Свято-Успенская Макарьевская пустынь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Основан в середине XVI века преподобным Макарием Римлянином.
Обитель знала времена и расцвета, и упадка, но строгое отношение к Уставу и монашеским обетам свято соблюдалось в ней как завет преподобного. Насельники жили замкнуто, игумены обители никогда не избирались на государственные и церковные посты, их не приглашали на собрания духовно-государственные, да и помощи из казны никогда не поступало.
В смутное время Макарьевская пустынь была разорена шведами, но вновь восстановлена усердием благочестивых жертвователей. Новую Успенскую церковь с приделом преподобного Макария отстроил Василий Гурьев, помещик близлежащего села Замостье, где до Великой Отечественной войны работала начальником почты моя бабушка – от неё-то впервые и услышал я о чудесной пустыни.
Но в 1764 году обитель упразднили как малолюдную и бедную, а храм стал приходским и приписным. Так продолжалось до 1840 года, когда, усердием благотворителей, обитель стала быстро возрождаться и украшаться: была построена колокольня, странноприимный дом, братские корпуса, обновлена церковь и часовня с чудотворным колодцем преподобного. В 1893 году на месте пустыни учредили «Воскресенский практически-миссионерский монастырь» для противостояния множившимся лжеучениям. Настоятелем был назначен известнейший синодальный миссионер, игумен Арсений (Алексеев), один из основателей Союза русского народа. Воскресенский монастырь считался беднейшим среди Новгородских, из казны ничего не получал, но зато братия отличалась особенным усердием к молитве и труду. Для осушения острова трудолюбивые монахи проложили среди топей четырехкилометровую канавку, соединившую через водораздел Мгу и Лезну, сложили из обтесанных валунов точную копию Афонской горы. Благодатное воздействие находящихся в обители святынь, размеренная и неизменная череда монастырских богослужений, а также активная миссионерская деятельность и пропаганда трезвости её насельниками – всё это привлекало сюда множество паломников. Совершались многокилометровые крестные ходы из Любани, окрестных деревень и Колпина. В Любани когда-то было подворье обители.
Подобно многим русским монастырям, Макарьевская пустынь была в 1932 году насильственно закрыта, а в её стенах устроено сначала какое-то отделение Свирьлага, затем интернат для душевнобольных инвалидов. Наступающие немцы их всех расстреляли. Последним настоятелем пустыни был замечательный подвижник, прозорливый старец, схиепископ Макарий Любанский, сполна разделивший трагическую участь русского духовенства в годы гонений за веру. После закрытия монастыря он с братией был сослан в лагерь. Освободившись в 1935 году, он поселился недалеко от Любани – в Чудово, тайно руководя своими духовными детьми, постригая и рукополагая достойных.
В 1941–1943 годах Чудово находилось почти на самой линии фронта, и владыка с келейником, скрываясь в соседней деревне. И однажды видит приютившая их старушка странный сон: как будто подъезжает к избе золотая, сияющая ярче солнца карета. Восседает в той карете Всемилостивая Царица и во всеуслышание провозглашает: «Здесь у меня старец очень устал, надо ему дать отдохнуть». А на следующий день неизвестно откуда пришёл католический ксёндз, услышавший про православного епископа, и дал совет пробираться за Псков, в Псково-Печерский монастырь. Взяли котомочки, посохи, пошли, добрались до лавры, и там их приняли с почетом. Погиб старец от осколка снаряда в 1944 году, когда готовился к обедне.
Во время войны здесь шли ожесточенные бои, поэтому от монастырских зданий ничего не осталось, в напитанной кровью земле лежит много «железа». Окрестности пустыни часто навещаются «черными следопытами», которые выкапывают оружие, а найденные кости германских солдат сдают за вознаграждение на немецкое воинское кладбище в поселке Сологубовка. Всего же за годы минувшей войны, по некоторым оценкам, на этом участке фронта сложили головы свыше 200 тыс. защитников нашего богохранимого Отечества, многие из них до сих пор не погребены! Будем же молиться, чтобы со временем эти останки русских воинов были преданы земле, упокоены в братских могилах, а о душах убиенных служились панихиды! Последняя же русская кровь, как выяснилось, пролилась здесь спустя десятилетия после войны. Об этом поведал бывший военнослужащий, ныне сторож Успенского собора Киево-Печерской лавры, инвалид Петр Николаевич Нестерчук, участник разминирования пустыни.
…Как нигде, начинаешь здесь понимать, что монастырь должен создаваться именно вокруг человека, который ищет совершенства духовной жизни. Ведь такой подвижник удалялся от мира в уединённые, глухие места вовсе не для строительства обители, а для обретения Бога, ибо в мирских заботах, суете и страстях трудно постигнуть Его тайну. И проходили годы, прежде чем он достигал вхождения в то Царство Божие, которое внутри нас находится. Пройдя этот путь Богопознания, познав на личном опыте, что Бог каждому ищущему и трудящемуся открывает в сердце то, что, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9), он становился истинным учителем духовной жизни. К такому-то духоносному старцу мало-помалу приходили и другие ищущие совершенной жизни. Так возникала обитель, которая становилась действительным светом для окружающего мира. Житие преподобного Макария Новгородского – лучшая иллюстрация этого золотого правила монастырского устроения.
И всё чаще и чаще стали посещать заброшенную обитель православные христиане, радеющие об её скорейшем восстановлении. А в 2004 году впервые пришёл в пустынь молодой регент Дмитрий Титов из Никольской церкви поселка Мга и провёл в пустыни несколько дней. Он высказал намерение с благословения священноначалия поселиться там насовсем. С этого промыслительного события и началось возрождение обители. Молодой подвижник увлек идеей восстановления пустыни игумена Тихвинского Успенского монастыря – и вскоре тот постриг нового послушника в мантию с именем Давид, благословив на возрождение пустыни, затем представил новоназначенного скитоначальника правящему архиерею для возведения в сан иеромонаха.
Как и его предшественника игумена Арсения, иеромонаха Давида отличали глубокая преданность православию, творческая энергия, завидная работоспособность. Он был храмостроителем милостью Божьей, очень общительным и весёлым человеком, он просто светился радостью, и это очень привлекало к нему людей. Так нашлись средства и силы, чтобы устроить скит на святом месте. По его трудам и молитвам вскоре была явлена благодатная помощь – несомненное следствие молитвенного предстательства святого Макария. Церковные археологи, произведя раскопки, обрели святые мощи преподобного. Вскоре нашлись благотворители, которые заготовили строевой лес, помогли организовать монастырское жилье, пробурили скважину, поставили электрогенератор, а на монастырской голгофе установили поклонный крест. За недолгое северное лето была срублена церковь, и в осенние дни 2005 года, предваряя Божественную Литургию, был совершен чин её освящения.