Приозерское подворье Валаамского монастыря подворье ставропигиального мужского монастыря

Адрес:
188670, Ленинградская обл., г. Приозерск, ул. Пушкина, д.17
Телефон:
+7 (81379) 3-65-96
E-mail:
Сайт:
Дата основания:
1872

История

Приозерское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Русской Православной Церкви Московского Патриархата расположено в городе Приозерске Ленинградской области. Подворье основано в 1872 году. Имеет храмы как в городе Приозерске, так и приписные храмы и часовни на территории Приозерского района, которые были возведены согласно решения духовного собора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Кто пришел в храм Божий, тот смог обрести истинную веру. Многие люди поверили валаамским священнослужителям и, воочию увидев, что такое жертвенное служение Церкви и Отечеству, пошли в церковь сами и повели своих детей, внуков, друзей.

Сегодня, когда решается судьба Приозерского подворья, очень важно вспомнить историю его возникновения, очень важно осмыслить, почему православные иерархи в сложное время становления не на словах, а на деле поддерживали деятельность Валаамского монастыря.

Важно отметить, что в создании подворья принял непосредственное участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Наш Патриарх, еще будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, продумывал и подбирал место для создания на материке вблизи с островом Валаам подворья, которое смогло бы помочь в восстановлении оскверненной и разрушенной обители, обеспечить быстрый приезд насельников, трудников и паломников.

Есть свидетельство очевидцев, что одним из первых разрушенную и поруганную церковь Всех Святых («Андреевская церковь»), во время ее передачи Русской Православной Церкви, посетил именно митрополит Алексий. Благодарные приозерцы построили на территории подворья часовню в честь его небесного покровителя святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, тем самым закрепили исторически значимое событие. Именно наш Патриарх освящал Школу Русской Культуры во время очередного своего визита в Приозерск. Не думаю, что открытие подворья тогда планировалось лишь на 20 лет.

И сейчас понятно, что эти продуманные шаги, ныне покойного Патриарха, действительно, способствовали восстановлению Валаамской обители, и сейчас помогают многим, кто почитает преподобных Сергия и Германа Валаамских, покровителей Земли Русской, и совершает паломничество на дивный остров Валаам.

С 1990 года работу причала Валаамского монастыря обеспечивает Приозерское подворье. Расположение причала в Приозерске является очень удобным географически для прибытия паломнических групп (экскурсионные автобусы) и отдельных паломников (рейсовые автобусы и электрички). В последние годы поток желающих посетить Валаам вырос многократно. В 2012 году Приозерский причал Валаамского монастыря принял более 113 000 человек, услугами трапезной при причале воспользовалось 3000 человек. Нередко в летний период и здание Школы Русской Культуры превращалось в паломническую гостиницу.

Приозерский причал с 1990 года является связующим звеном между Валаамом и миром, поэтому подворье в Приозерске, и причал в частности, нужно планомерно развивать. Ведь только за 2012 год через Приозерский причал на Валаам отправлено 2,5 тыс. т. грузов (строительные материалы, продукты, всевозможные хозяйственные грузы).

В прежние годы, по благословению настоятеля Приозерского подворья, прихожане размещали паломников, следующих на Валаам, в своих квартирах и домах, поэтому строительство гостиницы на причале в г. Приозерске было жизненной необходимостью. Так за 2012 год услугами гостиницы воспользовались 1200 человек. Но сегодня уже и эта гостиница в летние дни не справляется с количеством паломников, поэтому строительство на Приозерском подворье здания нового братского корпуса поможет решить и эту проблему.

Множество людей своими руками, вложив немалые средства, отстроили замечательные каменные и деревянные храмы и часовни. В ближайшем будущем планируются строительство приходских домов и завершение сооружения братского корпуса.

Помимо утренних и вечерних богослужений, в воскресные и праздничные дни в храме совершаются молебны, литии и ежедневно читается Акафист Покрову Божией Матери.

Доехать можно доехать либо с Финляндского вокзала г. Санкт-Петербурга на электропоезде (Приозерское направление) до ст. Приозерск либо от станции метро «Девяткино» с автовокзала, автобус № 859 до ст. Приозерск.

Настоятель подворья игумен Фотий (Бегаль)

Святые и подвижники благочестия

23 Апреля / 6 Мая, 3 / 16 Ноября, 10 / 23 Ноября, 26 Ноября / 9 Декабря
9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря

Праздники и чтимые даты

25 декабря / 7 января
1-е воскресенье после 6/19 августа

Храмы и Богослужения

Храм Всех святых
1890 г.

Храм Всех Святых был восстановлен к 1994 году и освящен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Каждый день (кроме праздников)
время
богослужение
примечание
8 : 30
Часы, Божественная Литургия
17 : 0
Вечерня, утреня, первый час
Будничные богослужения совершаются ежедневно в храме Всех Святых. Храм освящен малым архиерейским 12.07.1994 г. Патриархом Алексием II. Помимо утренних и вечерних богослужений в храме также ежедневно совершаются молебны, панихиды, литии.
Храм Рождества Христова
2001 г.

Храм Рождества Христова расположен также на территории подворья в г. Приозерске. Богослужения в нем совершаются в праздники и воскресные дни. Архитектурный облик-идея храма Рождества Христова родилась во время паломнической поездки в 2000 году.

По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 0
Всенощное Бдение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
9 : 0
Часы, Божественная литургия

 В Капернауме на северной оконечности Галилейского моря расположена замечательная греческая церковь в честь Собора 12-ти апостолов, отличается эта церковь прекрасной акустикой. Теперь и в Приозерске есть подобный по архитектуре храм. Храм освящен малым иерейским чином 07.01.2008г. начальником подворья игуменом Фотием (Бегалем).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы
2001 г.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы - приписной к подворью монастыря в г. Приозерске и освящен Великим архиерейским чином 06.06.2010 г. епископом Троицким Панкратием, игуменом монастыря.

Храм строился в поселке Плодовое всем миром под чутким и деятельным руководством Валаамской братии.

Каждый день
время
богослужение
примечание
14 : 0
Акафист Покрову Божией Матери
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 0
Всенощное Бдение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
10 : 0
Часы, Божественная Литургия

Ранее здесь находился памятник архитектуры XVIII-XIX в.в., утраченный в советское время – старинная усадьба графа Фредерикса.

По поручению Владыки Митрополита благочинный Приозерского района протоиерей Николай Тетерятников на поселковом сходе объявил о благословении строительства храма Покрова силами жителей поселка под духовным окормлением Валаамского подворья. Староста храма, ныне покойная Лидия Евдокимовна Иванова, дочь репрессированного священника, организовала общий сход поселка Плодовое для решения вопроса о возведении нового храма.

Храм строился без каких-либо масштабных капиталовложений, хозяйственным методом, что называется, с «мира по нитке», самоотверженным трудом братии, усилием благотворителей и попечителей, которые без сомнения могли доверить свои средства именно Валаамскому монастырю. Сооружение храма пришлось на трудные 90-е годы, а в 2001 году, на Покров, в храме совершилась первая Божественная литургия.

В 2010 году 6 июня в неделю Русских Святых Храм Покрова Божией Матери был освящен преосвященным епископом Троицким Панкратием, игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

В 1999 году прихожане Валаамского подворья в городе Приозерске, жители поселка Кузнечное обратились в митрополию о благословении на строительство своего храма из-за удаленности поселка от г. Приозерска. Из-за отсутствия средств в епархии митрополит благословил строить храм жителям поселка под духовным окормлением Валаамского подворья.

Святыни храма:

  1. Чудотворная икона Казанской Божией Матери.
  2. Икона святителя и чудотворца Христова Николая с частицей мощей.

Как доехать: можно доехать либо с Финляндского вокзала г. Санкт-Петербурга на электропоезде (Приозерское направление) до ст. Отрадное либо от станции метро «Девяткино» с автовокзала, автобус № 859 до Первомайского.


Является подворьем монастыря

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
8 : 30
Часы, Божественная Литургия
По воскресным и праздничным дням – 9-30 (часы и Божественная литургия)
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 0
Всенощное Бдение

Служение

НОУ «Средняя общеобразовательная православная школа имени преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев»

При Приозерском подворье Валаамского монастыря действует уже почти 20 лет негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Школа Русской Культуры преподобных Сергия и Германа Валаамских». Школа была основана в 1994 году, ее благословил и освятил 12 июля 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Школа Русской Культуры - единственное православное учебное заведение на территории Приозерского района Ленинградской области.

Итак, по порядку. Кратко основываясь на документах, стоит проследить хронологию событий, касающихся Приозерского Всехсвятского подворья Валаамского монастыря:

1. Исполнительный комитет Приозерского городского совета народных депутатов Ленинградской области принял решение N65 от 23.02.1989 о передаче пустующего здания церкви «Всех святых» («Андреевской») для молитвенных целей религиозному обществу в г. Приозерске.

В соответствии с выпиской из протокола от 16.11.88 года N21 заседания Совета по делам религий при Совете Министров СССР, «О регистрации религиозного общества Русской православной церкви в г. Приозерске», Исполнительный комитет Приозерского городского Совета народных депутатов РЕШИЛ: Передать пустующее здание церкви «Всех святых» (Андреевской) в г. Приозерске религиозному обществу Русской православной церкви для молитвенных целей. Подписи: председатель исполкома В. Степанько и секретарь исполкома Л. Кедрова.

2. В Совет по делам религий при Совете Министров СССР от Приходского Совета Всехсвятского прихода г. Приозерска Ленинградской области 17.09.90 за N69 поступила справка-подтверждение о том, что община Русской Православной церкви, зарегистрированная в установленном Законом порядке 15.11.88 г., получившая в пользование здание церкви Всех Святых (решение исполкома N65 от 23.02.89) не возражает против преобразования указанного храма в подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и изъятия его из приходов Ленинградской епархии. Подписи: настоятель, и.о.председателя Приходского Совета церкви Всех Святых - игумен Сергий (Булатников), члены-учредители: Исайченко Е.М., Алексеева М.А, Чащин М.И., Сковородина А.П., Манолов К.И., Ковш И.А.

3. Из канцелярии Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна 24 октября 1990 года за N2548/11 на имя наместника Спасо-Преображенского Валаамского монастыря игумена Андроника поступило письмо с резолюцией Его Высокопреосвященства, положенной на письме о переводе Всехсвятской церкви г. Приозерска из числа приходов Ленинградской епархии в состав подворий Спасо-Преображенского Валаамского монастыря: «НА РЕШЕНИЕ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА». Подпись: секретарь митрополита архимандрит Симон.

4. 26 ноября 1990 года за N2459 на имя Его Высокопреподобия игумена Андроника, наместника Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, из канцелярии Московской Патриархии пришла резолюция ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенная на рапорте от 15.11.1990 г. о благословении на перевод Всехсвятской церкви из числа приходов Ленинградской епархии в состав подворий Спасо-Перображенского Валаамского Ставропигиального монастыря и утверждения кандидатуры нынешнего настоятеля храма игумена Сергия (Булатникова): «19.XI.1990г. Подворья Ставропигиальных монастырей, как и сами монастыри, подчинены непосредственно Патриарху, поэтому Всехсвятское подворье Ставропигиального монастыря должно быть выведено из состава Ленинградской епархии. Настоятелем Подворья Ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря в Приозерске утвержден игумен Сергий (Булатников). Подпись: управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Ростовский и Новочерскасский Владимир.

5. 10 января 1997 года Канцелярия Московской Патриархии за N47 сообщила Его Высокопреподобию Архимандриту Панкратию, наместнику Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, резолюцию ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенную на рапорте о совершении чинопоследования основания храма в честь Покрова Божией Матери в пос. Плодовое: «9.I.97г. Покров Царицы Небесной да укрепит строителей и благотворителей на святое дело строительства храма в пос. Плодовое». Подпись: Епископ Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

6. 3 мая 2000 года за N2126 на имя его Высокопреподобия, архимандрита Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря из канцелярии Московской Патриархии пришла резолюция ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенная на рапорте от 26.04.2000 с просьбой о благословении на закладку храма-часовни в честь св. вмч. Георгия Победоносца в пос. Кузнечное Приозерского р-на: «27.IV.2000. Закладка храма-часовни в честь вмч. Георгия Победоносца в пос. Кузнечное Приозерского района - б л а г о с л о в л я е т с я». Подпись: Архиепископ Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

7. Из канцелярии Московской Патриархии 31.05.2001 года за N2852 на имя его Высокопреподобия, архимандрита Панкратия, наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, пришла резолюция ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенная на рапорт о благословении на освящение закладки нового храма в честь Рождества Христова, на территории Приозерского подворья, 4 июня с.г.: «29.V.2001г. Благословляется». Подпись: Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Солнечногорский Сергий.

8. 23.03.2004 за N1303 на имя Его Высокопреподобия, Архимандрита Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, из канцелярии Московской Патриархии сообщили резолюцию ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, положенную на рапорте с представлением обращения иеромонаха Фотия о благословении на строительство небольшого храма в честь святителя Николая в пос. Петровское Приозерского района Ленинградской области: «19.III.2004г. - Благословляется». Подпись: Архиепископ Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

То есть, мы видим совершенно БЛАГОСЛОВЕННОЕ развитие Приозерского подворья как валаамской миссии, санкционированное духовными властями и Патриархом в первую очередь, - все это подтверждено документами.

В трудные для страны 90-е годы ХХ века насельники Валаамского монастыря нашли в себе силы повести за собой людей. К сожалению, они столкнулись с неверием, равнодушием, даже с сатанинскими выходками, но были люди, которые поддержали православных пастырей.

В конце 80-х годов прошлого века на территории Приозерска и ближайших окрестностей не было ни одного действующего храма. К счастью, не были утрачены традиции, и не рассеялась историческая память.

Вызывает уважение фундаментальность, «неспешность», и в то же время последовательность и обдуманность действий нашего священноначалия и валаамской братии, которые были направлены на укрепление духовности и образованности наших соотечественников, повышения их ответственности перед будущими поколениями.

Миссионерское служение валаамской братии позволило открыть глаза многим из нас, простым людям. Сотрудничество с краеведами Приозерска, писателями, государственными деятелями, предпринимателями, простыми жителями позволило братии за четверть века найти подход к решению духовных проблем, и наметить фундаментальные ориентиры.

Необходимо сказать, что вышеописанные духовные преобразования в жизни Приозерья осуществлялись под руководством начальника Приозерского Всехсвятского подворья игумена Фотия (Бегаль), который был участником первого монашеского «десанта» на обретенный Русской Православной Церковью Валаам в 1989 году, и после первого, самого трудного, года обустройства обители перенес светильник монашества и на материк.

Роль Валаамского монастыря для православного мира трудно переоценить. Куда бы вы ни приехали, везде знают Валаамский монастырь, хранителя истинной монашеской жизни, и мы верим, что его слава будет преумножаться, и подворья новые будут открываться, так как позитивный опыт Приозерского подворья подталкивает к этому.

Думаем ли мы о том, что возрождение монашеской жизни в наших православных монастырях поможет нам обрести былую веру, а, следовательно, и видимую силу? Важно ли для нас, что за нас молятся добросовестно и укрепляют, и поддерживают нас как в невидимой духовной брани, так и в реальной борьбе с многочисленными врагами нашего Отечества и Русской Православной Церкви?

Да, мы понимаем, что без «умного делания» дела светские и мирские вряд ли будут успешны. Без возрождения традиций и веры наших предков жизнь наша ущербна и хлипка. Необходимо «ковать дух» и крепко стоять на своей земле.

О чем же нам говорит летопись: к концу XV века на территории г. Корела (современного Приозерска) было 4 монастыря и одна церковь!!! Так что до наших предков нам еще очень далеко. Крепка была вера, о ее стойкости красноречиво говорил летописец, когда описывал подвиг наших предков по защите города Корела от шведов. Мы хотим быть достойными наших славных дедов, и именно в этом мы ждем и обретаем помощь валаамских монахов.

В заключении представим себе, не то, что есть на Приозерском подворье, а то, чего там быть не может по духу валаамскому, не может быть - по определению: например, концерта в храме!!! Трудно себе представить, что после многочасовой службы в храме, наши прихожане будут слушать струнное трио или квартет и хлопать в ладоши от радости, или развернут выставку современных художников на стенах церкви.

Этой нелепицы не будет и в будущем, если православный русский дух будет укрепляться на богохранимой приозерской земле.

Во время посещения Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря в церкви во имя Казанской иконы Божией Матери я был очевидцем такой сцены. Один из монахов в наполовину отреставрированном храме, восклицал: «Это - душа до покаяния (он показал рукой на закопченные стены), а это (повернувшись в сторону отреставрированных стен) - после». И так очевидно и наглядно это было для присутствовавших в храме (такой четкой и контрастной была эта граница от черного к белому), что каждый ощутил в своей душе тягу к преображению.


Возврат к списку