Составлены в 1852 году Высокопреосвященнейшим Филаретом, Митрополитом Московским
Основания монашества и его правил
1. Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании слова Божия, при пособии наставлений и примеров святых отец: ибо только на сем основании здание духовной жизни и спасения воздвигается прочно и благонадежно; а что строится на песке помыслов и желаний человеческих, то не твердо и угрожает падением велиим.
2. Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16, 24).
3. Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: могий вместити, да вместит (Мф. 19, 12) и слову Апостольскому: не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви (1 Кор. 7, 32).
4. Дающий обет нестяжания должен утверждаться на слове Христовом: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и дождь нищим; и имети имаши сокровище на небеси; и гряди в след Мене (Мф. 19, 21).
5. К верному и неослабному исполнению сих обетов должно побуждать себя словом Христовым: никто же возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9, 62).
6. О благотворности послушания, о потребности духовного руководства, об опасном поползновении жить по своей воле должно вразумлять себя словом премудрого Соломона: имже несть управления, падают, аки листвие: спасение же есть во мнозе совете (Притч. 11, 14).
7. От сих главных начал должны происходить и к ним быть применяемы все правила и распоряжения, благоустрояющие монастырское братство в совокупности и поведение каждого лица в братстве, простирающиеся не только на жизнь духовную и нравственную, но и на состояние внешнего благочиния и хозяйства.
О принятии в братство
8. Необходимо принимать со строгою осмотрительностию, и только таких лиц, кои имеют узаконенные свидетельства о своей личности; также отзывы о их благонравии, благонадежности и наклонности к монашескому образу жизни от духовного отца, приходского причта или состоящих в монастырском братстве (Указ Святейшего Синода от 25 сент. 1901 г., N 11). Приготовительным к благоустройству братства действием должно быть принятие в братство с осмотрительностию и по тщательном испытании благонадежности принимаемого по поведению и готовности неуклонно исполнять все монастырские обязанности. Сему испытанию, в течение более или менее продолжительного времени, подвергается каждый желающий вступить в монастырь, дабы настоятель мог принять на свою ответственность изъявление согласия на определение оного в монастырь формально.
9. Те, которые в мирской или монастырской жизни замечены в проступках против благоповедения, и те, которые обнаружили непостоянство неоднократным переходом из одного монастыря в другой, не принимаются в монастырь или принимаются только по особенно строгом испытании и не маловременном дознании воспринятого ими лучшего направления жизни.
10. Представление послушника к пострижению в монашество должно быть основано не просто на исполнении узаконенных трех лет искуса, но на приобретенном, посредством верного надзора и испытания, удостоверении о благонадежности его к достойному прохождению монашеского жития. И для него лучше продолженным искусом обезпечить себе твердый будущий путь, нежели спешить решительным обетом не огражденным от опасности колебаний и претыканий.
О духовном руководстве
11. Каждый член монастырского братства, особенно младший или находящийся на испытании, состоя под наблюдением и распоряжениями настоятеля и подчиненных ему должностных лиц, в отношении к монастырским обязанностям и благочинию должен быть сверх того, где возможно в отношении к жизни духовной, под особым руководством старца, которому часто должен открывать свое душевное состояние, занятия, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и получать от него разрешение недоумений, исправление погрешностей и наставления, ближайшим образом примененные к его настоящему положению и направляющие к дальнейшим успехам в жизни духовной.
12. Старцем для некоторых может быть настоятель, для других общий духовник монастыря, тщательно избираемый в сию должность, с потребными для нее качествами, а для иных и другие из братии, способные назидать словом и примером.
13. Настоятель и духовник наблюдают, чтобы вся братия очищали совесть свою таинством покаяния и причащались Св. Таин во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их душевному состоянию, и чаще, и особенно священнослужители пред вступлением в чреду священнослужения.
14. Возлагаемое настоятелем дело послушания каждый должен принимать и исполнять безпрекословно, кроме случая непреодолимого препятствия, которое встречает в своей неспособности или немощи. В сем случае должен открыть свою неспособность или немощь настоятелю со смирением и подчиниться его дальнейшему рассуждению, которое настоятель должен ознаменовать или снисхождением к немощи, или твердостию против непокорной воли.
15. Братия не должны ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле и к особенным духовным подвигам, например: к наложению на себя поста сверх положенного по уставу, приступать по рассуждению и с благословением настоятеля, духовника или старца, дабы в дело своей воли не вкралось самоугодие или самомнение и не повредило благого дела, как червь повреждает плод.
16. Настоятель и старцы должны наблюдать, чтобы братия пребывали в мире между собою, и, если кого усмотрят не в мире с другим, неотлагательно употреблять все возможные средства, чтобы оскорбивший испросил прощение, а оскорбленный простил, в точности соблюдая слово Апостольское: солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4, 26).
О богослужении
17. Важнейший предмет внимания монастырского начальства и усердия братии есть церковное Богослужение. Неупустительное и благоговейное участвование в совершении оного или присутствование при оном должно быть поддерживаемо и примером, и побуждениями начальства. Неисправность в сем должна быть признаваема важным нарушением обязанностей и настоятельно прекращаема исправительными мерами.
18. За полчаса до благовеста к утрени будильный, взяв благословение от настоятеля или старейшего по нем, обходит все келлии с молитвою для благовременного возбуждения братии.
19. По начатии благовеста ко всякому Богослужению каждый должен стараться прийти в церковь прежде начатия молитвословия.
20.О непришедшем или поздно пришедшем в церковь будильный объявляет настоятелю или старейшему по нем, смотря по обстоятельствам, или во время самой службы, или непосредственно по окончании оной, для дознания и рассмотрения случая.
21. Занятые некоторыми послушаниями, например трапезным, если не могут вполне участвовать в церковном Богослужении, должны иметь на сей случай особое разрешение настоятеля. Особенно если не могут быть у поздней литургии, должны быть у ранней.
22. Священнослужащие, читающие и поющие в церкви, должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, без двугласия, сохраняя древнее церковное пение без повреждения нововведениями, несообразными с простотою и умилением, каковые особенно приличны Богослужению монастырскому (Инструкция благочинным монастырей).
23. Положенные в уставе чтения из отеческих писаний на утрени, поучения на литургии и вечернее правило не должны быть упускаемы, кроме особенных случаев, когда сего потребует продолжительность праздничной службы или множество частных молебствий.
24. Братия занимают в церкви определенные места отдельно от народа, кроме некоторых, по должности занимающих места между народом, как например, при свечах.
25. Никто не должен выходить из церкви прежде окончания Богослужения, кроме крайней нужды, в которой неукоснительно должен дать отчет начальству.
26. В конце утрени вся братия подходят к стоящему на своем месте настоятелю для принятия благословения, также в конце повечерия, для прощения.
27. На пути в церковь и из церкви братия не должны останавливаться с посторонними и входить в разговоры, а если от кого будут о чем спрошены, должны ограничиваться необходимым ответом.
О трапезе
28. Если братская трапеза поставляется непосредственно по окончании церковного Богослужения, то братия прямо из церкви идут в трапезу; а если по некотором времени, то, в ожидании трапезы, имеют отдых в келлиях.
29. По данному колоколом знаку вся братия немедленно собираются в трапезу, которая начинается и оканчивается молитвословием по уставу.
30. В продолжение трапезы братия сохраняют безмолвие, внимая предлагаемому чтению из поучительных книг или житий святых.
31. Позднее вхождение в трапезу или исхождение из оной прежде окончания признается безпорядком и не оставляется без ответственности.
32. Никто не должен брать пищу в келлию, кроме тех, которым разрешит сие настоятель, как не могущим прийти в общую трапезу по болезни или по глубокой старости (Духовный Регламент1. О житии монахов, ст. 23, 24).
О келейном пребывании
33. Время, остающееся от Богослужения церковного и от дел общественного послушания, проводимое в келлиях, братия должны употреблять сообразно с наставлением Апостольским: искупующе время (Еф. 5, 16), стараясь благоразумным и бережливым употреблением времени, как верно сосчитанною ценою, приобретать некую пользу и окончательно душевную.
«Искупующия время» келейныя занятия суть:
1. Келейное молитвенное правило по уставу и рассуждению и благословению старца.
2. Чтение душеполезных книг.
3.Выписывание нужнейшего из книг молитвенных или назидательных.
4. Упражнение в церковном чтении и пении, приготовительное к церковной службе.
5. Занятия, поручаемые настоятелем и исполняемые по долгу послушания.
6. Рукоделие в пользу обители или для удовлетворения собственных нужд, или для того, чтобы нечто выработать и подать нищим.
34. Для келейного чтения предлагаются: во-первых, Священное писание, во-вторых, писание св. Отец и жития святых, в особенности же подвижнические писания св. Василия Великого, Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея, Ефрема Сирина, Макария Египетского, Нила Сорского; для некоторых не новоначальных также Исаака Сирина, Варсонофия Великого и писания, собранные в книги Добротолюбие, но не без надзора и руководства опытнейших, особенно последние, дабы неблаговременно предпринятое высокое чтение не сделалось для неопытного случаем к неправильному приложению не довольно понятого учения и к мечтательности, вместо истинного успеха в духовной жизни.
35. Книги мудрости человеческой, как например: исторические и относящиеся до исследования природы, монастырской братия читать не возбраняется, как бы для отдыха, и притом с намерением усматривать в творениях Божиих и в происшествиях мира Божию премудрость и Божие провидение и суд.
36. Книги мирского и плотского мудрования, как- то: театральные и романические, не должны быть допускаемы в монастырь; а буде, паче чаяния, у кого в монастыре будут найдены – должны быть предаваемы огню или немедленно отсылаемы, если это собственность посторонних светских лиц.
37. Весьма приличное занятие для монастырской братии представляет иконописание. Начальство должно благоприятствовать желающим заниматься оным, направляя их преимущественно к подражению древним образцам (Духовный Регламент. О житии монахов, ст. 18).
38. Рукоделия должны быть избираемы, по наставлению св. Василия Великого, преимущественно простые, относящиеся к нужде и пользе, а не к роскоши и прихоти, или благоприятствующие здоровью посредством телодвижения, каковы столярное и токарное.
39. В келлиях и келейных вещах и их расположении должны быть соблюдаемы чистота, порядок и приличие, соединенные с простотою, благоприятною для безпопечительности и безпристрастия к вещам. Украшения изысканные и близкие к роскоши не должны быть допускаемы.
40. Не должно иметь в келлиях крепких напитков, разве кому сие позволено будет от настоятеля для подкрепления, по причине слабости здоровья или трудных послушаний.
41. Имеющие довольно силы, особенно младшие, хорошо поступят, если для соблюдения чистоты в келлии и около келлии и для отопления ея не потребуют служителя и послужат в сем и старейшим.
Об одежде братии
42. В одежде братии также должна быть соблюдаема чистота и простота, чуждая роскоши и блеска. Кроме черного цвета может быть допускаем только серый и только для внутренней, а не для верхней одежды.
43. Одежда братии должна быть, по возможности, единообразна. Сего достигать надлежит или просто надзором, или устроением всей братии одинаковой одежды по распоряжению настоятеля.
О взаимном посещении келлий
44. Братия могут посещать один другого в келлиях для совокупного назидательного чтения (в чем особенно имеют нужду неграмотные) и взаимного вразумления и назидания посредством сего чтения, для взаимного пособия в нуждах келейных, особенно для посещения больных и престарелых и для служения им.
45. Для сих посещений не требуется особого разрешения; впрочем, настоятель и старший по нем должны наблюдать, кто кого посещает, дабы посещения развлекающие и могущие быть вредными прекращать.
46. После вечерней трапезы каждый должен оставаться в своей келлии, кроме особенных случаев, когда кого потребует настоятель или когда нужно идти к настоятелю или старцу по делу совести или послужить трудно больному.
О внешних посетителях
47. Для посетителей монастырских церквей вход в монастырь открывается с благовестом к утрени, а прекращается в семь или восемь часов вечера, смотря по времени года и по рассуждению настоятеля, в навечерии же летних праздничных дней – по окончании всенощного бдения.
48. Принятие внешних посетителей в келлии не допускается, кроме особенной нужды, например исповедь у духовника и посещение врача, и хозяйственного совещания у казначея между окончанием поздней литургии и началом вечерни. Настоятель может принимать не только после литургии до вечерни, но и после вечерни до определенного времени закрытия монастыря.
49. Настоятель, как начальник и представитель монастыря, имеет особенную нужду принимать посетителей, богомольцев и благотворителей обители и руководствуется в сем собственным благорассуждением. Прочие не должны принимать посторонних в своих келлиях. Что касается до посторонних лиц, особенно женского пола, имеющих нужду видеть кого-либо из монашествующих или послушников, то с достоинством монастыря, с отличием монастырской жизни и с безмолвием келейного пребывания сообразным признается, чтобы оные принимаемы были не в келлиях, а в братской трапезе (не во время трапезы) или в особо назначенной монастырской приемной комнате, причем не допускается никакое угощение (Духовный регламент. О житии монахов, ст. 34).
О исхождении братии из монастыря
50. Исхождение братии из монастыря бывает по должностной обязанности, по распоряжению настоятеля и допускается по желанию имеющих в том уважительную частную надобность.
51. Исходящие из монастыря с настоятелем на соборное или другое Богослужение должны возвращаться в монастырь непосредственно по окончании оного.
52. Когда монастырские священнослужители требуются в приходские церкви для священнослужения, вместо местных больных, или для ранних литургий, или в домовые церкви епархиального ведомства, настоятель назначает для сего исправных и благонадежных, с разрешения епархиального архиерея. При сем также наблюдается, чтоб они исходили из обители к назначенному времени Богослужения, для которого призваны, и возвращались непосредственно по совершении оного.
53. Обычай, чтобы в праздники Рождества Христова монашествующие посещали домы некоторых благотворителей обители со святым крестом, если не окажется удобным прекратить (чтобы не были огорчены усердствующие), то сохранить надлежит в ограниченном виде. Назначаемые настоятелем иеромонах со святым крестом и два или три певца могут быть посылаемы в немногие почетные домы благочестивых благотворителей обители для праздничного славословия в первый и второй день праздника. От угощения надлежит им уклоняться.
54. Из монастырей, в которых полагаются усопшие, монашествующие не должны ходить в домы на похоронные и поминальные обеды. Усердствующие могут, если заблагорассудят, прислать что-либо в монастырь на общую трапезу братии.
55. По хозяйственным надобностям монастыря посылаемые из него непосредственно по возвращении дают пославшему их отчет в деле и времени.
56. Имеющий необходимую надобность отлучиться из монастыря должен испросить разрешение настоятеля или, в случае отсутствия его и по его поручению, от старшего по нем, причем, смотря по значительности отлучки и по степени доверия к отлучающемуся, если увольняющий найдет нужным, причина и срок отлучки вносится в заведенную для того книгу. Уволенный непосредственно по возвращении должен явиться к уволившему для удостоверения, наблюден ли данный срок, что и отмечается в той же книге.
57. Исхождение из монастыря разрешается только в дневные часы, и срок возвращения всегда должен быть ранее вечерней трапезы.
58. Если монах увольняется для посещения благодетеля или родственника, то, по правилу Духовного Регламента (О житии монахов, ст. 21), сие должно быть допущено не более четырех раз в год, и притом в сопутствии другого старца и преимущественно с целью назидания.
59. Самовольные отлучки настоятелей и настоятельниц из обителей, тем более в столицу, ни под каким видом не должны быть допускаемы, но на всякую отлучку должно быть испрашиваемо разрешение епархиального архиерея, с выдачею отпускного свидетельства и с означением в нем срока (Указ Святейшего Синода от 25 сент. 1901 г., N 11).
О средствах к поддержанию благочиния и благонравия
60. Дабы правила благочиния и благонравия тщательно и неуклонно исполняемы были братством, для сего верное средство заключается в том, чтобы сии правила были внутренно уважаемы и любимы. Сии внутренние расположения настоятель и старцы должны возбуждать и питать в братии добрым примером и доброжелательными внушениями, что предписанные братству правила, от великого до малого, имеют связь с монашескими обетами, а соблюдение сих обетов – с душевным спасением, что, по слову Господню, верный в мале, и во мнозе верен есть; и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть (Лк. 16, 10); что, следственно, неверность и тем правилам, которые кажутся малыми, может причинить много вреда; что сыну обители, по слову церковной песни, деянием должно обрести в видения восход, то есть трудолюбивым и неослабным исполнением заповедей Божиих и правил отеческих должно открывать путь к высшей жизни духовной и созерцательной, которая есть на земле предначинание жизни небесной; что пришедшие в обитель, дабы соблюдением заповедей, правил и обетов монашества, паче живущих в мире утвердить за собою надежду спасения, если и при особенных, обретаемых здесь, пособиях вознерадят о соблюдении оных, подвергнутся осуждению горше тех, которые живут небрежно в мире.
61. Хотя настоятель должен быть ко всем членам братства благорасположен и о всех попечителен, однако преимущественно добрые в поведении, верные в исполнении предписанных правил и подвизающиеся успевать в жизни духовной естественно будут преимущественно пользоваться его благорасположением, попечением, доверием, и сие должно быть средством как для утверждения их на благом пути, так и для доставления им полезного назидательного влияния на прочих.
62. От настоятеля не должно быть скрыто, кто из братии к кому пишет или от кого получает письма. Смотря по обстоятельствам, он может требовать, чтобы письма ему были показаны, и если переписка не представляет ни надобности, ни пользы, велит прекратить оную.
63. Поелику же для претыкающихся в поведении нужны и исправительные меры, то употреблять их надлежит без гнева, со внимательным рассмотрением вины, с точною справедливостию и кротостию.
Прежде должно вразумить виновного о его вине и потом употребить епитимию, вследствие чего он должен принять ее не как бич, а как врачество и поощрение к лучшему.
64. Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник, и виновный не должны смотреть на сие, как наказание. Молитва, по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслию уничижения и постыждения: молитва есть действие священное и не должна быть представляема действием постыдительным. Должно ставить на поклоны с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил от Бога прощения и помощи к своему исправлению. Сие должно делать без многих свидетелей, чтоб он удобнее мог молиться без смущения. Если настоит нужда поставить кого на поклоны при братии, то надлежит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но чтобы прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению.
65. Для того, кто погрешает употреблением полученного дохода не на истинные нужды и благотворения, а на издержки безполезные или противные умеренности и воздержанию, средства исправления можно искать в орудии греха его. Надлежит отнять у него часть достающегося ему дохода и отдать нищим или, смотря по надобности, всю его долю дохода удержать в руках эконома или казначея, и ему вместо денег, на счет их, доставлять потребные вещи (Инструкция благочинным монастырей, ст. 18).
66.В качестве исправительных мер могут также употреблены быть удаление от общей братской трапезы на один или на несколько дней, а в случаях немалой важности – и безысходное заключение в келлии от одного до трех дней с постом до вечера.
67. Проступки, не однажды возобновляемые или немаловажные, особенно лиц, не пользующихся доверием начальства, должны быть, по рассмотрению настоятеля, записываемы в той же книге, в которой записываются отлучки из монастыря. Учащение или важность проступков приводят настоятеля к решимости донести об оных начальству, которому подведома обитель.
68. Правила сии объявляются каждому вступающему в монастырское братство, и он подписывается в неуклонном исполнении оных, равно и в неуклонной ответственности в случае нарушения оных.
Примечания
1) Настоятельницы женских монастырей должны сообразоваться с теми из сих правил, которые удобоприменимы к женским монастырям.
2) В случае же сомнения о применении некоторых правил, настоятельницы имеют просить наставления от благочинного монастырей, который, смотря по надобности, может просить разрешения от епархиального начальства.
1. Духовный регламент Петра Первого 1722 года. – Прим. ред
Инструкции должностным лицам монастырей:
1) казначею, 2) благочинному, 3) духовнику, 4) ризничему и 5) расходчику
(Извлечено из Смоленских Епархиальных Ведомостей за 1865 г.
I. Значение и обязанности казначея (или казначеи)
Казначей должен быть иноком, отличающимся благоразумием и опытностью, вполне достойным доверия настоятеля и искреннего уважения доброго обительского братства за трезвость, честность, усердие к обители, за личное трудолюбие, за любовь к порядку везде и во всем, за соединенную с доступностью для всех и каждого и терпеливостью рассудительность, вообще за назидательность и богобоязненность чисто иноческие. При всем том ему необходимо всемерно хорошо знать все местные внешние и внутренние обстоятельства своей обители, из которых безгрешно могут быть извлекаемы ея возможные выгоды, а посему всегда правильнее быть ему из постриженников (иеромонахов, а по нужде – и из иеродиаконов) той самой обители, на службу которой он избирается и утверждается. Обязанности казначея следующие:
1. Помогать настоятелю во всех частях управления монастырем, поэтому для него необходимо:
2. Знать во всей подробности церковный и хозяйственный быт обители и иметь в своем ближайшем и исправном заведывании как все здания монастырские и скотоводство его, так и сады, огороды, сенокосы, поля (леса и пчеловодство, где они есть), рыбные ловли и прочее, к хозяйству монастырскому относящееся. А для сего:
3. Всегда иметь под руками, если есть, а если нет, непременно составить полную и исправную – за шнуром и печатью консисторскими – опись всех зданий и всего имущества монастырского и, сверх того, особый – за печатью монастырскою или благочинного монастырей – реестр для всяких прибылых вещей церковных и хозяйственных.
4. Что служит к пользе монастыря, отнюдь не пренебрегать тем и неотложно предлагать о том настоятелю, а равно обстоятельно доносить и о том, что вредно, В недоумениях же вопрошать настоятеля и его рассуждению и воле, по воле Божией, следовать.
5. Иметь ревностное попечение как о церковном Богослужении и во всех монастырских делах, так и наипаче о тех, кои особенно поручаются его заведыванию от настоятеля, а также неопустительно наблюдать за исправностию и всех должностных братий и споспешествовать им своим примером, советами и – в потребных случаях – назначением к ним в помощь людей рачительных и благонадежных.
6. Тщательно наблюдать, чтобы от посетителей обители и богомольцев никто для себя лично ни за какие требы и ни под каким другим предлогом денег и других вещей не брал: поелику от сего рождается страсть сребролюбия, соблазн братии и многое другое, ни к чьему спасению не служащее.
7. В конце каждого месяца вместе с настоятелем или с его благословения и без него высыпать деньги из церковных кружек, считать их и записывать при двух или трех свидетелях из старшей братии по назначению настоятеля и ключи от сих кружек иметь у себя, а печать от них должна быть у настоятеля.
8. Получать вообще всякую монастырскую сумму (особенно от оброчных статей, где они есть) в свое время, и тотчас же вписав ее с точностию и исправностью в приходорасходные книги, представлять в банк, а где невозможно – в монастырское казнохранилище, где до востребования и должна она храниться за ключами, которые казначей должен держать у себя, и за печатью монастырскою, которая всегда должна быть у настоятеля.
9. В казнохранилище всегда иметь особую шнуровую, за печатью монастырскою и за скрепою благочинного монастырей, книгу (кладовую), в которую вносить как приход, так и расход суммы в то самое время, когда что-либо приложится к казне монастырской или от нея отделится на издержки для обители, означая год, месяц и число. Всякая же таковая в сию книгу записка прихода и расхода должна быть подписана настоятелем, им, казначеем, и ризничим.
10. В том же казнохранилище соблюдать со всякою бережливостию от порчи планы на земли и прочие угодья, монастырю принадлежащие, также контракты, документы, планы и фасады строений монастырских.
11. Знать, сколько чего в год потребно для монастыря купить, и о том заблаговременно предлагать настоятелю; а в свое время и покупать с рассмотрением.
12. Для мелочных расходов иметь особую – за скрепою настоятеля – книгу и по ней вести как приход денег, получаемых от настоятеля, так и расход на предметы мелочные, обстоятельно означаемые весом и мерою, с таким же обстоятельным указанием, когда, у кого, что именно, для чего и по какой цене куплено, и сколько за все заплачено. Отчет в таких расходах, по усмотрению настоятеля, может быть представляем ему для поверки и утверждения их по самой этой книге или еженедельно, или тотчас же по совершении покупки, а общая по шнуровой книге издержка на сии расходы, с поименованием только предметов их, может быть записываема ежемесячно одною статьею с распискою: «Деньги сии по принадлежности израсходовал казначей NN».
13. Внимательно соображать, сколько необходимо для обители рабочих людей годовых и временных, представлять о том настоятелю и, с его позволения, нанимать их и в свое время рассчитываться с ними по надлежащему, с возвращением им их паспортов; безпаспортных же отнюдь не держать, особенно людей, не близ монастыря живущих и вообще недовольно известных. Заведывание всею хозяйственною частью в мужских монастырях вверяется настоятелю при участии старшей братии, а в женских – настоятельнице при участии старших сестер; на эти лица возлагается предварительное обсуждение и решение вопросов: о мелочных починках в церквах, о поправках и починках в монастырских зданиях, о приобретении необходимых книг, исправлении утвари, об отдаче в наем оброчных статей, о подрядах на наем рабочих, о примерных сметах, – сколько чего должно быть куплено, – на капитальные постройки и вообще на расходы, из экономической суммы, превышающие пятьсот 500 р., надлежит, согласно требованию ст. 126 и 129 Устава духовных консисторий, представлять на усмотрение и разрешение епархиального начальства. По окончании каждого месяца приход и расход всех монастырских сумм свидетельствуется лицами старшей братии, о чем делаются записи в книгах за подписью присутствовавших. (Указ Святейшего Правительствующего Синода, от 28 мая 1892 г., N 7).
Примечание 1. В монастырях, где имеются наместники, казначейская ответственность возлагается на сих лиц.
Примечание 2. Суммы, не подлежащие скорому расходованию, должны быть обращаемы в именные государственные процентные бумаги, и хранимы в банке государственном по распискам. (Указ Святейшего Синода от 24 мая 1903 г., N 9)
14. Наблюдать, чтобы дорожные и для местных выездов повозки, домашние (рабочие) телеги и сани, земледельческие орудия, упряжные и прочие вещи все были заблаговременно в готовности и исправности и чтобы по миновании в них надобности каждая из сих вещей соблюдалась в приличном ей месте в целости и за замком, для чего, очевидно, необходимо иметь и помещения удобные.
15. Паче всего смотреть за исправностью и чисткою печных труб, а для отвращения пожара безотложно иметь всегда исправные лестницы при монастырских зданиях и по возможности все прочее, к тому нужное.
16. В начале каждого месяца составлять за истекший месяц краткий экстрактовый отчет о приходе и расходе сумм и материалов церковных и трапезных и вместе с приходорасходными книгами представлять его настоятелю за подписом своим, кружечного и расходчика. Ежемесячные отчеты сии, по рассмотрению их настоятелем, с его о том пометкою, необходимо соблюдать в целости как для годовой поверки приходов и расходов, так и для всегдашних по оным соображений в потребных случаях.
17. Наблюдать, чтобы все, как рабочие наемные, так и братия с послушниками, отделяемые для трудов, занимались указанным им делом и трудились прилежно, начиная с ними всякое дело с молитвою, а нерадение, празднословие и всякое безчиние пресекать, вразумляя каждого иметь страх Божий и трудиться по доброй совести и по силам своим. О непокоряющихся же доносить настоятелю с представлением, буде нужно, записки.
18. Во всякое утро будних дней в четыре часа возбуждать труждающихся и выходить на труды летом в пятом часу, а оставлять труды по звону колокола к трапезе. Коликократно же употреблять им пищу в летнее и зимнее время, сколько часов летом с обедом иметь отдыху и чем заниматься в утренние часы зимой до рассвета – о всем том спрашивать настоятеля и, по его назначению, исполнять.
Примечание. Весьма полезны могут быть для казначея как главного надзирателя и распорядителя трудом нижеследующие внушения (из устава Коневского) [1] занимающимся трудами и рукоделиями монастырскими, т.е. должно быть полезно прочитывать эти внушения в трапезной во времена благопотребные и вообще почаще, особенно пред взысканием за леность и безчиние:
а) Всех труждающихся в обители первая должность есть, чтобы иметь послушание, Бога ради, – к настоятелю и к посланным от него, и трудиться каждому по силе своей и доброй совести, всегда отвергая и мудрование, и волю свою, по воле Божией.
б) Никому не избирать трудов по воле своей, но делать то с повиновением, что повелевается, ежели дозволяют силы. А ежели не по силам дело, объявить настоятелю со смирением и его рассуждению и воле, по воле Божией, безпрекословно следовать.
в) Со вниманием, с прилежанием и усердием всякому проходить труды, и яко Божие дело делать. Комуждо же подобает своему деланию внимати и о том со усердием пещися и, аки самому Богу надзирающу, со тщанием не леностным и прилежанием внимательнейшим непорочно сие исполнять. «Мы рукоделием жити должны», говорит вселенский учитель св. Василий Великий.
г) Во время трудов удерживаться как от нерадения, так тем паче от роптания и празднословия, ибо все сие зло душепагубное и богопротивное. А всем братиям для своей же пользы и для примера рабочим наемным – должно трудиться со смирением, терпением, с призыванием Божией помощи, с молитвою и богомыслием, и в трудах помогать друг другу, вразумляя, утешая и подкрепляя друг друга. Сие бо угодно Богу и нам спасительно.
д) Бывает, что по действию злых духов и по своему невниманию во время трудов один другого оскорбит словом или делом, в таком случае виновный да просит у оскорбленного и в то же время да попечется примириться с ним, и никогда не оставлять примирения до другого дня. «Солнце да не зайдет в гневе вашем, низке дадите места диаволу», – говорить сам Дух Святый устами Апостола Христова (Еф. 4, 26 – 27)
19. Каждодневно в 9 часов вечера приходить к настоятелю за наставлениями, за советом и с дневным отчетом касательно обыкновенного или обыденного течения дел обительских, а по требованию случаев и обстоятельств нечаянных являться и обстоятельно доносить о них непременно, неукоснительно и во всякое время.
20. Заботиться о своевременном заготовлении приходорасходных книг для будущего года и из них подлежащие к шнуропечатанию консисторскому отсылать туда отнюдь не позже первых чисел декабря месяца. Особенно заботиться как о своевременном и исправном ведении по сим книгам приходов и расходов, так и о своевременном же представлении отчетов из них, полгодичных архипастырю и годовых консистории. И первые из этих отчетов заготовлять к представлению отнюдь не далее июля и января месяцев, а последние представлять или в том же январе месяце, или отнюдь не далее самых первых чисел февраля. Но ведомость о кружечном и кошельковом сборах и о пожертвованиях за истекший год неотложно представлять в самых первых числах января месяца наступившего нового года.
21. В небытность свою настоятель поручает правление монастыря казначею, который, заодно с настоятелем ревнуя постоянно о благосостоянии обители, тем паче при порученности такой озаботится не уронить ни своей, ни обительской чести и во славу Божию попечется удержать в должном порядке всех и все. За добрый порядок ему благодарность, а за упущение подвергается он взысканию настоятеля по его усмотрению.
II. Значение и обязанности монастырского благочинного
Благочинный непременно должен быть священнослужитель богобоязненный и благоговейной, постоянно трезвенной жизни, хорошо знающий чин Богослужебный, любящий дом Божий и молитву в нем. С прямою обязанностию его – преимущественно наблюдать благочиние церковное в обителях наших – удобно может быть соединено и наблюдение за всем нравственным бытом обитателей монастыря, по необходимости разделяемое в обителях многолюдных, то есть он один – без особенного у нас затруднения – может совместить в себе обязанности уставщика, екклисиарха и келлиарха, с пособием одного только пономаря-звонаря седмичного. А посему благочинный должен:
А. По наблюдению за благочинием церковным:
1) Ежедневно – чрез седмичного пономаря-звонаря и частию сам лично – возбуждать всех к утреннему церковному Богослужению, по крайней мере за четверть часа до звона.
2) Неослабно наблюдать и требовать, чтобы, кроме определенных и отделяемых на особые послушания братий, никто из всех прочих и нипочему не уклонялся от церкви; а тем паче не пребывал бы праздным в келлии во время уставных церковных Богослужений, но непременно на каждое из них каждый приходил бы к началу и участвовал в оном до конца. В воскресные же и праздничные дни требовать сего от всех без исключения, даже и от людей рабочих, по крайней мере поочередно. А посему:
3) Без малейшего опущения, т.е. всякий раз посылать, а в потребных случаях и самому ходить ко всякому, кого нет на Богослужении по неизвестной причине, и в случае неудовлетворительной причины такого отсутствия против упорных неослабно предпринимать все, что или настоящая инструкция указывает, или настоятель прикажет.
4) Наблюдать, чтобы все и каждый из братии пребывали в храме Божием при своем деле и на своих приличных местах чинно, не занимаясь отнюдь празднословием, и не дозволяли бы себе никакого безчиния к соблазну служащим и предстоящим.
5) Если кто в церкви или даже в притворе церковном во время службы Божией будет празднословить или иное безчиние творить, такому брату запретить сие с увещанием, дабы раскаялся и впредь того не творил.
6) Предотвращать: а) дерзновение не вовремя или не в свое место (как, например, во св. алтарь и проч.) входить тем, кому не следует, а также б) приноси в церковь вещей, к употреблению в ней недозволенных, а особенно в) вход притворно-юродивых или и от нетрезвости объюродивших и, наконец, г) кощунство и всякое неприличие (Правило 3 апостольское, 6-го вселенского Собора правила 69 и 99 и Указы Святейшего Синода от 14 авг. 1731 г. и от 25 июля 1732 г.)
7) Особенно заботиться и наблюдать, чтобы обительское церковное Богослужение совершаемо было с точностию по общему церковному и по собственному, где есть, монастырскому уставу.
8) Чтобы в совершении Богослужения не было поспешности, гораздо более неизвинительной в монашествующих, нежели в приходских священниках, стесняемых иногда приходскими делами.
9) Чтобы в церковном чтении и пении не было ни малейшего двугласия, но чтобы по совершенном окончании одного начиналось другое.
10) Чтобы древнее церковное пение сохраняемо было тщательно и не было бы повреждаемо нововведениями, несообразными с простотою и умилением, каковые особенно приличны Богослужению монастырскому; посему заботиться и смотреть, чтобы клирошане в свободное от службы время собирались на спевки и надлежащим образом усовершенствовались и готовились к пению.
11) Паче же всего наблюдать, чтобы всякое церковное пение состояло не в благозвучии только, но преимущественно во внятности поемого, так чтобы пение это было именно исповеданием славы Божией и дел Его едиными усты и единым сердцем и буквально походило бы на служение Ему словесное, дающее разум слышащим, а не тешущее только слух их.
12) В чтении псалмов, часов, канонов и проч. завести, с утверждения настоятеля, и наблюдать чреду. Мало же знающих чтению и пению обучать, но отнюдь не в церкви.
Примечание. Самым лучшим пособием к устроению благочиния церковного может служить для благочинного 2-я глава 1-й части Устава Коневской обители, которую посему самому необходимо почасту прочитывать в трапезе. Там написано:
Церковная молитва есть наша словесная жертва, наше общее приношение Богу, внутренним и внешним образом совершаемое, – или, церковная молитва есть должная дань от создания Создателю, состоящая в прошении, благодарении и славословии. А посему всем нам должно молитвы и моления свои совершать в церкви со вниманием, со страхом Божиим; должно совершать молитвы по уставу церковному и введенному чину и по слову Христова Апостола: «вся вам благообразно и по чину да бывают». Наипаче всего нам должно сии правила наблюдать:
а) Всем братиям приходить в церковь Божию к началу всякого Богослужения. Ибо всякое Богослужение по церковному уставу начинать велено собравшимся братьям. А кто о сем не радит, подвергается взысканию.
б) Служителям Божиим совершать службу Божию благоговейно; песни духовные петь сердцем и устами, кротко и смиренно; читать неспешно, наблюдать, чтобы служба Божия совершаема была благоговейно и в два голоса читано бы не было. Предстоящим братиям во время службы не празднословить и с места на место без нужды не ходить, но всем стоять со страхом Божиим, внимать чтению и пению и молиться в тайне сердца своего с благоговением. Когда читается на литургии святое Евангелие и иное Божественное писание или поучение, а на утрени егда глаголется шестопсалмие, тогда наипаче слушанию прилежати. «Глаголем же сия псалмы кротким и тихим гласом с благоговением и страхом Божиим» (цер. уст. гл. 2), а «безчинный вопль поющих в церкви не прияти того к церковному пению. Такоже и прилагали к церковному пению, не приятен есть. Да извергнутся сана своего и паки в церкви да не поют. Подобает бо пети благочинно и согласно воссылати Владыце всех и Господу славу, яко едиными усты от сердец своих» (цер. уст. гл. 28).
«Потребно есть ведати и сие братиям, еже не творити бесед стоящим в лицех (на клиросах) церковных» (гл. 30). Наипаче же никто не должен по сторонам озиратися, смеятися или иное безчиние творить, соблазн и небрежение оказывать в сем Божием деле, но во всем представляюще себе, яко Божия слуги (2 Кор. 6, 4), все поющие и читающие должны со страхом и трепетом службу Божию совершать (Пс 2, 11).
в) До окончания службы Божией, никому из церкви не выходить без особого позволения от настоятеля и без вины незазорной и благословной. А кто из церкви выходит до окончания службы от небрежения и лености, тот не имеет в себе страха Божия, презирает величество Божие, которого ужасаются Херувимы, презирает земное создание небесного Создателя – Бога, презирает Христа-Царя раб-грешник, искупленный пречистою кровию Его, презирает человек Бога, Который говорит: «Сын славит отца, и раб господина своего убоится И аще Отец есть Аз, то где слава Моя? и аще Господь есмь Аз, то где есть страх Мой» (Малах. 1, 6). Такового презорливого церковные правила отлучают от церкви. «Отриновен таковый от Церкве, иже не приобщается молитв с людьми, но исходит из церкве прежде окончания Божественныя службы, яко небрегий и отвращаяйся. Божественнаго причащения, дондеже покаявся добре и плоды покаяния явит: покаявся бо тепле, паки прият будет» (Правило 2 Собора Антиохийского). «Да отлучени будут, непребывающии в церкви до последний молитвы, но еще святей службе поемей и совершаемей, исходят из церкви, таковии, яко безчиние творяще во святей церкви, да отлучатся» (Правило 9 апостольское). Аще кто учит дом Божий, рекше, церковь преобидети, и не радети о ней, ни собиратися в ней во время молитвы на пение, да будет проклят» (Правило 5 Собора Гангрского). «Аще кто от здравых спит вне от молитвенного дому, во время молитвы, да отлучится» (Василий Великий)
Б. По наблюдению за благочинием келейным и трапезным:
13) Увещавать и настаивать: а) чтобы никто из братий не ходил от праздности по чужим келлиям, а также, находясь и в своей келлии, не предавался бы только сну, но непременно имел бы в ней и любил дело, или самим им по силам своим избранное и настоятелем дозволенное, или неленостно исполнял бы повеленное; б) чтобы никому в братские келлии (кроме келлий настоятеля, казначея, духовника) отнюдь входу не было, а свидания с посетителями, с разрешения настоятеля, производились в трапезе или в особой приемной комнате; в) чтобы во всех келлиях братских все было цело и исправно и отнюдь никакие келейные монастырские вещи и принадлежности не менялись и не выносились по произволу каждого – без ведома казначея и таким образом не путали бы описей монастырских; г) чтобы во всех жилых келлиях наблюдалась опрятность и чистота и д) чтобы в келлиях братий отнюдь не держать вина, а наиболее огнестрельное оружие.
14) Всемерно внимательно наблюдать: а) не имеют ли и не читают ли кто из братии лжеумственных сочинений и книг запрещенных; б) занимаются ли братия чтением взятых из книгохранилища книг и разумеют ли и замечают ли, что читают; в) не производится ли где каких-либо возмутительных соглашений или ропотливости или других предосудительных разговоров; г) не принимает ли кто к себе людей посторонних, особенно малоизвестных, а тем паче известных со стороны недоброй, и д) не ходит ли кто сам от праздности и без благословения настоятеля к мирским людям в гостинные покои (где есть таковые) или и в домы мирян, а особенно в позднее время. Все это воспрещать неуклонно.
15) Иметь особенное попечение о действительно больных и немощных престарелых братиях, определяя к ним сам или чрез казначея и настоятеля необходимую прислугу и устрояя все прочее, или ходатайствуя о том к их довольству и спокойствию.
16) Учреждать и настоятельно требовать, чтобы всякое трапезование братское непременно начиналось и оканчивалось общею и благоговейною молитвою, происходило бы чинно, тихо и неотложно при чтении по указанию настоятеля, и затем:
17) Во всех прочих наблюдениях за трапезованием и продовольствием братий внимательно и со страхом Божиим руководствоваться главами устава церковного (от 31 до 38 включительно) и уставами частными, освященными благословением Святейшего Синода. В последних между прочим говорится:
I. Хотя братии по обычной молитве в трапезе не должно избирать председаний, однако пристойнее наблюдать старшинство, чтобы младшие всегда и везде отдавали честь старшим (Устав Коневский, с. 22).
II. Если кто в трапезу вместе с прочими мог прийти и не пришел по нерадению и своевольству, таковому, по рассмотрении вины его, не давать пищи до следующей трапезы и даже до следующего дня. Этого требует Вселенский учитель, Василий Великий (Устав Юрьевский [2], с. 13 на обороте и Коневский, с. 20).
III. Всякому в трапезе идущему сии правила наблюдать:
а) При начале вкушения всякого брашна и пития
изображай на себе креста знамение, с молитвою втай: «Господи благослови».
б) Вкушая снеди, трезвися умом твоим, поминай
всегда Господа Иисуса, не осматривай братния части, ниже разделяй душу твою
недобрыми подзираниями; телу давай пищу, слуху слышание чтения, душе же
молитву, да тако, телом и духом питаяся, достойно восхвалиши исполняющего во
благих желание твое и да пищею не отяготишися.
в) Размышляй, что тебе, как разумом одаренному,
не должно вкушать пищу до пресыщения, которое и душе и телу есть вредно, – но,
вкушая, оставь пищу прежде, нежели желание оной исчезнет.
г) Охуждать яствы блюдися, воспоминая желчь и оцет
распятого за нас Господа, – блюдися иная уничижати, иная же избирати и сими
насыщати чрево, тая же отлагати, или – что то же – не презирай яств простых и
не будь прихотлив на вкуснейшия (Исаак Сирин).
д) Восстав от трапезы, сердцем и устнами приноси
благодарения Господу Богу, дающему нам хлеб насущный; по молитве же из трапезы
выходи с выходящими по чину (Устав Коневский, с. 22, 23 и 24 и Юрьевский, с.
14).
Примечание. Хорошо как эту выписку, так и главы устава церковного прочитывать в трапезе нередко, по крайней мере, в потребных к тому случаях по назначению настоятеля
18) Не настоятелю только с казначеем, но и благочинному иметь власть и благоразумие (и не обегать их ко вреду, особенно младшего братства, и в напрасное обременение настоятеля) самому с приличным внушением исправлять послушников, как небрежных по малосмыслию и рассеянности, так и своевольников, исправлять или поклонами, или и коленным стоянием, там же, где согрешают они, т.е. виноватых по Богослужению, в храме, а по безчинию келейному и трапезному, в трапезе. Впрочем, обо всех сих штрафах по крайней мере раз в неделю, словесно доносить настоятелю и замечаниям его, вразумлению и воле, по воле Божией, следовать.
III. Должности духовника
(Прим.: буквальная выписка из Устава Юрьевского).
1) В должность общего духовника, яко духовного врача, избирается в обители иеромонах лет довольно пожилых, трезвенного, честного и Богоугодного жития, к учению книг Божественных и отеческих рачительный и в духовной жизни испытанный (Василий Великий ч. 2, с. 164 и 166). С должностию духовника и должность наставника соединяется неотдельно (Карфагенского Собора правила 6 и 43).
2) Должность духовника состоит в совершении Таинства покаяния, а должность наставника состоит в том, чтобы желающих облещись в иноческий ангельский образ руководить к Богоугодной жизни частыми и полезными наставлениями по правилам, какие изображены в книге святого Василия Великого о подвигах иноческих. Впрочем, в помощь духовнику не возбраняется, по благословению настоятеля, быть наставником другому брату и даже простому монаху, только искусному в духовной жизни, который брата, открывающего ему мысленные свои брани, мог бы вразумить – как ему противоборствовать искушениям вражеским, возбудить себя к покаянию и исповеданию грехов своих пред отцем духовным.
3) При исповеди духовник кающегося брата должен с кротостию увещевать: во-первых, чтобы он все свои грехи, в которых обличает его совесть, открывал чистосердечно, ничего не утаивая и ничего не прибавляя; во-вторых, сердечно сожалел бы, что грехами своими прогневал Господа Бога, и, болезнуя сердцем, положил бы твердое намерение не прогневлять его более оными; в-третьих, в уверение истинного раскаяния своего, принял бы возлагаемую на него епитимию, яко истинное врачество душевное, и исполнял бы ее со всякою благопокорностию.
4) Ежели духовник заметит, что исповедник не имеет умиления, не сокрушается и не болезнует о грехах своих, того должен сокрушить страхом суда Божия, напоминая временные и вечные казни, которыми Бог нераскаянных грешников наказует, а ежели видит сокрушающегося сердцем до уныния, такового обнадеживает Божиим милосердием ко грешникам, представляя, что Господь Иисус Христос, Сын Божий, для того в мир и пришел, дабы грешников спасти, и что все истинно верующие в Него и в грехах истинно раскаивающиеся страданием и кровию Его спасаются.
5) Всех более духовник должен помогать настоятелю во спасении душ братии прилежным попечением своим, утверждая каждого во исповедании истинной веры и в творении добрых дел как примером собственной живой веры, так и полезными наставлениями, паче же всего ревностною о чадах духовных молитвою. Он должен в них насаждать страх Божий, любовь к Богу и друг ко другу, во всем воздержание, смирение, послушание, терпение, прилежание к чтению слова Божия и отеческих книг, к молитве, трудам и рукоделиям – словом, должен в них насаждать всякую добродетель, а зная каждого совесть, искоренять из сердец их заблуждения, ложные умствования, зазорные помыслы и злые страсти и навыкновения. В сем спасительном деле духовник должен руководствоваться словом Божиим, св. отец писаниями и правилами св. церкви.
6) В недоумениях и во всех опасных случаях спрашивать настоятеля, не открывая лица и имени, и его рассуждению, по воле Божией, всегда следовать.
7) Больных, елико можно, чаще посещать и духовно утешать, дабы переносили страдания тела благодушно, а приближающихся к смерти приуготовлять и напутствовать к христианской и непостыдной кончине.
8) О бывших и не бывших в уреченные по уставу времена года на исповеди представлять настоятелю списки и в конце каждого года общую за весь истекший год ведомость о том же, которую настоятель при рапорте своем в самом начале нового года должен представлять в консисторию.
Примечание. Уставных в течение года времен для общей исповеди полагается шесть: дважды в великий пост (на первой и последней неделях), столько же в пост Рождественский и по одному разу в посты Петров и Успенский
IV. Должности ризничего
1) Первый и самый настоятельный долг ризничего, как блюстителя и содержателя в должном и приличном дому Божию порядке всех внешних и внутренних принадлежностей церкви, есть – всегда и всех предварять приходом своим ко всякому церковному Богослужению и заблаговременно уготовлять в храме Божием все потребное и для совершающих Богослужение и для предстоящих, как то: а) отворив двери храма, возжечь в нем свечи в подобающих по уставу местах – именно до начала службы, б) развесть жаровню, в) разложить в порядке облачения, г) для литургии иметь в готовности – в должных местах и сосудах – просфоры, вино и воду, д) полы церковные содержать всегда чисто выметенными в свое время, а лампады свечные и елейные, подсвечники и кадила – в чистоте и исправности, наконец, е) самые внутренние стены и всю внутренность церкви содержать также в надлежащей чистоте. Исполнителями распоряжений его по всем сим статьям обязаны быть: 1) пономарь церковный – всегдашний и неотлучный послушник ризничего, а в свободное от Богослужений – от прямых при них дел своих и от послушаний при тех же Богослужениях обительскому благочинному – время, в его же, ризничего, полном распоряжении должны состоять 2) пономарь-звонарь и 3) пономарь алтарный – очередные.
2) Соблюдать принятые по описям ризничные вещи, свободные от богослужебной в них потребности, непременно в ризнице и хранить их там в чистоте, порядке и исправности.
3) Относительно порядка соблюдения всего этого церковного имущества буквально держаться описей главной и дополнительной и отнюдь не смешивать (по крайней мере безотчетно) вещей, принадлежащих каждой из сказанных описей, одних с другими для удобности узаконенной поверки их благочинным монастырей.
4) Что необходимо нужно прибавлять к ризнице, о том предлагать чрез казначея – с совета его – настоятелю, а что требует починки, то исправлять, ветхое же уничтожать, по рассмотрению настоятеля – с непременною и неотложною отметкою таких действий по описям.
5) Относительно уничтожения или, по каким бы то ни было обстоятельствам, исключения из наличия вещей, принадлежащих описи главной, производить это не иначе как с разрешения высшего епархиального начальства и в порядке узаконненом.
6) Ризы на священнослужение и все прочее выдавать по приличию дней высокоторжественных – праздничных, воскресных, полиелейных и седмичных, а посему хорошо при возможности содержать их все в ризнице, разделив по сим различным употреблениям. В могущих встречаться тут недоумениях вопрошать настоятеля.
7) Смотреть, дабы просфоры, вино, вода, ладан и проч. были свежие, неиспорченные, сосуды все чистые, и неприличных вещей в церковное употребление не вводить.
8) Иметь всегдашнее наблюдение, дабы не в ризнице только, но преимущественно в алтаре, а тем паче на святой трапезе Божией все было чисто, благообразно и подметено и все до священнослужения надлежащие вещи всегда расположены были и опрятно, и в должном порядке.
Примечание. 1) Впрочем, наблюдение за чистотою алтаря, престола, жертвенника и сосудов священных, в действии состоящих, ближайшим образом должно состоять на ответственности седмичных священнослужителей, при полной от их распоряжений зависимости – во время Богослужений – чередного алтарного пономаря, преимущественно обязанного содержать свое место и выданные на руки его вещи, при священнослужении употребляемые, в непременной чистоте, целости и порядке. А вследствие сего:
2) Ризничему, по распоряжению настоятеля, существенно необходимо содействие одного из седмичных священнослужителей вместе с пономарем алтарным не в алтаре только, айв самой ризнице, – необходимо как для переноса вышесказанных вещей из ризницы в алтарь, так и для того, чтобы этим временным помощникам ризничего знать в подробности, что они хранить обязаны. Но:
3) Ключи от ризницы всегда должны быть у самого ризничего, и за целость вещей, остающихся в соблюдении ризничном, ответствует один ризничий. В случае же повреждения вещей, выданных из оной, а тем паче при утрате их ризничий обязан только немедленно донести о том настоятелю, и только при неисполнении сего подлежит и он ответственности за все вместе с виновным в повреждении и утрате
9) У ризничего в ведении должны быть: а) свечепродавец и б) кружечный. Их обязанности:
а) свечепродавца:
1) Выпуск свечей в продажу, хождение с кошельком при службах церковных в приличное время, а именно: на утренях – после великого славословия, на литургиях – во время пения причастна, сбор огарков, принятие жертвуемого воска и других приношений вещественных и хранение всего этого.
2) Иметь за шнуром и печатью монастырскую книгу, скрепленную настоятелем, для записки прихода, расхода и остатка свеч, воска, огарков и проч., и по ней ежемесячно давать отчет, сдавая в то же время вырученные деньги и прочий сбор кому следует.
3) Не только самыя свечи, но особенно огарки от них непрерывно хранить под замком и без разрешения настоятеля отнюдь никому не раздавать безмездно ни свечей, ни огарков по келлиям.
4) Денежные кружки, как то: свечную и кошельковую, непременно иметь запечатанными и замкнутыми кем следует, и выручаемые и собранные деньги опускать по принадлежности в эти замкнутые кружки верно и без промедления, по крайней мере при каждом выходе из церкви не оставлять их неопущенными, и разве только для сдачи, могущей случиться при самом начале следующих Богослужений, оставлять незначительную часть свечной выручки при свечах замкнутых.
б) кружечного:
1) Принимать из рук священнослужителей или с тарелки, или на свои руки денежные приношения от богомольцев, за разные богослужебные отправы жертвуемые, а равно и проскомидные с жертвенника, и после всякой службы немедленно опускать все эти приношения в общую кружку, с запискою их в скрепленную настоятелем тетрадь.
2) Как вышесказанную общую, так и все прочие кружки, учрежденные для пожертвований на разные предметы, непременно иметь замкнутыми и запечатанными кем следует до времени высыпки, и никому и никаких денег без разрешения настоятеля не выдавать ни копейки.
3) Тщательно наблюдать, чтобы никто ни от кого и ни под каким предлогом не брал и не удерживал у себя денег на свою одноличную молитву за приносящих.
4) После всяких церковных служб кружечный обязан выходить из церкви последний, тщательно осмотревши, чтобы где-нибудь в церкви не оставалось огня, а в зимнее время он должен выходить из храма даже после истопников печей церковных, и притом заботиться, чтобы печи не закрывались несвоевременно и чтобы церковь не была от того угарна. Но ключи должен относить к ризничему, у которого и хранятся они всегда.
Примечание. Должность кружечного и даже должность свечепродавца в случае нужд могут совмещаться с должностию ризничего в одном лице, особенно в наших обителях, не богатых ни людьми, ни утварью церковною. Но само собою разумеется, что такого рода доверенность обительская может быть оказана только брату – испытанной верности, честности и вполне трезвенной жизни и притом благоразумно расторопному
V. Обязанности палатного или расходчика
Расходчик есть ближайший сотрудник и доверенное лицо казначея, а существенные обязанности его суть хранение и выдача кухонных и продовольственных принадлежностей и материалов трапезы. Вследствие чего он должен:
1) Непременно иметь шнуровую – за печатью монастырскою, скрепленную настоятелем – книгу для записки прихода и расхода харчевых материалов.
2) Выдачу в кухню материалов производить по точному указанию настоятеля. Указание сие относительно меры и веса выдач ежедневных должно быть вписано в вышесказанную книгу для всегдашнего руководства, и изменять его без ведома и воли настоятеля ни в каком случае расходчик не должен позволять себе. В случае же необходимой нужды в этом изменении испрашивать настоятельского благословения чрез казначея, и только в отстутствие его расходчик может и лично заявлять эту нужду, но и в сих случаях всего правильнее действовать ему чрез благочинного.
3) Тщательно наблюдать, чтобы выдаваемая на братию провизия непременно вся вполне шла именно только на общую трапезу братскую и чтобы никаких и ни для кого отдельных из нее яств, а равно и отдельных выдач пищи из общего ее приготовления прежде общей трапезы ни в каком случае не допускалось.
4) Попортившихся съестных материалов отнюдь не выдавать в кухню. А чтобы не могло случаться сего, очевидно, необходимо или не запасать их в большом количестве, или уметь и заботиться сберегать запасы от всякой порчи.
5) Возможно чаще – даже по нескольку раз в день – бывать в кухне и настаивать, чтобы во всем была там возможная чистота и опрятность, особенно требовать сего относительно горшков или котлов поваренных, которые непременно с вечера должны быть начисто вымыты и за ночь высушены в печи для утреннего в них приготовления.
6) Внушать повару и его помощникам, обязанным расходчику полным повиновением, чтобы они вели себя вообще богобоязненно, а особенно были бы благоговейны и отнюдь не сварливы во время приготовления и раздачи пищи, и все это совершали бы со страхом Божиим, с молитвою и с полным усердием к обительскому братству.
7) Ревнуя послушанию и дорожа доверенностию казначея, охотно исполнять поручения его как относительно мелочных, по его книжке, всякого рода закупок, так и относительно присмотра и распорядительности не по одним только принадлежностям трапезным, но и по всем прочим статьям монастырского хозяйства, где и что ему укажется.
8) Ежемесячно доставлять – чрез казначея – экстрактовой отчет настоятелю о приходе, расходе и остатке провизии на продовольствие братства, вместе с книгою своею, для поверки всего этого и для подлежащих соображений, что все и должно быть ежемесячно означаемо настоятелем в представляемой книге.
1.Богородице-Рождественского Коневского мужского монастыря Финляндской епархии. – Прим. ред.
2. Новгородского Юрьева мужского монастыря. – Прим. ред.
Правила, определяющие внутреннюю подвижническую, преимущественно келейную, жизнь монашествующих
(Составлены Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом)
ГЛАВА I Какие важнейшие обязанности монаха?
1. Любить Бога всем сердцем как отца и бояться как Господа.
2. Любовь сию свидетельствовать всевозможным исполнением заповедей Его, а страх – хранением себя от того, что может прогневать Его.
3. Благодетельствовать ради Бога ближнему во всем.
4. Отречься самого себя отвержением своей воли и покорением ее воле Божией и начальствующих.
5. Искоренять зло как в себе, так и в других: в себе – умерщвлением душевредных страстей, а в других – предохранением их от порочных дел.
6. Насаждать Евангельское благочестие как в себе, так и в других: в себе – прилежным слушанием или чтением слова Божия, слезным покаянием и частым приобщением Святых Христовых Таин, а в других – добрым примером, духовными беседами и усердною к Богу молитвою.
ГЛАВА II. Что монаху должно делать в келлии?
1. Любить уединение своей келлии, пребывая в ней тихо и молчаливо.
2. Иметь всегда пред очами Бога, помышляя, что он все видит и все знает.
3. Проразумевать искушения врага и сопротивляться им бодренною молитвою.
4. Молиться, дабы душа согрелась в слезном умилении.
5. Упражняться в чтении книг или в рукоделии.
6. Воздыхать к вечному блаженству.
7. Вооружать себя молитвою, дабы безопасно, когда потребуется, можно было выйти из келлии.
ГЛАВА III. Как монаху вести себя вне келлии?
1. Тщательно ограждать чувства, особенно зрения и слуха.
2. Не прилагать внимания к предметам суетным и новостям.
3. Сделав потребное, немедля возвращаться в келлию.
4. Везде соблюдать монашескую честь и скромность.
5. Если случится беседовать с кем, то говорить о предметах духовных.
ГЛАВА IV. Что должно сохранять монаху во время молитвы?
1. Первее уготовать ум, представляя себе величие Божие и свое ничтожество.
2. Изгнать из сердца все мирские и плотские помыслы.
3. Представить себя Богу с глубочайшим смирением и благоговением.
4. Пребывать непоколебимо в состоянии молитвенном.
5. Молиться духом и истиною, то есть со смирением и сокрушением сердца, с разумом и вниманием.
6. Блюсти себя от рассеяния помыслов.
7. Воздыхать о несовершенстве своем и недостоинстве.
ГЛАВА V. Что монах должен хранить во время трапезы?
1. Тщательно хранить молчание.
2. Не стараться занять высшее место.
3. Есть и пить с воздержанием.
4. Не охуждать предлагаемые яди, поминая желчь и оцет распятого за нас Господа.
5. Внимать душеполезному чтению и чрез сие насыщать душу духовною пищею.
ГЛАВА VI. Что делать монаху в утреннее время?
1. Вставать в назначенное время.
2. Вскоре потом представить себя лицу Божию и на служение Ему молитвенным коленопреклонением.
3. Благодарить за сохранение в нощи.
4. Обращать к Богу первые помышления, как начатки дня.
5. Размыслить и определить, что сделать для Богоугодного препровождения дня.
6. Усердно просить от Бога помощи и благодати для исполнения предпринятого.
ГЛАВА VII. Что делать монаху, отходя ко сну?
1. Представлять в уме своем сон как бы смерть, а одр как бы гроб.
2. Испытывать совесть, и, если сделано что днем худое, о том каяться с намерением исправиться.
3. Усердно молиться, дабы ночь прошла без греха и навета.
4. Потом, вручая себя Богу и Ангелу хранителю, предаться сну.
5. На одре хранить себя от злых помыслов и козней вражиих.
6. Сколько раз ни случится проснуться, обращаться к Богу с воздыханием и молитвою.
7. Сверх нужды на одре не медлить.
ГЛАВА VIII. Что должно сохранять монаху во время исповеди?
1. Прежде всего прилежно испытать свою совесть.
2. Искренно скорбеть о согрешениях.
3. Грехи исповедывать вполне.
4. Твердо положить исправить свою жизнь с намерением блюстись и малейших погрешностей.
5. Епитимию от духовника принять благодушно или возложить, по совету его, самому на себя, для изглаждения грехов.
ГЛАВА IX. Что должно предлежать вниманию при испытании совести?
1. Преступление обетов, данных в крещении отрицанием от всех дел сатаны.
2. Преступление обетов, данных в монашестве обещанием чистоты и воздержания, послушания и нестяжания, терпения всякой скорби и тесноты.
3. Нарушение монашеской благопристойности чрез подаяние соблазнов.
4. Лукавые помыслы и порочные похоти, непрестанно наветующие.
5. Опущение молитвенного правила и рассеяние мыслей при славословии Божием.
6. Грехи языка ропотом, злословием и осуждением.
7. Преслушание поведенного от Настоятеля и небрежение по должности.
ГЛАВА X. Как должен вести себя Священномонах пред совершением Литургии и во время совершения ея?
1. Прежде всего совесть очистить покаянием.
2. Приготовить себя молитвою и воздержанием к достойному Священнодействию.
3. Приступать с сокрушением и смиренным сердцем.
4. Приносить безкровную жертву о себе и о людях с подобающим благоговением.
5. Причащаться со страхом и верою, памятуя сделанное пред тем возглашение: Святая святым.
6. С благодарением выходить из храма после Литургии.
ГЛАВА XI. Что делать Священномонаху после Литургии?
1. Благодарить Бога за совершение Литургии как за величайшее благодеяние.
2. Внутренним усердием приносить Ему всего себя во всегдашнее служение.
3. Воздыхать к вечному блаженству.
4. Тщательно хранить себя от всякого дела и слова душетленного и от всех греховных преткновений.
5. Стараться впредь жить не для себя, но для великодаровитого своего Благодетеля непорочно.
ГЛАВА XII. Что вообще нужно хранить всякому монаху?
1. Ум от лукавых помыслов.
2. Сердце от злых похотей и возношения.
3. Взор от лукавых прелестей.
4. Слух от суетных и смехотворных бесед, и особенно злословных на ближнего.
5. Язык от осуждения и ропота.
6. Чрево от сластолюбия и пьянства.
7. Всего себя от праздности и обращения с женскими лицами.
8. А кроме сего и важнее всего хранить совершенное пред Богом смирение и кротость духа, безкорыстие и вольную нищету, совершенную трезвость и чистоту тела и совершенное незлобие, мир и братолюбие.
ГЛАВА XIII. Какие обязанности монаха вообще к братии?
1. Любить всех о Господе.
2. Всякого считать лучшим себя.
3. Недостатки и немощи их сносить терпеливо.
4. Не оскорблять никого ничем.
5. Пользовать друг друга духовными беседами.
6. Взаимно молиться друг за друга.
ГЛАВА XIV. Какие обязанности монаха к Начальнику?
1. Любить его как отца.
2. Слушать как наставника.
3. Безропотно и тщательно проходить порученные им послушания.
4. Хранить ненарушимо учрежденное им для благоустройства и доброго жития.
5. Сносить терпеливо делаемые им обличения и наказания.
6. Молить о нем Бога.
ГЛАВА XV. Что может монаху способствовать для исполнения обетов, данных пред Богом и Церковию?
1. Частое воспоминание сих обетов.
2. Всевозможное к исполнению их принуждение себя.
3. Непрестанное и пламенное от Бога прошение благодати и силы к спасительному подвигу.
4. Покаянное сетование о грехах прошедшей жизни и хранение себя от них на будущее время.
5. При всех трудах и подвигах сравнение недостаточности их пред необычайными подвигами древних отцев и отсюду уничижительный о себе помысл.
6. Воспоминание жизни и страданий Христовых для подражания и представления мук вечных и радости праведных для поощрения на подвиг.
ГЛАВА XVI. Чем врачевать грехи и предохраняться от них?
1. Чистою и усердною к Богу молитвою.
2. Обращением к ходатайству угодников Божиих, а особенно, терпевших подобные испытываемым кем-либо искушения.
3. Удалением от содружества с живущими в безстрашии.
4. Крепким в самом начале сопротивлением наветующему искушению.
5. Чистосердечным открытием своих немощей богобоязненным мужам.
6. Чтением слова Божия, благочестивых писателей и житий святых.
7. Немедленным, как только случится впасть в грех, раскаянием с решимостию исправиться.
8. Редким выходом из келлий и кратковременными беседами.
ГЛАВА XVII. О чем монаху непрестанно должно памятовать для лучшего сохранения себя?
1. Что мир сей прелестен, а плоть немощна, а потому должно бдеть и молиться, трезвиться и бодрствовать.
2. Что жизнь наша кратковременна и невозвратна и дана на покаяние.
3. Что смерть неизвестна, но неизбежна, а для грешников люта.
4. Что трепетен исход души и от обличения грехов, и от страха суда Божия.
5. Что суд будущий грозен и нестерпим, ибо и правые дела будут судимы.
6. Что Судия, воздающий по делам, страшен и неумолим.
ГЛАВА XVIII. Что делать монаху, дабы стяжать тишину и мир душевный?
1. С глубоким смирением упражняться в размышлении о смерти и суде Божием по делам.
2. Никому ни в чем не прекословить без благословной причины.
3. Не вмешиваться ни во что постороннее, кроме своей должности.
4. Все приключающееся, веселое и скорбное, принимать благодушно, как от руки Божией.
5. Любить уединение своей келлии и тщательно хранить молчание.
6. Кроме Бога и своего спасения, не искать ничего в мире сем.
ГЛАВА XIX. Какие средства монаху к достижению святости по мере человеческой немощи?
1. Презрение всех мирских сует и попечений.
2. Поучение в законе Господнем день и ночь.
3. Частое испытание совести о делах, словах и мыслях.
4. В погрешностях своих искреннее признание, смиренное исповедание, сердечное сокрушение, тщательное воздыхание.
5. Охранение от самомалейших погрешностей, как ведущих к большим грехам.
6. Всевозможное уклонение от причин и случаев греховных.
7. Охранение себя от всех порочных дел.
ГЛАВА XX. Какие средства к достижению совершенства монашеского?
1. Мир и любовь ко всем.
2. Кротость и тихость в обращении со всеми.
3. Неослабное стремление к подвигу добродетели.
4. Отвержение себя со страстьми и похотьми.
5. Присномолитвенность.
6. Великодушная любовь к враждующим.
7. Делание добра ненавидящим.
8. Благословение клянущих.
9. Молитва за делающих зло.
10. Терпение, без противления, всяких озлоблений и бед, что есть крест Христианский, до конца. Бога ради. Ему же слава, честь и держава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Даниловский благовестник» № 2 - 3 (в двух частях, часть II) литературно-исторический альманах
Правила благоустройства монастырской жизни в монастырях Казанской епархии, Казань, 1890 г.