Крестовоздвиженский женский монастырь Полтавской епархии Монастыри УПЦ МП
История
Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.), – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру). В память победы, с 1803 г. архимандритам обители повелели носить на скрижалях мантии образы прп. Сампсона Странноприимца (в день его памяти произошла битва) и св. вмч. Георгия Победоносца, а в 1857 г. к монастырю был приписан Свято-Сампсониевский храм на поле сражения.
В 1775-1786 гг. монастырь был резиденцией епископов Славянских, в 1786-1797 гг. – Екатеринославских; в 1792 г. здесь был погребен широко известный своими проповедями и благочестием Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников), а в 1801 г. – свт. Афанасий (Вольховский); в 1790‑х гг. в обители жил и викарий Екатеринославской епархии епископ Иов (Потемкин) (†1823) – племянник Григория Потемкина; при учреждении в 1884 г. в Полтавской епархии должности викарного епископа Прилукского, монастырь стал его резиденцией. В 1923 г. обитель закрыли, в 1942 г. она возродилась как женская, в 1960 г. была вновь закрыта, в 1991 г. – возрождена.
В монастыре началась история Славянской семинарии, созданной трудами Славянского архиепископа Евгения (Булгариса): в 1778 г. в обители устроили школу для подготовки монастырских певчих; в том же году ее реорганизовали в духовное училище и перевели в город, где оно в 1780 г. было преобразовано в семинарию; еще до перенесения семинарии в 1798 г. в Новомиргород, в ней учились основоположник новой украинской литературы Иван Котляревский (†1838), переводчик античных классиков Николай Гнедич (†1833), украинский писатель Василий Гоголь-Яновский (†1825) – отец Николая Гоголя (†1852). Семинария находилась в непосредственном ведении владык Славянских, ее ректорами были архиеп. Никифор (Феотоки) и митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони). С 1818 г. при обители существовало мужское духовное училище: до 1876 г. оно находилось в подаренном монастырю помещении на склоне холма, а затем было переведено в город . Действовало до 1918 г.
Территория обители протянулась с севера на юг в виде узкого ромба с усеченными вершинами острых углов. Она опоясана кирпичной оградой 1-й пол. 1990-х гг. (на месте аналогичной ограды 1880-х гг.). В центре северного «торца» обители кольцо ограды включает 4-ярусную 47-метровую колокольню 1786 г. в стиле украинского барокко, напоминающую по отделке Великую колокольню Киево-Печерской Лавры. Западнее колокольни устроены св. врата. Севернее колокольни, вне монастыря, в 1991 г. сооружен памятный знак в честь монастырского некрополя, уничтоженного в советское время (исполнен в виде каменной трапеции с вмурованными фрагментами уцелевших надгробий). На юг от колокольни, по оси монастырской усадьбы, расположены (в порядке удаления) Крестовоздвиженский собор, храм Святой Троицы, храм прав. Симеона Богоприимца.
Крестовоздвиженский собор возведен на стыке XVII–XVIII вв. в стиле украинского барокко и сочетает мотивы древнерусского (3 продольных нефа, 6 опорных столпов), деревянного украинского (5 основных куполов расставлены прямым, а не диагональным крестом) и западного (еще 2 купола воздвигнуты на углах притвора) зодчества. Между колокольней и собором находится могила монахини Антонии (Жартовской) (†1991), собравшей подписи в пользу возрождения монастыря. Между собором и храмом Св. Троицы сооружена ротонда над чтимым источником.
Храм Святой Троицы построен в 1995-1999 гг. на месте снесенной в советское время одноименной церкви XVIII-XIX вв. (построена в 1750 г. и перестроена в 1864 г.), служившей, как и собор, местом погребения архиереев. В 2001 г. в крипте храма погребен митрополит Полтавский и Кременчугский Феодосий (Дикун).
Храм праведного Симеона Богоприимца соорудил в 1887 г. полтавский меценат Иннокентий Котельников (†1902) в память единственного сына Симеона (†1886): мальчик умер в Полтаве, когда его везли на юг для лечения от туберкулеза, и перед смертью завещал похоронить себя в Крестовоздвиженской обители, которая очень понравилась ему (отец исполнил волю сына, затем поселился в Полтаве и стал благотворителем монастыря, за что удостоился звания почетного гражданина города).
Вдоль западной части ограды обители, напротив собора, протянулся корпус келий 1770 г. постройки, поновлявшийся в 1863 и 1892 гг. Южнее, напротив храма Святой Троицы, имеющего статус прихода, в 1990-х гг. выстроен дом приходской Свято-Троицкой общины. Еще южнее, также вдоль ограды, тянется корпус келий, сооруженный в 1889 г. Иннокентием Котельниковым, с домовым храмом прп. Серафима Саровского 1-й пол. 1990-х гг. Кроме указанных зданий, в южной и восточной частях монастырской усадьбы находится несколько хозяйственных строений.
После революции 1917 года большая часть имущества монастыря была конфискована и разграблена бандами. После закрытия монастыря в 1923 году в его помещениях был устроен клуб железнодорожников, позже архив Полтавского губернского архивного управления. С 1933 года в монастырских корпусах размещалась детская трудовая колония НКВД. В конце 1930-х годов здания передали Полтавскому пединституту под общежития и столовую. В 1942 году, во время оккупации, община монахинь через возобновленное епархиальное управление попросила разрешения открыть в уцелевших помещениях бывшего Крестовоздвиженского мужского монастыря женскую обитель. В том же году и начал свою деятельность женский монастырь на Монастырской горе. В годы Великой Отечественной войны от бомбежек и обстрелов помещения монастыря в значительной мере были разрушены, в том числе и главный собор, который очень пострадал и лежал в руинах вплоть до его восстановления в 1956 году.
После второго закрытия монастыря в 1960 году его здания передали под школу-интернат для умственно отсталых детей при Полтавской психиатрической больнице, под мастерские по ремонту автотранспорта и для организации «Медтехника». Монастырская община во главе с игуменьей Иннокентией переселилась в Свято-Николаевский женский монастырь города Лебедин Черкасской области. Решением местной власти со всех монастырских зданий были сняты кресты. В 1980-е годы было окончательно уничтожено монастырское кладбище, на котором были похоронены многие выдающиеся полтавчане и простые жители города.
В 90-х годах ХХ века начинается восстановление монастыря.
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Крестовоздвиженский собор возведен на стыке XVII–XVIII вв. в стиле украинского барокко и сочетает мотивы древнерусского (3 продольных нефа, 6 опорных столпов), деревянного украинского (5 основных куполов расставлены прямым, а не диагональным крестом) и западного (еще 2 купола воздвигнуты на углах притвора) зодчества. Между колокольней и собором находится могила монахини Антонии (Жартовской) (†1991), собравшей подписи в пользу возрождения монастыря. Между собором и храмом Св. Троицы сооружена ротонда над чтимым источником.
Храм Святой Троицы построен в 1995-1999 гг. на месте снесенной в советское время одноименной церкви XVIII-XIX вв. (построена в 1750 г. и перестроена в 1864 г.), служившей, как и собор, местом погребения архиереев. В 2001 г. в крипте храма погребен митрополит Полтавский и Кременчугский Феодосий (Дикун).
Храм праведного Симеона Богоприимца соорудил в 1887 г. полтавский меценат Иннокентий Котельников (†1902) в память единственного сына Симеона (†1886): мальчик умер в Полтаве, когда его везли на юг для лечения от туберкулеза, и перед смертью завещал похоронить себя в Крестовоздвиженской обители, которая очень понравилась ему (отец исполнил волю сына, затем поселился в Полтаве и стал благотворителем монастыря, за что удостоился звания почетного гражданина города).