Отзыв Преосвященного Вениамина, епископа Пензенского и Кузнецкого

Актуально и своевременно разработано предлагаемое сегодня к обсуждению «Положение о монастырях и монашестве». Оно стало выражением собранного опы­та русского монашества от преподобного Антония Печерского до наших дней. Да, Православие в нашей стране много пережило, тонко реагировало на все историче­ские коллизии и монашество. Именно в монастыри обращались в трудные моменты отечественной истории, когда стоял вопрос о сохранении веры, духовности и пра­вильного опыта христианской жизни. Поэтому так пристально сегодня прикован взгляд ко всему, что затрагивает основы монашеского бытия. «Положение» — одно из таких мест.

В Пензенской епархии с документом познакомились все монастыри. Мы со­брались для обсуждения «Положения», но обсуждения как такового не было, так как все носители монашеского опыта, которые деятельно проходят послушание в обите­лях, были согласны с предлагаемым документом. Чувство соборности — одна из ха­рактерных составляющих Тела Христова как единого организма, который оживо­творяется Духом Святым. Вот с этим чувством соборности мы и обсуждали предла­гаемое «Положение».
Тем удивительнее было читать критику предложенного текста в сети Интер­нет. О каких выборах руководителей монастырей, независимости от епархиального начальства может идти речь? Если любой приход организуется и действует под высшим руководством архиерея, то тем более такому руководству должна подчи­няться монашеская община. Сама идея выборности, некоей свободы, как показывает горький исторический опыт, сводится к произволу и вседозволенности. И в какой момент появляются призывы к свободе? Когда Православие на Руси только пере­шагнуло двадцатилетний рубеж освобождения от безбожия в нашей стране, когда только начали восстанавливаться преемственные связи с древними церковными тра­дициями. Идя в угоду общественному мнению, мы можем потерять ту соль, которой наполнено монашество. Одна из добродетелей монашества — послушание. Так как же его исполнить, если изначально подрывается уважение к авторитетам и священ­ноначалию, если можно переизбрать того, кому не хочется быть послушным?

Насколько известно из опыта избрания руководителей монастырей, этот про­цесс никогда не происходит автономно от монастырской братии. Кандидатуры тща­тельно изучаются, взвешиваются все «за» и «против», ведь игумен или игумения будут не просто выполнять административные функции, — они станут отцом или ма­терью для монашествующих.

Думается, вопросы о независимости монастырей и избрании руководителей ясны и носят отрицательный характер, по крайней мере для тех, кто деятельно про­ходит своё послушание внутри монастырских стен.

Поэтому поддерживаю Проект «Положения о монастырях и монашестве», разработанный комиссиями Межсоборного присутствия. Он принесёт пользу мона­шеству, станет отправной точкой для здравого понимания подвига во имя Христа, самоотречения, служения Богу и Церкви.

Материалы по теме

Новости

Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь