Покровский мужской монастырь Харьковской епархии Монастыри УПЦ МП
История
Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума.
Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы.
История не сохранила ни имен строителей, ни других сведений о его возведении, известно лишь, что храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века.
При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления храма науки - Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый святитель Харьковской епархии епископ Христофор (Сулима) - человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие.
Незабвенной страницей в духовном просвещении народа являлась и многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарева) - стража христианского просвещения, открывшего более 60 церквей, благоустроившего духовные школы и основавшего философский журнал «Вера и разум», украсившего монастырь величественным храмом.
Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые приделы - в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где и нашел себе место упокоения владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), герой войны 1812 г. граф Орлов-Денисов, род Квиток. Также в усыпальнице Покровского храма почивали и святые мощи Святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского. Современники вспоминают о нем как о любящем отце-архипастыре, бессребренике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб Святителя был поставлен в алтаре нижней церкви Обители. Множество верующих притекало к святой гробнице с молитвенным упованием на его ходатайство перед Богом.
В 1978 году Святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован, имя его внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, неустанно пекущегося о возрождении, сохранении и продолжении славных традиций монастырской жизни и увековечении памяти великих светильников веры.
Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в Обитель в 1787 году. Согласно историческому свидетельству известно, что одним из жителей с. Озерянки, косившим траву, икона была рассечена надвое и ему послышался стон. С духовным трепетом крестьянин поднял рассеченные части святой иконы и перенес в дом, а поутру проснувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косою рассек икону и увидел ее сияющую дивным сиянием. Пораженный, он передал икону местному священнику отцу Феодору в Богородичный храм г. Мерефы.
Отец Феодор уступил принадлежащую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, где и пребывала икона. По закрытии пустыни она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его упразднения - в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена.
Чудотворный образ, от которого происходило множество исцелений и чудес, дважды в год необычайно торжественно и благоговейно переносился в Куряж и обратно при небывалом стечении народа. В данное время в монастыре храниться почитаемая копия Озерянской иконы.
Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившимися в монастыре были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы.
Огромную ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами Святых Печерских угодников и резной кипарисовый крест XVII в. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на библейские темы.
В библиотеке монастыря имелись редчайшие издания - Библия Острожской печати 1581 года, Октоихи Московской печати 1618, 1683 года, требник Петра Могилы 1646 г, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое.
О числе монашествующей братии известно, что в 1751 году здесь было: 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов.
Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокуренные заводы, скотные дворы и земельные угодья.
Благодаря неустанным трудам братии и сочувствию общества к огромной просветительской деятельности монастыря он быстро достиг значительного духовного и материального расцвета.
Процветание Святой Обители было пресечено безбожной властью после известных трагических событий начала века. В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа. Останки некоторых насельников были найдены в июне 2000 года при очистке фундамента, и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма.
Монастырское имущество было разграблено, уничтожены уникальные ценности, библиотека, осквернена усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, склады, военкомат.
И только лишь 15 января 1990 года, благодаря святительским трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, властями было принято решение о возвращении монастырских сооружений.
8 апреля 1990 года состоялось освящение и первая служба в Покровском храме, а 14 октября того же года впервые после долгих лет забвения был торжественно отмечен престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Через два года 27-28 мая 1992 года на территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака), который в своем «Историческом воспоминании» писал: «На нашу судьбу выпал священный жребий утвердить преданность Вселенскому Православию, орошенному кровию мучеников и исповедников 2000-летнего подвига веры дедов и прадедов».
Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).
Стройный ансамбль монастырских зданий украшает архиерейский дом.
9 октября 2000 года, в день празднования памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, было освящено здание Духовной семинарии.
Монастырь, вновь становящийся духовно-просветительским очагом края, пополняется и уникальными святынями. Так, в августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом был передан кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, Камни со св. горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокодневной молитвы.
Наместник
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Полунощница.
|
|
6 : 30 |
Часы. Божественная литургия. Панихида
|
|
9 : 30 |
Водосвятный молебен
|
|
15 : 30 |
Водосвятный молебен с чтением акафиста
|
|