Мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Малые Ляды Борисовской епархии Монастыри Белорусской Православной Церкви
История
Ляденский Свято-Благовещенский мужской монастырь находится в д. Малые Ляды Смолевичского района Минской области, примерно в 47 км от г. Минска и 24 км от г. Смолевичи. Один из летописцев монастыря, историк архимандрит Николай (Трусковский), в 1864 г. писал, что о начале Ляденского монастыря сохранилось следующее местное предание. Царица Небесная сжалилась над местным людом из-за его тяжёлого труда и бездуховного быта и восхотела укрепить его Своей благодатной помощью. Она, явившись селянину по имени Кирик, указала место для возведения православной церкви, которая и была построена ляденским и окрестным населением в последней четверти XVII в. Известно, что та деревянная церковь, построенная недалеко от местечка Ляды, существовала долгое время.
В первой четверти XVIII в. владелица Ляд, помещица Тереза Завиша из рода Тышкевичей, жена минского воеводы Христофора Станислава Завиши, совершила паломничество в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Благочестивая женщина страдала тяжкой болезнью и, молясь перед чудотворной Жировичской иконой Божией Матери, получила исцеление от своего недуга. В знак благодарности она пожертвовала в Ляденскую церковь выполненный на доске список чудотворной Жировичской иконы. Вскоре от нового образа стали совершаться многочисленные чудеса. Икона получила название Ляденская. Распространившаяся молва о чудесах, которые совершались перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, и усиливающееся его почитание побудили семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней Ляденский мужской монастырь. На содержание монастыря были дарованы деревни Слободка и Грива, а также право бесплатного помола зерна на Смиловичской мельнице. Этот дар маршалок Великого Княжества Литовского граф Игнатий Аникита Завиша вместе со своей матерью Терезой подтвердили в Трибунале Великого Княжества Литовского в 1732 г., приложив к тому же 4 000 польских злотых.
Спустя несколько лет, в 1737 г., Игнатий Завиша по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но обет исполнить не удалось вследствие скорой его кончины. Супруга же его выздоровела и в течение пятнадцати лет (с 1746 по 1760 гг.) в воспоминание обета мужа пожертвовала монастырю 10 000 польских злотых. К концу XVIII в. Ляденский монастырь владел капиталом и угодьями, которые обеспечивали ему нормальное существование и дальнейшее развитие. На пожертвования и монастырские средства в первой половине XVIII века было начато строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, завершившееся к концу 1794 г. при настоятеле иеромонахе Иулиане (Шумском). В рапорте о посещении монастыря в 1797 г. сообщается, что церковь, построенная в Лядах, «гонтом крытая, в ней же три алтаря искусно расписанные, вблизи же ея другая старая деревянная церковь, в оней же служба церковная не справлялась. Монастырь дерева брусчатого, также уже старый».
Строительство каменного монастырского корпуса вместо старого деревянного началось в 1811 г. Свой нынешний вид, за исключением небольших изменений, корпус приобрёл к 1850 г. при настоятеле архимандрите Иоасафе. Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения, просвещение молодёжи. В последней четверти XVIII в. при нём была основана обширная богадельня. В 1809 г. по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия (Сержбутовского) открыто и им же возглавлено четырёхклассное, с правами уездного, духовно-светское училище, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий. Училище просуществовало до 1838 г., затем было преобразовано в духовное уездное училище с подчинением Святейшему Синоду, а в 1848 г. передано Пинскому Богоявленскому монастырю.
В 1878 г., по благословению Минского Архипастыря Преосвященнейшего Евгения, монастырскую церковь существенно обновили: заменили купол и крышу, увеличили иконостас, обновили роспись. Работы завершились к 20 августа 1878 г., в этот же день храм был освящён. В 1900 г. произведён его первый и последний капитальный ремонт. До 1856 г. им непосредственно управляли вышеупомянутые настоятели: иеромонахи Иулиан (Шумский), Мелетий (Сержбутовский), Пий (Маевский), архимандрит Иоасаф. С 1856 г. монастырь поступил в ведение ректоров Минской Духовной семинарии, которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 г. ректор Минской семинарии, архимандрит Ианнуарий, передал дела управления монастырём новому его настоятелю – игумену Адриану, после смерти которого в 1876 г. настоятелем стал игумен Всеволод. В последующие годы монастырём управляли только настоятели.
В начале 1920-х гг. Ляденский монастырь закрыли с выселением монашествующих. Монастырские помещения были переданы в распоряжение Наркомата образования. Храм продолжал действовать как приходской, но в 1939 г. закрыли и его. С деревянной колокольни, располагавшейся справа от входа в храм, сбросили колокола, а саму её разрушили. В период Великой Отечественной войны богослужения в храме возобновились. 2 июня 1942 г. немецкая служба безопасности доставила в монастырь Митрополита Минского и всея Белоруссии Пантелеимона (Рожновского) с келейником Иулианом. Насильственный переезд был вызван тем, что организованная в годы войны Белорусская Православная Церковь, возглавляемая Митрополитом Пантелеимоном, противостояла вмешательству в церковные дела немецких властей, которые затеяли против Владыки интригу, завершившуюся его отстранением от церковных дел и ссылкой в бывший Ляденский монастырь.
Весной 1944 г. священника, служившего в храме монастыря, немцы схватили по подозрению в связях с партизанами. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Богослужения в храме стали совершаться вновь после окончания войны, когда по просьбе местных жителей, организовавших церковный приход, осенью 1946 г. в Ляденский храм назначили нового священника. В конце 1950-х годов с новой силой стала вестись атеистическая пропаганда. Гонения коснулись и Ляденского монастыря. По настоянию директора местной школы, размещённой в братском корпусе обители, Благовещенскую церковь окончательно закрыли. Своё прошение директор школы мотивировал тем, что проводимые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться. И это при том, что более полутора веков монастырь являлся источником духовности, просвещения и нравственного воспитания местного населения. К просьбе директора было приложено заявление о закрытии церкви «по причине её вреда», составленное деревенскими жителями. В действительности, заявление составили местные власти, обманом собрав подписи сельчан на чистом листе бумаги якобы для открытия школьной столовой. В результате этого весной 1960 г. церковь закрыли, а приход при ней упразднили.
Здание церкви передали в распоряжение спиртзавода, который находился в д. Слободка в 2-х км от д. Малые Ляды, но директор завода использовать храм отказался. Несколько лет убранство храма вместе с чудотворным образом оставалось нетронутым, но в 1963 г. по указанию вышестоящего начальства местные власти начали разорять храм. Большинство икон, находившихся в церкви, передали действующим приходам близлежащих деревень. Некоторые иконы выкупили сами прихожане. Благодаря этому многие ляденские иконы удалось сберечь. Писанные на холстах, они до сих пор украшают храм великомученика Георгия Победоносца в д. Заболотье Смолевичского райлона. Остальное убранство храма, в том числе иконостас, богоборцы вывезли на грузовике в лес, порубили и сожгли.
Однако к чудотворному образу Пресвятой Богородицы никто не решался прикоснуться. Только один сельчанин попытался это сделать. Икона прочно удерживалась на месте невидимой силой и святотатец долго не мог отделить её от стены. Тогда он ударил по ней ногой. Икона медленно спустилась со стены на пол. Кощунство не осталось безнаказанным. Вскоре у богохульника нога сильно заболела и стала загнивать. От боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему советовали пойти в храм и покаяться перед образом Богородицы, попросить у Неё и Её Божественного Сына прощения, но он, к сожалению, так и не нашёл в себе силы это сделать и вскоре в муках скончался.
Через время с храма варварским образом сорвали купол – подпилили и стянули трактором, а саму церковь превратили в зернохранилище. Главная святыня храма – Ляденская икона Божией Матери – исчезла и до сих пор не известно, где она находится. Прошли годы и храм стал непригодным для зернохранилища, пришел в совершенное запустение: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями.
В 1992 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, было совершено официальное открытие церкви в д. Малые Ляды как приходской. Богослужения в ней совершал настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца г.п. Смиловичи протоиерей Валериан Бугаенко. Спустя два года по благословению Священного Синода Белорусской Православной Церкви началось возрождение Ляденского монастыря. Наместником был назначен насельник Жировичского монастыря архимандрит Софроний (Ющук), с 2001 г. – епископ Могилевский и Мстиславльский. Его трудами был отремонтирован и восстановлен Благовещенский храм.
Была восстановлена первоначальная планировка келий, заново построена каменная монастырская ограда. 10 ноября 2011 г. Ляденскую обитель посетила делегация Ватопедского монастыря Святой Горы Афон во главе с настоятелем архимандритом Ефремом, который передал в дар монастырю точный список Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Перед этим образом каждую пятницу после вечернего богослужения братией читается акафист Пресвятой Богородице.
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
На пожертвования и монастырские средства в первой половине XVIII века было начато строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, завершившееся к концу 1794 г. при настоятеле иеромонахе Иулиане (Шумском). В рапорте о посещении монастыря в 1797 г. сообщается, что церковь, построенная в Лядах, «гонтом крытая, в ней же три алтаря искусно расписанные, вблизи же ея другая старая деревянная церковь, в оней же служба церковная не справлялась. Монастырь дерева брусчатого, также уже старый».