Никольский Адриано-Андрусовский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Петрозаводская
Адрес:
Россия, Республика Карелия, Олонецкий район, посёлок Ильинский
Телефон:
+7 (921)453-52-51
E-mail:
andrusovmon@gmail.ru
Дата основания:
1575
дата восстановления:
2010

История

19 марта 2014 года в связи с прошением Преосвященного Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Никольского Адриано-Андрусовского мужского монастыря поселка Ильинский Олонецкого района Республики Карелия и назначил иеромонаха Тита (Буканова) игуменом этого монастыря.

Андрусова пустынь была основана учеником преподобного Александра Свирского преподобным Адрианом Андрусовским в первой половине XVI века на каменистом полуострове восточной части Ладожского озера. При жизни преподобного Адриана были построены две церкви – введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца.
Спустя 30 лет после смерти преподобного Адриана его пустынь постигла судьба соседней Сяндебской. Шведы разорили Андрусов монастырь. Уцелела только каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, деревянную Введенскую, а также игуменскую и семь братских келий «немецкие люди» сожгли, игумена убили.

Собравшаяся вновь через некоторое время братия, очевидно, пыталась наладить монашескую жизнь и отстроить пустынь. Составители писцовой книги 1583 года записали, что в Андрусовом монастыре «хоромы ставят ново, а в нем живет черный поп Сергей да два старца».

Около 1687 года на Андрусовских развалинах была предпринята попытка устроить девичью обитель под управлением строительницы Феклы, в городе Олонце даже появилось свое небольшое подворье, но из-за больших трудностей сестрам все-таки пришлось перейти на другое место. В начале XVIII века Андрусова пустынь вновь на короткое время ожила: в ней поселились несколько старцев. Самостоятельно она существовать не смогла, и в 1723 году по малобратству была приписана к Сяндебскому монастырю, а потом вместе с ним к Александро-Свирскому. После проведения штатной реформы в 1764 году Андрусову пустынь и вовсе упразднили.

Новый период в ее истории начался в XIX веке и связан с именем валаамского игумена Иннокентия, родом из Олонецкой губернии, деревни Рижкалицы. В августе 1789 года, будучи еще иеромонахом, отец Иннокентий возвращался с братьями из Новой Ладоги на Валаам. Их застала сильная буря, и высокая волна выбросила лодку на луду недалеко от заброшенной Андрусовой пустыни. Усердно молясь святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Адриану, потерпевшие кораблекрушение дали обет: если смогут достичь валаамского берега, то восстановят заброшенный монастырь. Из оставшихся досок смастерили плот и отправились через озеро. Благополучно добравшись до дома, они забыли свое обещание. Словно в напоминание через год о. Иннокентий попал в еще более страшную бурю, однако долгое время выполнить обет не давало ему отсутствие средств и времени.

Наконец, в 1808 году при содействии санкт-петербургских купцов Семена Федоровича Чусова и Андрея Сергеевича Сергеева была обновлена древняя церковь во имя святителя Николая, антиминс для которой освятил Преосвященный Амвросий, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Надзор за церковью поручили причту Ильинского погоста. Для хранения церковного имущества в пустыни поселился заштатный причетник. Богослужения в Никольском храме совершались только по праздникам и в день памяти прмч. Адриана 26 августа священниками соседних приходов. Первые монахи поселились в возрождаемой обители в 1814 году, когда ее приписали к Валаамскому монастырю.

Значительный капитал на обновление Андрусовой пустыни пожертвовал в 1817 году уже упоминавшийся А. С. Сергеев: он внес на вечное обращение в пользу монастыря шесть тыс. руб. и на неотложные расходы выделил три тыс. ассигнациями. За этот вклад император Александр I наградил Андрея Сергеевича золотой медалью на Владимирской ленте.

В 1818 году указом Санкт-Петербургской духовной консистории Андрусову пустынь восстановили как самостоятельную с учреждением в ней должности строителя и 6 монашеских вакансий, зачислив в число заштатных монастырей, находившихся на собственном содержании. Для пополнения братии монашествующие и послушники были переведены с Валаама. Из общих сумм Духовного департамента ежегодно пустыни отчислялось 300 руб.

Игумен Иннокентий добился возвращения Андрусовой пустыни прежних царских даров: тоней на Ладожском озере, угодий и земель, принадлежавших ей до упразднения, кроме островов Сало и Гачи, да 15 десятин, на которых проживал с семейством экономический крестьянин Иван Трифонов.

При первом строителе, валаамском иеромонахе Тихоне, Андрусову пустынь посетил император Александр I, направлявшийся из Олонца в Финляндию. «Оставив свиту на правом берегу реки Опоики, в рыбацкой лодке он переправился на левый, откуда пролегала тропинка к пустыни. В сопровождении большаковского крестьянина Ермолая Манеева верхом на лошади отправился в монастырь, последние две версты преодолел пешком». Около часа император беседовал с братией, затем приложился к местным образам, поклонился мощам преподобного Адриана. Растроганный теплым приемом он пообещал прислать в дар серебряные позлащенные сосуды и годовой круг богослужебных книг. Свое слово Александр I сдержал.

В 1828 году Андрусова и Сяндебская пустыни перешли в ведомство вновь учрежденной Олонецкой епархии. Благодаря сильному покровительству игумена Иннокентия и щедрым богатым жертвователям материальное положение Андрусовой пустыни с каждым годом все более улучшалось. На протяжении второй четверти XIX века в ней возводились различные жилые и хозяйственные строения. Монастырь был обнесен деревянной оградой, внутри которой появились сначала деревянные, а затем каменные братские корпуса и настоятельский дом. Вне стен расположились рабочие избы, амбар, прачечная, конюшня, сараи. Рядом с пустыней установили ветряную мельницу. Одновременно строительство шло и в приписной Сяндебской пустыни.

С годами все более очевидной становилась необходимость в новом соборном храме. Его поставили во время управления иеромонаха Иосифа (1826-1835 гг.) на месте прежней маленькой Введенской церкви, устроенной в 1820 году из часовни, где под спудом покоились мощи преподобного Адриана. Собор получился скромный, увенчанный одной деревянной главой, но приятного зодчества; посвящение главного престола оставили прежним - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Перед правым клиросом в особой нише южной стены стояла рака над святыми мощами преподобного основателя монастыря, на ее верхней доске помещалось изображение смерти и погребения преподобного Адриана. К северной стене собора примыкал древний Никольский храм, обновленный в 1840 году. Над общей для обеих церквей папертью находилась ризница, в которой хранились святыни пустыни: напрестольный крест, содержавший святую кровь Иоанна Крестителя и частицы мощей Алексия, митрополита Московского, Андроника и Саввы, учеников преподобного Сергия Радонежского; образ святителя Николая XVI века в сребропозлащенной ризе в драгоценном окладе и царские дары.

Андрусова пустынь руководствовалась общежительным уставом; управлялась строителем, которому помогал казначей. Вечернее правило читалось в трапезной.

Монастырь был достаточно наделен землей. Монастырские поля и сенокосы вполне могли бы обеспечивать жизнь насельников. Братия занималась земледелием и скотоводством. По ее примеру местные крестьяне стали сажать капусту, картофель, редьку. Особое внимание сельскому хозяйству уделялось при строителе иеромонахе Феодоре, при котором земли были расчищены и удобрены, увеличены посевные площади и сенные покосы. Тем не менее из-за суровых климатических условий часто случались неурожаи, поэтому приходилось выделять часть средств на закупку продуктов и сена.

Настоящей бедой для Андрусовой пустыни являлись частые наводнения. Осенью и весной вода в Ладоге поднималась настолько, что полуостров, на котором располагалась обитель, превращался в остров, часть пашни оказывалась затоплена. Время от времени случались такие полноводия, когда ладожская вода доходила до самых монастырских стен и подолгу стояла, чем наносила большой вред деревянным строениям и ограде. При сильных ветрах часть сенокосов тоже скрывалась под водой. Для пропитания братия занималась также рыбным промыслом.
На месте убиения преподобного Адриана, где ранее стоял деревянный крест, построили новую часовню в память чудесного избавления окрестного населения от эпидемии сибирской язвы в 1873 году.

После установления в Карелии советской власти Андрусова пустынь была закрыта, на ее бывших землях организовали советское хозяйство имени Володарского. Никольская церковь попала в список памятников архитектуры Карело-Финской ССР, но это не спасло ее от варварского разрушения. При советской власти от храмов практически ничего не осталось, сохранились лишь руины Введенского (летнего) и Никольского (зимнего) храмов, фундаменты монастырской ограды с башнями и шести жилых зданий.

В 2011 году началось возрождение монастыря на исторической территории Андрусовой пустыни. К настоящему моменту построены два братских корпуса, начато строительство третьего. В одном из них теперь находятся домовый храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и братская трапезная. Ведутся раскопки руин Введенского и Никольского храмов. Над местом, где под спудом почивают мощи преподобного Адриана Андрусовского, сооружена часовня с ракой. Для хозяйственных и бытовых нужд построены подсобные помещения. Произведен ремонт (осушение и выравнивание) ведущей к монастырю лесной дороги.

В обители постоянно проживают шесть человек братии, четверо из них иеромонахи, регулярно совершается Литургия. Монастырь существует и развивается на частные пожертвования.

Наместник

Игумен Тит (Буканов)


Храмы и Богослужения

Домовый храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
2011 г.

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
17 : 0
Вечернее богослужение
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 0
Утреня.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
10 : 0
Божественная литургия


Контактная информация

Возврат к списку