Георгиевский скит Гороховецкого Свято-Троице Никольского монастыря на Клязьме скит епархиального мужского монастыря
История
В 1365 году Сергий Радонежский по просьбе митрополита Московского Алексия и юного великого князя Дмитрия Ивановича направился в Нижний Новгород повлиять на нижегородского князя Бориса Константиновича, спорившего о власти с братом— союзником Москвы. Преподобный пришел в Нижний пешком и, пригрозив отлучением от церкви, смирил гордого Бориса. На обратном пути уже тогда прославленный игумен благословил строительство пустыни неподалеку от Клязьмы, где была устроена деревянная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. По преданию, Сергий Радонежский подарил новоустроенной обители серебряный позолоченный напрестольный крест, сохранявшийся там до 1930-х годов.
Новая пустынь не теряла связей с Троице-Сергиевым монастырем, а при жизни преподобного — и с ним самим. После победы русских войск в Куликовской битве, перед которой Сергий Радонежский лично благословил Дмитрия Донского и его войско, в Троицкой пустыни близ Гороховца был выстроен второй деревянный храм в честь святого Георгия Победоносца — в память великой победы над татарами хана Мамая. С той поры пустынь стали называть Георгиевской.
Зимой 1541 года крымский хан Сафа-Гирей с 30-тысячным войском разорил земли нынешнего Владимирского края. В числе прочих тогда же была уничтожена и Георгиевская пустынь. Только в 1590-м к царю Федору Ивановичу обратился соборный старец Троице-Сергиева монастыря Варсонофий Якимов с просьбой помочь восстановить Георгиевскую обитель. Царь повелел выстроить в пустыни новый храм и собрать братию, пожаловав им вотчину Конюш-остров в Муромском уезде, «чтобы Угодника Христова Сергия славилось начало».
К 1628 году в Георгиевской пустыни уже имелся храм в честь великомученика Георгия Победоносца, кельи и деревянная ограда. В обители проживали иеромонах Гермоген и 10 иноков. Около обители возникла, и крестьянская слободка из 14 дворов. Монастырьку принадлежало 14 озер и 13 истоков с богатыми рыбными ловлями.
Одним из последних настоятелей Георгиевской пустыни стал строитель Прохор (Спесивцев), вклад которого — массивное напрестольное Евангелие в окладе из позолоченного серебра, пожертвованное в 1691 году, долго сохранялась в Георгиевской церкви как реликвия. В начале XVIII века в царствование Петра I пустынь запустела, а в 1764 году по указу Екатерины II все небольшие монастыри были упразднены и в их числе — Георгиевская пустынь. Обитель Сергия Радонежского стала центром сельского прихода и получила название село Георгиевская слободка. В 1782 году старые деревянные Троицкая и Георгиевские церкви были перестроены в одну Троицкую с Георгиевским приделом.
В приходе Георгиевской слободки к 1898 году насчитывалось около 800 человек, с 1894-го там действовала церковно-приходская школа. Одним из последних настоятелей стал священник Василий Ключарев, назначенный в Георгиевскую церковь в 1899-м. В 1930-е годы храм в Георгиевской слободке закрыли. Церковное здание использовалось местным колхозом для хозяйственных целей. Потом пожары и люди завершили уничтожение того, что еще хоть как-то напоминало о Георгиевской пустыни — казалось, навсегда.
Очередное третье по счету рождение обители преподобного Сергия состоялось в 1996 году в качестве Георгиевского скита Гороховецкого Свято-Троице Никольского монастыря.
В центре скита находится деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского, выстроенный в старинных архитектурных традициях об одной главе с двухъярусной шатровой звонницей. Наверху имеется 4 средних колокола и несколько колоколов поменьше.
Еще один колокол укреплен на стене одной из келий, в которой имеется небольшая домовая церковь. Это корабельная рында, подаренная обители. По ее сигналу братия собирается на молитву, в церковь и на трапезу.
Зимой 1541 года крымский хан Сафа-Гирей с 30-тысячным войском разорил земли нынешнего Владимирского края. В числе прочих тогда же была уничтожена и Георгиевская пустынь. Только в 1590-м к царю Федору Ивановичу обратился соборный старец Троице-Сергиева монастыря Варсонофий Якимов с просьбой помочь восстановить Георгиевскую обитель. Царь повелел выстроить в пустыни новый храм и собрать братию, пожаловав им вотчину Конюш-остров в Муромском уезде, «чтобы Угодника Христова Сергия славилось начало».
К 1628 году в Георгиевской пустыни уже имелся храм в честь великомученика Георгия Победоносца, кельи и деревянная ограда. В обители проживали иеромонах Гермоген и 10 иноков. Около обители возникла, и крестьянская слободка из 14 дворов. Монастырьку принадлежало 14 озер и 13 истоков с богатыми рыбными ловлями.
Одним из последних настоятелей Георгиевской пустыни стал строитель Прохор (Спесивцев), вклад которого — массивное напрестольное Евангелие в окладе из позолоченного серебра, пожертвованное в 1691 году, долго сохранялась в Георгиевской церкви как реликвия. В начале XVIII века в царствование Петра I пустынь запустела, а в 1764 году по указу Екатерины II все небольшие монастыри были упразднены и в их числе — Георгиевская пустынь. Обитель Сергия Радонежского стала центром сельского прихода и получила название село Георгиевская слободка. В 1782 году старые деревянные Троицкая и Георгиевские церкви были перестроены в одну Троицкую с Георгиевским приделом.
В приходе Георгиевской слободки к 1898 году насчитывалось около 800 человек, с 1894-го там действовала церковно-приходская школа. Одним из последних настоятелей стал священник Василий Ключарев, назначенный в Георгиевскую церковь в 1899-м. В 1930-е годы храм в Георгиевской слободке закрыли. Церковное здание использовалось местным колхозом для хозяйственных целей. Потом пожары и люди завершили уничтожение того, что еще хоть как-то напоминало о Георгиевской пустыни — казалось, навсегда.
Очередное третье по счету рождение обители преподобного Сергия состоялось в 1996 году в качестве Георгиевского скита Гороховецкого Свято-Троице Никольского монастыря.
В центре скита находится деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского, выстроенный в старинных архитектурных традициях об одной главе с двухъярусной шатровой звонницей. Наверху имеется 4 средних колокола и несколько колоколов поменьше.
Еще один колокол укреплен на стене одной из келий, в которой имеется небольшая домовая церковь. Это корабельная рында, подаренная обители. По ее сигналу братия собирается на молитву, в церковь и на трапезу.
Настоятель
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Храмы и Богослужения
В центре скита находится деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского, выстроенный в старинных архитектурных традициях об одной главе с двухъярусной шатровой звонницей. Наверху имеется 4 средних колокола и несколько колоколов поменьше.