Мужской монастырь Нило-Сорская пустынь м. Пустынь Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Россия, Вологодская область, Кирилловский район, поселок Пустынь
Телефон:
E-mail:
Дата основания:
1480
дата восстановления:
30 мая 2019

История

Основана в 80-е годы XV века преподобным Нилом Сорским, иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Преподобный Нил дал своим ученикам скитский устав, на основе уставов бытовавших тогда на Православном Востоке где он до этого побывал, почему и пустынь его сначала называлась скитом. При нем же был построен и храм в честь Сретения Господня. По преставлении преподобного Нила в 1508 году на месте его захоронения монахи положили камень, а позднее поставили часовню.

После смерти основателя скит продолжал оставаться небольшим. В 1515 году в скиту жили священник, дьякон и двенадцать старцев. Московские князья взяли скит под свою защиту и на свое материальное обеспечение.
Вторым храмом обители стала такая же небольшая, как и первая, деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. По отписным книгам первой половины XVII века, в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня и старая мельница.

В 1641 году Нилов скит по указу царя Михаила Федоровича приписали к Кирилло-Белозерскому монастырю, что позволило несколько оживить ремонтные и строительные работы. Были возведены новая колокольница и небольшая холодная церковь во имя Третьего обретения Честной Главы Иоанна Предтечи над захоронением основателя скита.

Подчиненность Нилова скита Кирилло-Белозерскому монастырю продолжалась до 1777. В 1777 году по указу Вологодской духовной консистории Нило-Сорскую пустынь перевели в ведомство Кирилловского духовного правления. Ее деревянные строения постепенно ветшали, все приходило в запустение. С конца XVIII века в Нило-Сорскую пустынь стали ссылать монахов «за неблаговидное поведение» из других монастырей.

В самом конце XVIII века была сделана попытка возродить обитель. Настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря игумен Феофан взял пустынь под свое управление и начал ее восстановление. Но из-за дальнего расстояния вести дела в пустыни из Кирилло-Новоезерского монастыря было неудобно, поэтому в 1805 году Нило-Сорская пустынь вновь возвращается в ведение Кирилло-Белозерского монастыря. В это время должность строителя (настоятеля) пустыни выполнял переведенный сюда из Новоезерского монастыря иеромонах Серапион, вместе с которым жили также священник и три послушника. Вскоре Серапиона сменил иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Варсанофий. В ведении Кирилло-Белозерского монастыря в этот раз пустынь оставалась почти полвека.

Общий хозяйственный и духовный упадок обители беспокоил настоятеля Кириллова монастыря Иннокентия который в 1837 году он уговорил принять на себя обязанности строителя пустыни Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837-1842 годах. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание. Возросло число благотворителей, вкладчиков, доходы пустыни стали расти. Отец Никон ввел ежедневную службу, следил за выполнением монастырского устава, боролся с нетрезвостью. Все это способствовало укреплению авторитета пустыни и увеличению числа ее насельников.

В 1840 году пустынская братия обратилась к настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря Рафаилу с прошением о восстановлении самостоятельности их обители, и вскоре решение об этом было принято указом Святейшего Синода от 31 декабря 1850 года . Нило-Сорскую пустынь восстановили как заштатный общежительный монастырь

Иеромонахом Никоном было положено начало каменному строительству в Нило-Сорской пустыни. Первый каменный храм в честь Тихвинской иконы Богоматери заложили на месте разобранных церквей Сретенья Господня и Иоанна Предтечи. Во время работ были обнаружены нетленные мощи - вероятно самого преподобного Нила. Иеромонах Никон оставил для перезахоронения после постройки храма. По неискушенности он не сообщил о находке по инстанциям и поплатился, по доносу о «скрытии мощей», лишением священства и права ношения монашеской одежды на год, а также ссылкой в Валдайский Иверский монастырь.

Строительство продолжалось уже при другом настоятеле. Пятиглавый Тихвинский собор, состоящий из теплой и холодной церквей с приделами, строился в течение 1841-1854 годов. Храм украсили новые барочные иконостасы, настенная живопись. В холодной церкви близ юго-восточного придела преподобного Нила на месте деревянной раки установили новую, с чеканными изображениями на серебряных накладках сцен из жизни основателя монастыря. В обители также хранилась власяница преподобного Нила. К теплой церкви главного храма примыкала колокольня. В северной части монастыря стоял двухэтажный настоятельский корпус, построенный в середине XIX столетия. Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя башнями. В ограде размещались кельи, трапезная, различные службы. Над святыми воротами в 1860-е годы была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы где была поставлена деревянная рака, в которой мощи преподобного хранились прежде.
В 1871 году в обители уже жили сто тридцать человек, из них пятьдесят монахов и послушников. Годовой доход пустыни в это время составлял более двенадцати тысяч рублей. Однако это возрождение обители преподобного Нила не означало возвращения прежних традиций монастырской жизни, завещанных основателем.

Все это время Нило-Сорская пустынь оставалось местом ссылки для исправления лиц духовного звания.

Вместе с тем в этот период в ней жили старцы, прославившие ее своим подвижничеством. Недалеко от самой пустыни находились два скита - Иоанно-Предтеченский и Успенский, - в которых в уединении и аскезе жили схимники. Устройству этих скитов положил начало возродитель обители иеромонах Никон, который любил уединяться в келье, поставленной на том месте, где когда-то была келья Нила Сорского и сохранялся вырытый им колодец. Здесь же было начато в 1841 году строительство церкви Иоанна Предтечи из разобранных деревянных церквей, но из-за удаления Никона она стояла незаконченной. Вернувшись из ссылки, Никон, с разрешения нового настоятеля, поселился в келье около недостроенной церкви. Его трудами она была завершена, украшена и 15 ноября 1852 года освящена. На другой день иеромонах Никон принял пострижение в схиму с именем Нил и было положено начало Иоанно-Предтеченскому скиту. Скит был окружен невысокой деревянной оградой, посторонних, особенно женщин, на его территорию не пускали. С приходящими за помощью старец общался в основном через своего келейника. Подвижническая жизнь старца являлась образцом для других. В Иоанно-Предтеченском скиту Нил прожил около восьми лет, после чего в поисках еще большего уединения, построил новую келью в пятидесяти саженях от того места, в лесной и болотистой чаще. Это стало началом второго скита, в котором старец поставил церковь Успения Пресвятой Богородицы, две часовенки, выкопал два небольших пруда, расчистил землю под огород и сад. Территорию Успенского скита также окружала деревянная ограда. Здесь старец провел остаток жизни и скончался в 1870 году. Схимник Нил был, возможно, единственным постоянным обитателем указанных скитов, хотя иногда там появлялись и другие старцы

В 1890 году по ходатайству братии Нило-Сорской пустыни ее настоятелем назначили отца Герасима (Никитина), который управлял пустынью четырнадцать лет

В 1904 году он ушел на покой, а впоследствии принял схиму с именем Нил и жил в скитах. К этом времени обитель представляла из себя немалое хозяйство. Помимо строений пустыни и двух скитов имелись многочисленные хозяйственные постройки: скотные дво.ры, конюшни, овины, сеновалы, амбары, кладовые, баня, прачечная с водопроводом, кузница, мельница, гостиницы для паломников, а также два жилых дома в городах Белозерске и Кириллове. За пустынью числилось триста десятин земли, расположенной вблизи нее, и триста тридцать десятин в семидесяти верстах от нее, которые сдавались в аренду местным крестьянам. В аренду сдавались и две рыбные ловли на Спасском и Бородаевском озерах, также принадлежавшие пустыни.

Игумен Иларион (Павлинов), приложил большие труды для поддержания хозяйства, ремонта зданий, в том числе пустовавшего после кончины Никона (в схиме Нила) Иоанно-Предтеченский скита. Все это делалось в преддверии 400-летия со дня кончины преподобного Нила - даты, которую пустынь широко отметила бдением, торжествами и крестным ходом 7 мая 1908 года.

По одному из первых декретов советской власти монастырская земля и постройки перешли в распоряжение местных органов власти. В 1918 году специальная комиссия произвела учет изымаемых имущества и ценностей пустыни. В апреле 1919 года братия пустыни и жители окрестных деревень, как религиозная община, заключили договор с Вогнемским советом, а в сентябре того же года Кирилловский исполком, рассмотрев устав Нило-Сорской общины, зарегистрировал ее. Это позволило сохранить ядро монашеской организации и структуру ее управления на некоторое время, но по инициативе губернских и уездных властей в 1924 году договор с Нило-Сорской общиной был расторгнут и на территории монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома.

В 1927 году Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для «культурных нужд» населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 года, сменил инвалидный дом, а в 1961 году - психоневрологический диспансер. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е годы в музеи.

3 декабря 2018 года закрылся находившийся на территории пустыни почти 60 лет Пустынский психоневрологический интернат. Первоначально Нило-Сорская пустынь была возрождена как архиерейское подворье Вологодской епархии и его настоятель, иеромонах Евфимий (Ершов), начал заниматься оформлением документов по передачи имущества, находящегося в областной собственности, в собственность возрождаемой обители.

30 мая 2019 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Нило-Сорская пустынь была возрождена как епархиальный монастырь, а иеромонах Евфимий был назначен её игуменом


Настоятель

Игумен Евфимий (Ершов)

Святые и подвижники благочестия

Святыни и святые источники


Храмы и Богослужения

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
1866 г.

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
5 : 00
Полунощница.Утренние молитвы. Молебен преподобному Нилу Сорскому
По будням
время
богослужение
примечание
18 : 00
Малое повечерье
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
12 : 00
Панихида.
По: вск.
время
богослужение
примечание
8 : 15
Исповедь.
9 : 00
Божественная литургия
17 : 00
Акафист преподобному Нилу Сорскому. Малое повечерье


Контактная информация

Возврат к списку