Хорошо быть монахом!

игумения Антония (Минина)


Зачастую современные  люди считают, что в монастырь уходят из-за несчастной любви, из-за какой-либо трагедии в жизни, по бедности, по болезни и т. п. Вероятно, такие случаи   встречаются,   но   это   исключения. 
К монашеству стремятся люди жизнерадостные, вполне благополучные в прошлой   мирской    жизни,    образованные.

Кто-то даже пошутил: «Ну, к вам в монастырь без высшего образования и не попадешь!» 

Как же так? По мирским понятиям, образованный человек губит свою карьеру, уходя в монастырь, будто попадая в тюрьму. «Бедные, у вас же совершенно никакой свободы, сидите в четырех стенах, словно заключенные!» – вот что приходится часто слышать. Но свобода ли в миру? По мысли прп. Антония Великого, именно мирские люди несвободны, поскольку являются рабами своих страстей, а истинная свобода состоит в том, чтобы научиться  управлять своими желаниями и не следовать им, – чему и учатся в монастыре.  

Часто именно образованные или обеспеченные люди, начиная воцерковляться, вдруг обнаруживают свою зависимость (и духовную, и физическую) от так называемых «благ цивилизации», которые по сути своей не «блага», а зло, убивающее душу. Имея престижную профессию, неожиданно понимаешь, что то, чем занимаешься, – пустота… 

monasterium.ru akatovo 2014-04-30 12Когда человек учится быть православным, он сталкивается с вечностью, а современная жизнь исключительно временна, сиюминутна… Кроме того, слово «православный» в нашем сознании неизменно связано со словом «русский», а в современной России «русским» быть вроде как и стыдно, настолько заполонила и покорила нас западная цивилизация. Приходя в монастырь, мы заново учимся быть русскими, сознательно отгораживаясь от  лишней информации, развлечений, опустошающих душу. 

Какова же цель монашеской жизни? Конечно, спасение! Каким образом? Путем трудного преодоления в себе себялюбия и эгоизма, благодаря послушанию – этой главной монастырской науке, – и с надеждой на помощь Божию. Без послушания монашества не существует. По учению святых отцов, новоначальные должны сперва учиться послушанию, а затем молитве. Именно послушание старшим помогает обрести свободу от желаний самолюбивого сердца, от «Я хочу».  

monasterium.ru akatovo 2014-04-30 11Конечно же, высшее образование и в монастыре пригодится: был бухгалтером – станешь казначеем, был музыкантом – станешь регентом, был художником – станешь иконописцем… Но – не сразу! В нашей обители, по благословению Матушки и духовника, сначала все проходят коровник и трапезу, то есть получают «монастырское образование», чтобы сбить «интеллигентскую спесь» и, делая непривычное доселе, освободиться от так называемого «я могу!» и «я умею!». 

Надо сказать, что,  даже имея какое-то постоянное послушание, сестры несут и другие – это помогает научиться ценить чужой труд и быть всегда готовым помочь сестре. У нас небольшая обитель, около 30 человек, и мы стремимся научиться жить одной духовной семьей – это то, к чему нас непрестанно побуждает наш духовник, говоря: «Учитесь любить друг друга, учитесь не бояться друг друга!» Физический труд у нас разделен на всех, каждый старается по силам – и старшие, и младшие. Нет различия между монахиней и новенькой сестрой – все трудятся наравне, это устраняет официальность в отношениях.  

Очень важную роль в нашей жизни играет час общих послушаний – когда все сестры во главе с Матушкой, независимо от основного послушания, собираются вместе, чтобы прополоть огород, окапать деревьев, убрать  урожай или почистить снег. То, что один человек делал бы несколько дней, вместе можно сделать за час. 

monasterium.ru akatovo 2014-04-30 05Клирос в нашей обители является постоянным общим послушанием – поют все, кто может, независимо от способностей, которые, вообще-то, есть у всех. Присутствуя на клиросе, легче всего научиться разбираться в церковном Уставе, молитва становится осмысленной. 

Часто говорят: «Я не умею петь, и никогда не научусь!». Это неверно. Слух есть у всех, просто надо его развивать. У многих «непоющих» раскрываются певческие способности, даже таланты. 

То же можно сказать и о таланте художественном. Когда шла роспись храма, в ней участвовали практически все сестры – кто фон раскрашивал, кто полотенца рисовал, кто орнаменты. А теперь, когда роспись кончена, желающие просто рисуют – творчество помогает справиться с унынием. 

Часто сталкиваешься с вопросом мирских людей: «Бедненькие девочки, вы такие молодые, зачем же свою жизнь в монастыре губите? Ведь столько развлечений,  пожили бы еще в свое удовольствие!» Что сказать на это? Когда попадаешь в монастырь, то открываешь для себя жизнь буквально заново, и все мирские «сладости» кажутся пресными и пустыми по сравнению с этой, настоящей жизнью. Верно подметил один из бывших институтских преподавателей наших сестер: «По-моему, это у нас, мирян, серые будни, а у вас – полноценная яркая жизнь!» 

monasterium.ru akatovo 2014-04-30 08Одна паломница, прожив у нас несколько дней, с удивлением сказала: «Мне говорили, что монастырь – это чуть ли не казарма с дедовщиной, а у вас тут почти как институт благородных девиц – все поют, рисуют, да и общаетесь вы по-человечески». 

Безусловно, пение и рисование – это таланты, дарованные Богом почти всем, но даже если этого нет, – у каждого человека заложен талант любить, который нужно развивать всю жизнь, и совершенства редко кто достигает. Монастырское общежитие направлено именно на развитие таланта любви к ближнему, недаром поет Царь Давид: «Се,  что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132, 1). Приходя из мира, который устроен по закону «Я и всё для меня», очень сложно перестроить свое самолюбивое и эгоистичное сердце на любовь, даже хотя бы интерес к кому-то, кроме себя, Тут-то и начинаешь учиться молиться – без помощи Божией себя не одолеть. Так молитва становится неотъемлемой частью нашей жизни, а обязательное общее монашеское правило – не просто затверженными словами и перебиранием чёток, а искренней мольбой о помощи и помиловании. 

Именно живя в монастыре, многие из нас начинают воцерковляться, детство-то было далеко от Церкви, почти все пришли к вере уже в сознательном возрасте. Для того чтобы быть православным, надо знать, что такое Православие, что такое Церковь – для этого священники проводят с нами занятия по Катихизису, отвечают на все вопросы. Бывает, что Матушка благословляет кому-либо из сестер подготовить тему и выступить с «докладом». Так, недавно мы изучали вычисление Пасхалии – «вруцелето». 

monasterium.ru akatovo 2014-04-30 15Неотъемлемой частью жизни сестер уже несколько лет является сезонный лагерь для девочек, приезжающих на каникулы. В монастыре они приобщаются к молитве, поя на клиросе с сестрами, и к труду – помогая на всех послушаниях, – и в коровнике, и на трапезе, и в пекарне, и в храме. Опыт подсказывает, что эти городские девочки, не расстающиеся с телефоном и интернетом, с удовольствием (правда, не сразу) втягиваются в нашу «деревенскую» жизнь, учатся доить, печь хлеб, полоть грядки и т. п. Конечно, не оставлям мы их и без развлечений – если зима,  катаем на санках, играем в снежки; если лето – водим купаться, устраиваем костры с песнями. Занимаемся с ними рисованием, готовим концерты и сценки. Пытаемся заинтересовать их чем-то настоящим, а не виртуальным. Кроме того, некоторые сестры, по послушанию, проводят катехизаторские беседы с детьми и их родителями в детском оздоровительном лагере «Родник», находящемся рядом с монастырем.  

Что сказать? Православных встречается немного, хотя «верующими» считают себя почти все. Иногда бывают и курьезные случаи. Например, одна из родительниц в процессе беседы вдруг задает вопрос сестре: «Скажите, а какой вы маской для лица пользуетесь, чтобы кожу сохранить?». Приходится отшучиваться, что, мол, встал в 5 утра и трудишься весь день – и никаких масок! Или, разбирая с детьми заповедь «не сотвори себе кумира», вдруг слышишь от семилетнего ребенка: «Ну, нет! У меня на первом месте компьютер, а потом уже Бог!». Печально, есть над чем задуматься.  

Бывает, что нас спрашивают: «Вы, наверное, никогда не отдыхаете, никак не развлекаетесь?» И отдыхаем, и развлекаемся – все вместе, как и трудимся, как и молимся. Когда нет поста, Матушка устраивает нам общие чаепития – летом с самоваром под березами, или в лесу с костром, где рассказывает нам что-либо, читает, а потом мы обязательно поем песни: духовные канты, русские народные, или военные, которые всем знакомы, и старым, и молодым. На дни Ангела сестрам всегда пекут именинные пироги с разными рисунками (именинница угощает всех, конечно же).  

Периодически мы ездим в паломнические поездки – были в Киеве, в Печорах, в Оптиной и в Дивеево, в Толге, Ярославле и Ростове. Но самым любимым местом остается Троице-Сергиева лавра, от которой наша обитель и находится неподалеку. Скучать некогда! 

monasterium.ru akatovo 2014-04-30 26В процессе общения с сестрами люди часто отказываются от своего предубеждения против монашества, и слышишь порой такое: «Да вы счастливее всех нас!» Монашество – это не бесконечные посты и постные лица, это истинная радость от обретения жизни в Боге и ради Бога. Даже древние святые отцы говорят, что монах должен быть всегда радостен. Правда, важно отличать радость от смехотворства, которое приносит лишь духовное опустошение и уныние. Радость, по слову апостола Павла, связана с молитвой; пустой смех же молитву убивает. Монашеская жизнь и должна состоять в том, чтобы и радоваться о Боге, и непрестанно молиться и плакать о своих грехах, как это ни парадоксально звучит. Если не будешь плакать о  грехах, то и видеть их не будешь в себе, соответственно, станешь высматривать их в других. За грехами не увидишь образ Божий в человеке, не сможешь его любить и почитать, а, по слову апостола Иоанна Богослова, – если брата, которого видишь, не любишь, то как Бога, Которого не видишь, полюбишь? (см.:1 Ин. 4, 20). О чем же тогда радоваться? 

Часто наш духовник на проповеди говорит мирским людям: «Вот вы видите сестер. Вам кажется:  монашество – это так красиво! Клобуки, мантии, все парами ходят. А вы не знаете, что за этим стоит, какой труд». Да… каждая из нас знает, какой труд, и сколько еще предстоит – мы ведь только в начале пути. Как писал прп. Иоанн Лествичник: «Если бы люди знали, как трудно монахам, никто бы не пошел в монастырь; а если б знали, какая награда им уготована на небесах, в миру бы никого не осталось!» Да, мы немощные, мы искалеченные современным миром, и погибли бы, если б не надеялись на помощь Божию и Пресвятой Богородицы, Чей чудотворный образ «Скоропослушницы» хранит нашу обитель. 

 

                        Хорошо быть монахом! 

 

Зачастую современные  люди считаютчто в монастырь уходят из-за несчастной любвииз-за какой-либо трагедии в жизнипо бедностипо болезни и тпВероятнотакие случаи встречаютсяно это исключенияК монашеству стремятся люди жизнерадостныевполне благополучные в прошлой мирской жизниобразованныеКто-то даже пошутил«Нук вам в монастырь без высшего образования и не попадешь!» 

Как же такПо мирским понятиямобразованный человек губит свою карьерууходя в монастырьбудто попадая в тюрьму«Бедныеу вас же совершенно никакой свободысидите в четырех стенахсловно заключенные!»  вот что приходится часто слышатьНо свобода ли в мируПо мысли прпАнтония Великогоименно мирские люди несвободныпоскольку являются рабами своих страстейа истинная свобода состоит в томчтобы научиться  управлять своими желаниями и не следовать им чему и учатся в монастыре 

Часто именно образованные или обеспеченные людиначиная воцерковлятьсявдруг обнаруживают свою зависимость (и духовнуюи физическуюот так называемых «благ цивилизации»которые по сути своей не «блага»а злоубивающее душуИмея престижную профессиюнеожиданно понимаешьчто точем занимаешься пустота… 

Когда человек учится быть православнымон сталкивается с вечностьюа современная жизнь исключительно временнасиюминутна… Кроме тогослово «православный» в нашем сознании неизменно связано со словом «русский»а в современной России «русским» быть вроде как и стыднонастолько заполонила и покорила нас западная цивилизацияПриходя в монастырьмы заново учимся быть русскимисознательно отгораживаясь от  лишней информацииразвлеченийопустошающих душу. 

Какова же цель монашеской жизниКонечноспасениеКаким образомПутем трудного преодоления в себе себялюбия и эгоизмаблагодаря послушанию  этой главной монастырской науке и с надеждой на помощь БожиюБез послушания монашества не существуетПо учению святых отцовновоначальные должны сперва учиться послушаниюа затем молитвеИменно послушание старшим помогает обрести свободу от желаний самолюбивого сердцаот «Я хочу» 

Конечно жевысшее образование и в монастыре пригодитсябыл бухгалтером  станешь казначеембыл музыкантом  станешь регентомбыл художником  станешь иконописцем… Но  не сразуВ нашей обителипо благословению Матушки и духовникасначала все проходят коровник и трапезуто есть получают «монастырское образование»чтобы сбить «интеллигентскую спесь» иделая непривычное доселеосвободиться от так называемого «я могу!» и «я умею!». 

Надо сказатьчто,  даже имея какое-то постоянное послушаниесестры несут и другие  это помогает научиться ценить чужой труд и быть всегда готовым помочь сестреУ нас небольшая обительоколо 30 человеки мы стремимся научиться жить одной духовной семьей  это ток чему нас непрестанно побуждает наш духовникговоря«Учитесь любить друг другаучитесь не бояться друг друга!» Физический труд у нас разделен на всехкаждый старается по силам  и старшиеи младшиеНет различия между монахиней и новенькой сестрой  все трудятся наравнеэто устраняет официальность в отношениях 

Очень важную роль в нашей жизни играет час общих послушаний  когда все сестры во главе с Матушкойнезависимо от основного послушаниясобираются вместечтобы прополоть огородокапать деревьевубрать  урожай или почистить снегТочто один человек делал бы несколько днейвместе можно сделать за час. 

Клирос в нашей обители является постоянным общим послушанием  поют всекто можетнезависимо от способностейкоторыевообще-тоесть у всехПрисутствуя на клироселегче всего научиться разбираться в церковном Уставемолитва становится осмысленной. 

Часто говорят«Я не умею петьи никогда не научусь!»Это неверноСлух есть у всехпросто надо его развиватьУ многих «непоющих» раскрываются певческие способностидаже таланты. 

То же можно сказать и о таланте художественномКогда шла роспись храмав ней участвовали практически все сестры  кто фон раскрашивалкто полотенца рисовалкто орнаментыА теперькогда роспись конченажелающие просто рисуют  творчество помогает справиться с унынием. 

Часто сталкиваешься с вопросом мирских людей«Бедненькие девочкивы такие молодыезачем же свою жизнь в монастыре губитеВедь столько развлечений,  пожили бы еще в свое удовольствие!» Что сказать на этоКогда попадаешь в монастырьто открываешь для себя жизнь буквально зановои все мирские «сладости» кажутся пресными и пустыми по сравнению с этойнастоящей жизньюВерно подметил один из бывших институтских преподавателей наших сестер«По-моемуэто у насмирянсерые будниа у вас  полноценная яркая жизнь!» 

Одна паломницапрожив у нас несколько днейс удивлением сказала«Мне говориличто монастырь  это чуть ли не казарма с дедовщинойа у вас тут почти как институт благородных девиц  все поютрисуютда и общаетесь вы по-человечески». 

Безусловнопение и рисование  это талантыдарованные Богом почти всемно даже если этого нет у каждого человека заложен талант любитькоторый нужно развивать всю жизньи совершенства редко кто достигаетМонастырское общежитие направлено именно на развитие таланта любви к ближнемунедаром поет Царь Давид«Се,  что доброили что красноно еже житии братии вкупе» (Пс. 132, 1). Приходя из миракоторый устроен по закону «Я и всё для меня»очень сложно перестроить свое самолюбивое и эгоистичное сердце на любовьдаже хотя бы интерес к кому-токроме себяТут-то и начинаешь учиться молиться  без помощи Божией себя не одолетьТак молитва становится неотъемлемой частью нашей жизниа обязательное общее монашеское правило  не просто затверженными словами и перебиранием чётока искренней мольбой о помощи и помиловании. 

Именно живя в монастыремногие из нас начинают воцерковлятьсядетство-то было далеко от Церквипочти все пришли к вере уже в сознательном возрастеДля того чтобы быть православнымнадо знатьчто такое Православиечто такое Церковь  для этого священники проводят с нами занятия по Катихизисуотвечают на все вопросыБываетчто Матушка благословляет кому-либо из сестер подготовить тему и выступить с «докладом»Такнедавно мы изучали вычисление Пасхалии  «вруцелето». 

Неотъемлемой частью жизни сестер уже несколько лет является сезонный лагерь для девочекприезжающих на каникулыВ монастыре они приобщаются к молитвепоя на клиросе с сестрамии к труду  помогая на всех послушаниях и в коровникеи на трапезеи в пекарнеи в храмеОпыт подсказываетчто эти городские девочкине расстающиеся с телефоном и интернетомс удовольствием (правдане сразувтягиваются в нашу «деревенскую» жизньучатся доитьпечь хлебполоть грядки и тпКонечноне оставлям мы их и без развлечений  если зима,  катаем на санкахиграем в снежкиесли лето  водим купатьсяустраиваем костры с песнямиЗанимаемся с ними рисованиемготовим концерты и сценкиПытаемся заинтересовать их чем-то настоящима не виртуальнымКроме тогонекоторые сестрыпо послушаниюпроводят катехизаторские беседы с детьми и их родителями в детском оздоровительном лагере «Родник»находящемся рядом с монастырем 

Что сказатьПравославных встречается немногохотя «верующими» считают себя почти всеИногда бывают и курьезные случаиНапримеродна из родительниц в процессе беседы вдруг задает вопрос сестре«Скажитеа какой вы маской для лица пользуетесьчтобы кожу сохранить?»Приходится отшучиватьсячтомолвстал в 5 утра и трудишься весь день  и никаких масокИлиразбирая с детьми заповедь «не сотвори себе кумира»вдруг слышишь от семилетнего ребенка«НунетУ меня на первом месте компьютера потом уже Бог!»Печальноесть над чем задуматься 

Бываетчто нас спрашивают«Вынаверноеникогда не отдыхаетеникак не развлекаетесь?» И отдыхаеми развлекаемся  все вместекак и трудимсякак и молимсяКогда нет постаМатушка устраивает нам общие чаепития  летом с самоваром под березамиили в лесу с костромгде рассказывает нам что-либочитаета потом мы обязательно поем песнидуховные кантырусские народныеили военныекоторые всем знакомыи старыми молодымНа дни Ангела сестрам всегда пекут именинные пироги с разными рисунками (именинница угощает всехконечно же).  

Периодически мы ездим в паломнические поездки  были в Киевев Печорахв Оптиной и в Дивеевов ТолгеЯрославле и РостовеНо самым любимым местом остается Троице-Сергиева лавраот которой наша обитель и находится неподалекуСкучать некогда! 

В процессе общения с сестрами люди часто отказываются от своего предубеждения против монашестваи слышишь порой такое«Да вы счастливее всех нас!» Монашество  это не бесконечные посты и постные лицаэто истинная радость от обретения жизни в Боге и ради БогаДаже древние святые отцы говорятчто монах должен быть всегда радостенПравдаважно отличать радость от смехотворствакоторое приносит лишь духовное опустошение и уныниеРадостьпо слову апостола Павласвязана с молитвойпустой смех же молитву убиваетМонашеская жизнь и должна состоять в томчтобы и радоваться о Богеи непрестанно молиться и плакать о своих грехахкак это ни парадоксально звучитЕсли не будешь плакать о  грехахто и видеть их не будешь в себесоответственностанешь высматривать их в другихЗа грехами не увидишь образ Божий в человекене сможешь его любить и почитатьапо слову апостола Иоанна Богослова если братакоторого видишьне любишьто как БогаКоторого не видишьполюбишь? (см.:1 Ин. 4, 20). О чем же тогда радоваться? 

Часто наш духовник на проповеди говорит мирским людям«Вот вы видите сестерВам кажется:  монашество  это так красивоКлобукимантиивсе парами ходятА вы не знаетечто за этим стоиткакой труд»Да… каждая из нас знаеткакой труди сколько еще предстоит  мы ведь только в начале путиКак писал прпИоанн Лествичник«Если бы люди зналикак трудно монахамникто бы не пошел в монастырьа если б зналикакая награда им уготована на небесахв миру бы никого не осталось!» Дамы немощныемы искалеченные современным мироми погибли быесли б не надеялись на помощь Божию и Пресвятой БогородицыЧей чудотворный образ «Скоропослушницы» хранит нашу обитель. 

 

Материалы по теме

Публикации

Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков
Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь