Память праведного с похвалами

Игумения Ангелина (Нестерова)

К 500-летию со дня преставления преподобной Ангелины Сербской

Многие игумении и монахини Русской Православной Церкви носили имя святой преподобной Ангелины, деспотиссы Сербской. Особенно часто встречается это имя во второй половине ХIХ – начале ХХ века. Многие из них пострадали в годы гонений. Современное женское монашество в нашей стране тоже знает немало монахинь, духовной покровительницей которых является преподобная Ангелина. Будем молиться Господу и Пресвятой Богородице, чтобы слова святого Иоанна Кронштадского, сказанные им в напутствие при постриге монахине Ангелине, в будущем первой настоятельнице Иоанновского монастыря на Карповке, стали духовным наставлением и нам, современным монахиням: «Распни себя миру и страстям, и да воцарится в сердце твоем Христос Бог – верою, любовию святою, усердием твоим к Нему, молитвою, постоянным вниманием к себе, воздержанием, смирением, послушанием, кротостью и незлобием, бескорыстием. Отврати сердце твое от земли и живи умом и сердцем на небесах…»

В 2020 году исполняется 500 лет со дня преставления преподобной Ангелины, деспотисы Сербской. Жизнь святой Ангелины Сербской и ее многострадальной семьи пришлась на вторую половину XV и первую четверть XVI века. Святые семьи Бранкович вели борьбу, в первую очередь, за православную веру, понимая, что только истинная вера может служить твердым основанием государства.

В 1459 году, при деспоте Стефане Бранковиче (1420–1476), Сербия была окончательно порабощена турками. Бранковичи жили в эпоху заката Сербского царства. После сербских властителей Неманичей это наиболее представительный род сербских правителей. Бранковичи состояли в родстве с Неманичами, род которых восходил к «стопам сербской государственности и духовности». Вук Бранкович (†1398) был правителем Косово и Метохии, его сын Джурадж (ок.1374–1456) основал на Дунае город-крепость Смедерево – последнюю столицу Сербского царства. Как отмечает историк, личность и дело Джураджа Бранковича «предстают величественным стержнем отпора Сербии насилию, исходившему с Запада и Востока: натиск турок, разобщенность христианских народов Европы, противостояние православных Балкан римско-католическому влиянию». Сын Джураджа деспот Стефан, потеряв сербский престол, вынужден был скрываться. Некоторое время Стефан пребывал при дворе будущего тестя князя Арианита (по некоторым источникам Андрея-Арванита Храброго). В этой семье в 1444 году родилась дочь Ангелина.

В юности Стефан был ослеплен по повелению султана Мурата II, несмотря на то, что одной из жен султана была родная сестра Стефана Мара (Мария). При завоевании Царьграда турками в 1453 году она спасла из Царьграда Дары волхвов и сама перевезла их на Афон, где родной дядя Стефана и Мары – Григорий Бранкович подвизался монахом Хиландарского монастыря (обитель эта была центром сербского монашества).

Будучи воспитана в послушании, имея сострадательное сердце, Ангелина по благословению родителей в 1461 году стала супругой изгнанника-слепца Стефана. Некоторые историки считают, что Ангелина происходила из рода Черноевичей (Церноевичей), правящих Черногорией. В 1484 году правитель Черногории Иоанн, родной брат отца Ангелины, построил в столице Цетинье монастырь Рождества Пресвятой Богородицы (действующий до настоящего времени). По некоторым сведениям именно Иоанн Церноевич выдавал свою племянницу Ангелину за сербского деспота Стефана, так как к этому времени отец ее уже умер. Не исключено, что этот брак, как и большинство браков правящих особ, был заключен по политическим мотивам. Это делает еще более примечательной святость, просиявшую над всей семьей.

Ангелина с мужем прожили 10 лет в городе Скадар, а затем вынуждены были бежать в северную Италию, где жила сестра Стефана Екатерина. По свидетельству историка, Стефан «с женой Ангелиной жили складно и дружно, о чем говорят его письма, полные любви и похвалы ее». В семье Стефана и Ангелины Бранковичей родились два сына: Георгий (1462–1516) и Иоанн (1463–1503) и дочь Мара (Мария 1465–1495). К началу 70-х годов XV века семья, претерпевая многие скорби, переселяется в Белград, где 9 октября 1476 года закончилась страдальческая земная жизнь главы семьи – деспота Стефана. Он прославлен в лике святых и почитается всей полнотой Православной Церкви. В 1485 году дочь Ангелины Мара (Мария) выходит замуж за Вонифатия V Палеолога. Венчание состоялось в Инсбруке, и некоторое время Ангелина с сыновьями оставались жить здесь.

Как отмечает историк: «И при жизни Стефана семья жила весьма скромно, а по его смерти ситуация еще более ухудшилась». Овдовев, Ангелина жила и воспитывала своих детей в трудных условиях, но не оставляла исполнения обязанностей деспотисы. Она обращается за помощью и политическим покровительством к правителям соседних государств. Венгерский король Матиаш I Корвин выделил ее семье для управления земли в Среме, принадлежавшие некогда деду Стефана Вуку Бранковичу.

В 1486 году Ангелина добивается для Георгия титула деспота Сремского края. Для сербов это был глоток свободы. Многие сербские семьи стали переезжать в этот край. Сюда же деспот Георгий перевозит свою мать Ангелину и мощи святого Стефана, прославленного в лике святых годом ранее. Мощи устраивают в специальном ковчеге в монастыре святого Луки в городе Купиник на реке Саве. Позднее недалеко от этого храма была построена церковь святой Ангелины. Историк отмечает, что «деспот Георгий был образованным и культурным человеком, был большим дипломатом и к ратным делам не был склонен». В 1495 году Георгий передает власть брату Иоанну, а сам все силы отдает устроению церковному.

По благословению матери и старшего брата младший брат Иоанн в 1495 году становится правителем Сербии. Деспот Иоанн, более воинственный и амбициозный, чем старший брат, в 1501–1502 годах участвуя в войне с турками на стороне Венгрии, нанес большой урон поработителям в Сербии и Боснии. Деспот Иоанн был женат на Елене Якшич – дочери сербского воеводы Стефана Якшича. Родная сестра Елены – Анна Якшич была замужем за Василием Львовичем Глинским, их дочь – Елена Глинская стала второй женой великого князя Московского Василия Иоановича, матерью царя Иоанна Васильевича IV. Великая княгиня Елена Васильевна Глинская имела родство не только с Бранковичами и Неманичами (сербскими властителями), но и с византийскими императорами.

Деспот Иоанн, по преданию, основал монастырь Старый Язак, посвященный Введению Пресвятой Богородицы во храм. В конце XVIII века в километре от обители Старый Язак построен Новый Язак. В настоящее время это действующий женский монастырь. В росписи его стен можно видеть фреску преподобной Ангелины, а в иконостасе представлены иконы святых Бранковичей. Деспот Иоанн отошел ко Господу 10/23 декабря 1502 года. В этот день в Русской Православной Церкви отмечается память святых семьи Бранковичей.

В 1498 году Георгий Стефанович принимает монашеский постриг с именем Максим. С 1503 года епископ Влашский, с 1508 года епископ Сремский и в дальнейшем, будучи уже митрополитом Белградско-Сремской митрополии, святой Максим прилагает много усилий для объединения не только православных сербских приходов, но и, имея от Господа талант миролюбца и дипломата, стремится сделать Белградскую митрополию опорой для сохранения православного влияния на территориях, подвластных Венгрии. В 1509 году епископа Максима избрали митрополитом Белградским и Сремским. Позже Белградско-Сремская митрополия была переименована в Карловацкую. Именно эта митрополия на протяжении нескольких веков являлась средоточием сербского православия.


В 1509–1514 годах митрополит Максим со своей матерью Ангелиной строят монастырь Крушедол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Эта обитель строилась как усыпальница для семьи Бранковичей – последних правителей средневековой Сербии. Отошел ко господу митрополит Максим 18 января 1516 года. Ввиду нетления его мощей он «иже во святых» положен в Благовещенском храме в Крушедоле. В 1716 году монастырь был сожжен и разграблен турками, впоследствии его восстановили. В настоящее время он является действующим женским монастырем, входит в список памятников культуры Сербии исключительного значения. В библиотеке обители находится много средневековых рукописей и печатных книг, в ризнице хранятся древние иконы.

Кроме монастыря Крушедол святой Максим основал монастыри Ново Хопово и Старо Хопово. Монастырь Ново Хопово с соборным храмом в честь святителя Николая является действующим в наши дни. Его история хранит память о русских монахинях Леснинского монастыря, основанного святым Иоанном Кронштадским, – сестры были вынуждены переселиться сюда в 1920 году. Приезд в пустовавший монастырь Ново Хопово 70 сестер с чудотворной Леснинской иконой Божией Матери, как отмечает Михаил Витальевич Шкаровский, имел «важнейшее значение для возрождения почти исчезнувшего в ХVIII–ХIХ вв. сербского женского монашества. И если в 1919 г. женские обители Сербии вообще отсутствовали, то в 1924 г. их было уже четыре с 70 монахинями и 35 послушницами». Митрополит Евлогий (Георгиевский) писал: «…сербское женское монашество уже давно умерло. За последние века в Сербии не было ни одного женского монастыря, и сербы стали считать это вполне нормальным явлением… монашество возникло вновь, лишь только появились женщины способные к организации монастырей… Хопово быстро сделалось центром духовно-религиозной жизни». Среди наиболее известных хоповских сестер, вставших во главе новых сербских обителей, была игумения Введенского монастыря в Белграде Ангелина (Грачева). В 1950 году под давлением новых Югославских властей часть монахинь из Хопово перебралась во Францию, увезя чудотворную Леснинскую икону Божией Матери и частицы мощей преподобной Ангелины и святого Максима. На монастырском кладбище нашли упокоение многие русские монахини, русские беженцы, в том числе и русские воины.

В 1499 году (в некоторых источниках в 1509 году) Ангелина принимает монашество. В это же время Ангелина выкупила на свои средства землю в километре от монастыря Крушедол под строительство храма в честь Сретения Господня. Здесь в дальнейшем она основала женскую обитель, где и провела последние годы своей земной жизни. Преставилась ко Господу святая Ангелина 30 июля/12 августа 1520 года, погребена в притворе Сретенской церкви. Позже ее мощи были перенесены в монастырь Крушедол, где находились мощи святых Стефана, Максима и Иоанна Бранковичей. Область эту в Сербии называют «Фрушка гора», а часто «Святая гора». Это место исторического и духовного средоточия сербского народа.

Жизнь преподобной Ангелины Сербской была связана со многими трагическими событиями на Сербской земле, касавшимися и ее лично, и членов ее семьи. Однако эта мужественная женщина ни на одно мгновение не отвернулась от православия. Она воспитала сыновей в любви к своей вере и своему народу. Она учила своих детей благочестию, смирению и воздержанию. Уже при жизни за мудрость, доброту, терпеливый нрав, за строительство храмов и благотворительность сербы называли ее матерью. Поэтому часто на сербских иконах, изображающих преподобную Ангелину, можем прочитать «Св. маjка Ангелина». Сама преподобная Ангелина, приняв после смерти супруга титул «деспотисы» (на Руси этот титул соответствовал в то время титулу «великая княгиня»), участвовала в политической жизни Сербии, стремясь всегда укреплять православие в своей Отчизне. В одной из стихир поемых на службе преподобной Ангелине читаем: «В женском естестве мужески пожившую…», – эти слова отражают крепость духа и праведность жизни святой Ангелины Сербской.

Используя родственные связи с великими князьями Московскими, она неоднократно обращалась в Москву с просьбами помочь в строительстве монастырей и храмов. Известный русский историк Михаил Николаевич Тихомиров пишет, что деспотиса Ангелина послала к великому князю Иоанну III священноинока Евгения «с некоторыми речами и сообщила о желании построить церковь в честь Иоанна Златоуста, с тем чтобы положить в ней тела “мужа моего святого деспота Стефана и святого Иоанна, сына моего. Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали”». Просьба Ангелины была услышана великим князем, он передал ей и митрополиту Максиму богатые дары. У Михаила Витальевича Шкаровского читаем: «В 1508 году вдова сербского деспота Стефана и мать последнего деспота Иоанна, инокиня Ангелина, причисленная впоследствии к лику святых, торжественно передала великому князю Василию III в собственность право на русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Сербские государи, в течение веков оказывали поддержку русской обители, теперь сами были в трудном положении, попав под турецкое иго. Святая Ангелина призвала великого князя оказать помощь русской обители – его древней отчине и дедине, что и произошло». 1509 году по просьбе Ангелины великий князь Василий Иоанович III передал богатые дары на содержание Белградско-Сремской митрополии. Преподобная Ангелина не только благотворительствовала монастырям в Сербии, но и неоднократно посылала дары на святую гору Афон. Особенно в сербский монастырь Хиландар и греческий монастырь Эсфигмен.

Похоронив сына, митрополита Максима, святая Ангелина отошла от всех политических дел и посвятила себя Богу. Жила она в эти годы в построенном ею Сретенском монастыре, недалеко от монастыря Крушедол, где пребывали мощи ее супруга и двух сыновей. Ангелина в это время составила значительное книжное собрание и, как отмечают историки, «питала любовь к духовному назидательному чтению». Есть предположение, что ей принадлежал рукописный список «Шестоднева» – бесед на книгу Бытия святителя Иоанна Златоуста.


30 июля/12 августа 1520 года матушка Ангелина закончила свой земной путь и преставилась ко Господу. Захоронили тело бывшей деспотисы Ангелины Сербской в построенном ею Сретенском монастыре. Через некоторое время, тело преподобной Ангелины обрели нетленным и от него были засвидетельствованы чудеса исцеления. Она стала почитаться святой, мощи перенесли в Благовещенский монастырь в Крушедол. Здесь они были доступны для поклонения почти 200 лет, до 1716 года, когда монастырь и мощи были сожжены турками. Среди уцелевших доныне мощей сохранились часть левой руки святой Ангелины и частицы мощей святых Стефана, Максима и Иоанна Бранковичей. Сейчас эти святыни хранятся в монастыре в Крушедоле.

Поклонение «матушке Ангелине» среди православных сербов началось еще при ее жизни. По отшествии же ее ко Господу преподобной Ангелине в Сербии стали посвящаться строящиеся храмы. Фресковые иконы с ее образом, старые и вновь написанные, можно и сейчас увидеть в соборном храме Михаила Архангела и во Введенском женском монастыре в Белграде, в Благовещенском монастыре в Крушедоле, в монастыре Язак, на паперти Печской Патриархии, в Хилендарском монастыре на Афоне. В храме сербского подворья при черногорском монастыре преподобного Василия Острожского на своде можно увидеть фреску преподобной Ангелины в клобуке и мантии, вписанную в медальон. На писаных иконах она изображается в нескольких изводах: в царской мантии, ростовая, в правой руке монашеские четки, в левой руке пальмовая ветвь, голова покрыта монашеским апостольником (такая икона находится в Крушедольском монастыре); святая в монашеских одеждах, в правой руке крест, в левой четки (аналойная поясная икона в Никольском монастыре Гргетег Сремской епархии). Есть и другие изображения: икона преподобной Ангелины, на которой она предстоит в монашеском облачении в полный рост, в правой руке крест, в левой руке четки и храм, у ног царская корона (такая икона находится в Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре под городом Вязьмой). Это изображение подчеркивает превосходство духовной жизни над земным величием, которое оставила деспотиса Ангелина ради служения Господу.

В Русской Православной Церкви преподобная Ангелина, святая благоверная деспотиса Сербская почитается с 1621 года. В службе преподобной Ангелине говорится о ее стойкости, терпении и мудрости, милосердии, супружеской верности и преданности, материнской любви и жертвенности.

Память преподобной Ангелины Сербской 30 июля/12 августа, по дню преставления, включена в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 апреля 2018 года.

«Память твою, преподобная Ангелино, совершающе, молимся всякого треволнения избавитися…» (Канон святой блаженной Ангелине Сербской, песнь 9)

Приложение – игумении монастырей Русской Православной Церкви, нареченные в честь святой Ангелины:

  1. Игумения Ангелина (в 1840–1863 гг.). Иоанно-Предтеченский монастырь в Пскове (основан в 1243 г., ныне подворье Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого мужского монастыря.

  2. Монахиня Ангелина (Александра Филипповна фон Розе; 1809–1887). Основательница (1865 г.) и строительница Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря Псковской митрополии.

  3. Игумения Ангелина (Алексеева Анна Степановна; 1884–1937). С 1923 года настоятельница Троице-Феодоровского женского монастыря г. Казани. Расстреляна 21 декабря 1937 года.

  4. Игумения Ангелина (Гуляева Ангелина Никаноровна; 1864–1931). До 1918 года настоятельница Казанского женского монастыря г. Калуги. В 1931 году осуждена и выслана в Казахстан.

  5. Игумения Ангелина (Комарова Елизавета Никоновна; 1858–1933). С 1918 года возглавляла Спасо-Преображенскую женскую общину в поселке Епихарка Угличского уезда Ярославской губернии. В 1933 году осуждена.

  6. Схиигумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927). С 1903 года первая настоятельница Иоановского женского монастыря на реке Карповке.

  7. Игумения Ангелина – схиигумения Макария (Травина Валентина Ивановна 1921–2016). С 1994 года строительница разрушенного в годы лихолетья Макариево-Писемского монастыря Костромской епархии. Восстановив Спасо-Преображенский храм матушка Ангелина построила в монастыре церковь во имя святой Ангелины Сербской.


Литературные источники:

  1. Муравьев Н.А. Сношения России с Востоком по делам церковным. Т.1. СПб., 1858.

  2. Голубинский Е.Е. Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871.

  3. Маркович В. Православное монашество и монастыри Сербии средневековой. – Сремские Карловцы. 1920.

  4. Руварац И. О роду деспотице српске Ангелине. – Београд. 1934.

  5. Достян И.С. Борьба южно-славянских народов против турецкой агрессии в ХIV–ХV вв. Византийский временник, № 7, 1953.

  6. Маевский В.А. Лесна-Хопово-Фурке (Подвижницы любви). – Сан-Пауло, 1962.

  7. Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. – М.: Наука, 1969.

  8. Архимандрит Иустин (Попович). Жития святых (на серб. яз.). – Белград, 1975.

  9. Др.Желько Файфрич. Бранковичи. – Шид: Графосрем, 1999.

  10. Божо. Б. Совиль, Петар р. Николич. Свети цар Урош и монастир Jазак. – Петроварадин, 2001.

  11. Монастир Язак. – Београд. 2001.

  12. 12.Турилов А.А. Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001.

  13. Минея. Июль. Ч.III. М., 2002.

  14. Момирович П. Монастир Крушедол. – Београд. 2003.

  15. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2007.

  16. Петр Деревянко, протоиерей. Преподобная Ангелина Сербская и ее родня. Новая книга. № 8. – М., 2008.

  17. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917–1956. Биографический справочник. Книга первая. М., 2015.

  18. Шкаровский М.В. Православные Церкви Юго-Восточной Европы между двумя мировыми войнами (1918–1939 гг.) – М.: Издательский дом «Познание», 2019.

  19. Русский биографический словарь. Алексинский – Бестужев-Рюмин. Репринтное воспроизведение издания 1900 года. М., 1992.



Материалы по теме

Публикации

Игумения Макария, монастырь Соколица в Косово и Метохии
Игумения Макария, монастырь Соколица в Косово и Метохии

Монастыри

 Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь под городом Вязьма
Россия, Смоленская область, Вяземский район, деревня Мартюхи
 Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь под городом Вязьма
Россия, Смоленская область, Вяземский район, деревня Мартюхи
Воскресенский Новодевичий монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Сурский Иоанновский женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Александро-Ошевенский мужской монастырь