Кирилло-Белозерский мужской монастырь г. Кириллова Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Монастырь основан в 1397 году преподобным Кириллом Белозерским.
В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей.
В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей.
Ко времени игуменства Кассиана (1448-1469 гг.) относится составление жития преподобного Кирилла и канона ему.
Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведенный в 1497 г. артелью ростовских мастеров Успенский собор. В XVI веке рядом с большим Успенский монастырём появился малый Ивановский монастырь.
Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.
В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 г. священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов преподобного Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.
В Смутное время монастырь выдержал в 1612—13 гг. осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.
После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—80гг. были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.
Патриарх Никон был сослан сюда в 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича и провел здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге из монастыря в Москву.
В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский.
В 1998г. в обители возобновилась монашеская жизнь. Одной из новых традиций обители стал ежегодный крестный ход 15 сентября к месту расстрела в 1918 году епископа Варсонофия Кирилловского и игумении Серафимы Ферапонтовской.
В храме преподобного Кирилла под спудом почивают мощи преподобного основателя обители.
На месте первого поселения преподобного поставлены каменные сени, в которых находится деревянная часовня, рубленая, по преданию, самим преподобным Кириллом и крест, водруженный им при поселении.
Возле алтаря Успенского собора погребён выдающийся настоятель обители XIX века – преподобный Иаков Кирилловский. На месте захоронения установлен мраморный памятник.
В 6 км от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, поставлен поклонный крест.
В 20-ти минутах ходьбы от монастыря, а на г. Золотуха находится часовня Новомучеников Кирилловских, сооружённая на месте их расстрела.
Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведенный в 1497 г. артелью ростовских мастеров Успенский собор. В XVI веке рядом с большим Успенский монастырём появился малый Ивановский монастырь.
Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.
В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 г. священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов преподобного Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.
В Смутное время монастырь выдержал в 1612—13 гг. осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.
После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—80гг. были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.
Патриарх Никон был сослан сюда в 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича и провел здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге из монастыря в Москву.
В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский.
В 1998г. в обители возобновилась монашеская жизнь. Одной из новых традиций обители стал ежегодный крестный ход 15 сентября к месту расстрела в 1918 году епископа Варсонофия Кирилловского и игумении Серафимы Ферапонтовской.
В храме преподобного Кирилла под спудом почивают мощи преподобного основателя обители.
На месте первого поселения преподобного поставлены каменные сени, в которых находится деревянная часовня, рубленая, по преданию, самим преподобным Кириллом и крест, водруженный им при поселении.
Возле алтаря Успенского собора погребён выдающийся настоятель обители XIX века – преподобный Иаков Кирилловский. На месте захоронения установлен мраморный памятник.
В 6 км от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, поставлен поклонный крест.
В 20-ти минутах ходьбы от монастыря, а на г. Золотуха находится часовня Новомучеников Кирилловских, сооружённая на месте их расстрела.
Настоятель
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Надвратеый храм в честь Преображения Господня
Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня являются одним из самых запоминающихся архитектурных памятников при посещении Кирилло–Белозерского монастыря, особенно в летнее время, когда ворота открыты, и можно выйти непосредственно к Сиверскому озеру. П.И. Челищев в своем «Путешествии по северу России» (1791 год) пишет о церкви «Преображенская на воротах: настоящий престол Преображению Господню, придельные – Николаю Чудотворцу и мученицы Ирины».
Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня находятся в средней части западной стены Большого Успенского монастыря (XVI век) примыкающей к Сиверскому озеру между Хлебной башней с севера и Свиточной башней с юга.
И ворота, и церковь датируются XVI веком, но ворота были построены ранее.
Церковь была освящена в 1595 году. Она была построена местной артелью под руководством старца Леонида Ширшова. Это последняя каменная постройка в монастыре XVI века. Композиция и архитектурные формы церкви во многом повторяли церковь Иоанна Лествичника, но имели и черты своеобразия: три главы в завершении, пощипцовое покрытие алтаря, живописность несимметричной композиции, наличие в интерьере не четырех, а двух столбов, вследствие чего барабан сильно сдвинут к востоку. В XVIII веке завершение храма неузнаваемо перестроено, а восстановлено оно в 1974 – 1975 гг. под руководством С.С. Подъяпольского. Вход на паперть осуществлялся по каменной лестнице, расположенной в особой пристройке. Под папертью находилась палата, в которой пекли калачи и просфоры.
Внутреннее убранство церкви сохранилось так же полно, как убранство церкви Иоанна Лествичника. В главном четырёхъярусном иконостасе, одновременном храму, сохранилась основная часть икон в первоначальном виде. До наших дней не дошли лишь две деисусные иконы, образ Одигитрии и пядницы. Иконостас выполнен по всей вероятности небольшой группой художников, связанных с одним из северных художественных центров. При всей общности, присущей иконам ансамбля, некоторые из них особо выделяются неповторимым искусством. Это монументальные, роскошные и строгие царские врата, а также иконы «Преображение» и «Никола». Далеко не случайно, что основой композиции местного чина является крест: ведь в православном представлении преображение человека, приобщение его к божественному фаворскому свету осуществляется чрез духовный крест смирения и любви.
Первоначально под местными образами, обложенными басменными окладами, помещались шелковые пелены из «царьские дачи», по обе стороны царских врат помещались киоты с множеством икон.
Местные иконы и царские врата реставрированы в Государственных центральных художественно–реставрационных мастерских им. И.Э. Грабаря, а остальные – в объединении «Росреставрация» под руководством И.П. Ярославцева.
Церковь открыта в летнее время.
Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня находятся в средней части западной стены Большого Успенского монастыря (XVI век) примыкающей к Сиверскому озеру между Хлебной башней с севера и Свиточной башней с юга.
И ворота, и церковь датируются XVI веком, но ворота были построены ранее.
Церковь была освящена в 1595 году. Она была построена местной артелью под руководством старца Леонида Ширшова. Это последняя каменная постройка в монастыре XVI века. Композиция и архитектурные формы церкви во многом повторяли церковь Иоанна Лествичника, но имели и черты своеобразия: три главы в завершении, пощипцовое покрытие алтаря, живописность несимметричной композиции, наличие в интерьере не четырех, а двух столбов, вследствие чего барабан сильно сдвинут к востоку. В XVIII веке завершение храма неузнаваемо перестроено, а восстановлено оно в 1974 – 1975 гг. под руководством С.С. Подъяпольского. Вход на паперть осуществлялся по каменной лестнице, расположенной в особой пристройке. Под папертью находилась палата, в которой пекли калачи и просфоры.
Внутреннее убранство церкви сохранилось так же полно, как убранство церкви Иоанна Лествичника. В главном четырёхъярусном иконостасе, одновременном храму, сохранилась основная часть икон в первоначальном виде. До наших дней не дошли лишь две деисусные иконы, образ Одигитрии и пядницы. Иконостас выполнен по всей вероятности небольшой группой художников, связанных с одним из северных художественных центров. При всей общности, присущей иконам ансамбля, некоторые из них особо выделяются неповторимым искусством. Это монументальные, роскошные и строгие царские врата, а также иконы «Преображение» и «Никола». Далеко не случайно, что основой композиции местного чина является крест: ведь в православном представлении преображение человека, приобщение его к божественному фаворскому свету осуществляется чрез духовный крест смирения и любви.
Первоначально под местными образами, обложенными басменными окладами, помещались шелковые пелены из «царьские дачи», по обе стороны царских врат помещались киоты с множеством икон.
Местные иконы и царские врата реставрированы в Государственных центральных художественно–реставрационных мастерских им. И.Э. Грабаря, а остальные – в объединении «Росреставрация» под руководством И.П. Ярославцева.
Церковь открыта в летнее время.
Успенский собор (1497 г.) является выдающимся памятником художественной культуры Древней Руси, вернее, целым комплексом памятников, сложившимся в течение веков. В истории архитектуры Успенский собор занимает видное место, входя вместе с соборами Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей в группу первых каменных построек Белозерского края, положивших начало монументальному строительству на русском Севере.
Успенский собор был построен артелью ростовских мастеров и есть достаточные основания считать, что и два его предшественника также создавались ростовскими зодчими. Учитывая, что в самих ростовских землях сохранился лишь один архитектурный памятник XV в. (да и тот претерпел «реставрацию» XIX в.), то Успенский собор становится важнейшим звеном для реконструкции ростовской школы зодчества, которая в известной мере отражала черты Московского княжества. Последнее очень существенно, так как в зодчестве Москвы после длительного перерыва в строительстве с 1470 гг. начинаются новые процессы, вызванные в немалой степени воздействием работ итальянских мастеров, которое, по-видимому, фактически не коснулось ростовских артелей, строивших в конце XV в. на Белоозере.
В сравнении с предшествующими ему соборами Ферапонтова и Спасо-Каменного монастыря Успенский собор наделен целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в масштабе, пропорциях, объемно-пространственной композиции и деталях. Большинство из них остались индивидуально-присущими Успенскому собору, другие оказали некоторое воздействие на последующие памятники кирилловского зодчества.
С момента построения Успенский собор стал символом духовной жизни монастыря и неизменным центром его менявшегося архитектурного ансамбля. Последнее качество сохранилось за Успенским собором и его комплексом по сей день. За века существования Кирилло-Белозерского монастыря Успенский собор превратился в настоящую сокровищницу древнерусского искусства: памятников станковой и монументальной иконописи XV-XVII вв. и произведений декоративно-прикладного искусства. Здесь, прежде всего, следует назвать уникальный комплекс икон из иконостаса Успенского собора и цикл монументальных росписей, украшающих интерьер собора и северной паперти, первый из которых помимо высокого художественного качества отличается редкостной сохранностью первоначального ансамбля.
Северная и западная паперти Успенского собора в полной мере и в достаточной степени являются не только своеобразными произведениями искусства своих эпох, но и ценными в историко-художественном отношении “напластованиями”, наглядно свидетельствующими о многообразии архитектурных решений. После реставрационных работ Успенского собора и его паперти, единственный в своем роде интерьер памятника предстал обновленным и, в тоже время, сохранившим все, сколько либо значительные элементы комплексного памятника-музея.
Придельные церкви: равноап. вел. кн. Владимира (1554 г.), свт. Епифания Кипрского (1645 г.) и прп. Кирилла Белозерского (1780-е гг.).
Оценить красоту и величие древнерусского искусства в Успенском соборе и одновременно помолиться теперь стало возможным благодаря подписанию в 2014 году договора о совместной деятельности между монастырём и музеем. Причём первое богослужение состоялось 22 июня 2014 года, в день памяти преподобного Кирилла Белозерского, после долгого перерыва, затянувшегося на девять десятилетий (с 1924 г. в храме не было богослужений).
Успенский собор был построен артелью ростовских мастеров и есть достаточные основания считать, что и два его предшественника также создавались ростовскими зодчими. Учитывая, что в самих ростовских землях сохранился лишь один архитектурный памятник XV в. (да и тот претерпел «реставрацию» XIX в.), то Успенский собор становится важнейшим звеном для реконструкции ростовской школы зодчества, которая в известной мере отражала черты Московского княжества. Последнее очень существенно, так как в зодчестве Москвы после длительного перерыва в строительстве с 1470 гг. начинаются новые процессы, вызванные в немалой степени воздействием работ итальянских мастеров, которое, по-видимому, фактически не коснулось ростовских артелей, строивших в конце XV в. на Белоозере.
В сравнении с предшествующими ему соборами Ферапонтова и Спасо-Каменного монастыря Успенский собор наделен целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в масштабе, пропорциях, объемно-пространственной композиции и деталях. Большинство из них остались индивидуально-присущими Успенскому собору, другие оказали некоторое воздействие на последующие памятники кирилловского зодчества.
С момента построения Успенский собор стал символом духовной жизни монастыря и неизменным центром его менявшегося архитектурного ансамбля. Последнее качество сохранилось за Успенским собором и его комплексом по сей день. За века существования Кирилло-Белозерского монастыря Успенский собор превратился в настоящую сокровищницу древнерусского искусства: памятников станковой и монументальной иконописи XV-XVII вв. и произведений декоративно-прикладного искусства. Здесь, прежде всего, следует назвать уникальный комплекс икон из иконостаса Успенского собора и цикл монументальных росписей, украшающих интерьер собора и северной паперти, первый из которых помимо высокого художественного качества отличается редкостной сохранностью первоначального ансамбля.
Северная и западная паперти Успенского собора в полной мере и в достаточной степени являются не только своеобразными произведениями искусства своих эпох, но и ценными в историко-художественном отношении “напластованиями”, наглядно свидетельствующими о многообразии архитектурных решений. После реставрационных работ Успенского собора и его паперти, единственный в своем роде интерьер памятника предстал обновленным и, в тоже время, сохранившим все, сколько либо значительные элементы комплексного памятника-музея.
Придельные церкви: равноап. вел. кн. Владимира (1554 г.), свт. Епифания Кипрского (1645 г.) и прп. Кирилла Белозерского (1780-е гг.).
Оценить красоту и величие древнерусского искусства в Успенском соборе и одновременно помолиться теперь стало возможным благодаря подписанию в 2014 году договора о совместной деятельности между монастырём и музеем. Причём первое богослужение состоялось 22 июня 2014 года, в день памяти преподобного Кирилла Белозерского, после долгого перерыва, затянувшегося на девять десятилетий (с 1924 г. в храме не было богослужений).
Храм в честь Положения Риз Пресвятой Богородицы
Церковь Ризоположения была перевезена из села Бородава в 1957 году на территорию Кирилло–Белозерского монастыря. Это самый старый точно датированный сохранившийся памятник русского деревянного зодчества. Сохранился данный на освящение церкви антиминс, обнаруженный в 1866 году священником церкви Павлом Левицким. До Октябрьской революции 1917 года он хранился в ризнице Александро-Невской Лавры. Упомянутая в антиминсе дата переводится на современное летоисчисление как 1 (14) октября 1485 года.
Церковь Положения Риз Пресвятой Богородицы была поставлена в селе Бородава, на высоком мысу – «стрелке» у впадения в Шексну речки Бородавы, в 23 километрах от Ферапонтова монастыря, расположенного рядом с Бородаевским озером, из которого и вытекает речка Бородава. Село Бородава относилось к владениям Ферапонтова монастыря и играло роль перевалочной базы и пристани монастыря.
Церковь была построена по повелению и на средства архиепископа Ростовского и Ярославского Иоасафа (в миру князя Ивана Оболенского).
Церковь имеет наиболее распространенный для древней Руси клетский тип и состоит из трех объемов разного размера и высоты: основного, алтарного и трапезной. До ремонта 1848 года трапезная была окружена открытой галереей на столбах - гульбищем. Сруб храма собран из соснового леса относительно небольшого диаметра от 18 до 20 см. Бревна сруба подобраны особенно тщательно: размер каждого бревна не меняется по всей длине. На высоте 2,25 м, в южной стене храма, имеется косящетое окно, свет из которого освещал великолепный иконостас.
К моменту закрытия церкви в 1950 году сохранилось 19 икон, все они датируются концом XV и XVI вв. В декабре 1956 года все 19 икон были переданы для расчистки и реставрации в Московский музей имени Рублева. Дирекции Кирилло–Белозерского музея пришлось потратить значительные усилия по возвращению икон обратно в Кириллов. Первые 14 икон были возвращены в 1998 году, остальные пять – в 2000 году. Иконы представлены в экспозиции Трапезной палаты Кирилло–Белозерского музея–заповедника.
Реставрационные работы на церкви Ризоположения методом полной переборки были начаты в конце августа 2009 года Реставрационным центром РЦАПО под руководством лауреата Государственной премии РСФСР Попова Александра Владимировича.
В настоящее время основной объем реставрационных работ на церкви завершен. Церковь собрана, реставрированы срубы, воссоздана древняя кровля, реконструирована галерея по рисунку XIX века.
Церковь Положения Риз Пресвятой Богородицы была поставлена в селе Бородава, на высоком мысу – «стрелке» у впадения в Шексну речки Бородавы, в 23 километрах от Ферапонтова монастыря, расположенного рядом с Бородаевским озером, из которого и вытекает речка Бородава. Село Бородава относилось к владениям Ферапонтова монастыря и играло роль перевалочной базы и пристани монастыря.
Церковь была построена по повелению и на средства архиепископа Ростовского и Ярославского Иоасафа (в миру князя Ивана Оболенского).
Церковь имеет наиболее распространенный для древней Руси клетский тип и состоит из трех объемов разного размера и высоты: основного, алтарного и трапезной. До ремонта 1848 года трапезная была окружена открытой галереей на столбах - гульбищем. Сруб храма собран из соснового леса относительно небольшого диаметра от 18 до 20 см. Бревна сруба подобраны особенно тщательно: размер каждого бревна не меняется по всей длине. На высоте 2,25 м, в южной стене храма, имеется косящетое окно, свет из которого освещал великолепный иконостас.
К моменту закрытия церкви в 1950 году сохранилось 19 икон, все они датируются концом XV и XVI вв. В декабре 1956 года все 19 икон были переданы для расчистки и реставрации в Московский музей имени Рублева. Дирекции Кирилло–Белозерского музея пришлось потратить значительные усилия по возвращению икон обратно в Кириллов. Первые 14 икон были возвращены в 1998 году, остальные пять – в 2000 году. Иконы представлены в экспозиции Трапезной палаты Кирилло–Белозерского музея–заповедника.
Реставрационные работы на церкви Ризоположения методом полной переборки были начаты в конце августа 2009 года Реставрационным центром РЦАПО под руководством лауреата Государственной премии РСФСР Попова Александра Владимировича.
В настоящее время основной объем реставрационных работ на церкви завершен. Церковь собрана, реставрированы срубы, воссоздана древняя кровля, реконструирована галерея по рисунку XIX века.
Храм в честь преподобного Иоанна Лествичника
Церковь прп. Иоанна Лествичника над Святыми вратами сооружена в 1569-1572 годах на вклад царевичей Ивана и Федора – сыновей Ивана Грозного царевичей. Поэтому ее главный престол и придел были освящены во имя тезоименитых царевичам святых прп. Иоанна Лествичника и вмч. Феодора Стратилата. Небольшой придел вмч. Феодора Стратилата размещен в юго–восточном углу храма. С запада к церкви примыкает квадратная в плане паперть, перекрытая сводом на распалубках. Она сооружена одновременно с церковью над нижним этажом древней Казенной палаты, построенной в 1523 году. Раньше у паперти с трех сторон были большие открытые арки, позднее замененные небольшими окнами. На паперть ведет лестница, проходящая внутри стены.
Здание очень гармонично по пропорциям, особенно в интерьере, и, несомненно, принадлежит руке опытного церковного строителя. Возможно, это последняя работа для XVI века приезжего архитектора. Позднее, вплоть до XVIII века, строительство в монастыре вели почти исключительно местные каменщики.
В церкви почти полностью сохранилось первоначальное убранство интерьера. В главном иконостасе на расписных тяблах уцелело большинство деисусных и пророческих икон XVI века, а также небольшой придельный иконостас. Только из нижнего местного ряда иконы XVI века вместе с храмовым образом прп. Иоанна Лествичника «в житии» были вывезены в Государственный Русский музей. Сохранившиеся иконы праздничного ряда и две иконы в пророческом ряду (центральная и крайняя справа) появились в ансамбле в XVIII – XIX веках. Пророческие иконы в наклонном положении удерживаются при помощи разделительных брусков, которые устроены так, что угол наклона икон можно менять.
Церковь никогда не расписывалась, побелка ее стен имела тепловатый оттенок, прекрасно гармонировавший с общим колоритом иконостаса. Царские врата богато украшены позолоченной резьбой.
Церковь открыта в летнее время.
Здание очень гармонично по пропорциям, особенно в интерьере, и, несомненно, принадлежит руке опытного церковного строителя. Возможно, это последняя работа для XVI века приезжего архитектора. Позднее, вплоть до XVIII века, строительство в монастыре вели почти исключительно местные каменщики.
В церкви почти полностью сохранилось первоначальное убранство интерьера. В главном иконостасе на расписных тяблах уцелело большинство деисусных и пророческих икон XVI века, а также небольшой придельный иконостас. Только из нижнего местного ряда иконы XVI века вместе с храмовым образом прп. Иоанна Лествичника «в житии» были вывезены в Государственный Русский музей. Сохранившиеся иконы праздничного ряда и две иконы в пророческом ряду (центральная и крайняя справа) появились в ансамбле в XVIII – XIX веках. Пророческие иконы в наклонном положении удерживаются при помощи разделительных брусков, которые устроены так, что угол наклона икон можно менять.
Церковь никогда не расписывалась, побелка ее стен имела тепловатый оттенок, прекрасно гармонировавший с общим колоритом иконостаса. Царские врата богато украшены позолоченной резьбой.
Церковь открыта в летнее время.
По летописным данным кирпичный храм над гробницей основателя монастыря впервые построен в 1585-1587 гг. Сопоставление сведений монастырских описей XVI-XVIII вв. c материалами, полученными при натурном обследовании Успенского собора, позволяет с известной полнотой представить древний облик несохранившейся постройки. Это был сравнительно небольшой по размерам (примерно равный приделу Епифания) бесстолпный одноглавый храм сводчатое перекрытие которого, видимо, повторяло в каком-то варианте свод церкви Владимира. Он примыкал к крайней восточной части южного фасада Успенского собора, а алтарь его несколько выдавался за границы апсидных полукружий Успенского собора. Опись 1733 г. впервые четко фиксирует наличие с западной стороны храма прп. Кирилла каменной паперти, которая по описи 1773 г. имела деревянное перекрытие-накат. В последней описи подчеркнуто плохое техническое состояние храма, угрожающие трещины в стенах и сводах; поэтому монастырские власти уже в I770-х гг. предполагали если не постройку храма заново, то его ремонт.
К 1782 г. старый храм уже разобран и закладываются фундаменты нового. Интересно отметить, что при строительстве храма прп. Кирилла использовался очищенный кирпич разобранной древней церкви и "солоденной кельи" конца XVI в. Новый придел прп. Кирилла был освящен в 1785 г. ровно через 200 лет после строительства первого храма. Однако работы по интерьеру продолжались и после освящения. Например, в 1786 г. возили песок для выстилки в храме прп. Кирилла чугунного пола; существует документ от 1792 года об иконостасе этого храма. В 1848 г. велись работы по «исправлению» живописи, время создания которой точно не известно. В конце XIX в. в храме прп. Кирилла стены были «живописно расписаны священными картинами и украшены на масле орнаментом».
В настоящее время храм является действующим.
К 1782 г. старый храм уже разобран и закладываются фундаменты нового. Интересно отметить, что при строительстве храма прп. Кирилла использовался очищенный кирпич разобранной древней церкви и "солоденной кельи" конца XVI в. Новый придел прп. Кирилла был освящен в 1785 г. ровно через 200 лет после строительства первого храма. Однако работы по интерьеру продолжались и после освящения. Например, в 1786 г. возили песок для выстилки в храме прп. Кирилла чугунного пола; существует документ от 1792 года об иконостасе этого храма. В 1848 г. велись работы по «исправлению» живописи, время создания которой точно не известно. В конце XIX в. в храме прп. Кирилла стены были «живописно расписаны священными картинами и украшены на масле орнаментом».
В настоящее время храм является действующим.
Храм в честь преподобного Сергия Радонежского
Церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой была построена на территории Ивановского Малого или Горнего монастыря, входившего в состав Кирилло-Белозерского монастырского ансамбля. Ивановский монастырь по отношению к Успенскому изначально занимал подчиненное положение и лишь во второй половине XVI века приобретает некоторую самостоятельность. Ряд исследователей считает, что церковь возведена на вклад Ивана Грозного и его сыновей. Впервые она упоминается в монастырской описи 1601 года, где сказано, что «... в том же горнем монастыре церковь каменна о двух верхах во имя преподобного Сергия Радонежского теплая с трапезою». 1560 год - общепринятая дата постройки церкви, возникла на основании года освящения престола Дионисия Глушицкого, которому посвящен придел (антиминс хранится в фондах Кирилло-Белозерского музея).
К 1594 году относится повторное освящение престолов церкви и придела, связанное с надстройкой объемом храма яруса звона, который завершался рядом кокошников: восточному и западному фасадам - по четыре, а по южному и северному - по три кокошника. Церковь была увенчана двумя главами (над храмом и приделом).
В 1621-16З5 гг. в связи с ухудшением технического состояния, особенно стен храма, были заложены арки звона, а звонница перенесена на пристроенную к трапезной северную паперть, под восточную стену.
Церковь преподобного Сергия Радонежского уникальна – это самый древний действующий храм преподобного Сергия в России, самым же ранним является церковь преподобного Сергия Радонежского в Великом Новгороде, в Кремле, построенная в 1463 году, в которой, однако, не проводятся богослужения, так как храм не действующий.
Храм преподобного Сергия Радонежского Кирилло-Белозерского монастыря стал первым действующим приходским храмом на территории обители преподобного Кирилла и с 25 мая 1992 г. в нём совершаются регулярные богослужения. Так как сейчас основным храмом для богослужений в мужском монастыре стала церковь преподобного Кирилла Белозерского, в которой под спудом почивают мощи святого основателя обители, то богослужения в храме преподобного Сергия проходят в дни памяти этого святого.
К 1594 году относится повторное освящение престолов церкви и придела, связанное с надстройкой объемом храма яруса звона, который завершался рядом кокошников: восточному и западному фасадам - по четыре, а по южному и северному - по три кокошника. Церковь была увенчана двумя главами (над храмом и приделом).
В 1621-16З5 гг. в связи с ухудшением технического состояния, особенно стен храма, были заложены арки звона, а звонница перенесена на пристроенную к трапезной северную паперть, под восточную стену.
Церковь преподобного Сергия Радонежского уникальна – это самый древний действующий храм преподобного Сергия в России, самым же ранним является церковь преподобного Сергия Радонежского в Великом Новгороде, в Кремле, построенная в 1463 году, в которой, однако, не проводятся богослужения, так как храм не действующий.
Храм преподобного Сергия Радонежского Кирилло-Белозерского монастыря стал первым действующим приходским храмом на территории обители преподобного Кирилла и с 25 мая 1992 г. в нём совершаются регулярные богослужения. Так как сейчас основным храмом для богослужений в мужском монастыре стала церковь преподобного Кирилла Белозерского, в которой под спудом почивают мощи святого основателя обители, то богослужения в храме преподобного Сергия проходят в дни памяти этого святого.
Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом прп. Кирилла Белозерского - соборный храм будущего, возникшего позднее Ивановского "меньшого" или "горнего" монастыря - был построен в 1531-1534 годах на вклад великого князя Василия III. Посвящение престолов храма Иоанну Предтече - ангелу Ивана Грозного и преп. Кириллу связывает его строительство с рождением у Василия III в 1530 году наследника престола и с поездкой в 1528 году великого князя в Кириллов монастырь на богомолье. Церковь Иоанна Предтечи возводилась практически одновременно с другим храмом Кирилло-Белозерского монастыря во имя Архангела Гавриила. Весьма вероятно, что строительство обоих зданий осуществлялось одной артелью мастеров, предположительно - ростовцев.
Первоначальный облик храма и его строительная история в известной мере воссоздаются с помощью письменных источников (прежде всего монастырских описей XVII-XVIII вв.) и иконографического материала. Опись 1601 года кратко указывает на существование «двух верхов» на церкви и звонницы «на шести столпах» при ней. Опись 1668 года говорит о характере существовавшего к тому времени покрытия церкви и глав: «Кресты и главы паяны по чешуе белым железом покрыта тесом». Та же опись приводит любопытные данные о примкнувших к западному и южному фасаду папертях - несомненно, деревянных.
На иконе 1741 года из собрания КБИАХМЗ церковь показана двуглавой с четырехскатной, покрытой тесом кровлей. Опись 1773 года упоминает деревянные крыльца при южных и северных дверях, а «при западных дверях крыльцо каменное без своду с боков в деревянные столбы забрано тесом и сверху покрыто тесом же» (это крыльцо, видимо, показано на плане 1786 г. из собрания КБИАХМЗ), «быки» – контрфорсы при юго-восточном и юго-западном углах здания кровли, «две главы чешуйчатые и на главах кресты деревянные опаяны жестью». Опись 1773 года рисует картину обветшания памятника: «крыши тесовы ветхи», быки «от стен отшатилися», в стенах «от сводов до фундаменту трещины, а на полденной стене от фундаменту вверх до своду великие трещины…». По описи в церкви и алтаре – «одиннадцать окошек в них оконницы слюдяные в беллом железе ветхи» - следовательно, к этому времени оконные проемы в киотах западной и южной стены были уже пробиты.
Тяжелое состояние здания вынудило церковные власти предпринять значительные ремонтные работы, завершившиеся, следует полагать, до 1809 года. Мы не знаем всего объема и содержания этих работ, но в ходе их были разобраны барабан малой главы придела и в большой мере верхние яруса кокошников, сбиты профили нижнего яруса закомар и следы их плотно затерты, заложены нижние части окон барабана центральной главы. Храм в целом получил ныне существующее завершение, что зафиксировано его изображением на акварели из альбома Н.М. Бороздина 1809 году. Было, вероятно, проведено и «инженерное укрепление» - заделаны трещины, усилены контрфорсы.
О последующей истории храма известно не многое. К середине XIX в. относится, по-видимому, закладка нижних частей дверных проемов южного и северного, и устройство в них окон. Стены изнутри получают плотную обмазку и масляную покраску в серо-стальной цвет, взамен старого иконостаса, из храма прп. Кирилла - придела Успенского собора, по свидетельству Н. Никольского, переносится ныне стоящий в памятнике иконостас, под его северные и южные врата вытесываются нижние части боковых западных ребер восточных столпов. Возможно, разбирается каменная алтарная преграда и горнее место, показанные на чертеже М. Праве 1830 году. Перестают существовать поздние крыльца. Фасады получают окраску в красный цвет с побелкой членений и деталей.
В настоящее время церковь передана монастырю.
Первоначальный облик храма и его строительная история в известной мере воссоздаются с помощью письменных источников (прежде всего монастырских описей XVII-XVIII вв.) и иконографического материала. Опись 1601 года кратко указывает на существование «двух верхов» на церкви и звонницы «на шести столпах» при ней. Опись 1668 года говорит о характере существовавшего к тому времени покрытия церкви и глав: «Кресты и главы паяны по чешуе белым железом покрыта тесом». Та же опись приводит любопытные данные о примкнувших к западному и южному фасаду папертях - несомненно, деревянных.
На иконе 1741 года из собрания КБИАХМЗ церковь показана двуглавой с четырехскатной, покрытой тесом кровлей. Опись 1773 года упоминает деревянные крыльца при южных и северных дверях, а «при западных дверях крыльцо каменное без своду с боков в деревянные столбы забрано тесом и сверху покрыто тесом же» (это крыльцо, видимо, показано на плане 1786 г. из собрания КБИАХМЗ), «быки» – контрфорсы при юго-восточном и юго-западном углах здания кровли, «две главы чешуйчатые и на главах кресты деревянные опаяны жестью». Опись 1773 года рисует картину обветшания памятника: «крыши тесовы ветхи», быки «от стен отшатилися», в стенах «от сводов до фундаменту трещины, а на полденной стене от фундаменту вверх до своду великие трещины…». По описи в церкви и алтаре – «одиннадцать окошек в них оконницы слюдяные в беллом железе ветхи» - следовательно, к этому времени оконные проемы в киотах западной и южной стены были уже пробиты.
Тяжелое состояние здания вынудило церковные власти предпринять значительные ремонтные работы, завершившиеся, следует полагать, до 1809 года. Мы не знаем всего объема и содержания этих работ, но в ходе их были разобраны барабан малой главы придела и в большой мере верхние яруса кокошников, сбиты профили нижнего яруса закомар и следы их плотно затерты, заложены нижние части окон барабана центральной главы. Храм в целом получил ныне существующее завершение, что зафиксировано его изображением на акварели из альбома Н.М. Бороздина 1809 году. Было, вероятно, проведено и «инженерное укрепление» - заделаны трещины, усилены контрфорсы.
О последующей истории храма известно не многое. К середине XIX в. относится, по-видимому, закладка нижних частей дверных проемов южного и северного, и устройство в них окон. Стены изнутри получают плотную обмазку и масляную покраску в серо-стальной цвет, взамен старого иконостаса, из храма прп. Кирилла - придела Успенского собора, по свидетельству Н. Никольского, переносится ныне стоящий в памятнике иконостас, под его северные и южные врата вытесываются нижние части боковых западных ребер восточных столпов. Возможно, разбирается каменная алтарная преграда и горнее место, показанные на чертеже М. Праве 1830 году. Перестают существовать поздние крыльца. Фасады получают окраску в красный цвет с побелкой членений и деталей.
В настоящее время церковь передана монастырю.
Часовня в честь преподобного Кирилла Белоезерского
Часовня и крест преподобного Кирилла – это первоначалие монастыря. Согласно Житию преподобного Кирилла, составленному Пахомием Сербом (Логофетом) со слов «самовидцев», основатель, придя на холм на берегу Сиверского озера, первым делом «водрузил крест» на месте, указанном Пречистой Богородицей.
Часовня и крест находятся на северном склоне холма, который был указан Пресвятой Богородицей в Божественном видении.
В пещере преподобных Кирилла и Ферапонта, отмеченной сенью с конца XVII века, утвержден крест, по преданию, срубленный самим преподобным Кириллом. Сень поставлена на резных деревянных столбах, хорошо сохранилась с некоторыми переделками до нашего времени.
Древняя деревянная часовня, впервые срубленная преподобным Кириллом. «Опись строений и имущества Кирилло–Белозерского монастыря 1601 года» сообщает: «На монастыре же у Святых ворот чясовня древяна невелика, где чюдотворец Кирилл водрузил крест». Внутри часовни крест, который при архимандрите Варлааме был помещен в деревянный футляр и защищен от «истребления» верующими.
Каменные сени над крестом и над часовней возвели в начале XIX века.
Часовня и крест находятся на территории действующего Иоанно–Предтеченского монастыря.
Часовня и крест находятся на северном склоне холма, который был указан Пресвятой Богородицей в Божественном видении.
В пещере преподобных Кирилла и Ферапонта, отмеченной сенью с конца XVII века, утвержден крест, по преданию, срубленный самим преподобным Кириллом. Сень поставлена на резных деревянных столбах, хорошо сохранилась с некоторыми переделками до нашего времени.
Древняя деревянная часовня, впервые срубленная преподобным Кириллом. «Опись строений и имущества Кирилло–Белозерского монастыря 1601 года» сообщает: «На монастыре же у Святых ворот чясовня древяна невелика, где чюдотворец Кирилл водрузил крест». Внутри часовни крест, который при архимандрите Варлааме был помещен в деревянный футляр и защищен от «истребления» верующими.
Каменные сени над крестом и над часовней возвели в начале XIX века.
Часовня и крест находятся на территории действующего Иоанно–Предтеченского монастыря.
Богослужение в монастыре
По будням
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Молебен преподобному Кириллу Белоезерскому. Правило. Полунощница.
|
|
8 : 00 |
Часы. Божественная литургия. Молебен.
|
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
По: суб., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
По: суб.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Молебен преподобному Кириллу Белоезерскому. Правило. Полунощница.
|
|
8 : 00 |
Часы. Божественная Литугия. Панихида
|
|
По: вск., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
9 : 00 |
Часы. Божественная литургия
|
|
По: вск.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Молебен преподобному Кириллу Белоезерскому
|
|
Служение
Издательская деятельность