«Я – монах в первую очередь»

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, которое было опубликовано в последнем выпуске студенческого журнала Киевских духовных школ “Академический летописец”.

– Ваше Блаженство, как научиться любить своих врагов, и что такое настоящая христианская любовь?

– Чтобы любить своих врагов, надо сначала возлюбить Бога. Что такое любовь к Богу? Это – исполнение Божественных Законов. Господь сказал: «Кто Меня любит, тот соблюдает заповеди Мои». Любовь не выбирает, какую из заповедей исполнять, какую – нет. Если мы хотим знать, любим ли мы Бога или нет, то надо посмотреть: исполняем ли мы Божественные Законы. Любовь к Богу – самая первая и самая главная заповедь. А вторая, подобная ей – о любви к ближнему. Но если нет любви к Богу, то нет и любви к ближнему. Потому что любовь к ближнему должна быть подобна любви к Богу, а если ее нет, то на что наша любовь к человеку будет подобна? Разве что на какую-то карикатуру. Когда человек не любит Бога и говорит, что любит ближнего, то он обманывает себя и всех вокруг. И если мы любим человека без Бога, то есть не любя Бога, то наша любовь – это коммерция. Мы делаем добро ближнему, потому что рассчитываем, что когда-то и он нам так сделает, или потому, что он нам родственник, или потому, что он нам товарищ, то есть всегда мы ждем какого-то воздаяния за эту любовь. Настоящая любовь – это жертвенная любовь, она уничтожает зло, она возносит нас над мелочами повседневности, и человеку, достигшему такой любви, совсем не сложно полюбить и своих врагов. 

– Как сохранить себя в духовной чистоте?

– Все мы, земнородные, кто жил до нас, живущих сегодня, кто будет жить после нас – грешны. Одни из нас имеют большие грехи, некоторые люди имеют меньшие, некоторые имеют незначительные грехи, но каждый человек имеет грех, который мешает нам видеть Бога в Его славе. Каждый человек, даже самый грешный, если он внимателен к себе и ко всему, что происходит в мире, видит могущество и силу Бога. А если мы хотим видеть Бога не только в силе, но и в славе, то должны во время своей земной жизни особенно стараться следовать за Христом, каяться и исправляться. Через выполнение Божьих заповедей мы должны искать Христа. Если я еще не нашел Христа – буду искать Его, если я нашел Христа – буду следовать за Ним, познавать Его волю и творить ее. Только так мы сподобимся увидеть лицом к лицу сердечными очами Господа во славе – это возможно только «чистым сердцем». Каждый человек должен стараться своей жизнью следовать за Христом, чтобы увидеть Его своими сердечными очами, тогда мы сподобимся увидеть Христа и телесными глазами на небе в Царстве Его. 

– Каков для Вас образ истинного христианина?

– Настоящий христианин – это тот человек, который способен преображаться и желает этого. Каждый человек имеет в себе Божественный образ. Преображаться – это значит открывать этот образ, освобождать его от греха, от гордыни, от зависти и гнева, от всякой нечистой жизни, от жестокости, и показывать Божественную красоту, которую каждый человек имеет в себе. Как это делать? Человек должен подниматься на гору Фавор, то есть отрываться от земли, от сугубо земных интересов и понемногу возвышаться над ними. И это человек может сделать с помощью молитвы и покаяния. С верой поднимаясь от земного к Небесному, мы должны молиться и совершенствовать в себе Божественную надежду и Божественную любовь. Апостолы, перед которыми Господь преобразился, этому нас учат: апостол Петр – это прообраз веры, апостол Иаков – апостол надежды и апостол Иоанн – прообраз любви. В каждом человеке есть свой характер, свой нрав, поведение, индивидуальные черты лица. Но каждый человек носит Божественный образ, который является красивым и благородным, он и является тем украшением, которое делает человека настоящим человеком. Когда человек заботится о том, чтобы подниматься на гору Фавор, то есть туда, где находится Господь во славе, то является настоящим христианином. 

– Что было для Вас, как Предстоятеля Церкви, самым сложным в служении? И что самое главное?

– Я – монах в первую очередь. И воспринимаю эту должность, как очередное церковное послушание, которых в моей жизни было много. Любое служение монаха является исполнением послушания. Оно бывает разным – просфорня, клирос, трапезная, совершение богослужений, служение на архиерейской кафедре. Наша задача – заставлять себя следовать Заповедям Господним и исполнять их. Прежде всего, и это является самым главным, надо заставлять себя творить смиренную молитву, вручать себя в волю Божию и надеяться не на себя, а на Бога, Который воскрешает мертвых. Надо пытаться вести свою жизнь так, чтобы наши глаза, наши мысли всегда были направлены к Богу, тогда увидим, что вся жизнь наша наполнена Его присутствием и Его всеобъемлющей благодатью. Я хочу, чтобы за время, в течение которого Господь держит меня на этом послушании, духовная жизнь священника и каждого мирянина Украинской Православной Церкви менялась к лучшему. Этот духовный рост достигается с помощью молитвы, каждый христианин должен заставлять себя творить посильный подвиг молитвы. Именно она является тем стимулом, который дает человеку силу подниматься вверх, благодаря молитве мы можем достичь и смирения, и терпения, и любви. Второй же важной задачей я считаю установление более тесных контактов духовенства с народом. Сегодня в обществе модным является виртуальное общение, то есть общение, в котором посредником является условный, искусственный или, как его еще называют, виртуальный мир. Этот искусственный посредник отрывает человека от реального мира и не дает ему возможности понять истину, которая является реальностью. В живом, реальном общении мы находим истину, чего не дает виртуальный мир, который является мертвой прокладкой и может представить добродетели в виде недостатков и наоборот. Поэтому именно духовенство должно общаться с паствой в реальном режиме, прямым контактом лицом к лицу. Это даст возможность правильно понять проблемы человека и помочь ему с ними справиться.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Петропавловский мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь