлургический завод (генеральный директор Председатель Правления Зинченко С.А.);
Агрофирма «Элвико-Гигант» (директор Лижепеков В.И.);
Агрофирма «Нива» (директор Тахтаров П.И.);
Агрофирма «Свитанок» (директор Гричук В.Г.);
БОБФ «Янголятко» (руководитель Чумак Е.В.);
Руководитель и коллектив ЧФ «РСМ»;
ЧП «Мороз».
География оказавших помощь Святогорской обители, приютившей беженцев Донбасса, столь широка, что можно сказать, не имеет границ, как не имеет границ милосердие. С начала лета 2014 года на банковский счёт Святогорской Лавры для помощи беженцам начали во множестве поступать денежные переводы как епархий и отдельных приходов или организаций, так и частных лиц не только Украины и России, но многих стран ближнего и дальнего зарубежья. Так, помощь была получена из Польши, Германии, Италии, Испании, Греции, Сербии, Франции, Бельгии, Голландии, Великобритании, Люксембурга, Молдовы, Латвии, Австрии, Америки, Канады, Австралии, Нидерландов и даже из Нигерии [23, 24].
В частности, помощь Святогорской Лавре была оказана: Блаженнейшим Саввой, митрополитом Варшавским и всея Польши; архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком; приходом храма святого благоверного великого князя Александра Невского г. Роттердама, приходом храма святителя Николая г. Амстердама и Голландским Православным Обществом святого Николая Мирликийского (Нидерланды); монастырём Вэрзэрешть (Молдова); приходом храма святителя Николая г. Вены (Австрия); приходом храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Чикаго; сестричеством при Серафимовской церкви в Си-Клифе (о. Лонг-Айленд) и Попечительским фондом о нуждах Русской Православной Церкви Заграницей (США); Свято-Георгиевским храмом РПЦ г. Сиднея (Австралия); приходом кафедрального собора Успения Божией Матери г. Лондона (Великобритания); приходом Свято-Троицкого храма г. Торонто (Канада, РПЦЗ); приходом храма г. Шавиль (Франция); приходом трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста г. Пьяченцы; приходом храма преподобного Саввы Освященного г. Кальяри (о. Сардиния); общинами храмов Успения Пресвятой Богородицы г. Комо и святителя Николая Мирликийского г. Лекко (Италия). Активное участие в организации и сборе гуманитарной помощи принимали некоторые общественные организации Италии, а также Римо-католическая церковь (из прихода святого Леонарда города Милана была оказана большая помощь в сборе и оформлении необходимой сопроводительной документации для гуманитарного груза от прихода городов Лекко и Комо). Помимо финансовой помощи высылались посылки с продуктами, медикаментами, одеждой, химией и прочими необходимыми вещами [23, 24].
5.3 Пример живого милосердия
Особенный случай жертвенной любви и заботы о ближнем — помощь из Польши. Настоятель храма Святого Иоанна Крестителя (г. Гайновка) протоиерей Леонид Шешко (ныне почивший, жизнь священника прервалась автокатастрофой 6 июня 2016 года) несколько раз передавал в Лавру деньги для беженцев, которые ему удалось собрать среди своих знакомых и на своём приходе.
Первую сумму священник собрал во время похорон своего отца. Протоиерей Леонид попросил Своих знакомых вместо традиционных цветов, которые в Польше принято приносить с собой на похороны, принести пожертвования на Святогорскую Лавру. В письме на имя Святогорского наместника, которое прилагалось к собранным деньгам, в частности, говорилось следующее: «Передаю Вам деньги, которые собрал во время похорон моего папы Николая. У нас несут цветы, когда идут знакомые с кем-то прощаться. Я просил, чтобы вместо цветов кто сколько может пожертвовал по копейке, а я эти деньги передам Вам, так как у Вас сейчас нужно кормить многих бездомных людей» [26].
Так отзываются на чужую боль истинные христиане, да сбудется на них обетование Заповеди Блаженств «Блажени милостивии, ибо тии помиловани будут». Прихожане о. Леонида продолжают доброе дело своего почившего настоятеля, в своих проповедях всегда говорившего о тяжёлом положении православных на Донбассе и необходимости помощи, — деньги, оставшиеся после организации местного крестного хода, приуроченного к празднику Преображения, были перечислены на счёт Святогорской Лавры.
Как когда-то сказал владыка Арсений, митрополит Святогорский: «Мы искренне благодарны всем людям, откликнувшимся своей помощью, благодаря которой мы можем благотворить ближним. Помня обетование Христово о милостивых, мы не можем отвергать желающих помочь, лишая их венца за добродетель». Действительно отрадно, что в такое трудное для нас время наши ближние не остаются равнодушными. И как бы далеко от нас не находились, они всегда находят в себе желание и возможность оказать свою посильную помощь. Слава Всемилостивому Богу, располагающему сердца людские к таким угодным Ему делам милосердия! Да будет милостив Господь ко всем, кто возлюбил дела милосердия, кто жизнью своей исполняет Его заповедь, призывающую быть милостивыми. И да исполнятся на них слова богомудрого царя и пророка Соломона: «Милосердый будет благословляем, потому что даёт бедному от хлеба своего»!
6. История появления лаврского сайта
За всё время вооружённого конфликта на Донбассе различными представителями украинских СМИ были сделаны десятки репортажей о Святогорской Лавре и пребывающих на её попечении переселенцах из Донбасса (ТРК «Глас», ТК «Орбита», ТК «Украина», ТК НТН, киевская газета «Сегодня» и другие). Однако в первое время ситуация вокруг древней обители в начале всех этих трагических событий была крайне напряжённой. Этому способствовали необоснованные слухи и толки, основанные на явной клевете, поддерживаемые некоторыми недобросовестными СМИ, и послужившие одной из главных причин открытия Святогорской Лаврой своего сайта — как средства защиты от подобных информационных нападок и представления достоверной информации о том, что действительно происходит в святой обители и чем она живёт. Святогорским наместником владыкой Арсением на лаврском сайте сделано несколько официальных заявлений в опровержение ложной информации о Святогорской Лавре.
7. Помощь Святогорья: исторические параллели
Заглянув в историю Святогорья, можно увидеть параллель времён: 100 лет назад, в годы Первой мировой войны Святогорская обитель также стала прибежищем для мирных жителей, спасавших свои жизни, прибегая под Покров Царицы Небесной.
17 августа 1915 года в №12879 харьковской газеты «Южный край», в разделе «Беженцы» была опубликована такая информация: «Вчера в Харьков на переселенческий продовольственный пункт при Балашовском вокзале прибыли три поезда с беженцами, преимущественно, из брест-литовскаго, ковельскаго, белостокскаго, виленскаго и др. смежных районов, всего 1,395 человек.
Из них 335 оставлены в бараках переселенческаго пункта, а остальные с теми же поездами отправлены в южные города. Из числа беженцев, находящихся в бараках, отправлено в Святогорский монастырь 229 ч.» [27].
В годы русско-японской войны Святогорская обитель также являла дела милосердия, разделяя участь со своим страдающим народом. Ещё 8 февраля 1904 года, когда было издано распоряжение Священного Синода совершить сбор пожертвований во всех церквях Российской империи и Харьковское духовенство сразу же откликнулось на этот призыв, от Святогорского монастыря поступила в Духовную Консисторию по тем временам большая сумма — 2450 карбованцев. Благотворительные пожертвования совершались обителью и впоследствии, на всём протяжении русско-японской войны и до февраля 1906 года. Также в годы русско-японской войны, когда особенная роль принадлежала монастырям, выразившим желание принять больных и раненных воинов, и детей-сирот на собственное монастырское обеспечение, в Святогорской пустыни было подготовлено помещение на 50 человек. В то время монастыри Харьковской епархии проявляли заботу не только о больных и раненных воинах, но и обеспечивали прибежище беженцам из монастырей Волынской епархии. Так, в Святогорский монастырь было эвакуировано 25 монахов [28].
В 1915 году монашествующих из Почаевской Лавры эвакуировали также в Святогорскую пустынь. Свидетельством об этом служат слова архиепископа-мученика Дамаскина (Малюты), произнесённые на допросе в НКГБ: «С митрополитом Антонием Храповицким я лично знаком с 1903 года. В 1910 году, по его распоряжению, я был пострижен в монашество. В 1911 году им же я был возведен в сан диакона. В 1915 году, после эвакуации из Почаевской лавры, в числе других монашествующих митрополит Антоний Храповицкий принимал нас в гор. Харькове перед отправлением в Святогорский монастырь» [29].
Вот какие сведения об этом времени содержатся в Святогорском патерике, житии преподобного архимандрита Трифона (Скрипченко), бывшего на тот момент настоятелем Святогорской пустыни:
«Через время, в середине августа 1915 года, отец Трифон силами и средствами обители выстроил лазарет на 60 человек. Рассчитан он был для лечения и проживания болеющих и выздоравливающих солдат и офицеров русской армии. Кроме этого, в одном из зданий монастыря были отведены комнаты для содержания 15 воинов-калек.
Однако не только раненых и увечных защитников Отечества принимала на своё попечение Святогорская обитель. Увидев, что в Святые Горы с каждым днём устремляется всё больше и больше беженцев, направляемых властями в юго-восточные районы России, отец Трифон распорядился готовить пристанище для всех нуждающихся, основную массу которых составили русские люди; среди них, однако, встречались как поляки, так и немцы, спасавшиеся от испепеляющего огня войны. Более 700 человек в начале сентября 1915 года приютил в монастыре сердобольный настоятель, отведя для них номера в большой монастырской гостинице (с течением времени скопившиеся в Святогорской обители беженцы стали оставлять приютивший их монастырь и расходиться по губернии, приискивая себе и своим семьям более подходящие условия для проживания). В некоторых её комнатах и просторной общей зале были устроены деревянные нары, предназначенные для ночлега.
Кроме гостиничного корпуса, бежавшим от неприятеля людям отец Трифон определил место в помещениях, выстроенных над монастырскими конюшнями. Там также были руками братии и самих беженцев сооружены деревянные нары. Разумеется, при таком наплыве народа, собиравшегося проживать в обители неопределённое время, многие беженцы испытывали определённую тесноту и неудобство. Так, например, помещения над конюшнями, отданные для нужд прибывших, были летними и для холодного времени года, должного вскоре наступить, совершенно не предназначались, хотя их заселяли люди, предпочитавшие иметь хоть какое-нибудь пристанище; в дощатых стенах этих жилищ имелось немало щелей, которые не успели законопатить до поселения. Количество людей, требовавших необходимого благоустройства, ежедневного пропитания и лечения, оказалось таковым, что обитель с трудом справлялась с возникавшими трудностями. Братия во главе с заботливым отцом-настоятелем делала всё, что могла. Около 250 человек, пришедших с западных оккупированных территорий, вынуждены были остановиться вне обители.
Более суток они проживали под открытым небом, на противоположном берегу Донца. Казначей монастыря, иеромонах Амвросий, исполнявший поручение отца Трифона по размещению людей, не имел возможности принять и расселить всех страждущих в день их прибытия, так как в монастыре к этому времени ютилось уже свыше 700 человек.
Сострадая изгнанным из своих домов, потерявшим имущество, покой и здоровье, как и саму надежду на скорое возвращение в родные места, отец-настоятель благословил кормить всех тех, кто уже поселился в стенах обители, а также и тех, кто продолжал ожидать размещения на берегу реки. Два раза в день святогорские иноки питали женщин, детей и стариков, подавая им от своих трудов выпекавшийся в монастыре чёрный хлеб, предоставляли им горячую пищу и, по возможности, прочую помощь. Несмотря на предпринятые отцом-настоятелем заботы и усилия по устройству и обеспечению нахлынувшего народа, Господь посетил несчастных и другим испытанием. Спустя две недели проживавшие в обители беженцы стали серьёзно болеть. В местах поселения прибывших вспыхнули очаги смертельно опасных инфекционных заболеваний. Изюмский уездный врач, регулярно приглашаемый монастырём для осмотра и лечения раненых, донёс Врачебному Отделению, при котором он состоял на службе, что среди размещённых в обители людей имеется большое число опасных больных. Люди тяжело болели и продолжали заражать окружающих серьёзными болезнями: корью, скарлатиной, дифтерией. Помощь фельдшера-монаха, старавшегося что-либо предпринять для облегчения страданий больных, оказалась при начинающейся эпидемии явно недостаточной.
Отец-настоятель, молясь и печалуясь Господу, от всего сердца переживал боль и беды, обрушившиеся на принятых в его обитель невольных «паломников».
Разорение обители, уничтожение многих документов и скудость свидетельств этого бедствия, разразившегося в начале осени 1915 года, к сожалению, не дают нам сегодня сведений о количестве болевших, выздоровевших и умерших людей в тот печальный год, однако, думаем, что таковых смертей среди народа, проживавшего в обители, и, возможно, братии могло быть немало.
Почти одновременно с беженцами-мирянами 9 сентября 1915 года в Святогорскую пустынь отец Трифон принял и разместил на жительство монашескую братию Свято-Успенской Почаевской Лавры. Знаменитую Лавру спешно эвакуировали с западных территорий Российской Империи ввиду военных действий, которые из-за неудач русской армии в конечном итоге привели к её захвату австрийскими войсками. Почаевские монахи, спасая от разграбления церковные святыни родной обители, вывезли в Святые Горы скитскую лаврскую ризницу, а также ризницы многих монастырей Волыни. К ушедшим из Почаева инокам присоединилась по пути часть монашествующих монастырей киевских. Все они, молитвенники Христовы, вырванные и изгнанные из своих тихих обителей смертоносным ветром Мировой войны, прибыли в Святые Горы, не досягаемые для разрушительного смерча, где были заботливо встречены и определены на жительство любвеобильным отцом Трифоном.
Кроме необходимой помощи, предоставляемой пострадавшим в годину бедствий, Святогорский монастырь заботился о духовном окормлении тех, кто проливал кровь за славу русского Отечества.
Настоятель обители, разделяя добрые чувства некоторых из своих иноков, сущих в священническом сане, не препятствовал им в совершении духовного подвига пастырского служения ради спасения душ своих ближних. Несколько иеромонахов, с благословения отца Трифона, отправлены были на фронт, где среди боли и страданий твёрдо несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте. Впоследствии многие из них удостоились наград за заслуги во время военных действий наперсными крестами и орденами» [30].
Заключение
Сейчас, как и столетие тому назад, под омофором Пречистой нашли приют тысячи людей. Во время мира и в годы испытаний Святогорская Лавра всегда была и будет духовным центром Донецкой земли, на время ставшим также его центром милосердия.
Использованные источники и литература
1. Журнал учёта проживающих в паломническом гостиничном корпусе № 9 за 2014 год. — Святогорская Лавра.
2. Журнал учёта проживающих в паломническом гостиничном корпусе № 14 за 2014 год. — Святогорская Лавра.
3. Сведения, предоставленные в секретариат Святогорской Лавры городской администрацией Святогорска за июль-сентябрь 2014 года.
4. Архиепископ Арсений. Проповедь в день Святогорской иконы [Электронный ресурс] : видеозапись // Канал YouTube Святогорской Лавры. 2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=umf8Pnb9kXU (дата обращения: 10.10.16).
5. Святейший Патриарх Кирилл. Обращение к Предстоятелям Поместных Православных Церквей в связи с ситуацией на Украине [Электронный ресурс] : публикация // Официальный сайт Московской Патриархии. 2014. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3704024.html (дата обращения: 10.10.16).
6. Информационная справка по проживающим в г. Святогорске вынужденным переселенцам. — Подана 24.10.2014 года Святогорскому наместнику архиепископу Арсению мэром города А.И. Дзюбой.
7. Сведения, предоставленные в секретариат Святогорской Лавры городской администрацией Святогорска за декабрь 2014 года.
8. Журнал учёта проживающих в паломническом гостиничном корпусе № 9 за 2015 год.
9. Сведения, предоставленные скитами Святогорской Лавры, расположенными в сёлах Богородичное и Долина.
10. Сведения, предоставленные паломнической трапезной Святогорской Лавры. — Январь-февраль 2015 года.
11. Сведения, предоставленные в секретариат Святогорской Лавры городской администрацией Святогорска на июль 2015 года.
12. Журнал учёта проживающих в паломническом гостиничном корпусе № 9 за 2016 год. — Святогорская Лавра.
13. «Крещение беженцев в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с. Богородичное» [Электронный ресурс] : фоторепортаж // Официальный сайт Святогорской Лавры. 2014. URL: http://svlavra.church.ua/2014/08/16/kreshhenie-bezhencev-v-svyatogorskoj-lavre/ (дата обращения: 10.10.16).
14. «Радость скорбящим в обители “Всех скорбящих Радость”» [Электронный ресурс] : публикация // Официальный сайт Святогорской Лавры. 2015. URL: http://svlavra.church.ua/2015/05/28/radost-skorbyashhim-v-obiteli-vsex-skorbyashhix-radost/ (дата обращения: 10.10.16).
15. «Святые Горы — врата спасения для сотен беженцев Донбасса» [Электронный ресурс] : видеорепортаж телерадиокомпании «Глас» // Канал YouTube Святогорской Лавры. 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=noW7fBaP3JE (дата обращения: 10.10.16).
16. Столяров Николай. «Заступница Лавра» [Электронный ресурс] : публикация // Официальный сайт Святогорской Лавры. 2014. URL: http://svlavra.church.ua/2014/10/22/zastupnica-lavra/ (дата обращения: 10.10.16).
17. Программа «События: помощь Востоку» [Электронный ресурс] : видеорепортаж телеканала «Украина» // Канал YouTube телеканала «Украина». 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=jjCDYAbQPgc (дата обращения: 10.10.16).
18. Интервью митр. Арсения [Электронный ресурс] : цикл видеосюжетов для программы «Свідок» киевского телеканала НТН // Официальный сайт Святогорской Лавры. 2016. URL: http://svlavra.church.ua/2016/04/25/intervyu-mitr-arseniya-ch-1-o-sobytiyax-na-donbasse/ (дата обращения: 10.10.16).
19. Летопись Свято-Успенской Святогорской Лавры / Рукопись секретаря Святогорской Лавры архимандрита Лазаря (Терещенко) // Святогорская Лавра: период с 6 августа 2012 года по 2 июня 2015 года. — Запись за 24 октября 2014 года, С. 155.
20. «Гуманитарная помощь Святогорской школе-интернат №12» [Электронный ресурс] : фоторепортаж // Официальный сайт Святогорской Лавры. 2014. URL: http://svlavra.church.ua/2014/12/26/gumanitarnaya-pomoshh-svyatogorskoj-shkole-internat-12/ (дата обращения: 10.10.16).
21. Смотрина М.Н. Благодарственное письмо. — Направлено 6.08.2015 года в секретариат Святогорской Лавры на имя Святогорского наместника архиепископа Арсения.
22. Борисевич А. Благодарственное письмо. — Направлено 3.05.2016 года в секретариат Святогорской Лавры на имя Святогорского наместника архиепископа Арсения.
23. Информационно-просветительский отдел Святогорской Лавры. Сведения о прибывших гуманитарных грузах за период 2014-2016 годов.
24. Казначейский отдел Святогорской Лавры. Сведения о поступавших пожертвованиях на банковский счёт обители за период 2014-2016 годов.
25. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Воззвание Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви о помощи беженцам, проживающим в Святогорской Лавре [Электронный ресурс] : публикация // Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. 2016. URL: http://www.synod.com/synod/2016/20160908_mhrefugeesappeal.html (дата обращения: 10.10.16).
26. Протоиерей Леонид (Шешко). Сопроводительное письмо к денежной помощи. — Польша, г.Гайновка, 2016 год. — Адресовано Святогорскому наместнику архиепископу Арсению.
27. Периодическое издание «Южный край» №12879 от 17 августа 1915 года / Харьков. — Раздел «Беженцы».
28. Кравченко О.В. «Роль духовенства Харківської єпархії в організації благодійності під час російсько-японської та Першої світової війни» // Вісник СНУ № 10 (44) — 2001. Історичні науки. — С.93–95.
29. Шумило С. В. «Архиепископ-мученик Дамаскин (Малюта)» // Українська Православна Церква. Труди Київської Духовної Академії № 22 — Київ, 2015. — С. 243.
30. Святогорский патерик — Т. 3. — Новомученики и исповедники Святогорской пустыни ХХ века. — Издание Свято-Успенской Святогорской Лавры, 2008. — С. 43-45.