Взаимное доверие – главное для сближения душ сестер и игумении

Игумения Феоксения

Игуменское послушание – одно из самых сложных. Монах несет ответственность за свою духовную жизнь, игумения за весь монастырь даст ответ перед Богом. Об особенностях своего послушания рассказывает геронтисса Феоксения, игумения женского монастыря на острове Крит в Греции.

Статус игумении и возложенная на нее ответственность за руководство монастырем не исключают возможности непосредственного общения с каждой сестрой монастыря, а также не умаляют ласкового и утешительного общения, материнскую заботу игумении.

Материнское милосердие игумении в монастыре приобретает глубинный смысл и духовную широту, так как оно обращено не к рожденным по естеству из материнской утробы, но к чадам, рожденным в Духе. По этой причине ее материнское сострадание может объять всех, включая больных и строптивых сестер, и, конечно, странствующих монахинь[1], ищущих духовной поддержки.

Игумения лично занимается укреплением и поддержкой в скорбях, испытаниях и духовных исканиях каждого члена сестричества, охватывая и кандидатов к принятию монашества как послушниц, живущих в монастыре, так и тех, кто находится еще в стадии поиска монастыря.

С помощью Божией игумения находит способы преодоления трудностей и исцеления духовных болезней. Для достижения этого игумения призвана полюбить каждую сестру духовной любовью, наставлять с любовью и терпеть немощи своих духовных чад, так как и Господь терпит наши прегрешения. Однако в некоторых отдельных случаях необходимо указывать на ошибку и контролировать.

Согласно Святым Отцам, душепопечительное и воспитательное общение основывается на кротости, вежливом обращении, снисходительности, индивидуальном подходе к каждой сестре и, конечно, на уважении. Монастырь, в котором все члены просто подчиняются распоряжениям игумении, – это вулкан, который в скором времени взорвется и все сестричество рассеется. Цель состоит в том, чтобы в монастыре царила атмосфера взаимной любви сестер друг ко другу и все сестры ощущали свою личную связь и духовное общение с герондиссой.

В организованном общежительном монастыре, где сестры подвизаются и живут согласно Евангельскому закону, Православному Преданию и священным канонам, решения игумении выражают сознание всего сестричества. Следует, чтобы личность игумении была предметом всеобщего доверия и одобрения, так как на нее взирает все сестричество. Игумения призвана разрешать возникающие конфликты и несогласия, объединять сестричество и поддерживать единодушие.

Известный в России прозорливый и благодатный старец преподобный Порфирий Кавсокаливит (+1991), прославленный в лике святых Вселенским Патриархатом 27 ноября 2013 г., молитвенно поддерживал и духовно окормлял многие монашеские братства и сестричества не только в Греции, но и за ее пределами.

Прп. Порфирий считал необходимым условием для игумена или игумении, чтобы они сами прежде [чем быть избранными в игумены – прим. пер.] приобрели опыт, подвизаясь в послушании. Он особенно подчеркивал, что должно самому сначала пройти через горнило послушания, чтобы затем быть в состоянии ощутить себя на месте того, кого ты призываешь к послушанию.

Преподобный Порфирий также отмечал, что для руководства братией (сестричеством) необходим дар рассуждения. Наиважнейшим элементом для сближения душ сестер и игумении он считал взаимное доверие. Доверие, которое позволяет каждой сестре ощущать уверенность и безопасность при откровении своих помыслов и ошибок, не боясь при этом быть отвергнутой. Поэтому старец и подчеркивал, что игумении следует быть снисходительной, чтобы хорошо понять душевное устроение каждой монахини, что ей нужно молиться. Он говорил, что необходимы мягкие способы обращения с сестрами. Для того, чтобы принимать других и руководить ими, чтобы принимать откровение помыслов, ей следует самой быть святой. Игумении должна наставлять других своими советами, излучать кротость, любовь.

Игумениям, скорбящим и переживающим по причине ошибок своих монахинь, старец побуждал мало говорить в сам момент возникших трудностей и искушений, но впоследствии призывать души к новым усилиям.

Прп. Порфирий уверял, что когда игумения проникается истинным сочувствием и болью к трудностям и борьбе каждой души, то тогда происходит тонкая работа с душой, благодаря которой человек может с Божией помощью возродиться духовно, может открыть для себя новые перспективы. Преподобный говорил, что матушка призвана любить сестер духовной любовью, покрывая их прегрешения и ошибки, призвана направлять их к Свету и красоте Рая. Старец считал очень важной тайную молитву игумении за каждую сестру. Он говорил, что это движение молитвы объединяет и сообщает благодать всему сестричеству.

Монахиня Феоксения,

игумения Священной Патриаршей ставропигиальной обители

Живоносного источника Хрисопиги. г. Ханья, Крит, Греция

_____________________
[1] Монахинь, не принадлежащих к какому-либо определенному монастырю или сестричеству.

 

Успенский нижнеломовский женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь