Антониево-Дымский мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в начале ХIII века великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского – Антонием Дымским.
Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в 1206 году в Великом Новгороде от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении.
Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в 1206 году в Великом Новгороде от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении.
Однажды придя в храм святой отрок во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: «Аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф. 16:24). В них он услышал призыв к жизни иной. Вскоре после этого в 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Настоятель монастыря, прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил облечь в ангельский образ.
После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро.
Здесь, в совершенном безмолвии, перед очами Единого Бога подвижник совершил почти половину земной жизни. Но и дремучие Дымские леса не могли совершенно утаить в себе его Богоугодного жития от искренних последователей «благаго ига и легкого бремени Христова». Так образовалась новая обитель, в которой преподобный Антоний продолжал удручать свое тело трудом, постом и молитвою.
Во многолетних трудах, на 67 году жизни, приобщившись Святых Таин и с молитвой на устах он предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.
За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти.
Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере.
С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.
16 июня 2001 года были вновь обретены мощи угодника Божьего – преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.
1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.
Настоятелем был назначен игумен Игнатий (Бузин), ныне епископ Армавирский и Лабинский.
С апреля 2014 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан (Дементьев), в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.
После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро.
Здесь, в совершенном безмолвии, перед очами Единого Бога подвижник совершил почти половину земной жизни. Но и дремучие Дымские леса не могли совершенно утаить в себе его Богоугодного жития от искренних последователей «благаго ига и легкого бремени Христова». Так образовалась новая обитель, в которой преподобный Антоний продолжал удручать свое тело трудом, постом и молитвою.
Во многолетних трудах, на 67 году жизни, приобщившись Святых Таин и с молитвой на устах он предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.
За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти.
Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере.
С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.
16 июня 2001 года были вновь обретены мощи угодника Божьего – преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.
1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.
Настоятелем был назначен игумен Игнатий (Бузин), ныне епископ Армавирский и Лабинский.
С апреля 2014 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан (Дементьев), в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.
Настоятель
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во óбщее же оỳпокоéние брáтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.
В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.
Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря - преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита.
В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.
Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.
В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: "В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами
В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.
Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.
В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.
В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.
Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные".
На первом этаже было два придела - справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже - Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел - в честь преподобного Антония Дымского.
Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.
Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.
Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.
28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов.
В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.
В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.
Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря - преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита.
В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.
Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.
В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: "В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами
В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.
Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.
В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.
В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.
Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные".
На первом этаже было два придела - справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже - Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел - в честь преподобного Антония Дымского.
Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.
Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.
Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.
28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов.
В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.
Богослужение в монастыре
По будням
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Утреннее молитвенное правило. Полунощница
|
|
По: пнд., втр., сред., четв.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
20 : 00 |
Вечернее молитвенное правило.
|
|
По: пятн., вск.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
18 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
По: суб., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
18 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
По: суб.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Молебен Пресвятой Богородице у иконы «Казанская».Утреннее молитвенное правило. Полунощница. Божественная литургия. Панихида. Таинство Крещения
|
|
По: вск.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Молебен прп. Антонию Дымскому .Утреннее молитвенное правило. Божественная литургия
|
|