Серафимо-Знаменский скит

Серафимо-Знаменский скит занимает особое место среди монастырей Подмосковья. Он был основан в 1910 году грузинской княжной Тамарой Александровной Марджанишвили (в то время игумения Ювеналия) – будущей схиигуменией Фамарью.

Матушка Фамарь происходила из знатного рода, была красива и образованна. Она рано лишилась родителей и еще в юности выбрала для себя монашескую жизнь.

Значительное влияние на духовную жизнь девушки оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский, с которым она познакомилась в 1892 году. Предвидя судьбу юной послушницы, отец Иоанн возложил на нее три креста. Как позже вспоминала матушка, отец Иоанн надел на нее кресты и сказал: «Тамара-Тамара, благую часть избрала. Вот какая ты у меня игумения – посмотрите на нее!» За свою жизнь матушка Фамарь побывала настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Через два года отец Иоанн более чем за двадцать лет предрек схиму послушнице Тамаре, написав ей на память на своей фотографии: «На благословение схимонахине».

monasterium.ru s-zn-skit 05Не только отец Иоанн, но и другие высокие духовные лица ценили матушку за ее серьезность, деловитость, строго церковное православное направление и безукоризненную монашескую жизнь. Митрополиты Флавиан, Владимир, Макарий, старцы – схиигумен Герман, иеросхимонах Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие – знали ее и относились к ней с глубоким уважением.

Главным покровителем и, так сказать, «идеалом» в жизни схиигумении Фамари явился преподобный Серафим. Его жизнеописание было первой книгой духовно-нравственного содержания, которую она прочитала.

В 1902 году послушница Тамара была пострижена в монашество с именем Ювеналия, а затем назначена игуменией крупнейшего в Грузии монастыря Равноапостольной Нины в Бодби, откуда впоследствии была переведена в Москву, а затем получила благословение на строительство скита.

История Серафимо-Знаменского скита неразрывно связана с именем Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Матушка Фамарь была с ней очень дружна, поверяла ей свои планы и получала поддержку и одобрение.

monasterium.ru s-zn-skit 02Схиигумения Фамарь управляла Серафимо-Знаменским скитом вплоть до 1924 года, когда он был закрыт. Она внимательно следила за жизнью скитянок, сама показывала во всем пример строгого пустынножительства.

Во главу угла в монастыре ставилась нестяжательность, полное отречение от своей воли, послушание и труд на общую пользу. Во исполнение этого сестры ничего не должны были считать своей собственностью, не должны были иметь ни денег, ни вещей, равно как и не заниматься работой для личной выгоды. Строго требовалось соблюдать во всем внешнюю опрятность и аккуратность. Каждая сестра должна была соблюдать молчание, особенно утром до службы и вечером после молитвы. Запрещалось празднословить, громко, дерзко, повышенным голосом говорить и смеяться. Все послушания сестры выполняли только между службами во исполнение слов Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам»(Мф. 6, 33). Насельницы постоянно творили Иисусову молитву и не расставались с нею на послушаниях. Общая работа сопровождалась пением псалмов или чтением акафистов.

День сестер начинался в пять утра. После Литургии накрывался общий чай, в час дня – обед, в половине третьего – чай, в пять часов – ужин, после которого уже не полагалось ничего вкушать и пить воды. Довольствуясь общей трапезой, сестры не могли в келиях иметь чего-либо съедобного, равно как и налагать на себя самовольный пост. Живя по уставу скитского общежития, каждая сестра ежедневно проверяла себя, задавая себе вопросы о том, как она провела день: не ленилась ли, не роптала ли, не обижалась ли и т.д. Порядок посещения богослужений был строг, также скитянки не должны были оставлять келейную молитву. Таблица всех правил выдавалась каждой сестре для постоянного чтения и руководства.

monasterium.ru s-zn-skit 08Кроме общего устава, подлежащего непременному исполнению, сестрам было рекомендовано по благословению и назначению настоятельницы каждый день недели посвящать упражнению в определенной добродетели, дабы приобрести в ней навык.

Понедельник был посвящен молчанию. Насельницы хранили чувства от всяких внешних впечатлений, предавались самоуглублению, что, однако, не сопровождалось неприятной для окружающих замкнутостью, а, напротив, благодушием во всем.

Во вторник внимание уделялось кротости и смирению. Нужно было ходить и стоять в храме с наклоненной головой, соблюдать во всех действиях тихость; в келии ни в чем не поступать по своему хотению, а прежде узнавать мнение и желание живущей совместно сестры; первой приходить и последней уходить с послушания; последней садиться за стол и прикасаться к трапезе; встречающимся кланяться в пояс и, если случится огорчить кого-либо словами или действиями, тотчас с земным поклоном просить прощения у обидевшейся.

Среда – день самоукорения. В этот день проверялись мысли и дела за последние дни.

Днем молитвы был четверг. Каждая сестра определяла время и место для уединенной молитвы; приходила к богослужению по первой повестке; заучивала на память несколько строк из Святого Евангелия, Апостола, Псалтири или же из любимого акафиста.

monasterium.ru s-zn-skit 01Пятница – день поста, сокрушения и плача. Сестры воздерживались от пищи, доставляющей приятность, лакомств и ужина; углублялись мыслию в крестные страдания Спасителя до такой степени, чтобы вызвать плач о своих грехах.

Обязательным был день добрых дел, которому была посвящена суббота. В свободное время сестры помогали на трапезе, кухонным, очередной по домику или делали что-нибудь для больной, немощной или престарелой сестры.

Неделя заканчивалась днем радости. В воскресенье сестры старались сосредоточиваться на благодеяниях и милостях Божиих. Ходили с чувством благодарения и славословия Господа, перечисляя в уме отдельные события Его земной жизни, а также случаи милосердия Божия из своего прошлого и настоящего; проходили четки с радостными приветствиями Спасителю, Божией Матери и святым вместо обычной молитвы о спасении и помиловании; находили слова утешения для скорбящих и унывающих сестер.

Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). В эпоху гонений на веру и Церковь по благословению Святейшего Патриарха Тихона владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим епископом Дмитровским, священномучеником, безвыездно жили в скиту в полузатворе с июля 1918 по 1919 г. Они жили в небольшом домике в лесу и совершали там богослужения.

Составлено по воспоминаниям еп. Арсения (Жадановского)

О современной жизни Серафимо-Знаменского скита рассказывает монахиня Тамара

monasterium.ru s-zn-skit 03Как живут сейчас сестры Серафимо-Знаменского скита?

Сейчас в скиту проживает двадцать насельниц, но я думаю, что придет время, и мы достигнем количества тридцати трех. Обычно приезжают послушницы с благословения своих духовников, уже имея рекомендации. Матушка смотрит, сможет ли человек в данных условиях жить и соблюдать монашеский устав.

Как и раньше, каждый день начинается (как и в любом монастыре) с утреннего правила. Это утренние молитвы, полунощница, сотица, которая состоит из ста молитв Матери Божией. Мы поминаем наших благодетелей. Если Божественная литургия не совершается, мы читаем обедницу: часы и изобразительны.

Каждая сестра несет свое послушание. У всех послушания разные. У кого-то это занятие бухгалтерией. У кого-то это огород, хозяйство, коровы, лошади. У кого-то – экскурсионная программа. Все в зависимости от тех способностей, которые даны человеку.

При матушке Фамари скит имел очень необычный устав. Какие особенности этого устава сохраняются сейчас?

monasterium.ru s-zn-skit 07Мы продолжаем читать акафист преподобному Серафиму Саровскому. Раньше он совершался на горочке преподобного. Сейчас это место утрачено для скита, поскольку оказалось на частной территории. Когда монастырь начал восстанавливаться, мы совершали как раз чтение акафиста на горочке. Первое время там даже проходили Всенощные бдения. Сейчас традиция продолжается, но молитвенное правило совершается в срубе, который построен в честь Арсения Великого, небесного покровителя владыки Арсения (Жадановского). Когда-то сруб находился в лесочке, недалеко от этой самой горочки.

В настоящее время в скиту более современный устав. Продолжается чтение полунощницы, конечно же, не в ночное, а в утреннее время. Из остальных традиций особенно ничего не сохранилось.

Раньше дни были посвящены какой-нибудь добродетели. Сейчас у нас бывают попытки устраивать дни молчания, но определенно мы этого правила пока не придерживаемся.

У нас больше трудов, направленных на внешнее общение с миром.

Раньше скит был более уединенным местом и не так часто сюда приезжали паломники. Сейчас все по-другому, у людей большая потребность в духовном окормлении, и поэтому у нас больше социального служения, нежели внутреннего.

Что в жизни сестер сейчас стоит на первом месте? Что на втором?

Я думаю, что на первом месте должна всегда стоять молитва, а остальное уже приложится. Когда человек искренне от сердца обращается к Богу, то Господь уже подает ему просимое. Если послушания совершаются с молитвой, то, я думаю, Господь всегда поможет.

Какую роль в духовной жизни скита сыграли нашедшие здесь временное пристанище сщмч. Серафим (Звездинский) и еп. Арсений (Жадановский)?

Владыки сыграли очень большую роль в жизни скита.

monasterium.ru s-zn-skit 04В 1919 году Чудов монастырь закрыли, его насельники стали искать новую обитель. Вначале в помещениях монастыря разместился кооператив «Коммунист» и изба-читальня, а затем его передали Кремлевскому Лечсанупру, отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства. В 1929 году Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь разрушили, а на этом месте было решено построить здание Школы красных командиров, проект которого разработал архитектор И. Рерберг.

В 1918 году владыка Серафим и владыка Арсений поселились в скиту. Тогда немногие игумении принимали гонимых епископов. Матушка Фамарь со своим грузинским гостеприимством и бесстрашием приняла и того, и другого. Она не только приняла, но и устроила им деревянную киновию – деревянный сруб в честь Арсения Великого. Там владыки жили и совершали богослужения. Рассказывают, что сама матушка пела там на Литургии.

monasterium.ru s-zn-skit 10Все, что касалось внешнего и внутреннего устроения скита, совершалось с благословения владыки Арсения (Жадановского), который являлся духовником нашего скита.

В окормлении сестер ему помогал его близкий духовный друг владыка Серафим (Звездинский). Это были люди одного духа, одного устроения. Я думаю, что тот багаж, который дали сестрам владыки и сама матушка, сестры вполне могли оценить, уже пройдя через аресты, тюрьмы и ссылки.

Сравнивая жизнь скита с жизнью других обителей, они понимали, насколько высок был молитвенный подвиг владык и матушки. Этот молитвенный дух они передали сестрам, что помогло им выжить в те нелегкие годы гонений на Церковь и сохранить действительно высокий нравственный облик.

Что из былой истории монастыря особенно дорого для сестер теперь?

monasterium.ru s-zn-skit 09Более всего дорог сам облик матушки Фамари и ее подвижничество, молитвенный дух этой обители.

У нас есть знакомые монахини, которые в 80-е годы близко общались с сестрами нашего монастыря – матушкой Таисией (в миру Татьяна Николаевна Протасьева) и монахиней Арсенией (в миру Татьяна Сергеевна Волкова). Из воспоминаний сестер Скита было понятно, что монастырь для них был райским уголком. Они вспоминали насельничество в обители как самый светлый период в их жизни. Их воспоминания о Серафимо-Знаменском ските шли из самого сердца, и это неудивительно. В те годы в скиту было такое молитвенное устроение, которое возводило сестер на особую духовную высоту. Здесь все было сосредоточено на внутреннем молитвенном делании, ведь когда в душе Бог, остальное Господь приложит.


Материалы по теме
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь