Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Нижегородская
Адрес:
Нижегородская область, Арзамас, улица Урицкого, 24
Телефон:
7 (83147) 9-03-19
E-mail:
spmonast@mail.ru
Сайт:
Дата основания:
1555

История

Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года. В 1578 году государь Иоанн Грозный отписал город Арзамас в удел своему сыну Феодору, который был набожен и уделял много внимания устроению монастырской жизни. К этому времени монастырь имел две церкви, шестнадцать келлий и двадцать человек братии. Все строения монастыря были деревянными. Вскоре случился большой пожар, почти полностью уничтоживший монастырь. Спустя 40 лет, в 1626 году другой документ уже сообщает о том, что в обители двадцать пять келлий и тридцать три монаха, те же два храма и колокольня, на которой «девять колоколов да часы боевые». Башенные часы со звучащим механизмом были в то время большой редкостью. Указаны названия врат обители — Святые (на западной стороне) и Водяные (на южной стороне).

Долгие годы облик монастыря был деревянный, построенный по древним традициям русского деревянного зодчества. В 17 веке монастырь развивался и богател, обустраивался новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки разбирались, возводились каменные. В 1638 году начал строиться каменный храм во имя Преображения Господня. Затем была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы «четвериковая о пяти главах», в ней придел во имя Сретения Господня.

Третья церковь над Святыми Вратами во имя Св. Вмч. Георгия. Четвертая церковь под колокольнею во имя Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (ныне разобранная) относящаяся ко второй половине 17 века имела 10 колоколов. Часовня во имя Спаса Нерукотворного примыкает к зданию Духовного Училища.

В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей.

О первых игуменах ничего не известно, однако опираясь на исторические документы, можно предположить, что зачинателями Спасо-Преображенского монастыря были подвижники из Троице – Сергиевой Лавры. Игумены Спасского монастыря с его зарождения всегда пользовались большим уважением у горожан и первенствовали среди духовенства. В последствии настоятели монастыря стали носить высшее и почетное должностное звание монаха – архимандрит. Крестные ходы и торжественные общегородские службы часто начинались и проходили не в Соборе, а в Спасском монастыре. В обители было расположено и главное духовное управление города, которое возглавляли Архимандриты Спасского монастыря, являясь викариями Патриархов, к Епархии которых принадлежал Арзамас. В правлении игумена Иосафа II в 1767 году Арзамас посетила императрица Екатерина II, по дороге из Симбирска в Москву. На устроенный ею прием для первых лиц города, был также приглашен игумен Иосаф II. За всю свою историю монастырь взрастил 19 игуменов и 23 архимандрита, многие из них прославились святостью жизни и выдающимися духовными и организаторскими дарованиями.

В 1815 году в Спасском монастыре основано Арзамасское Духовное Училище, для которого был выстроен каменный корпус на юго – западе монастыря. Под опекой тогдашнего архимандрита Александра заведение росло и развивалось, в 1838 году ему был присвоен титул уездного.

В монастыре имелся деревянный крест в серебряном чеканном окладе, в ковчежец которого вложены частицы святых мощей разных Божиих угодников, а также многие святыни, на поклонение которым сходился православный люд. Близ амвона в Преображенском соборе находилась украшенная чудотворная икона Казанской Божией Матери.   

К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют. Монастырь владел значительными земельными угодьями, занимался обширной хозяйственной деятельностью, в том числе рыболовством.

Спасо - Преображенский монастырь был закрыт в 20 годы прошлого столетия. Статус монастыря был восстановлен в 2005 году. Долгое время в главном Соборе обители располагался Федеральный Архив. В настоящее время Архив переехал на новое место, что дало возможность 19 августа 2015 г. в престольный праздник обители провести первое богослужение в Спасо-Преображенском соборе. Первым наместником обители стал иеромонах Паисий (Яцко), ставший впоследствии игуменом, при котором были развернуты реставрационные работы в Благовещенской церкви. Восстановлен внешний вид церкви: оштукатурен и покрашен фасад, возведена колокольня, позолочены купола, расписан нижний храм Трех Святителей. Восстановлен также и внешний облик часовни Спаса Нерукотворного. Началось также восстановление храма Рождества Богородицы. 22 мая 2016 года и. о. наместника стал архимандрит Тихон (Затекин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. При нем восстановление монастыря продолжается. Начался ремонт крыши и фасада Спасо-Преображенского собора. Храм Рождества Богородицы возведен под крышу. Началось восстановление колокольни храма Рождества Богородицы. Начался ремонт в здании братского корпуса (бывшего детсада, отданного монастырю в декабре 2015 года). Сторонние организации покидают монастырь. Почти расселен бывший игуменский корпус. Будем надеяться, что милостью Божией набранный темп восстановительных работ не ослабнет.

В настоящее время в обители, не считая наместника, проживают три насельника: игумен, иеромонах и инок. Кроме того, имеются трудники, число которых в течении года стабильно около десяти. Братия монастыря и трудники обязательно посещают полунощницу в 6:00, вечернее монашеское правило в 18:00, а также богослужения. Распорядок дня: подъем в 5:30, полунощница в 6:00, завтрак в 7:00, послушания: 8:00 – 11:30, обед в 12:00, с 12:00 до 13:00 отдых, с 13:00 до 17:00 послушания, в 18:00 – вечернее правило, после правила ужин. Отбой – 22:00.

Наместник

Игумен Феодосий (Какуркин)


Храмы и Богослужения

Благовещенский собор
Благовещенская церковь – одна из старейших приходских церквей г.Арзамаса – существовала с XVII в. и была построена неподалеку от Спасо-Преображенского монастыря, на левой стороне оврага, разделявшего город с посадом.



Каждый день
время
богослужение
примечание
6 : 30
Утреннее богослужение
Панихида совершается каждую субботу; водосвятный молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша» - каждое воскресение после Литургии
16 : 00
Вечернее богослужение
На месте, где сейчас стоит благолепный храм, до 1775 года находились две церкви, составлявшие единый приход: деревянная, холодная, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, имевшая два придела: правый – во имя св. Иоанна Предтечи и левый – во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил; другая церковь ­– каменная, теплая, во имя трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, также с двумя приделами: правым – во имя свт. Николая Чудотворца и левым – во имя св. мученицы Параскевы Пятницы. Возле этих храмов было приходское кладбище.

Приход у этой церкви был двойной: одна половина прихожан жила на горе, главным образом по Большой улице (ныне Коммунистов), а другая – по всей нижней части города, вперемешку с прихожанами других церквей. Издавна прихожанами Благовещенской церкви, как будто на подбор, были преимущественно богатые люди. Когда дела их особенно стали процветать, они решили создать Господу от своих праведных трудов благолепный храм. Инициатором, как говорят, был дворянин Иван Михайлович Булгаков (пожертвовавший ранее в этот храм драгоценное евангелие), потомок арзамасского воеводы Тимофея Булгакова. Много старался и протоиерей этого храма Иоанн Андреев, изготовивший серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы св. мощей и часть Животворящего Древа Креста Господня.
Новую Благовещенскую церковь начали возводить в 1775 г. и завершили в 1788 г. Постройка производилась на средства прихожан, которые не скупились, но старались сделать все качественно и прочно. Церковь была воздвигнута двухрамовая: на первом этаже теплая, а на втором – холодная. Всего было сделано 6 престолов, которые были посвящены тем же святым, что и в старых церквях. Даже св. антиминсы остались те же и существовали в новой церкви более 100 лет. Облик храма и архитектура избраны были весьма удачно и частично заимствованы с Успенского собора Саровской пустыни, построенного незадолго до этого.

Прихожане усердно трудились при строительстве Дома Божия. Даже молодые девицы, не имея возможности что-либо пожертвовать, выражали свое старание тем, что по вечерам, когда каменщики уходили с работы, приходили и натаскивали им кирпичей на целый следующий день, ускоряя тем постройку.

В нижней теплой церкви все три престола были освящены в 1777 г. игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря Иоасафом. А в 1784 г. в Арзамасе совершилось небывалое торжество: преосвященным Виктором, епископом Владимирским и Муромским был освящен главный престол этого храма в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Остальные два придела освящены в 1788 г. протоиереем Иоанном Андреевым.

Храм восхищал сердца прихожан и жителей города своим величественным наружным видом, великолепием своего позолоченного иконостаса и прекрасными иконами. Колокольня церкви была самой высокой в городе (12 сажен). Пример благовещенских прихожан возбудил соревнование в арзамасцах, которые вслед за тем начали перестраивать и украшать свои приходские церкви.

В течение более чем сотни лет благодаря усердию прихожан и старост были изготовлены серебряные ризы для икон и золотые подсвечники, собрана богатая ризница, расписаны стены и возведена ограда с двумя воротами. Попечениями прихожан–арзамасских купцов были отлиты и установлены большие колокола. Благодаря усердию старосты Сергея Ивановича Мунина и пожертвованиям прихожанина купца 1-й гильдии Дмитрия Ивановича Попова были позолочены церковные главы. Для этого потребовалось 18 лет и 25 000 рублей серебром. Работу без прибыли для себя выполнили братья Лысковцевы, золотившие Саровские главы.

18 апреля 1928 г. на заседании Президиума горсовета решено было закрыть 11 церквей и приспособить их на школьные и больничные нужды.  После получения постановления Президиума ВЦИКа РСФСР 25 января 1929 г. городской Президиум постановил закрыть 7 церковных городских приходов с 11-ю зданиями, в том числе и Благовещенский, в котором решено было разместить школу. Новую власть привлекло богатство Благовещенской церкви: общий вес ее колоколов составил 1214 пудов (в то время, когда все остальные арзамасские колокола весили 1697 пудов), а позолоченной меди с куполов было снято 1647 кг. Не забыли власти и про позолоченный иконостас, подсвечники и серебряные ризы икон.

В 1930-е годы обезглавленный храм отдали под общежитие студентов педагогического техникума. В последние годы советской власти на первом этаже располагалась мастерская по производству памятников, на втором – контора треста столовых и ресторанов.

В 2004 г. после передачи здания Церкви храм был приписан к начавшему восстанавливаться Спасо-Преображенскому мужскому монастырю, и здесь потекли ремонтные работы. Первое богослужение было совершено на праздник Рождества Христова в 2006 г. Сейчас в этом храме совершаются регулярные монастырские богослужения.

Спасо-Преображенский собор
В соборе ведутся ремонтно-реставрационные работы.
Спасо-Преображенский соборный храм, построенный еще в XVI в., первоначально был деревянным. Он находился в северо-западной части обители, на самом высоком месте. Вокруг алтаря собора располагалось монастырское кладбище.

Главный деревянный храм богатого Спасского монастыря должен быть величественным высоким зданием башенного типа, с небольшим по площади, но вытянутым вверх объемом молельного зала. Для такого образа подходил очень распространенный в строительстве того времени тип храма, называемый «о двадцати стенах». В основании – четырехугольный равносторонний сруб, к каждой стороне которого пристроены небольшие помещения, служащие для размещения алтаря, ризницы и сеней. Эти небольшие помещения удачно покрываются тремя рядами убывающих кверху кокошников – бочечная кровля. Четырехугольный сруб – четверик, традиционной продолжался восьмиугольным срубом – восьмериком, а уже восьмерик, во второй половине XVI века, непременно покрывался шатровой кровлей. Завершался шатер храма луковичной главкой с крестом на шейке-барабане. Главка и шейка обычно покрывались лемехом: осиновой фигурно вырезанной дощечкой. Вход в здание оформлялся высоким крыльцом, которое защищалось от дождя и снега скатной крышей.

С течением времени Арзамасский Спасский монастырь развивался и богател, обустраиваясь новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки, пришедшие в ветхость, разбирались, и на их месте возводились новые, уже каменные, сооружения.

Древнейшим и самым первым каменным зданием в Арзамасе был собор во имя Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. К его постройке приступили в 1638 году при игумене Ионе, предполагавшем построить его в больших размерах и уже заключившем договорную запись со старцем Московского Ново-Спасского монастыря Ипполитом об устройстве иконостаса в этом храме. Но в том же 1638 году игумен Иона был переведен в Ново-Спасский монастырь, а его преемник игумен Корнилий по какой-то причине убавил размеры храма и иконостаса. При нем же была закончена постройка этого здания. Собор был освящен не позже 1643 года.

Ясный, четкий квадрат в плане, с традиционными алтарными апсидами с восточной стороны. Своды собора опираются на четыре пилона. Основной объем здания имеет три входа. Однако первоначальный вид каменного собора сильно изменен в XVIII столетии, когда к объему храма была пристроена обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Были растесаны старинные окна и одеты характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Были разобраны крыльца. Конструкция кровли также сильно изменена: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание, заменены на четырехскатную кровлю. Средняя главка явно имела другие формы, так как в описи сказано: «...средняя глава деревянная обита чешуею деревянною ж», а раз так, то и форма главки была шлемовидная – характерная для того времени, ибо шаровидный купол значительной величины, который существует ныне, ни в конструктивном, ни в стилистическом виде не мог существовать.

И.Н.Четыркин сообщает, что с западной и южной сторон собора «пристроены паперти, в стенах которых вставлено несколько плит – надгробных памятников с высеченными на них надписями, показывающими имена погребенных здесь настоятелей монастыря и других лиц. Одни из этих памятников вросли в землю, на других стерлись буквы. Из уцелевших на этих памятниках надписей остались следующие: а) В стену южной паперти Спасской церкви вложены одна возле другой рядом четыре каменные плиты с вырезанными вглубь надписями. Из них первая от входа – о погребении игумена Феодосия. Сначала крест барельефный с тростью и копием и со словами: "Ис.Хс.", потом надпись "Лета 7153 (1645) апреля в 7 д. преставися раб Божий игумен Феодосий и погребен в сем месте с родом своим". Из трех других плит на одной можно прочесть: "7173... преставися раб Божий Арзамасской"; на другой: "7194... раб Божий священноиерей Иосиф"; на третьей: "7178... священноиерей... схимонах"; б) В западной стене церкви, к югу от паперти, вложена каменная плита с выпуклыми буквами, из которых состоит надпись, – прежде барельефный крест без плоти стростью и копием. Вокруг креста надпись: "Царь славы, Ис.Хс.", а потом следует: "Лета 7132 (1624) ноября в 17 д. память иже во святых отца нашего Григория чудотворца преставилась раба Божия Евдокея Герасимовна Мисюря..." К северу от паперти в стене три плиты с высеченными вглубь буквами, но на них снаружи остались выдными только годы: на одной 7174, на другой – 7182, на третьей – 7184. Погребенную, по указанию первого камня, Евдокею Герасимовну Мисюря и ее родственников считают в Арзамасе строителями монастырской Спасской соборной церкви. Спасская церковь в настоящем виде своем построена около середины XVII столетия игуменом Корнилием. Ее иконостас, возвышающийся до самых сводов, заслуживает внимания по скромной простоте столярной работы и по живописи икон в русском вкусе XVII столетия. Он сделан резных дел мастером старцем Ипполитом, иноком Московского Новоспасского монастыря. Договорная запись, заключенная им с игуменом Ионой в 1638 году, показывает, что он подрядился сделать иконостас несравненно великолепнее существующего. Но так как игумен Иона был в том же году переведен в настоятели Новоспасского монастыря, то крестник его Корнилий, соорудивший каменную церковь Спаса вдвое меньше предполагавшейся к постройке Ионой, подрядил инока Ипполита выстроить иконостас меньших размеров и без украшений. В Спасской церкви замечательна и чествуется особым поклонением древняя икона Божией Матери в деревянном вызолоченном киоте, стоящая за настоятельским местом в церкви. На доске, находящейся под ней, полууставом описано происшествие, случившееся в 1732 году 2 июня. Во время вечерни, когда читался акафист Божией Матери, сильный удар грома разбил большую главу и свод соборной церкви, и вслед за тем молния, опалив столбы у местных образов, зажгла пол у южных дверей. Братья, пораженные страхом, пали в беспамятстве на помост храма, но были спасены заступлением Божией Матери, образ Которой изображен в этом киоте. Украшение и киот для этой иконы сделаны архимандритом Иоасафом. Кроме Казанской иконы Божией Матери в церкви замечательны: 1) Животворящий Крест Господень; 2) киоты со святыми мощами. В ризнице хранятся некоторые древние грамоты, планы и межевые книги на поземельные владения монастыря».

Преоображенский собор – трёхпрестольный. Центральный престол освящен в честь праздника Преображения Господня. Описание монастыря конца XIX века говорит, что в церкви Преображения «два придела: с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя преподобной Марии Магдалины». В описи 1763 г. упомянут один из приделов Преображенского собора: «…предел во имя преподобного Варлаама Хутынского».

После Октябрьской революции 1917 г. здание собора было опечатано. 16 марта 1919 г. община верующих при Спасском монастыре заключила договор с Арзамасским Совдепом о передаче им двух церквей, в том числе и Преображенского собора. Несмотря на официальное разрешение властей, через полтора года исполнитель судебных решений т.Каменев по поручению Арзамасского Бюро юстиции объявил о ликвидации Спасского монастыря и опечатал его храмы. После заявлений и ходатайств общины в 1921 году Президиум Уисполкома всё-таки оставляет за общиной две церкви: Преображенский собор и церковь Рождества Богородицы. Потом властям показалось, что двух церквей для Спасской общины много, и вскоре Спасский собор был отобран у верующих. Это произошло не позднее 1924 года, так как в этом году был заключен новый договор на пользование уже только одной церковью – Рождества Пресвятой Богородицы. Спасский собор поначалу был занят военными складами 51-го полка (с сентября 1925 г.), а к 1928 г. – Уездным архивом.

В 2015 году после передачи Преображенского собора церкви и подготовки к переезду Архив выехал из церковного здания. 

Использованные материалы:

1.   Петряшин А.С. Арзамасские монастыри. История, архитектура, хозяйственная деятельность XVI – XX вв. Монография. – Арзамас, 2010.

2.   Потороев А. Разоренные храмы. Очерки Арзамасского богоборчества. – М., 2006.

3.   Четыркин И.Н. Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Краткий исторический очерк. (По изданию 1888 г.). – Арзамас, 2003

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы являлась  зимним (теплым) соборным и трапезным храмом Арзамасского Спасо-Преображенского (Спасского) монастыря.


К 1585 году относится первое краткое описание монастыря, в котором наряду с главным храмом Преображения Господня названа и теплая церковь Рождества Богородицы с приделом св. великомученицы Анастасии. Эти строения были деревянные. Другой архивный документ, датируемый 1626 годом, добавляет  к сведениям об облике деревянной Рождественской церкви лишь то, что она имела трапезный прируб: «А в монастыре храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянна, а другой храм теплой и трапеза, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, да в приделе Святой мученицы Настасеи, да в храме церкви строения…».

Данные о времени возведения ныне существующего каменного теплого монастырского храма расходятся.

В описи монастыря, хранящейся в РГАДА, составленной капитаном А. Тихменевым в 1763 году,  сообщается, что о церкви Рождества Богородицы, «в котором году построена и по какому указу известия не отыскано». А.С. Петряшин считает, что «церковь возведена предположительно в 1660 – 1690 годах, на что указывают даты освящения антиминсов: в алтаре самой церкви антиминс в приделе Сретения Господня напечатан на полотне 73 году (1665 – 1666 гг.)…».

Таким образом, точная датировка церкви Рождества Богородицы остается под вопросом. Если признать, что дата на антиминсе Сретенского придела воспроизведена правильно (в чем есть сомнения), то каменный храм уже существовал в 1666 году. Следует обратить внимание, что церковный придел в это время был освящен в честь Сретения Господня, а не в честь св. Анастасии, как это было ранее у деревянного храма.

Собственно церковные помещения с главным и придельным престолами находились на втором этаже массивного каменного здания. А.С. Петряшин высказал предположение, что изначально пятиглавое завершение храма,  возможно, сопровождалось тремя рядами живописных кокошников, расположенными ниже. Далее автор говорит, что первоначальное покрытие четверика, на котором покоились барабаны с главами, было четырехскатным, а «профилированные килевидные кокошники были включены в высокий кирпичный аттик, завершенный карнизом, как декоративный элемент. Основанием для этого предположения служит высота стены между карнизом и крайней точкой кокошника (обычно закладку производили до высоты кокошника, а в данном случае стена возвышается на три кирпича, что не характерно для данного типа зданий), и хорошая проработка верхнего венчающего карниза, и несоответствие кокошников на основании церковных барабанов форме нижних кокошников». Таким образом, на архивных фотографиях конца XIX – начала ХХ века, скорее всего, запечатлено именно первоначальное завершение церкви Рождества Богородицы.

Архивные документы позволяют проследить строительную историю памятника в основном за период XIX – начала ХХ века. На значительные события, связанные с церковью Рождества Богородицы, указывает замена антиминсов на главном и придельном престолах (данные монастырских описей за 1810 – 1855 годы).

Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы:

Антиминс священнодействован:

- в 1806 году архиепископом Вениамином;

- в 1830 году епископом Афанасием;

- в 1851 году епископом Иеремией.

Престол в приделе в честь Сретения Господня:

Антиминс священнодействован:

- в 1738 году архиепископом Питиримом;

- в 1830 году епископом Афанасием.

Замена антиминсов означала переосвящение престолов, и, вполне вероятно, это указывает на завершение определенных строительных работ в теплом храме.

Наиболее крупные переделки, повлиявшие на облик здания:

- появление в 1860-е годы одноэтажного пристроя, вытянутого  вдоль южной стороны здания (не достроен в 1866 году);

- устройство каменного крыльца с западной стороны здания в 1907 году при общем ремонте церкви.

Известно также, что во второй половине XIX века постоянно производился поддерживающий ремонт здания (штукатурка и побелка стен, покраска кровель, замена рам в окнах и т.п.).

В тексте паспорта на памятник указывается (без ссылки на источник), что «в конце XVIII века в результате ремонта разобраны крыльца и перестроены оконные проемы на южном и северном фасадах, которые получили традиционные барочные наличники». Однако, их форма и рисунок, скорее всего, относятся к петровскому времени. Натурные исследования подтверждают перебивку световых проемов: сохранились следы первоначальных окон, рисунок наличников которых характерен для конца XVII столетия.

По тому же паспорту (опять же, без указания источника) крытая паперть с лестницей, расположенная с запада, датируется первой половиной XIX века. Проверить это сейчас нет возможности.

По старым фотографиям, а также материалам паспорта 1985 года, можно установить общий облик памятника и его планировочную структуру на конец XIX – начало ХХ века, когда он еще не подвергся кардинальным переделкам.

Здание церкви Рождества Богородицы, включая трапезную палату, примыкающую к храмовым частям с запада, было поставлено на высокий подклет (подцерковье, первый этаж). Четверик с пятиглавым завершением был смещен от продольной оси здания в южную сторону, отмечая молитвенное помещение «настоящей» церкви. Находящийся с севера придел Сретения Господня архитектурно выделялся лишь с востока полукруглой апсидой, где находился его престол, и не имел особых завершений (главы с крестом). Главный престол располагался в пятистенной апсиде, примыкавшей к полукруглой. С запада к трапезной примыкала крытая паперть одной с ней высоты, выступающая за линию ее южной стены. К паперти, как уже говорилось выше, в 1907 году было пристроено более низкое крытое каменное крыльцо, заменившее деревянное. С юга к зданию (от начала трапезной до окончания алтарного выступа) примыкал одноэтажный пристрой с односкатной крышей, появившийся, как уже говорилось выше, в 1860-годы.

Также можно проследить изменения отдельных частей, деталей, элементов здания и назначение его помещений.

Кресты на главах:

1763 год – кресты железные вызолочены, ветхие;

1810, 1829 годы – кресты железные вызолочены;

1848 год - кресты железные;

1855 год – кресты железные.

На фотографиях конца XIX – начала ХХ века также показаны художественно оформленные железные кресты.

Главы:

На четверике, смещенном к югу и возвышавшимся над главным молитвенным помещением, имелись одна большая и четыре малые главы луковичной формы. Алтарные апсиды, молитвенное помещение придела, трапезная палата главами с крестами отмечены не были.

1763 год – «главы каменные, обитые жестью, которая жесть весьма обветшала, а с протчих ободралась»;

1810, 1829 годы – главы каменные, обиты «желтою черепицею».

Описи 1848 и 1855 годов также указывают на покрытие глав желтой черепицей. (Вероятно, они должны были ассоциироваться с золотом). Время замены покрытия глав на железное точно не установлено. Косвенным свидетельством такой замены к 1895 году является запись в монастырской ведомости о необходимости покраски глав на церквах. Вместе с тем, на фотографии церкви Рождества Богородицы, приведенной А.С. Петряшиным в книге «Арзамасские монастыри» и датированной концом XIX века, хорошо видно, что металлическое покрытие имеет только большая глава, а малые главы покрыты керамическим лемехом.

Барабаны глав: круглые, глухие. Имели кирпичный декор в виде аркатурного пояса. В основании их располагались кокошники.

Крыши:

1763 год – «настоящая [церковь] и трапеза, и паперть крыты тесом… Во оной церкви в трапезе от ветхости ее во время дождя бывает капель».

1810 год – крыши собственно церкви и трапезной покрыты железом.

Цвет крыш менялся. На 1848 год они были выкрашены «мумиею», то есть в коричневый цвет, на 1855 год – «дикою краскою», то есть были серыми. В 1875 году «на зимней теплой церкви железная крыша… покрашена в большей части медянкою», то есть стала зеленой. В 1907 году во время большого ремонта старое железо было заменено на новое и выкрашено, опять же, «за два раза масляною краскою зеленого цвета». На зеленый цвет крыши указывает и ведомость страховой оценки церкви, составленная в 1910 году.

Стены, двери, окна, декоративное убранство:

Стены здания были оштукатурены (в 1907 году – цементной штукатуркой) и выбелены. Между двумя профилированными карнизами завершения четверика располагался пояс кокошников (по четыре кокошника на восточном и западном фасадах и по три – на южном и северном). Под нижним карнизом, помимо профилированных тяг, находился еще и ширинчатый пояс. Имелись также профилированные карнизы (венчающий и междуэтажный) у крытой паперти (притвора), трапезной палаты и Сретенского придела. У притвора под окнами по всем фасадам выше междуэтажного карниза проходил ширинчатый пояс.

Четверик был фланкирован лопатками. С северной стороны лопатка отделяла придельный храм от трапезной палаты. С востока алтарные апсиды (по второму этажу) также разделялись лопаткой. Нижний этаж здесь был фланкирован лопатками, еще одна лопатка разделяла подцерковья главного и придельного храмов.

Страховая ведомость 1910 года указывает высоту верхнего этажа здания до карниза (судя по всему, между двумя карнизами трапезной палаты) в 2 саж. (4,26 м). Высота первого этажа тем же документом определяется в 1,5 саж. (3,195 м). Таким образом, устанавливается общая высота трапезной (от земли до венчающего карниза) – 7,455 м. 

Согласно ведомости 1910 года по верхнему этажу имелась одна наружная двустворчатая деревянная дверь и таковая же внутренняя, по нижнему этажу – всего пять дверей. На фотографиях видно, что две из них находились с восточной стороны, под алтарной апсидой главного храма, одна – с северной стороны нижнего этажа трапезной палаты, еще одна внизу с северной стороны крытого крыльца. Более ранняя опись 1855 года сообщает, что «извне  церкви деревянные же створчатые двери запираются висячим замком».

Согласно той же описи 1855 года, окна верхнего этажа здания, числом 17, имели двойные рамы и решетки.

Количество окон верхнего этажа здания (вероятно, включая окна второго света четверика) в ведомости 1910 года указано следующим образом: больших – 18 штук, малых – 8 штук, по нижнему этажу было учтено всего 20 окон. Размеры окон верхнего этажа, к сожалению, не названы. Высота окон нижнего этажа составляла 1,5 арш. (1,07 м), а их ширина – 1 арш. (0,71 м).

Расположение части окон также устанавливается по фотографиям. В частности, на одной из них хорошо просматриваются окна южной и восточной стороны здания. Малые прямоугольные окна второго света четверика видны на южной и восточной сторонах четверика. На западной и северной сторонах их не было. Эти окна  имели профилированные рамочные наличники. Два больших окна первого света с лучковой перемычкой находились на его южной стороне. Верхний этаж трапезной палаты с южной стороны имел четыре подобных окна. При этом крайнее западное окно было меньше остальных. Два аналогичных окна находились с северной стороны Сретенского придела и два таких же окна – на верхнем этаже трапезной палаты.

Алтарные апсиды имели аналогичные окна: одно – Сретенский придел, три – выступ главного храма. При этом, на дореволюционных фотографиях, сделанных с юго-востока, видно, что восточное окно заложено. По архивным же сведениям, в 1907 году это «временно заложенное» окно «на горнем месте» было разобрано «со вставкою в оное новых рам со стеклами, из коих на внутреннем цельном стекле живописно изображено событие Воскресения Христова».

Читается барочный декор наличников этих окон: вверху располагался треугольный фронтон, нижняя часть наличника была выполнена в виде фартука, имевшего сегментное очертание. Треугольные завершения наличников разрывали венчающий карниз этажа (за исключением окон на четверике). Заполнения оконных проемов имели довольно дробную расстекловку.

Прямоугольные окна нижнего этажа под Сретенским приделом и трапезной палатой практически были лишены декора.

В описи 1855 года указано, что крытый притвор («паперть каменная») с западной части здания имел «длину» (то есть, размеры с севера на юг) 9 саж. 2 четв. (19,426 м) и «ширину» (по линии запад-восток) 1саж. 2 четв. (2,386 м), полуциркульных окон было шесть. По фотографиям устанавливается, что они находились в  уровне верхнего этажа: одно на южном фасаде, четыре  окна на западном фасаде (по два слева и справа от крыльца). Северный  фасад притвора в начале ХХ века в уровне верхнего этажа окон не имел, что видно по фотографии монастыря, сделанной с северо-запада.

У паперти отмечено также два схода «на восточную и западную стороны». Эту запись весьма трудно интерпретировать. Возможно, одна из сторон перепутана, поскольку с восточной стороны от притвора находилась трапезная палата. Можно также предположить, что восточный сход располагался в части паперти, выступающей за линию южного фасада трапезной. Если это так, то следующее описание относится именно к нему: «С восточной стороны у папертей дверь деревянная, изнутри укрепляется железным крюком, задвигается железною задвижкою и запирается железным висячим замком».

Первый этаж притвора имел прямоугольные окна: на западном фасаде, видимо, их было четыре  (по два слева и справа от  крыльца) и одно окно на южном фасаде. Опись 1855 года отмечает также входные двери с севера: «С северной стороны двери деревянные створные, внутри укрепляются железным крючком, а снаружи железною задвижкою и висячим замком запираются». Окон здесь не было. Входной проем читается на одной из дореволюционных фотографий.

Объем каменного крытого крыльца, появившегося в 1907 году с запада от притвора, имел по второму этажу на западном фасаде над входным проемом окно с арочным завершением. С обеих сторон его находились ниши с таким же завершением. Окна на северном и южном фасаде были аналогичны западному.

Над входом с запада был устроен металлический навес («зонт»). Прямоугольные окна по обеим сторонам его на фотографии 1985 года показаны на разном уровне. Они явно были к тому времени уже переделаны. По реконструкции А.С. Петряшина еще один прямоугольный вход в нижнюю часть крыльца располагался с севера.

У южного одноэтажного пристроя по фотографиям определяется семь прямоугольных окон на южном фасаде и два на восточном. Вход в пристрой снаружи осуществлялся через крытое крыльцо с юга. Установить было ли оно деревянным или металлическим по фотографии не представляется возможным. На более поздней фотооткрытке крыльцо уже отсутствует.

Внутренние помещения. Верхний этаж:

Верхний этаж четверика и трапезной использовался для богослужебных целей.

Иконостас главного храма в честь Рождества Богородицы, судя по ведомости 1910 года, имел длину 4 1/3 саж. (9,23 м) и высоту 3 1/3 саж.      (7,1 м). Ниже дается его краткое описание по годам:

1810 год – «иконостас и царские двери резные, резьба и столярная работа вызолочены на полимент, а ниские места по серебру покрыты ярью»;

1829 год – «иконостас резной, покрыт зеленою краскою и по местам позлащенный»;

1848 год – «иконостас столярный, с резьбою, окрашенный зеленою краскою и по местам позлащенный»;

1855 год – «иконостас столярной работы с резьбой, окрашенный зеленой краской и по местам позолоченный»;

1907 год - иконостас окрашен «заново белою масляною краскою, а резьба… и царские врата заново перезолочены».

Размеры иконостаса Сретенского придела, находившегося с северной («левой») стороны не найдены. Его описание по годам:

1810 год – «иконостас столярный, обложен флямом золоченым»;

1829 год – «иконостас резной, покрыт краскою вишневого цвета и по местам позлащенный»;

1848 год – «иконостас столярный, с резьбою, окрашенный масляною краскою и по местам позлащенный»;

1855 год – «иконостас столярной работы, окрашенный карминовою краскою и по местам позлащенный»;

1907 год - иконостас окрашен «заново белою масляною краскою, а резьба… и царские врата заново перезолочены».

Из приведенной в паспорте схемы верхнего этажа памятника следует, что главный храм и придел первоначально были разделены капитальной стеной. Предалтарные преграды также носили капитальный характер. Клиросы на 1855 год имели ограждение железными решетками, окрашенными в зеленый цвет.

Мощная кирпичная стена с двумя арочными проемами отделяла храмовую часть от трапезной палаты, которая, видимо, также использовалась в качестве моленного помещения.

Полы по всему верхнему этажу, включая крытую паперть (опять же по состоянию на 1855 год), были деревянными (сосновыми). Дверь между трапезной палатой и папертью описана следующим образом: «Дверь с западной стороны изнутри деревянная, обтянута кошмою и запирается нутренным и висячим замками».

В 1873 году в церкви были «потолки и стены вновь покрашены с живописными по местам изображениями, красками на масле». Известно также, что еще раз своды, стены и полы окрашивались масляной краской в 1907 году «с росписанием на удобных местах священных изображений из евангельской истории и некоторых святых».

Монастырские ведомости 1872 и 1874 годов сообщают, что вверху притвора (паперти) находились две братские кельи. По ведомости 1895 года здесь фиксируется уже только одна братская келья – с северной стороны.

Местоположение имевшегося при церкви Рождества Богородицы помещения ризницы по ведомости 1895 года не устанавливается. В других архивных документах она не упоминается.

Внутренние помещения. Нижний этаж:

Описание и назначение нижнего этажа (подцерковья) в архивных документах обозначено следующим образом:

1848 год – «братские трапеза, кухня, 2 кельи и подвалы для хранения»;

1855 год – «под церковию: братская трапеза, кухня и подвалы для хранения запасов, а под папертями устроены две кельи для монашествующих»;

1872 год – «под самою церковию из служб: трапеза братская и кухня, затем подвалы мучной и овощной»;

1874 год – «службы: трапеза братская и кухня», в нижней части притвора (паперти) – две кельи;

1895 год – «под теплою же церковью, с восточной стороны, имеется подвал и амбар для склада и хранения запасов», в нижнем этаже притвора (паперти) «по обе стороны входа в церковь имеются две братские кельи»;

1910 год – «нижний этаж – трапезная – каменный, со сводами».

Об одноэтажном пристрое с южной стороны здания в ведомости 1895 года сообщается следующее: «Вдоль южной стороны сей церкви, в вышину нижнего этажа, имеется пристрой, предназначавшийся для расширения церкви, недостроенный в 1866 году; был покрыт на один скат, до 1884 года служил помещением для класса духовного училища, и с выездом училища из монастыря остается необитаем по неудобству постройки, предназначавшейся не для жилых помещений». По другим данным, относящимся к 1872 и 1874 годам, в пристрое имелись «помещения для больницы духовного училища».

Поскольку церковь Рождества Богородицы предназначалась в том числе и для богослужений в зимнее время, помещения здания отапливались.

По ведомости 1910 года в верхнем этаже здания было четыре голландских обитых железом печи, в нижнем – четыре голландских и одна русская. Русская печь находилась в помещении братской кухни.

Печные трубы просматриваются на старых фотографиях монастыря. Однако установить, какие из них относятся к печам первого этажа, а какие к печам второго сложно. Понятно, что одна из печей находилась между алтарными выступами, одна - в южной части крытой паперти, судя по всему, отапливалась и трапезная палата.

Ликвидация Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря началась уже в 1919 году с установлением советской власти. Церковь Рождества Богородицы оказалась последним действующим храмом на территории бывшей обители. Окончательно он был закрыт 6 марта 1929 года и переоборудован под детскую библиотеку, а затем – под городские квартиры.

За последующие годы верхняя часть четверика и алтарные апсиды были уничтожены, при этом восточная часть второго этажа здания выстроена заново и приобрела вид жилого дома. Ко времени восстановления и передачи здания  Церкви в 2012 г. практически полностью утрачены крыльцо и крытый притвор с запада. Оставшиеся части здания находились в аварийном состоянии.

Использованные материалы:

1.   НИП "Этнос". Спасский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (трапезная). Научно-проектная документация. Т.2.Кн.1. – Нижний Новгород, 2013.

2.   Петряшин А.С. Арзамасские монастыри. История, архитектура, хозяйственная деятельность XVI – XX вв. Монография. – Арзамас, 2010.


Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
6 : 30
Утреннее богослужение
Панихида совершается каждую субботу; водосвятный молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша» - каждое воскресение после Литургии
16 : 00
Вечернее богослужение

Служение

Социальное служение
Монастырь сотрудничает с Межрегиональной благотворительной общественной организацией социальной адаптации граждан «Твой дом», которая присылает людей потрудиться и пожить в монастыре, поучаствовать в богослужении, помолиться вместе с братией, тем самым способствуя их социальной адаптации.
Адрес организации: г. Нижний Новгород, ул. Красный Пахарь, д. 14, сайт www.mbootvoydom.ru


Новости

Все новости

Контактная информация

Возврат к списку