Подворье Данилова монастыря во имя преподобного Сергия Радонежского скит ставропигиального мужского монастыря
История
В конце 1992 года в красивом уединенном месте, неподалеку от села Кривель Сапожковского района Рязанской области, братией московского Данилова монастыря было положено начало основанию подворья во имя Преподобного Сергия Радонежского.
Молитва и богослужение составляют основу жизни подворья. Сегодня здесь совершается монашеское служение: возносятся молитвы за насельников монастыря, наших родных и близких, за весь мир. Помимо богослужебного послушания, каждый трудится и для братии: в трапезной, в библиотеке, в огороде и саду, на пасеке. Скит полностью обеспечивает себя всем необходимым Хорошо знают в Данилове скитские хлеб, мед, ладан.
Осенью 1992 г. наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) и ныне покойный монастырский эконом архидиакон Роман (Тамберг; †1998) приехали в Рязанскую область, чтобы выбрать место для основания сельскохозяйственного подворья. Братия монастыря нуждались в продуктах питания и хотели трудиться на земле, самостоятельно обеспечивая монастырь всем необходимым.
В правлении колхоза села Михеи отцу Алексию сказали, что у них есть недействующая церковь во имя Архангела Михаила и предложили открыть храм для верующих и возобновить богослужение. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открыть здесь подворье. Уже через год, с Божией помощью, силами братии и местных жителей удалось подготовить один из приделов храма к освящению. В конце 1993 г. в храме были возобновлены богослужения. Сейчас помолиться сюда приходят не только местные прихожане, но и жители соседних сел.
Когда в администрации Сапожковского района речь зашла о том, что братия монастыря хотели бы иметь место для молитвы и посильных трудов, им порекомендовали место неподалеку от села Кривель, называемое Горкой. Это красивое, уединенное место, окруженное с трех сторон рекой Пахрой. Когда-то здесь была старинная барская усадьба, о которой напоминал лишь старый одичавший сад на южной стороне холма.
Место это среди местных сторожил считается известным и намоленным. В шестидесятые годы прошлого века жители села Красный угол, что в четырех километрах от этих мест, как-то в сумерках видели лестницу, которая вела с неба на землю, и по этой лестнице кто-то спускался и восходил. Верющие люди тогда поняли, что, вероятно, это место, указанное Ангелами.
Данилов монастырь взял эту землю и направил сюда первых насельников: иеромонаха Евсевия и чуть позже иеромонаха Михея, — положивших начало устроения монастырского подворья. На месте, куда, по свидетельству очевидцев, спускалось небесная лестница, решили построить деревянный храм. Храм и его святыни — это сердцевина духовной жизни русского человека.
Подворье было названо во имя преподобного Сергия Радонежского, ведь братия, которые стали первыми насельниками Данилова монастыря, пришли в него из Троице-Сергиевой лавры, и любовь к этому угоднику Божию они сохранили в своих сердцах. Приезжающие люди часто спрашивают у насельников скита: «А преподобный Сергий здесь жил?» Нет, не жил, но исторические источники говорят нам о том, что преподобный доходил до Рязани, чтобы запечатывать храмы, устанавливая таким образом мир между враждующими князьями. Братия подворья чувствуют ходатайство игумена земли Русской и каждый день обращаются к нему с молитвой.
Подворье продолжает строиться: от деревни Кривель была проложена дорога, проведена линия электропередач, возведен мост через реку Пахру, построены братские корпуса, дом наместника, гостиница в скиту с трапезной для братии, гостиница для паломников в Кривеле. Постоянно увеличивается число насельников. Сейчас здесь собрана братия из разных уголков нашей страны. Они разные по возрасту: есть схимник, которому за семьдесят, есть молодые братия, которым едва исполнилось двадцать лет.
Обычно сюда посылают молодых, чтобы они вкусили монашеской жизни, проверили свое желание и готовность оставить мир, получить первый опыт послушания, терпения, смирения. Человек, пришедший в монастырь, в скиту может оценить, устраивает ли его такая жизнь, ищет ли он монашества или, может быть, его призвание в чем-то другом. Ведь пора послушничества — пора испытаний. Если человек находит себя здесь, он остается, если нет — уходит и ищет какой-то другой путь к спасению.
Каждый насельник имеет свое постоянное занятие — послушание, которое назначает ему настоятель скита. Основные послушания связаны с богослужением: одни служат и исповедуют, другие помогают во время службы в алтаре, читают и поют на клиросе.
По древней традиции в скиту принимаются записки с именами живых и усопших для поминовении на Псалтири. Каждый день братия молятся наших родственниках и близких, просят милостивого Бога простить им все согрешения и даровать Царствие Небесное. Насельники подворья просвещают словом Божиим окрестное население. На богослужении люди слушают проповеди братии, приобретают книги, изданные Даниловым монастырем. При храме работает воскресная школа, где братия занимаются с детьми Законом Божиим и другими предметами.
Божией милостью устроена и хозяйственная жизнь скита. Насельники полностью обеспечивают себя всем необходимым: собирают и заготавливают на зиму грибы, ягоды, собирают урожай в монастырском саду, заботливая ухаживая за ним весь год. Для нужд монастыря выращивают картофель. Неподалеку от скита братия вырыли пруд, где разводят рыбу. Налажено производство ладана, оборудована столярная мастерская. В скитской пекарне выпекается хлеб и хлебобулочные изделия не только для собственного потребления — ее продукцию с охотой покупают в соседних селах и даже в Рязани.
Несколько лет назад в подсобном хозяйстве скита открылась сыроварня, где на итальянском оборудовании и по итальянской технологии налажено производства десяти сортов сыра. Сравнительно недавно в скиту была оборудована просфорня. Практически с первых дней основания скита существует пасека. Мед с монастырской пасеки пользуется большим спросом далеко за пределами Рязанщины, в первую очередь, — в Москве.
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
На территории подворья возведена деревянная часовня в честь иконы «Живоносный источник». Внутри часовни колодец со святой водой, его глубина — больше двадцати метров.