Иверский Валдайский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Россия, Новгородская область, Валдайский район, поселок Рощино
Телефон:
+7(911)600-71-24
E-mail:
iveron-valdai@mail.ru
Сайт:

История

В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. В специальной грамоте царь Алексей Михайлович приносил покаяние за своего «прадеда» Иоанна Васильевича, признавал его вину и выражал почтение к его мученической смерти. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием озвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.
Весной 1652 года скончался патриарх Иосиф, единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон. 25 июля 1652 года состоялось поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором.

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители.
Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия — «мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка…».

Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Обретение святых мощей произошло загадочно, и таинственным образом.

На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых.
В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх — Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано:

«Часослов», два издания, (1657 и 1658 гг.);
«Рай мысленный», сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.);
«Брашно духовное», (1661 г.);
грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).

Необходимо отметить, что это первая провинциальная типография в Российской империи. С 1665 года по повелению Никона она была переведена Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.

16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. «Поистине нет ему подобного в мире» — отозвался об Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».

Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского: «… икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…».

Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.
Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери, но и история пришествие этой святыни в обитель.
Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, пожелал сделать список с ее изображения. Он обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Икона была доставлена в Россию 1648 году, вместе с письмом от братии Иверской обители, в котором говорилось:

«…Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написать Святую икону». Далее указывалось, что иконописец «токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».

Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь, им во сне явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время, Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам. Купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше.

В Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры.

Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии. В настенной живописи повествуется о безграничной милости Богоматери к человеческому роду и чудодейственной силе ее святых икон. Важное место в росписи уделяется событиям из истории Иверского монастыря на Афоне: взятие Афонской горы под особое покровительство Божией Матери, явление Иверской иконы у Святой горы и шествие к ней по водам монаха Гавриила. Изображена история пришествия в Валдайский монастырь списка с чудотворного образа. На колоннах помещены многочисленные изображения наиболее почитаемых святых угодников Божиих.

Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII — XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688 — 1689 гг. монастырскими мастерами Матвеем Карповым «с товарищами». В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в «великом непомерном пожаре», и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть ее была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы XIX века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

Описи XVIII — XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились:

соборная церковь во имя Успения Богородицы «о 5 главах», вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (1653-1656 гг.);
теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666-1671 гг.);
на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус — внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679-1689 гг.);
каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679-1689 гг.);
слева от нее — двухэтажный каменный флигель братских келий 1679-1689 гг.);
в западной части монастыря — двухэтажный братский корпус на погребах (1730 г.);
архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683-1689 гг.);
двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683-1689 гг.);
святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа митрополита Московского (1656 г.; 1874-1875 гг.);
в северо-восточном углу — церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702-1708 гг.).

А также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.

Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской Лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом.
При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря.

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Известен своими подвигами молчальник Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовность, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

Много усилий приложил архимандрит Лаврентий для возрождения духовной и хозяйственной жизни обители. В 1858 году была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. «Это наш долг пред Царицей Небесной» — говорил братии отец Лаврентий.

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 — 15 тысяч человек.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С. А. Нилус, вместе со своей семьей они прожили на Валдае около 5 лет.
Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая.

После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня 1918 года специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции «излишков хлеба». Монахи ударили в набат и жители Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости. Все население города как один, вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ. Настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.
Осенью 1918 года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены, кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Идея передачи Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря в ведение Русской Православной Церкви возникла еще в конце 80-х годов прошлого века. Она нашла поддержку среди жителей г. Валдая, которые были обеспокоены судьбой архитектурного ансамбля и уникального природного комплекса в целом. Ее инициаторами были депутат Верховного Совета СССР Валерий Иванович Трофимов и житель города Валдая Пантелей Николаевич Прохоров. От них исходили первые обращения к тогда еще Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию о возрождении духовного центра на территории монастыря.
В 1990 году Новгородскую епархию возглавил тогда еще епископ, а ныне Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий). К решению этой проблемы он подключился еще на стадии обсуждений и первых совещаний, посвященных решению судьбы монастыря. Милостью Божией, во многом его стараниями и по его молитвам в дальнейшем стало возможным знаменательное событие.

В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии.
Несмотря на неустройство и разруху, святыню — икону Иверской Божией Матери, покровительницу монастыря, перенесли из собора Петра и Павла г. Валдая в Иверскую обитель.

И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.
Первым и.о. наместника монастыря с благословения архиепископа Льва стал игумен Стефан (Попков). На его плечи лег колоссальный труд восстановительных работ. Разрушение храмов и монастырских построек, доставшихся в наследство Русской Православной Церкви, было столь значительным, что многие паломники, посетившие монастырь не верили в возрождение Иверской обители.

Помимо восстановительных работ, требующих неотложных мер, главным для наместника было все же возрождение духовной монастырской жизни. Вся братия состояла тогда из шести насельников.

С благословения архиепископа Льва образцом внутреннего монастырского устройства стал устав Псково-Печерского монастыря:

6.00 – Подъем
7.00 – Братский молебен
7.15 – 9.00 – Утренние молитвы. Полунощница, Часы,
Божественная Литургия
9.30 – Завтрак
10.30 – 14.00 – Выполнение братией послушаний
14.30 – обед
15.30 – 17.30 – Выполнение братией послушаний
18.00 – 20.00 – Вечерня и Утреня
20.00 – Ужин. Келейные молитвы

20 января 1998 года, архиепископом Великого Новограда и Старорусским Львом, в обители состоялось первое освящение престола в церкви Богоявления.
С благословения архиепископа Льва в монастырь были привезены частицы мощей Новгородских святых, хранящихся в Софийском и Покровском соборах Великого Новгорода. Помимо этого в монастырь был привезен мощевик с частицами мощей многих святых, в том числе апостолов Петра и Иакова, Марии Магдалины, великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы. В 30-е годы прошлого века этот мощевик был передан Епископом Боровическим Никитой одному благочестивому мирянину, который впоследствии передал его в дар протоиерею Михаилу Пузанову. Эти святыни долгое время находились у протоиерея Михаила. Спустя 50 лет ковчег с мощами он передал в дар обители. Были привезены частички мощей всех святых Киево-Печерского монастыря. Для всех мощей была сделана единая рака и поныне они находятся в соборе монастыря.

В 2005 году было открыто монастырское подворье близ деревни Ново-Троица. На заброшенных полях в живописном месте построен большой и добротный дом для братии, работающей на подворье. В доме имеется домашняя церковь, в которой регулярно совершаются богослужения. Построен на подворье и большой скотный двор, в котором как в Ноевом ковчеге мирно уживаются разные домашние животные и птицы. Там есть козы, овцы, телята, коровы, бык, свиньи, лошадь, кролики, гуси, куры. Всех понемногу, но все заботливо ухожены. Помимо этого есть еще и пасека на 20 ульев. Подворье поставляет в монастырь молоко, сливочное масло, сметану, творог, яйца, мед, воск для свечей. Братия несет послушания по заготовке грибов и ягод.

12 января 2008 Святейший Алексий II Патриарх Московский и всея Руси, совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.
19 сентября 2009 года Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси.

В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Настоятель

Митрополит Новгородский и Старорусский Лев

Святые и подвижники благочестия

22 Мая / 4 Июня, 23 Октября / 5 Ноября

Святыни и святые источники

13 / 26 Октября, 12 / 25 Февраля, 23 Апреля / 6 Мая, 8 / 21 Апреля

Храмы и Богослужения

Иверский Успенский собор
1656 г.
восстановлен в 2008 г.
В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел перенести в кремлёвский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычёва), убитого по приказу Ивана Грозного и погребённого в Соловецком монастыре. Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия "туда и обратно" митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере. Надо сказать, что Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озёрной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот. Страхования приходилось переживать и первым строителям монастыря. Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал его в Святое озеро. Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежцы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Иверскую икону Божией Матери. К этому моменту на острове уже достраивали великолепный каменный собор, посвящённый Иверскому образу Пресвятой Богородицы.

В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили.

В 2008 году Святейшим патриархом Алексием II освящен в честь иконы Божией Матери «Иверской».
Трапезная с храмом в честь Богоявления Господня
1658 г.
Против северо-западного угла соборного храма, находится теплый монастырский храм во имя Богоявления Господня, построенный по благословению и плану святейшего патриарха Никона в 1657-1658 г.

Церковь Сошествия Св. Духа на Апостолов.

Церковь эта находится над церковью Богоявления Господня. Построена в 1747 году. В иконостасе этой церкви были замечательны царские двери с сенью и столбцами, обитая серебряно вызолоченною басмою. Двери эти, в 1653 году, были присланы патриархом Никоном для первой деревянной монастырской, церкви в честь иконы Иверской Божией Матери и составляют замечательный памятник древнего русского самобытного художества ХVII века. Храмы эти находились в одной связи с братскою трапезою и кельями.
Храм в честь архистратига Божия Михаила
восстановлен в 2007 г.
Церковь эта каменная, находится на запад от собора над внутренними монастырскими воротами.
Построена в XVII веке.

В иконостасе этого храма, на северных дверях, изображен св. Архангел Рафаил, а на южных — царь Салимский Мельхиседек.

В обширной паперти этого храма находилась крышка от древней раки св. Иакова Боровичского, в которой он почивал.

К этой церкви с одной стороны примыкает Казначейский каменный двухэтажный корпус, постройки XVII века. К этому корпусу примыкает высокая каменная башня, с шатровым шестигранным верхом; называемая «Никоновскою», украшенная наверху вызолоченным одноглавым орлом. В этой башне, по монастырскому преданию, помещалась Кутеинская типография.

С другой стороны к этой церкви примыкает двухэтажный каменный братский корпус, называемый «Никоновским», тоже построенный в XVII веке. В этом корпусе, во время пребывая в Иверской обители, проживал святейший патриарх Никон.

Описание

Постройка представляет бесстолпный одноглавый одноапсидный храм с галереями по трем сторонам, поставленный на прямоугольный в плане объем Святых ворот с проездной аркой в центре.
Сооружение ходит в комплекс средней линии монастыря, делящей территорию на восточную и западную части. Это градостроительное решение к первому этапу существования ансамбля и сначала было осуществлено в дереве. В 1680-е гг. Афанасий Фомин реализовал данную идею в камне, возведя три постройки. Святые ворота с ц. Михаила архангела, Казначейский корпус и Михайловскую башню.

Ворота и церковь были завершены первыми – в 1685 г. По договору А. Фомин должен был выстроить пятиглавый храм, причем несколько меньшей высоты, чем стоящий ныне. Однозначных данных ни о выполнении этого договора, ни о капитальной перестройке церкви впоследствии нет. Стилистически существующая венчающая часть тяготеет к середине – концу XVIII в. Самое раннее из найденных аксонометрических изображений храма относится к первой половине XIX в. (гравюра А. Макушева), и здесь зафиксирована упомянутая композиция, дошедшая до нас.
Первоначально постройка имела фасадную полихромную покраску по левкасу, впоследствии производились неоднократные штукатурные работы с устройством новой покраски, а в XIX в. в систему экстерьерного декора были введены живописные панно.

В течение XIX в. ворота и церковь подвергались переделкам: завершение апсиды изменили с шатрового на купольное; восточные объемы галереи получили развитый классический карниз; были перебиты, заложены и растесаны часть дверных и оконных проемов; утрачена часть фасадного кирпичного декора; искажена композиция лестницы южного объема ворот.

Монастырь был упразднен в 1918 г. храм перестал действовать в 1920-е гг. Во время великой отечественной войны в нем располагался эвакуационный госпиталь. Возможно, именно в эти годы объем церкви был разделен междуэтажными деревянными перекрытиями. К послевоенному времени постройка дошла в тяжелом техническом состоянии, заполнения ворот, живописный декор фасада и убранство интерьера были утрачены.

В 1960-80-е гг. на объекте проводились ремонтные работы и частичные реставрационные работы – вычинивался сохранившийся декор, по натурным следам было воссоздано шатровое завершение апсиды с тесовым окрытием. В 1990-е гг. на памятнике установлена новая металлическая кровля, реставрационная апсида окрыта оцинкованным железом.

Фундаменты ленточные, из валунов и булыжников на известково-песчаном растворе, находятся в удовлетворительном техническом состоянии.

Стены продольные и поперечные несущие из полнотелого глиняного кирпича на известково-песчаном растворе.
В 2007 году на объекте проведена полная реставрация, с заменой перекрытий и лестницы с приспособлением для Богослужений.
Храм в честь праведного Иакова Боровичского
1702 г.
восстановлен в 2007 г.
Архимандрит Феодосий в 1670 году просит митрополита Новгородского Питирима, построить церковь во имя Св. Иакова Боровичского, так как с 1654 года в монастыре находятся мощи святого, а церкви во имя его нет.

Был построен деревянный храм, на северо-восточной границе монастыря, в саду. В 1700 году деревянная церковь Иакова Боровичского с больницею сгорела и на ее месте в 1702 году был построен каменный храм с больничными кельями и трапезной палатой. Корпус больницы и трапезной первоначально, видимо, были одноэтажными. Впоследствии, был достроен второй этаж.

Церковь во имя св.Иакова Боровичского одноэтажная, квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом, с полукруглой апсидной частью. Над кровлей возвышается высокий широкий купол с круглым барабаном и шаровидной главкой. Вход в храм со стороны южного фасада, из сада.

Иконостас в храме был трехъярусным, оформленным пилястрами и резными изображениями херувимов.

Комплекс перестаивался в XIX веке. В течение ХХ столетия церковь потеряла купол, так как использовалась как жилое помещение.

В комплексной реставрации 2005-2007 годов церковь во имя св. Иакова Боровичского с больницею и трапезною была восстановлена на XIX век.
Храм в честь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси чудотворца
1874 г.
Надвратная церковь свт. Филиппа расположена в западном прясле монастырской стены ансамбля Валдайского Иверского монастыря.

Церковь построена в 1873-1874 гг. по проекту инженера-архитектора Савельева на месте разобранного храма XVIII в., представляет собой одноглавую надвратную постройку с одной проездной аркой. Здание двухэтажное кирпичное, с жесткой конструктивной схемой (расстояние между поперечными стенами менее 24 м). С южной стороны к церкви примыкает корпус Гостиных келий, с северной стороны – Конюшенные кельи.
Фундаменты ленточные, из валунов и булыжников на известково-песчаном растворе; цоколь облицованный гранитными плитами.
Часовня - усыпальница Панаевых
1870 г.
В 1870 году с благословения архимандрита Лаврентия в Иверском монастыре была устроена семейная усыпальница Панаевых, расположенная в северо-восточной части монастыря, в саду. Она представляет собой изящную часовню, возвышающуюся на высоком цоколе, внутри которого и находится собственно усыпальница. Там под тремя каменными саркофагами покоится прах членов семьи Панаевых. Вход в усыпальницу — через западную нижнюю небольшую дверь, над которой находится большая филенчатая дверь, ведущая в часовню. С правой и с левой сторон от входа в часовню спускается двухмаршевая легкая металлическая лестница. Все четыре фасада оформлены треугольными фронтонами. Сложная палаточная форма кровли завершается невысоким шатром, увенчанным крестом.

Усыпальница возведена Валерьяном Александровичем Панаевым (1824 — 1899), двоюродным братом знаменитого И.И. Панаева (1812 — 1862), журналиста, писателя, соредактора некрасовского журнала «Современник». В.А. Панаев, как и его брат Ипполит, тоже принимавший участие в сооружении усыпальницы, был «путейским инженером». Братья закончили Корпус инженеров путей сообщения и определились на службу при строящейся Николаевской железной дороге, принимая участие в изыскании, проектировании, эксплуатации Московско-Петербургской железной дороги .

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск., праздники
время
богослужение
примечание
13 : 00
Таинство Крещения
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
18 : 00
Вечерня.
По будням
время
богослужение
примечание
7 : 00
Братский молебен
7 : 30
Исповедь
8 : 00
Божественная литургия
9 : 00
Заупокойная лития
По выходным и праздникам
время
богослужение
примечание
9 : 00
Исповедь
10 : 00
Божественная литургия
11 : 30
Молебен перед иконой Божией Матери «Иверская»
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
18 : 00
Всенощное бдение

Служение

Никоновский музей


Контактная информация

Как добраться?

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь расположен на территории Новгородской области, Валдайского района, в 10 км. от г. Валдая.

Город Валдай находится на Северо-Западе России в Новгородской области в самой юго-восточной ее части на 386-ом километре автодороги Москва — Санкт-Петербург (М10).

Доехать до г. Валдая можно на железнодорожном транспорте, поезд Псков-Москва (станция Валдай), автобусах, далее до Иверского монастыря от пристани г. Валдая на теплоходе «Заря-211»(временно неработает) или на такси.

Из Петербурга, поезд Санкт-Петербург-Москва (станция Угловка) далее до Иверского монастыря на такси.

Добраться на частном автотранспорте можно ехав по автотрассе Москва — Санкт-Петербург (М10), со стороны Москвы не доезжая г. Валдая свернуть на повороте до г. Боровичи, со стороны Санкт-Петербурга, проехав г. Валдай, но не заезжая в него также свернуть на трассу до г. Боровичи. Проехав по ней 2 км. свернуть налево, уже на дорогу к островам монастырским.

г. Валдай, как известно, был лидером царской России по колоколитейному делу. История же Валдая в основном связана с Иверским монастырем, расположенным на одном из островов Валдайского озера, что придает озеру просто сказочный пейзаж. Имеются и следы древнейших племен.
Озеро Валдайское (1992 га) — самое глубокое озеро Государственного Валдайского Национального парка. Глубина его достигает 92 м. Группа островов делит озеро на два плеса: Валдайский (10 х Зкм) и Долгобородский (6,5 х 2,7км). Валдайское озеро относится к бассейну Балтийского моря. В него впадает 75 речек и ручейков, а вытекает одна Валдайка. Озеро имеет множество заливов и около 20 островов. На берегах этого озера расположен г. Валдай, несколько деревень, дома и базы отдыха.

Острова Валдайского озера.

Остров Муравьиный (42,4га), второй по величине после Рябинового, имеет свое внутреннее озерцо, соединенное короткой протокой с Валдайским, температура воды в этом маленьком озере, называемом Глухим(Архиерейским), всегда на несколько градусов выше, чем в Валдайском. Этот остров имеет и другое название — Темный, существует легенда, согласно которой свое название остров получил потому, что на нем некогда жил колдун, до поселение здесь монахов.

Остров Рябиновый (119га ) — самый большой остров на озере. Название свое получил по большому количеству произрастающей здесь рябины. Когда-то рябине поклонялись некоторые финно — угорские племена, она была у них культовым деревом. На этом острове сохранился прекрасный старовозрастный лес. Рябиновый — одно из наиболее популярных мест отдыха туристов и местных жителей. К сожалению, большой наплыв отдыхающих в летние месяцы оказывает неблагоприятное воздействие па экосистему острова. По острову проложена прогулочная тропа «Рябинушка» (1,5км). Она располагает пятью площадками для отдыха. Здесь можно купаться, загорать, ловить рыбу. Вдоль тропы много ягодных и грибных мест.

Остров Сельвицкий (11га) соединен горбатым мостиком с островом Рябиновым. На этом «невеликом, но зело прекрасном» острове расположен Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь, основанный в сер. XVII столетия Святейшем Патриархом Никоном. Патриарх Никон, выдающийся деятель Русской Православной Церкви, увидев этот остров, сказал про него: «не зело велик, но зело прекрасен» и решил именно на этом острове основать Иверский монастырь.

Возврат к списку