Храм преподобномученика Андрея Критского подворья Константино-Еленинского женского монастыря подворье епархиального женского монастыря
История
Храм преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте, дом 9, входит в комплекс исторических зданий Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне АО ГосЗнак) и имеет интереснейшую историю. Он располагается недалеко от гостиницы Азимут, ранее гостиница Советская, в одном километре от станции метро Балтийская. Каждый может добраться до него, ориентируясь на эти топографические точки.
И тем не менее нередко приходится слышать, что о месторасположении храма трудно догадаться и легко пройти мимо. В череде зданий Рижского проспекта храм Андрея Критского действительно замечаешь только тогда, когда поднимешь взор к небу и увидишь золотую колоколенку, возвышающуюся над крышами.
Храм возводился в память о чудесном спасении Императорской семьи и царя Александра III во время крушения императорского поезда 17 (29) октября 1888 года на участке железной дороги рядом со ст. Борки под Харьковом: рабочие и служащие фабрики - Экспедиции заготовления государственных и ценных бумаг -решили на собственные пожертвования построить церковь.
Храм был передан православной общине как подворье Константино-Еленинского женского монастыря в 2006 году. В советское время здание храма использовалось под разные хозяйственные нужды, и , как это нередко бывало в те годы, в церкви одно время был даже клуб (имени Ногина).
После реставрации храм приобрел торжественный и великолепный вид.
В храме можно помолиться перед святыми мощами Святителя Спиридона Тримифунтского, Святителя Николая Чудотворца, Святых Захарии и Елизаветы, святого Аркадия Константинопольского, св. Великомученицы Татианы, св. Великомученика Георгия Победоносца.
В храме есть частицы мощей св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, святых равноапостольных Константина и Елены, святой Иустинии и многих и многих других почитаемых православных святых. Прекрасны иконы, написанные афонскими иконописцами : Божией Матери Ватопедской, Божией Матери Троеручница, святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, в храме особо почитается икона святого преподобномученика Андрея Критского.
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Является подворьем монастыря
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
10 : 00 |
Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечерня
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное Бдение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Акафист мч. Вонифатию
|
|
Служение
Мастерская церковной вышивки «Покров» под руководством кандидата искусствоведения Веры Борисовны Казариной была создана в 1990 году по благословению протоиерея Николая Головкина (ныне архимандрит Нектарий), настоятеля храма Петра и Павла в Парголово.
Вера Борисовна рассказывает, что батюшке «пришла идея устроения золотошвейной мастерской, он предложил ее прихожанкам и попросил митрополита Алексия (Ридигера), впоследствии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, написать сопроводительное письмо для группы в Пюхтицкий монастырь, чтобы нас пустили в вышивальную мастерскую». Вере Борисовне удалось попасть к игумении Варваре, настоятельнице Пюхтицкого женского монастыря, и получить «заветное благословение» на обучение вышиванию в мастерских монастыря. По возвращении из Пюхтиц начались первые самостоятельные работы.
Взялись за Лицевое шитье – это вышивка образов святых угодников Божиих. «Перед тобой чистая ткань, и вот начинают появляться глаза, брови, лик выступает из небытия и смотрит на тебя немного строго, но с любовью, и ты просто таешь в этой божественной благодати» — так передает Вера Борисовна переживание творческого момента при создании работ.
В вышивках мастерской используются разные приемы: шитье в раскол, прикреп, сажение жемчуга по бели и др. Вышивают по профессиональным прорисям. Вера Борисовна рассказывает, что она сама подбирает цветовую гамму, и если надо, то красит нити в тот цвет, который требуется, стараясь получить максимально близкий к желаемому оттенок.
Работа вышивальщиц – это работа коллективная. При этом каждая рукодельница должна положить свое индивидуальное мастерство на алтарь общего дела, чтобы умения и старания всех и каждого симфонично сочетались в изделии и звучали гимном хвалы Господу! Поэтому между сестрами складывается совершенно особый дух со-творчества, и общее дело созидает между ними любовь, терпение и прощение.
Какие работы были выполнены в первые годы существования мастерской Покров:
- Первый заказ — покров на раку св. преп. Арсения Коневского, выполненный по прориси Татьяны Кругловой. Этот покров до сих пор лежит на раке.
- Вышивка для Успенского подворья Оптиной пустыни — плащаница Спасителя. Это не простая вышивка, а с предстоящими святыми, копия с плащаницы XV века из Русского музея. Татьяна Круглова выполнила прорись после подробного изучения музейных альбомов.
Стремление к совершенствованию мастерства было потребностью и необходимостью рукодельниц. Руководитель мастерской, В. Б. Казарина, создала первые в городе курсы по церковной вышивке. Это был 1998 год, курсы были организованы при Центре духовного возрождения СПб. Потом был курс обучения в Академии постдипломного педагогического образования, который прошли все будущие мастерицы – костяк «Покрова». Большое влияние при обучении иконописному рисунку оказал на всех учащихся Заслуженный художник России Живаев Алексей Алексеевич, который научил относиться к своему творчеству именно как к мастерству, восходящему корнями к древнерусскому шитью. На курсах преподавали также историю вышивки.
Мастерская и ее руководитель ведут научную работу. Так в 2004 году силами мастерской «Покров» была организована первая в Санкт-Петербурге конференция по древнерусскому шитью и современной церковной вышивке. Впоследствии еще пять раз проводились конференции, объединившие вышивальщиц из России и ближнего зарубежья, искусствоведов, реставраторов и просто любителей древнерусского искусства. Материалы конференций публиковались в журнале "Покров", который издавался собственными силами до 2008 года.
В 2008 году мастерская «Покров» обрела уже теперь постоянное пристанище на подворье Константино-Еленинского женского монастыря в храме Св. преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте.
В один из своих визитов в Санкт-Петербург Святейший Патриарх Кирилл посетил Храм Прпмч. Андрея Критского познакомился с выставкой работ мастерской.
Настоятельница монастыря матушка Илариона (Феоктистова) поддерживает творческий дух мастерской, вдохновляемый любовью, молитвой, постоянной заботой о мастерской.
Внешние успехи сопутствуют мастерской вместе с обретением постоянного пристанища — полным составом вступили в Союз художников, а два облачения, выполненные в мастерской, закупили у монастыря для своего собрания Музей истории религии.
Много работ выполнено специально для подворья Константино-Еленинского монастыря в Огоньках — Линтульского Свято-Троицкого собора, к освящению которого в скором времени готовятся в монастыре.
Сейчас в мастерской трудятся замечательные вышивальщицы, мастера своего дела: Аникина Ирина, Денисова Ирина, Жерлицина Вера, Иванова Алина, Казарина Вера, Казарина Елизавета, Коломийченко Ирина, Пенькова Елена, Самараковская Ирина, Скокова Светлана, Скрипкина Валентина, Сухарева Евгения, Трекущенко Марина, Трещинская Елена.
фотогалерея
Училище благочестия является Воскресно-Приходской школой-центром.
Обучение в Училище является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается произволение к личному воцерковлению.
Главной целью Училища является приобщение детей разного возраста, молодежи и взрослых к литургической жизни прихода, усвоение церковных знаний и обретение навыков и опыта церковной жизни. Основными принципами устроения Училища являются принципы христоцентричности и экклезиоцентричности.
Принцип христоцентричности заключается в том, что бы помочь учащимся стать сознательными, деятельными христианами и обрести личные отношения со Христом Спасителем.
Принцип экклезиоцентричности заключается в помощи каждому верующему человеку стать живым членом Церкви Христовой.