Гиржавский мужской монастырь Вознесения Господня Унгенской и Ниспоренской епархии Монастыри Православной Церкви Молдовы
История
Гиржавский монастырь Вознесения Господня основан в 1740 году иеромонахом Иннокентием по прозвищу Сава, принявшим монашество в Яссах, родом из Кэлэрашь. Ему принадлежал участок в Сепотенской вотчине, который он пожертвовал устроенной им обители. В дальнейшем угодья скита расширялись за счет новых участков вотчины, которые отдавались в дар обители. Отделенные от Сепотенской вотчины участки получили название Гиржавской земли — от протекавшего рядом ручья Гиржавка (НАРМ, ф. 1232, оп. 1, д. 32, л. 20). Однако, опись 1817 г. свидетельствует о том, что в Гиржавском монастыре находятся два деревянных храма, одни из которых, самый ветхий, сооружен в 1690 г., что говорит о более древнем существовании обители.
К началу XIX века монастырь стал владельцем уже 2084 десятин земли, но только 26 десятин были поля, а все остальное покрыто лесом. Лес тогда дохода не приносил, а для земледелия и скотоводства земли было мало, так что скит существовал бедно.
Иеромонах Иннокентий и несколько иноков построили новую деревянную церковь в честь Успения Божьей Матери, плетневую, покрытую камышом. Сам скит также первоначально назывался Успенским и лишь в XIX веке при настоятеле архимандрите Спиридоне (Филипович) получил статус монастыря и новое название — Вознесения Господня. (НАРМ, ф. 1232, оп. 1, д. 123, лл. 1—3, 21—21об.).
Именно при архимандрите Спиридоне Гиржавский монастырь достиг процветания. Это был человек глубоко духовный, всесторонне образованный и деятельный. Родом из югославянских земель, монашество он принял в Черногории. В 1805 году поступил в русский флот на службу, которую исполнял героически. Несколько раз лично представал перед русским императором Александром I, был награжден за время службы высшей военной наградой России — Золотым Крестом на Георгиевской ленте, а также другими орденами. Императорским распоряжением он был назначен настоятелем в Гиржавский монастырь, где нес духовную службу в течение 29 лет (1818—1846 гг.). Архимандрит Спиридон превратил этот небольшой, с деревянными строениями монастырь в оазис духовной жизни Бессарабии, в религиозно-просветительскую обитель с уникальной архитектурой церквей и ландшафта.
Профессор изящных искусств Московского государственного университета Н. И. Надеждин, совершивший в XIX веке путешествия по многим приграничным районам Российской империи и соседним странам и оставивший нам исследования памятников и этносов, останавливался и в Гиржавском монастыре. Он писал: «Обитель Гиржавская, в настоящем своем виде, есть создание нынешнего настоятеля <…>. Под именем монастыря он получил в управление несколько развалившихся мазанок с ветхою деревянною церковью, едва прикрытою истрескавшимся дёрном. Подобно многим молдавским монастырям, здесь не было ни братии, ни священнослужения».(Надеждин 1839, с. 427).
Новый настоятель грамотно и трепетно подходил к воссозданию монастыря. Прежде чем строить новую церковь и другие строения, он создал здесь сад-парк по законам русской классической ландшафтной архитектуры: с фруктовыми деревьями, виноградниками, цветниками, беседками-ротондами, окруженными «хороводом» деревьев, прудами, источниками и фонтанами. Восхищенный русский ученый-путешественник, повидавший на своем веку немало уникальных творений, не скрывает своего восторга, оглядывая устроенный настоятелем монастырь: «Эта гора вычищена и возделана под превосходный сад, взбегающий колоссальной лестницей до самой вершины. Здесь только неутолимый труд мог так победоносно восторжествовать над диким величием природы. Прелестная дорожка извивается золотыми лентами по крутым ребрам гигантского холма. Группа благовоспитанных деревьев, перевитых гирляндами роскошных цветников, горделиво переглядываются с мохнатыми дикарями, отброшенными за заветную межу сторожить своими широколиственными сенями, похищенную у них область. <…> У Спиридона Филиповича было инженерное образование, и он в полной мере сумел использовать свои знания при создании сложной гидротехнической системы сада. Вода, захваченная на утесах плотинами, образует глубокие пруды, которые висят один над другим, словно крупные зерна алмазной цепи на груди исполина. Там брызжет кудрявый фонтан, играя на лучах солнца всеми переливами радуг; здесь под непроницаемою тенью густой аллеи, живой ключ заполнен в каменную скорлупу». (Надеждин 1839, с. 429).
В это время в Бессарабии, согласно проектам строительства, которые утверждались в Санкт-Петербурге, происходит интенсивное создание ландшафтной архитектуры: устройство парков, парковых зон при усадьбах, монастырях, церквах и других объектах. Гиржавский парк стал одним из первых и важнейших в создании ландшафтных объектов в Бессарабии. Спустя несколько лет сад давал уже доходы, которые могли быть использованы на строительство церкви и других строений монастыря. Спиридон Филипович осуществил ряд реформ, которые помогли не только построить и благоустроить новый монастырский комплекс, но и оказать экономическую помощь десяткам семей и близлежащим селам. Так, он очистил 800 десятин леса. Эта земля стала использоваться для хлебопашества, пастбищ и сенокоса. Вырученные средства шли на строительство. Для возделывания земли и других работ он принял 70 семей украинских переселенцев, которых поселили в селе Паланка и частично в Гиржавке и Мындре.
В XIX веке монастырь превратился в процветающую духовную обитель с двумя каменными церквами, кельями, трапезной, гостиницей для паломников, сиротским приютом, училищем для мальчиков, библиотекой. «По своей форме монастырь представляет собой род круга, сомкнутого из келий. Эти кельи состоят из красивых, белых как снег домиков, подчиненных стройной симметрии, но без утомительного однообразия. В середине круга находится церковь. Она не велика. При настоятельских кельях, находящихся против храма, устроена другая церковь еще меньше, еще проще: здесь совершается повседневная служба для братии. Двор монастыря содержится в благообразной чистоте. Перед всеми кельями устроены фонари: они зажигаются в темные вечера, и тогда внутренность обители опоясывается огнями, блеск которых, сосредоточиваясь на белоснежных стенах Божьих, возжигает из него священный фарос единственного путеводительного света во мгле земной жизни. Все так просто, и все так прекрасно» (Надеждин 1839, с. 727).
К началу XX в. был построен Боканчевский скит во имя апостолов Петра и Павла. В 1845 г. решением Святейшего Синода РПЦ монастырь был приписан к кишинёвскому архиерейскому дому. К нач. XX в. в монастыре находилась богатая библиотека, была открыта приходская школа.
В 40-х гг. XX в. в монастыре разместились детский сиротский приют и школа.
В 1953 г. монастырь был закрыт, на его территории организован грязелечебный санаторий. К 1975 г. рядом с обителью были построены новые санаторские корпуса. Несмотря на это санаторий воспользовался основными монастырскими зданиями вплоть до 2000 года, некоторые из них небыли возвращены до сих пор.
Летом 1993 г. Гиржавский монастырь был возобновлен. С 1993 по 2011 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Евлогий (Николенко). С 19 марта 2011 г. игуменом монастыря назначен архимандрит Амвросий (Мунтяну). 20 декабря 2011 г. настоятелем монастыря назначен архимандрит Кирилл (Брагуца). Регулярные богослужения совершаются в Вознесенском храме. Насельники почитают архимандрита Спиридона (Филиповича), над захоронением которого в Вознесенском соборе установлена гробница.
9 января 2017 года состоялось освящение главного престола Гиржавского монастыря.
Наместник
Праздники и чтимые даты
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Утреннее богослужение
|
Каждую среду после Божественной литургии совершается акафист святителю Спиридону Тримифунтскому
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Утреннее богослужение
|
|