Петропавловский женский монастырь города Юрьев-Польский Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
На сегодняшний день существует несколько версий по поводу основания Петропавловского монастыря. По наиболее распространенной из них монастырь был основан как мужской митрополитом Суздальским Иларионом (1632-1708). Имеется и другая версия, в соответствии с которой монастырь на этом мест существовал уже в XVI столетии и был разорен литовцами.
В 1764 г. монастырь был упразднен. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла, построенная в 1674 г., поступила в ведение Архангельского мужского монастыря, а находившаяся при ней и принадлежавшая ей земля под названием «пустошь Петропавловская» перешла в пользование казенных крестьян села Федосьина, которые по преданию принадлежали Петропавловскому монастырю на правах вотчинного владения. На протяжении нескольких веков церковь находилась на грани упразднения, но каждый раз, когда ситуация становилась критической, появлялся заступник.
В 1772 г. преосвященным Геннадием велено было при Петропавловской церкви хоронить умерших монахов Архангельского и монахинь Введенского монастырей. Еще в начале XX в. на кладбище сохранялись «памятник-плита, под которым был похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень» — «Абрамиев гроб». В книге «Русский Провинциальный некрополь» об этом памятнике говорится, что «в Юрьевском Петропавловском монастыре, в саду был похоронен схимонах Аврамий, тож Аврамиев гроб».
В 1794 г. Дмитрий Михайлович Курбатов испросил благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь Святых апостолов Петра и Павла. Нашел щедрых вкладчиков из купцов московских и по советам неизвестных людей и по собранным рисункам выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом». В мае 1796 г. сам преосвященный Виктор освятил возобновленную церковь. На оставшиеся от вкладчиков суммы Курбатов решил построить богадельню «для престарелых увечных и убогих бедных разного звания обоего пола людей».
Эти события подтверждаются сведениями, отображенными на сохранившемся плане города Юрьев-Польского (первой половины XIX в.), где под номером 16 значится деревянная Петропавловская церковь, возобновленная юрьевским купцом Курбатовым. При церкви по высочайшему соизволению были выстроены деревянные корпуса богадельни. На планах отмечено на одном — 8, на другом — 9 корпусов.
К 1795 г. Д.М. Курбатову не было и 30 лет, он был холост, грамоту знал «худо», имел «кроткий наружный вид, длинное простое одеяние и длинные на лицо волосы». «Упражнялся, по свидетельству Юрьевского городничего, в живописном и резном художестве», имел небольшую торговую лавку, в которой продавал получаемые из Москвы «печатные картины, отчего и с помощью родственников имел себе пропитание». Был он «образа тих, безответен противу насмешек, ругательств. Был трезв и воздержен во всем, много молился, подавал милостыню и выпускал из-под стражи по долгам находящихся». Это привлекало к нему людей, особенно «пожилых деревенских барынь», которые начали почитать его за пророка, а он «при больших сборищах» читал и пояснял молитвы, говорил «нечто глупое и невразумительное, из чего приверженные к нему сами уже выводили гадательные заключения».
В 1799 г. Курбатов жаловался в Сенат на юрьевского городничего, который «незнамо почему и по какой причине» безжалостно выгнал «престарелых и убогих из богадельни, а оставшееся после них имение взял себе». На следствии выяснилось, что в богадельне при церкви, приписанной к мужскому монастырю, проживало только четверо мужчин и 38 женщин, в том числе «26 девок разного состояния и из них большая часть от осьмнадцати до тридцати лет». Приказом Духовной консистории Курбатову было запрещено «принимать и содержать при показанном мужском монастыре женский пол».
Властям стало известно, что «в Юрьеве находится некто купеческий сын, который под личиной святости привлекает суеверный народ, и, не будучи сам врач, ни пророк, исцеляет будто бы немощи и предсказывает будущее, а между тем сам, хотя впрочем молодой и здоровый человек, находится в совершенной праздности во вред обществу…». В дальнейшем следствие получило «петропавловских богаделен многие бумаги» и среди них письма к «содержателю богаделен» поклонниц, «открывающие подлинное его поведение». Так, в письме помещицы Марьи Ярышкиной Курбатов «поставляем был в виде святого и единым ходатаем к Богу». Власти объявили успевшего скрыться Курбатова в розыск. В декабре 1800 г. купеческий сын был взят под стражу.
В 1805 г., по прошению юрьевских граждан и по внесении титулярной советницей Анной Михайловной Комендантовой, урожденной княжной Голицыной, в сохранную казну Московского Опекунского Совета 6000 руб. ассигнациями на содержание особого при этой церкви причта. Согласно указу Святейшего Синода от 24 июля 1805 г. к церкви был определен особый причт. С этого времени Петропавловская церковь значилась в ведомостях как ружная, не имевшая прихода. В 1811 г. к ней была причислена инвалидная команда.
Так продолжалось до 1825 г., когда церковь пришла в совершенную ветхость, и Юрьевское городское общество возбудило перед губернским правлением ходатайство о постройке новой каменной церкви на пожертвование граждан. В то же время казначей Архангельского монастыря с братией просили епархиальное начальство, если решено будет возводить новую церковь из кирпича, то приписать ее в последствии к их монастырю для совершения богослужения, как было прежде. По поводу этих прошений епархиальное начальство постановило: «Петропавловскую церковь – за ветхостью и как ненужную для города – упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю вместе с капиталом, внесенным госпожою Комендантовой, с наличной суммой и имуществом».
Согласно указу Святейшего Синода от 23 января 1830 г. церковь была разрушена. Восстановителем храма стал поверенный от граждан города Юрьева купец Петр Бородулин. В 1847 г. он приобрел у крестьян села Федосьина в свою собственность «пустошь Петропавловскую».
16 мая 1843 г. Святейшим Синодом издан указ, разрешавший строительство каменной церкви. С 1843 по 1853 г. при Преосвященном Парфение был выстроен «отличной архитектуры холодный пятиглавый тр.хпрестольный храм Апостолов Петра и Павла» .
В середине XIX в. была построена и теплая Успенская церковь монастыря. Клировые ведомости за 1874, 1877-1879 гг. сообщают о теплой каменной Успенской церкви, построенной в 1861 г. В 1875 г. церковь была распространена на благотворительные средства. 25 января 1895 г. в южной стороне трапезы Успенской церкви был освящен придел в честь Рождества Христова.
Упрочить положение не имевшей прихода Петропавловской церкви помог, как ни прискорбно, пожар 1871 г. Прошло около тр.х лет, и настойчивые граждане Юрьева вдохнули новую жизнь и в погибший в пламени Введенский монастырь, и в сиротливо стоявшую Петропавловскую церковь. В ее судьбе принял участие еще один юрьевский купец по фамилии Курбатов, на этот раз Алексей Михайлович. В 1872 г. он выкупил «пустопорожнюю пахатную, сенокосную и огородную землю с садом, находящуюся в смежности с городским кладбищем, под названием «отхожа пустошь Петропавловская» у наследницы умершего владельца и пожертвовал с Высочайшего соизволения женскому монастырю.
1 октября 1873 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний сообщил Святейшему правительствующему Синоду о том, что:
«1. Местность, назначаемая под монастырь, вполне соответствует своему назначению: так как находится вне города на возвышенности, окруженной садами и огородами; жилые же строения монастырские должны быть и будут возведены не на южной, а на северной стороне обители за храмами, этого желают игуменья и сестры монастыря и через это кельи будут отстоять от городского кладбища более чем на сто сажень, окна их будут обращены на юг к храмам и к городу; здесь представляется для жилых келий и еще существенное удобство, именно: близость сада и колодца.
2. Существование причта из двух членов, настоятеля и псаломщика, представляется достаточно обеспеченным».
В июле 1874 г. Введенский женский монастырь был официально переведен к Петропавловской церкви и переименован в Петропавловский.
Игуменье Введенского монастыря Пульхерии, ещ. в 1869 г. просившей епархиальное начальство о переведении монастыря «к загородной Петропавловской церкви на состоящую при ней землю», было отказано на том основании, что не нашлось «документов на принадлежность церкви Петропавловской 6-ти десятин показанной земли». Игуменье было поручено отыскать необходимые документы, но вскоре огонь уничтожил Введенский монастырь. И если бы не A.M. Курбатов, монастырь, возможно,
вообще никогда не был бы возобновлен. Алексей Михайлович устранил главное препятствие – передал землю в собственность Петропавловской церкви. Последовавшее очередное прошение игуменьи, жертвовавшей на устройство на новом месте вверенной ей обители 5000 рублей серебром из собственных средств и указавшей на то, что все сестры обители согласны на перенесение монастыря и на этот предмет имеется капитал до 7000 руб., не могло не встретить поддержки в епархии и в Святейшем Синоде.
20 июля 1874 г. «устроявшаяся обитель торжественно была освящена Высокопреосвященнейшим Антонием». Владыка приехал в Юрьев 18 июля, 19-го обозревал градские церкви и Петропавловскую. Он сам «изволил усмотреть – где лучше и удобнее идти и где останавливаться крестному ходу вокруг устроявшагося монастыря». Сестры Введенского монастыря с примерной энергией и поспешностью приступили к устройству обители на новом месте. Через два года обитель была обнесена каменной оградой, была распространена теплая церковь, построено десять новых келий.
Игуменья Пульхерия управляла Введенским монастыр.м с 1847 г. и умерла 14 октября 1881 г. На вакантное место епископ Владимирский и Суздальский Феогност «в видах пользы для этой обители» предложил переместить игуменью Муромского Троицкого третьеклассного женского монастыря Евгению, что и было исполнено.
Из формулярного списка о службе игуменьи Евгении известно, что было ей тогда 56 лет, происходила она из дворян, пострижена в монашество была 27 октября 1866 г. в Николаевском монастыре г. Арзамаса.
В 1875 г. была перемещена во Владимирский Успенский женский монастырь, 20 июня того же года определена настоятельницей Муромского Троицкого женского монастыря со званием игуменьи. За отлично-усердное при честном поведении прохождение возложенных должностей 21 марта 1879 г. ей было преподано благословение Святейшего Правительствующего Синода. Игуменствовала десять лет.
В ведомости о состоянии Петропавловского женского монастыря за 1916 г. отмечается, «что этот монастырь штатный, третьеклассный, основание получил в 1874 г. при бесприходной загородной ружной Петропавловской церкви на пожертвованной купцом Курбатовым земле ( 6 га земельных угодий и 2 га фруктовый сад), по Указу Святейшего Синода от 26 января 1874 г.
В Петропавловском монастыре три отдельных храма: холодный пятиглавый — в честь первоверховных апостолов Петра и Павла с пределами: апостолов Петра и Павла; свт.Николая; царицы Александры. Теплый двухглавый — в честь Успения Божией Матери с пределами: Успения Божией Матери; Рождества Христова. Пятиярусная колокольня — в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, большой колокол, который весил 540 пудов, и 9 малых колоколов весили 240 пудов и были отлиты из чистой демидовской меди. А также Вознесенский храм с пределами: Вознесения Господня; прп.Сергия Радонежского; апостолов Петра и Павла.
Кроме храмов в монастыре имеются следующие здания: каменный двухэтажный для настоятельницы дом, крыт железом; двухэтажный корпус для сестер; 28 деревянных домов под железом (келий), построенных на средства проживающих в них сестер; деревянная под железом баня и три колодца. Ограда вокруг монастыря каменная с четырьмя по углам оной башнями, простирается на 310 сажень кругом. Вне монастыря с дозволения Епархиального начальства на средства монастыря построены три деревянных под железом дома для двоих священников и дьякона. При монастыре имелась богадельня для престарелых монахинь, приют для девочек и приходская школа».
Внутренний строй обители был довольно строгим. Уставный порядок церковных служб соблюдался в точности, без сокращений и прибавлений. Богослужение совершалось с чтением и пением внятным без поспешности и замешательства.
В советское время монастырь был закрыт. Петропавловский собор и Успенский храм разорены, разрушены их главы и своды, частично стены.
27 мая 2010 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было положено начало возрождению Петропавловского монастыря. Восстановление святой обители было начато с кладбищенской Вознесенской церкви. Включение храма в состав монастыря и выбор этого объекта как начального для возрождения обусловлено лучшей сохранностью стен этого храма в сравнении с Успенской церковью и Петропавловским собором и наличием свободной, незастроенной земли вокруг, необходимой для возведения келий для сестер.
На основании решения Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 85) была создана религиозная организация «Петропавловский женский монастырь города Юрьев-Польский».
В 1772 г. преосвященным Геннадием велено было при Петропавловской церкви хоронить умерших монахов Архангельского и монахинь Введенского монастырей. Еще в начале XX в. на кладбище сохранялись «памятник-плита, под которым был похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень» — «Абрамиев гроб». В книге «Русский Провинциальный некрополь» об этом памятнике говорится, что «в Юрьевском Петропавловском монастыре, в саду был похоронен схимонах Аврамий, тож Аврамиев гроб».
В 1794 г. Дмитрий Михайлович Курбатов испросил благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь Святых апостолов Петра и Павла. Нашел щедрых вкладчиков из купцов московских и по советам неизвестных людей и по собранным рисункам выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом». В мае 1796 г. сам преосвященный Виктор освятил возобновленную церковь. На оставшиеся от вкладчиков суммы Курбатов решил построить богадельню «для престарелых увечных и убогих бедных разного звания обоего пола людей».
Эти события подтверждаются сведениями, отображенными на сохранившемся плане города Юрьев-Польского (первой половины XIX в.), где под номером 16 значится деревянная Петропавловская церковь, возобновленная юрьевским купцом Курбатовым. При церкви по высочайшему соизволению были выстроены деревянные корпуса богадельни. На планах отмечено на одном — 8, на другом — 9 корпусов.
К 1795 г. Д.М. Курбатову не было и 30 лет, он был холост, грамоту знал «худо», имел «кроткий наружный вид, длинное простое одеяние и длинные на лицо волосы». «Упражнялся, по свидетельству Юрьевского городничего, в живописном и резном художестве», имел небольшую торговую лавку, в которой продавал получаемые из Москвы «печатные картины, отчего и с помощью родственников имел себе пропитание». Был он «образа тих, безответен противу насмешек, ругательств. Был трезв и воздержен во всем, много молился, подавал милостыню и выпускал из-под стражи по долгам находящихся». Это привлекало к нему людей, особенно «пожилых деревенских барынь», которые начали почитать его за пророка, а он «при больших сборищах» читал и пояснял молитвы, говорил «нечто глупое и невразумительное, из чего приверженные к нему сами уже выводили гадательные заключения».
В 1799 г. Курбатов жаловался в Сенат на юрьевского городничего, который «незнамо почему и по какой причине» безжалостно выгнал «престарелых и убогих из богадельни, а оставшееся после них имение взял себе». На следствии выяснилось, что в богадельне при церкви, приписанной к мужскому монастырю, проживало только четверо мужчин и 38 женщин, в том числе «26 девок разного состояния и из них большая часть от осьмнадцати до тридцати лет». Приказом Духовной консистории Курбатову было запрещено «принимать и содержать при показанном мужском монастыре женский пол».
Властям стало известно, что «в Юрьеве находится некто купеческий сын, который под личиной святости привлекает суеверный народ, и, не будучи сам врач, ни пророк, исцеляет будто бы немощи и предсказывает будущее, а между тем сам, хотя впрочем молодой и здоровый человек, находится в совершенной праздности во вред обществу…». В дальнейшем следствие получило «петропавловских богаделен многие бумаги» и среди них письма к «содержателю богаделен» поклонниц, «открывающие подлинное его поведение». Так, в письме помещицы Марьи Ярышкиной Курбатов «поставляем был в виде святого и единым ходатаем к Богу». Власти объявили успевшего скрыться Курбатова в розыск. В декабре 1800 г. купеческий сын был взят под стражу.
В 1805 г., по прошению юрьевских граждан и по внесении титулярной советницей Анной Михайловной Комендантовой, урожденной княжной Голицыной, в сохранную казну Московского Опекунского Совета 6000 руб. ассигнациями на содержание особого при этой церкви причта. Согласно указу Святейшего Синода от 24 июля 1805 г. к церкви был определен особый причт. С этого времени Петропавловская церковь значилась в ведомостях как ружная, не имевшая прихода. В 1811 г. к ней была причислена инвалидная команда.
Так продолжалось до 1825 г., когда церковь пришла в совершенную ветхость, и Юрьевское городское общество возбудило перед губернским правлением ходатайство о постройке новой каменной церкви на пожертвование граждан. В то же время казначей Архангельского монастыря с братией просили епархиальное начальство, если решено будет возводить новую церковь из кирпича, то приписать ее в последствии к их монастырю для совершения богослужения, как было прежде. По поводу этих прошений епархиальное начальство постановило: «Петропавловскую церковь – за ветхостью и как ненужную для города – упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю вместе с капиталом, внесенным госпожою Комендантовой, с наличной суммой и имуществом».
Согласно указу Святейшего Синода от 23 января 1830 г. церковь была разрушена. Восстановителем храма стал поверенный от граждан города Юрьева купец Петр Бородулин. В 1847 г. он приобрел у крестьян села Федосьина в свою собственность «пустошь Петропавловскую».
16 мая 1843 г. Святейшим Синодом издан указ, разрешавший строительство каменной церкви. С 1843 по 1853 г. при Преосвященном Парфение был выстроен «отличной архитектуры холодный пятиглавый тр.хпрестольный храм Апостолов Петра и Павла» .
В середине XIX в. была построена и теплая Успенская церковь монастыря. Клировые ведомости за 1874, 1877-1879 гг. сообщают о теплой каменной Успенской церкви, построенной в 1861 г. В 1875 г. церковь была распространена на благотворительные средства. 25 января 1895 г. в южной стороне трапезы Успенской церкви был освящен придел в честь Рождества Христова.
Упрочить положение не имевшей прихода Петропавловской церкви помог, как ни прискорбно, пожар 1871 г. Прошло около тр.х лет, и настойчивые граждане Юрьева вдохнули новую жизнь и в погибший в пламени Введенский монастырь, и в сиротливо стоявшую Петропавловскую церковь. В ее судьбе принял участие еще один юрьевский купец по фамилии Курбатов, на этот раз Алексей Михайлович. В 1872 г. он выкупил «пустопорожнюю пахатную, сенокосную и огородную землю с садом, находящуюся в смежности с городским кладбищем, под названием «отхожа пустошь Петропавловская» у наследницы умершего владельца и пожертвовал с Высочайшего соизволения женскому монастырю.
1 октября 1873 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний сообщил Святейшему правительствующему Синоду о том, что:
«1. Местность, назначаемая под монастырь, вполне соответствует своему назначению: так как находится вне города на возвышенности, окруженной садами и огородами; жилые же строения монастырские должны быть и будут возведены не на южной, а на северной стороне обители за храмами, этого желают игуменья и сестры монастыря и через это кельи будут отстоять от городского кладбища более чем на сто сажень, окна их будут обращены на юг к храмам и к городу; здесь представляется для жилых келий и еще существенное удобство, именно: близость сада и колодца.
2. Существование причта из двух членов, настоятеля и псаломщика, представляется достаточно обеспеченным».
В июле 1874 г. Введенский женский монастырь был официально переведен к Петропавловской церкви и переименован в Петропавловский.
Игуменье Введенского монастыря Пульхерии, ещ. в 1869 г. просившей епархиальное начальство о переведении монастыря «к загородной Петропавловской церкви на состоящую при ней землю», было отказано на том основании, что не нашлось «документов на принадлежность церкви Петропавловской 6-ти десятин показанной земли». Игуменье было поручено отыскать необходимые документы, но вскоре огонь уничтожил Введенский монастырь. И если бы не A.M. Курбатов, монастырь, возможно,
вообще никогда не был бы возобновлен. Алексей Михайлович устранил главное препятствие – передал землю в собственность Петропавловской церкви. Последовавшее очередное прошение игуменьи, жертвовавшей на устройство на новом месте вверенной ей обители 5000 рублей серебром из собственных средств и указавшей на то, что все сестры обители согласны на перенесение монастыря и на этот предмет имеется капитал до 7000 руб., не могло не встретить поддержки в епархии и в Святейшем Синоде.
20 июля 1874 г. «устроявшаяся обитель торжественно была освящена Высокопреосвященнейшим Антонием». Владыка приехал в Юрьев 18 июля, 19-го обозревал градские церкви и Петропавловскую. Он сам «изволил усмотреть – где лучше и удобнее идти и где останавливаться крестному ходу вокруг устроявшагося монастыря». Сестры Введенского монастыря с примерной энергией и поспешностью приступили к устройству обители на новом месте. Через два года обитель была обнесена каменной оградой, была распространена теплая церковь, построено десять новых келий.
Игуменья Пульхерия управляла Введенским монастыр.м с 1847 г. и умерла 14 октября 1881 г. На вакантное место епископ Владимирский и Суздальский Феогност «в видах пользы для этой обители» предложил переместить игуменью Муромского Троицкого третьеклассного женского монастыря Евгению, что и было исполнено.
Из формулярного списка о службе игуменьи Евгении известно, что было ей тогда 56 лет, происходила она из дворян, пострижена в монашество была 27 октября 1866 г. в Николаевском монастыре г. Арзамаса.
В 1875 г. была перемещена во Владимирский Успенский женский монастырь, 20 июня того же года определена настоятельницей Муромского Троицкого женского монастыря со званием игуменьи. За отлично-усердное при честном поведении прохождение возложенных должностей 21 марта 1879 г. ей было преподано благословение Святейшего Правительствующего Синода. Игуменствовала десять лет.
В ведомости о состоянии Петропавловского женского монастыря за 1916 г. отмечается, «что этот монастырь штатный, третьеклассный, основание получил в 1874 г. при бесприходной загородной ружной Петропавловской церкви на пожертвованной купцом Курбатовым земле ( 6 га земельных угодий и 2 га фруктовый сад), по Указу Святейшего Синода от 26 января 1874 г.
В Петропавловском монастыре три отдельных храма: холодный пятиглавый — в честь первоверховных апостолов Петра и Павла с пределами: апостолов Петра и Павла; свт.Николая; царицы Александры. Теплый двухглавый — в честь Успения Божией Матери с пределами: Успения Божией Матери; Рождества Христова. Пятиярусная колокольня — в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, большой колокол, который весил 540 пудов, и 9 малых колоколов весили 240 пудов и были отлиты из чистой демидовской меди. А также Вознесенский храм с пределами: Вознесения Господня; прп.Сергия Радонежского; апостолов Петра и Павла.
Кроме храмов в монастыре имеются следующие здания: каменный двухэтажный для настоятельницы дом, крыт железом; двухэтажный корпус для сестер; 28 деревянных домов под железом (келий), построенных на средства проживающих в них сестер; деревянная под железом баня и три колодца. Ограда вокруг монастыря каменная с четырьмя по углам оной башнями, простирается на 310 сажень кругом. Вне монастыря с дозволения Епархиального начальства на средства монастыря построены три деревянных под железом дома для двоих священников и дьякона. При монастыре имелась богадельня для престарелых монахинь, приют для девочек и приходская школа».
Внутренний строй обители был довольно строгим. Уставный порядок церковных служб соблюдался в точности, без сокращений и прибавлений. Богослужение совершалось с чтением и пением внятным без поспешности и замешательства.
В советское время монастырь был закрыт. Петропавловский собор и Успенский храм разорены, разрушены их главы и своды, частично стены.
27 мая 2010 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было положено начало возрождению Петропавловского монастыря. Восстановление святой обители было начато с кладбищенской Вознесенской церкви. Включение храма в состав монастыря и выбор этого объекта как начального для возрождения обусловлено лучшей сохранностью стен этого храма в сравнении с Успенской церковью и Петропавловским собором и наличием свободной, незастроенной земли вокруг, необходимой для возведения келий для сестер.
На основании решения Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 85) была создана религиозная организация «Петропавловский женский монастырь города Юрьев-Польский».
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Храмы и Богослужения
а начало 60-70-х гг. XVIII в. приходится вспышка эпидемии чумы, которая унесла жизни многих людей. После начала эпидемии в сентябре 1771 г. Сенат издает указ, в соответствии с которым в целях предосторожности от распространения заразных болезней было предписано в городах при церквах впредь никого не хоронить, а отвести для кладбищ особые места за пределами городов на городских выгонных землях. Предписывалось на первое время устроить на новых кладбищах хотя бы деревянные церкви и при них совершать погребение.
Воевода города Юрьев-Польского Михаила Макаров, магистрацкий президент Михаила Меньшиков и прочие жители города Юрьева обратились в октябре 1773 г. к епископу Суздальскому и Юрьевскому Геннадию с доношением, в котором просили разрешить строительство на отведенной под новое городское кладбище земле каменной церкви с колокольней. В церкви предполагалось сделать два придела: нижний – во имя апостолов
Петра и Павла; верхний – в честь Вознесения Господня. В доношении горожане просили благословения, чтобы заблаговременно начать копать рвы, бутить бут и готовить строительные материалы.
В журнале Суздальской духовной консистории было записано, что под кладбище вместо городской выгонной земли отведена земля крестьян деревни Федосьина, принадлежащих к ведомству Коллегии экономии. По этой причине строительство церкви задерживалось. Согласно промемории, поданной воеводой города Юрьев-Польского Михайлой Макаровым в Суздальскую духовную консисторию, отмечалось, что по справке юрьевской провинциальной канцелярии под кладбище выделена городская выгонная земля расстоянием от города в 185 сажень, размером 56х50 сажень. В связи с отсутствием препятствий 8 декабря 1774 года было дано разрешение на строительство церкви.
Уже в июне 1780 г. горожане сообщали епископу Суздальскому и Юрьевскому Тихону, что Петропавловский придел кладбищенской Вознесенской церкви был полностью устроен и готов к освящению. Жители просили разрешить протопопу Юрьевского Георгиевского собора Петру Андрееву совершить освящение. 21 июня 1780 г. придел во имя апостолов Петра и Павла Вознесенской кладбищенской церкви был освящен.
Второй придел во имя Вознесения Господня был окончен в 1786 г., украшен иконами, иконостасом и всей церковной утварью был обеспечен. Староста Вознесенской церкви купец Обросимов Иван Никифорович был отправлен в суздальскую консисторию для получения разрешения на освящение Вознесенского придела. Согласно рапорту протопопа Георгиевского собора и юрьевского городского благочинного Василия Короткова от 30 июля 1786 г. им было осуществлено освидетельствование церкви, составлена опись церковного имущества. Вознесенский престол освящен 5 июля 1786 г.
В мае 1930 г. Александровский Окрисполком выступил с ходатайством о закрытии и сносе Вознесенской церкви. Рассмотрев предложенные материалы Малый Президиум Облисполкома Ивановской Промышленной области постановил: «в виду того, что это ходатайство является недостаточно обоснованным, в его удовлетворении отказать, оставив церковь в пользовании верующих»40. Но, как оказалось, не на долго.
В справке Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Владимирской области от 6 мая 1952 г. за № 80, составленной в связи с ходатайством исполнительного комитета Юрьев-Польского городского Совета депутатов трудящихся о разборе колокольни Вознесенской церкви, имеются следующие сведений
о церкви:
«1. Здание Вознесенской церкви каменное, построено в 1780 г., колокольня построена в 1840 г., в списках памятников архитектуры или исторических не числится. Церковь закрыта по решению советских органов в 1930 г. и было занято инкубаторно-птицеводческой станцией, которая занимает и в настоящее время.
2. Колокольня Вознесенской церкви находится в полуразрушенном состоянии, без крыши, деревянные конструкции пришли в полную негодность, а сама колокольня имеет уже небольшое отклонение в западную сторону и угрожает обвалом.
3. Ходатайств со стороны верующих об открытии Вознесенской церкви не поступало и поступить не может, ввиду утери зданием своего церковного вида и потому, что в городе Юрьев-Польском находится много, довольно сохранившихся зданий церквей.
4. На основании вышеизложенного считаю необходимым поддержать ходатайство Юрьев-Польского горисполкома о разборке быстро разрушающейся колокольни недействующей Вознесенской церкви в городе Юрьев-Польском».
5. На основании ходатайства исполнительного комитета Юрьев-Польского городского Совета депутатов трудящихся и справки уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Владимирской области от 6 мая 1952г. за № 80 принято решение исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся от 6 мая 1952 г. № 537: «Разрешить Юрьев-Польскому горисполкому разобрать полуразрушенную колокольню бездействующей Вознесенской церкви в городе Юрьев-Польский».
Следующие упоминание о храме встречается в справке о недействующих церковных зданиях в городе Юрьев-Польском, датируемой 27 марта 1973 г., где говорится, что: «Вознесенская церковь, 1780 г. постройки; на государственной охране не состоит; церковного вида не имеет».
В советские годы Вознесенская церковь использовалась под инкубатор совхоза «Красносельский». Техническое состояние храма оценивалось как удовлетворительное.
27 мая 2010 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было положено начало возрождению Петропавловского монастыря. Восстановление святой обители было начато с кладбищенской Вознесенской церкви. Включение храма в состав монастыря и выбор этого объекта как начального для возрождения обусловлено лучшей сохранностью стен этого храма в сравнении с Успенской церковью и Петропавловским собором и наличием свободной, не застроенной земли вокруг, необходимой для возведения келий для сестер.
Воевода города Юрьев-Польского Михаила Макаров, магистрацкий президент Михаила Меньшиков и прочие жители города Юрьева обратились в октябре 1773 г. к епископу Суздальскому и Юрьевскому Геннадию с доношением, в котором просили разрешить строительство на отведенной под новое городское кладбище земле каменной церкви с колокольней. В церкви предполагалось сделать два придела: нижний – во имя апостолов
Петра и Павла; верхний – в честь Вознесения Господня. В доношении горожане просили благословения, чтобы заблаговременно начать копать рвы, бутить бут и готовить строительные материалы.
В журнале Суздальской духовной консистории было записано, что под кладбище вместо городской выгонной земли отведена земля крестьян деревни Федосьина, принадлежащих к ведомству Коллегии экономии. По этой причине строительство церкви задерживалось. Согласно промемории, поданной воеводой города Юрьев-Польского Михайлой Макаровым в Суздальскую духовную консисторию, отмечалось, что по справке юрьевской провинциальной канцелярии под кладбище выделена городская выгонная земля расстоянием от города в 185 сажень, размером 56х50 сажень. В связи с отсутствием препятствий 8 декабря 1774 года было дано разрешение на строительство церкви.
Уже в июне 1780 г. горожане сообщали епископу Суздальскому и Юрьевскому Тихону, что Петропавловский придел кладбищенской Вознесенской церкви был полностью устроен и готов к освящению. Жители просили разрешить протопопу Юрьевского Георгиевского собора Петру Андрееву совершить освящение. 21 июня 1780 г. придел во имя апостолов Петра и Павла Вознесенской кладбищенской церкви был освящен.
Второй придел во имя Вознесения Господня был окончен в 1786 г., украшен иконами, иконостасом и всей церковной утварью был обеспечен. Староста Вознесенской церкви купец Обросимов Иван Никифорович был отправлен в суздальскую консисторию для получения разрешения на освящение Вознесенского придела. Согласно рапорту протопопа Георгиевского собора и юрьевского городского благочинного Василия Короткова от 30 июля 1786 г. им было осуществлено освидетельствование церкви, составлена опись церковного имущества. Вознесенский престол освящен 5 июля 1786 г.
В мае 1930 г. Александровский Окрисполком выступил с ходатайством о закрытии и сносе Вознесенской церкви. Рассмотрев предложенные материалы Малый Президиум Облисполкома Ивановской Промышленной области постановил: «в виду того, что это ходатайство является недостаточно обоснованным, в его удовлетворении отказать, оставив церковь в пользовании верующих»40. Но, как оказалось, не на долго.
В справке Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Владимирской области от 6 мая 1952 г. за № 80, составленной в связи с ходатайством исполнительного комитета Юрьев-Польского городского Совета депутатов трудящихся о разборе колокольни Вознесенской церкви, имеются следующие сведений
о церкви:
«1. Здание Вознесенской церкви каменное, построено в 1780 г., колокольня построена в 1840 г., в списках памятников архитектуры или исторических не числится. Церковь закрыта по решению советских органов в 1930 г. и было занято инкубаторно-птицеводческой станцией, которая занимает и в настоящее время.
2. Колокольня Вознесенской церкви находится в полуразрушенном состоянии, без крыши, деревянные конструкции пришли в полную негодность, а сама колокольня имеет уже небольшое отклонение в западную сторону и угрожает обвалом.
3. Ходатайств со стороны верующих об открытии Вознесенской церкви не поступало и поступить не может, ввиду утери зданием своего церковного вида и потому, что в городе Юрьев-Польском находится много, довольно сохранившихся зданий церквей.
4. На основании вышеизложенного считаю необходимым поддержать ходатайство Юрьев-Польского горисполкома о разборке быстро разрушающейся колокольни недействующей Вознесенской церкви в городе Юрьев-Польском».
5. На основании ходатайства исполнительного комитета Юрьев-Польского городского Совета депутатов трудящихся и справки уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Владимирской области от 6 мая 1952г. за № 80 принято решение исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся от 6 мая 1952 г. № 537: «Разрешить Юрьев-Польскому горисполкому разобрать полуразрушенную колокольню бездействующей Вознесенской церкви в городе Юрьев-Польский».
Следующие упоминание о храме встречается в справке о недействующих церковных зданиях в городе Юрьев-Польском, датируемой 27 марта 1973 г., где говорится, что: «Вознесенская церковь, 1780 г. постройки; на государственной охране не состоит; церковного вида не имеет».
В советские годы Вознесенская церковь использовалась под инкубатор совхоза «Красносельский». Техническое состояние храма оценивалось как удовлетворительное.
27 мая 2010 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было положено начало возрождению Петропавловского монастыря. Восстановление святой обители было начато с кладбищенской Вознесенской церкви. Включение храма в состав монастыря и выбор этого объекта как начального для возрождения обусловлено лучшей сохранностью стен этого храма в сравнении с Успенской церковью и Петропавловским собором и наличием свободной, не застроенной земли вокруг, необходимой для возведения келий для сестер.
<p>
16 мая 1843 г. Святейшим Синодом издан указ, разрешавший строительство каменной церкви. С 1843 по 1853 г. при Преосвященном Парфение был выстроен «отличной архитектуры холодный пятиглавый тр.хпрестольный храм Апостолов Петра и Павла» .
</p>
<p>
История возведения Петропавловского собора началась с того, что по приговору граждан города Юрьев-Польского от 4 февраля 1841 г. в Юрьевскую городскую думу обратились купец второй гильдии Петр Алексеевич Бородулин, его племянник Павел Николаевич Бородулин и купец третьей гильдии Михаил Алексеевич Курбатов с предложением построить за свой счет каменную Петропавловскую кладбищенскую церковь. Приговором граждан П.А. Бородулину было присвоено звание строителя. В случае смерти П.А. Бородулина приговор предписывал возложить обязанности строителя на П.Н. Бородулина и М.А. Курбатова.
</p>
<p>
В доношении Владимирской Духовной консистории от 29 октября 1848 г. отмечалось, что кладбищенская Петропавловская церковь была практически достроена; но не хватало некоторых деталей внутреннего убранства, дома для священнослужителей и ограды. В связи со смертью от оспы П. А. Бородулина и М. А. Курбатова работы по завершению строительства приостановились до назначения нового строителя. Согласно рапорту Юрьевской городской думы от 15 января 1849 года за № 56 новым строителем Петропавловской церкви приговором юрьевского городского общества был назначен купец Николай Петрович Булыгин, а в помощь ему назначен купец Иван Егоров Булыгин.
</p>
<p>
В журнале заседаний Владимирской губернской строительной комиссии от 1 мая 1842 года записано, что рассматривалось сообщение Владимирской духовной консистории от 30 апреля 1842 года № 4763 с приложением плана, фасада и профиля каменной Петропавловской церкви, предполагаемой к постройке вместо деревянной. После рассмотрения чертежей господин поручик Шац объявил, что препятствий к строительству не выявлено. Губернская строительная комиссия сделав отметку о рассмотрении проекта возвратила его во Владимирскую духовную консисторию. В поступившем из консистории донесении сообщалось, что после упразднения деревянной Петропавловской церкви осталось 625 квадратных сажень земли. Граждане города Юрьев-Польского просят построить на этой земле каменную церковь, дом для священнослужителей, а на оставшейся земле устроить кладбище и обнести его оградой. Юрьевское духовной правление просило уведомления о том, хватит ли на указанные нужды 625 квадратных сажень земли. Владимирская губернская строительная комиссия приказала уведомить Владимирскую Духовную консисторию, что дать заключение по указанным вопросам без плана местности не представляется возможным.
</p>
<p>
С этой целью в комиссию был направлен подробный план местности. В сообщении консистории особо отмечено, что юрьевским купцом и почетным гражданином Петром Алексеевичем Бородулиным на строительство церкви и прочих сооружений уже приготовлено материалов на 20 тыс. руб. Комиссия постановила, что земли для расположения всех построек и кладбища достаточно, о чем и отправила уведомление во Владимирскую Духовную консисторию.
</p>
<p>
Журнал заседаний Владимирской губернской строительной комиссии от 22 июня 1853 г. содержит доклад искусственного стола от 11 июня 1853 г. за № 346, в котором сообщалось об отношении епископа Владимирского и Суздальского от 23 мая 1853 года за № 4892 с прошением освидетельствовать построенную Петропавловскую церковь и дом для священнослужителей в городе Юрьеве. Строительная комиссия предписала губернскому архитектору Никифорову освидетельствовать постройки. Со стороны консистории при освидетельствовании предполагалось присутствие благочинного города Юрьева священника Федора Нечаева.
</p>
<p>
В ведомости о недвижимых имуществах церквей, принадлежащих к благочинию Юрьевского Георгиевского собора за 1860 г. значится при Петропавловской ружной церкви земли огородной вокруг церкви 6 десятин; кем и когда пожертвована неизвестно; плана и книги на землю не имеется. Половина земли находится в ведении священноцерковнослужителеи, другая половина занята садом, которым заведует церковный староста. Священнослужители своей половиной земли в количестве трех десятин владеют сами; получаемый доход в 350 руб. в год. Земля обрабатывается церковнослужителями и наемными рабочими; на наем рабочих расходуется 20-30 руб. в год. Земля необходима для содержания причта и для поддержки церкви и дома церковнослужителей, у которых нет прихода.
</p>
<p>
В клировой ведомости Юрьевского городского благочиния за 1874 г. упоминается Петропавловская холодная церковь, построенная в 1853 г. тщанием граждан города Юрьева и других вкладчиков, зданием каменная, пятиглавая, колокольни нет, колокола висят под главою в куполе с северной стороны. Престолов в церкви три: в середине — в честь апостолов Петра и Павла; с южной стороны — в честь Николая Мирликийского; с северной — в честь мученицы царицы Александры. Причт состоит из священника и дьячка. Дом у священника собственный деревянный на собственной земле, расстоянием от монастыря в одной версте, а дьячок живет на квартире. Приписных и домовых церквей нет. Училища при церкви нет.
</p>
<p>
Клировые ведомости Юрьевского городского благочиния за 1877 г. свидетельствуют о том, что священник Петропавловской церкви проживал в монастырском доме, построенном для него в 1876 г. вблизи монастыря на земле, отведенной городским обществом; дьячок проживает на квартире. Прочие сведения клировой ведомости 1877 г. идентичны содержанию ведомости 1874 г.
</p>
<p>
В справочнике «Росписание приходов и причтов Владимирской епархии» значится бесприходская Петропавловская церковь в женском монастыре, при ней состоят священник и псаломщик.
</p>
<p>
В справочнике «Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия» значится каменная Петропавловская церковь, 1853 г. постройки; построена на месте деревянной Петропавловской церкви упраздненного в XVIII в. Петропавловского мужского монастыря.
В советское время монастырь был закрыт. Петропавловский собор и Успенский храм разорены, разрушены их главы и своды, частично стены.
</p>
16 мая 1843 г. Святейшим Синодом издан указ, разрешавший строительство каменной церкви. С 1843 по 1853 г. при Преосвященном Парфение был выстроен «отличной архитектуры холодный пятиглавый тр.хпрестольный храм Апостолов Петра и Павла» .
</p>
<p>
История возведения Петропавловского собора началась с того, что по приговору граждан города Юрьев-Польского от 4 февраля 1841 г. в Юрьевскую городскую думу обратились купец второй гильдии Петр Алексеевич Бородулин, его племянник Павел Николаевич Бородулин и купец третьей гильдии Михаил Алексеевич Курбатов с предложением построить за свой счет каменную Петропавловскую кладбищенскую церковь. Приговором граждан П.А. Бородулину было присвоено звание строителя. В случае смерти П.А. Бородулина приговор предписывал возложить обязанности строителя на П.Н. Бородулина и М.А. Курбатова.
</p>
<p>
В доношении Владимирской Духовной консистории от 29 октября 1848 г. отмечалось, что кладбищенская Петропавловская церковь была практически достроена; но не хватало некоторых деталей внутреннего убранства, дома для священнослужителей и ограды. В связи со смертью от оспы П. А. Бородулина и М. А. Курбатова работы по завершению строительства приостановились до назначения нового строителя. Согласно рапорту Юрьевской городской думы от 15 января 1849 года за № 56 новым строителем Петропавловской церкви приговором юрьевского городского общества был назначен купец Николай Петрович Булыгин, а в помощь ему назначен купец Иван Егоров Булыгин.
</p>
<p>
В журнале заседаний Владимирской губернской строительной комиссии от 1 мая 1842 года записано, что рассматривалось сообщение Владимирской духовной консистории от 30 апреля 1842 года № 4763 с приложением плана, фасада и профиля каменной Петропавловской церкви, предполагаемой к постройке вместо деревянной. После рассмотрения чертежей господин поручик Шац объявил, что препятствий к строительству не выявлено. Губернская строительная комиссия сделав отметку о рассмотрении проекта возвратила его во Владимирскую духовную консисторию. В поступившем из консистории донесении сообщалось, что после упразднения деревянной Петропавловской церкви осталось 625 квадратных сажень земли. Граждане города Юрьев-Польского просят построить на этой земле каменную церковь, дом для священнослужителей, а на оставшейся земле устроить кладбище и обнести его оградой. Юрьевское духовной правление просило уведомления о том, хватит ли на указанные нужды 625 квадратных сажень земли. Владимирская губернская строительная комиссия приказала уведомить Владимирскую Духовную консисторию, что дать заключение по указанным вопросам без плана местности не представляется возможным.
</p>
<p>
С этой целью в комиссию был направлен подробный план местности. В сообщении консистории особо отмечено, что юрьевским купцом и почетным гражданином Петром Алексеевичем Бородулиным на строительство церкви и прочих сооружений уже приготовлено материалов на 20 тыс. руб. Комиссия постановила, что земли для расположения всех построек и кладбища достаточно, о чем и отправила уведомление во Владимирскую Духовную консисторию.
</p>
<p>
Журнал заседаний Владимирской губернской строительной комиссии от 22 июня 1853 г. содержит доклад искусственного стола от 11 июня 1853 г. за № 346, в котором сообщалось об отношении епископа Владимирского и Суздальского от 23 мая 1853 года за № 4892 с прошением освидетельствовать построенную Петропавловскую церковь и дом для священнослужителей в городе Юрьеве. Строительная комиссия предписала губернскому архитектору Никифорову освидетельствовать постройки. Со стороны консистории при освидетельствовании предполагалось присутствие благочинного города Юрьева священника Федора Нечаева.
</p>
<p>
В ведомости о недвижимых имуществах церквей, принадлежащих к благочинию Юрьевского Георгиевского собора за 1860 г. значится при Петропавловской ружной церкви земли огородной вокруг церкви 6 десятин; кем и когда пожертвована неизвестно; плана и книги на землю не имеется. Половина земли находится в ведении священноцерковнослужителеи, другая половина занята садом, которым заведует церковный староста. Священнослужители своей половиной земли в количестве трех десятин владеют сами; получаемый доход в 350 руб. в год. Земля обрабатывается церковнослужителями и наемными рабочими; на наем рабочих расходуется 20-30 руб. в год. Земля необходима для содержания причта и для поддержки церкви и дома церковнослужителей, у которых нет прихода.
</p>
<p>
В клировой ведомости Юрьевского городского благочиния за 1874 г. упоминается Петропавловская холодная церковь, построенная в 1853 г. тщанием граждан города Юрьева и других вкладчиков, зданием каменная, пятиглавая, колокольни нет, колокола висят под главою в куполе с северной стороны. Престолов в церкви три: в середине — в честь апостолов Петра и Павла; с южной стороны — в честь Николая Мирликийского; с северной — в честь мученицы царицы Александры. Причт состоит из священника и дьячка. Дом у священника собственный деревянный на собственной земле, расстоянием от монастыря в одной версте, а дьячок живет на квартире. Приписных и домовых церквей нет. Училища при церкви нет.
</p>
<p>
Клировые ведомости Юрьевского городского благочиния за 1877 г. свидетельствуют о том, что священник Петропавловской церкви проживал в монастырском доме, построенном для него в 1876 г. вблизи монастыря на земле, отведенной городским обществом; дьячок проживает на квартире. Прочие сведения клировой ведомости 1877 г. идентичны содержанию ведомости 1874 г.
</p>
<p>
В справочнике «Росписание приходов и причтов Владимирской епархии» значится бесприходская Петропавловская церковь в женском монастыре, при ней состоят священник и псаломщик.
</p>
<p>
В справочнике «Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия» значится каменная Петропавловская церковь, 1853 г. постройки; построена на месте деревянной Петропавловской церкви упраздненного в XVIII в. Петропавловского мужского монастыря.
В советское время монастырь был закрыт. Петропавловский собор и Успенский храм разорены, разрушены их главы и своды, частично стены.
</p>
В середине XIX в. была построена теплая Успенская церковь монастыря. Клировые ведомости за 1874, 1877-1879 гг. сообщают о теплой каменной Успенской церкви, построенной в 1861 г. В 1875 г. церковь была распространена на благотворительные средства. 25 января 1895 г. в южной стороне трапезы Успенской церкви был освящен придел в честь Рождества Христова.
В советское время монастырь был закрыт. Петропавловский собор и Успенский храм разорены, разрушены их главы и своды, частично стены.
В советское время монастырь был закрыт. Петропавловский собор и Успенский храм разорены, разрушены их главы и своды, частично стены.