Скит в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских Свято-Успенской Святогорской Лавры Донецкой епархии скит епархиального мужского монастыря
История
15 сентября — день празднования двух великих святых, двух светочей Русской Церкви, прославленных ею в лике преподобных, — основателя Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры преподобного Антония Печерского и его усердного соработника в деле созидания обители Божией, устроителя Киево-Печерского монастыря и первого учредителя иноческого общежития в русских монастырях — преподобного Феодосия Печерского. В аскетических подвигах труда, молитвы и безмолвия этих святых мужей лежат истоки всего русского монашества.
Великие святые, на Киевских горах подвизавшиеся и прославившиеся, по праву считаются покровителями всех монахов земли Русской. Милостью Божией под их молитвенным покровительством и особым попечением находится и Свято-Успенская Святогорская Лавра, в храмовом комплексе которой находится один из самых древних храмов Святогорья — древняя пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Пещеры, в которых находится подземный храм, исстари, как и в Киево-Печерской Лавре, назывались «Дальними» — в отличие от «Ближних» пещер, вход в которые находится возле Успенского собора.
Ныне пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских относится к одноимённому скиту Свято-Успенской Святогорской Лавры, расположенному на территории, прилегающей к этой подземной церкви. Он был устроен по окончании проведения Святогорским монастырем ремонтно-реставрационных работ, длившихся несколько лет с конца 1999 года. Тогда подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских в числе других объектов была передана государством Святогорской обители, а затем в 2000 году монастырь выкупил у санатория и прилегающую к храму территорию.
Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских находится к востоку от монастырских построек, у подножия горы, возле верхнего гостиничного корпуса. Поскольку пещерный храм до 1845 года был всеми забыт и завален землёй, о его происхождении и времени ископания почти ничего неизвестно. До закрытия обители в XVIII веке при Екатерине II в обители хранились лишь предания о древней церкви, находящейся в горе.
Первые свидетельства об этой церкви относятся к началу XIX века. Иван Яковлевич Тихоцкий, член Харьковского историко-филологического общества, писал: «Что всего чудеснее, по бок монастыря, недалеко от нынешней каменной ограды, за год перед сим я был там сего 1817 года… сделался в земле провал, и саженях в 4-х глубины открылась каменная церковь, в которую Изюмский городничий сходил, но как она со всех сторон засыпана землею, то по темноте ничего свидеть не мог».
Изустное предание о подземной церкви преподобных Антония и Феодосия записал в начале XIX века приходской священник Николай Лащенков, более десяти лет прослуживший в упразднённой Святогорской обители. «…В Святогорском монастыре, — писал отец Николай, — есть подземные скиты выше монастыря, с особенного рода кирпичным сводом, глубиною в земле до трёх сажень; и поныне приметно, что была там церковь, в которую вход пещерою, примерно около 5 или 6 саженей».
В 1844 году, после возобновления Святогорской обители, братский духовник, ныне прославленный в лике преподобных, благочестивый старец иеромонах Феодосий видел по ночам на том месте, где находилась церковь, чудный свет, а два священника — Марк и Николай — ощущали необычайное благоухание.
Указал на провал, ведущий в церковь (как оказалось впоследствии — слуховое окно), столетний старец Мафусаил. Вот как об этом писал святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Харьковский: «По тайному распоряжению Промысла, не попущающего изгладиться на грешной земле следам верных рабов Его, во свидетельство о существовании и судьбе незримаго храма, до перваго года восстановления древней обители сохранился столетний старец. Он жил ещё в древнем монастыре и доживал последние дни в имении господина Потёмкина. Он-то кратко, но верно объяснил, что найденное отверстие ведёт в завалившияся пещеры, где был пещерный храм преподобных Печерских Антония и Феодосия. Храм сей, говорил он, скрывался уже под землёю в то время, когда иноки переселились со скалы в долины. Следовательно, сокрылся гораздо прежде того времени, т. е. прежде половины XVII столетия, и, по всей вероятности, во время опустошения края татарами. Лет за 80 прежде 1840 года пещера случайно найдена и открыта руками сего старца, тогда бывшаго ещё юношею; иноки того времени имели намерение восстановить храм, но последовавшее упразднение монастыря оставило их намерения неисполненными, после чего пещера от времени дошла до упадка. По этим-то указаниям стали очищать землю и открыли в ней следы храма».
Читаем в «Донесении Святейшему Синоду» епископа Харьковского святителя Иннокентия (Борисова): «Небольшое четвероугольное каменное здание, найденное в горе под землёю, действительно должно было составлять некогда церковь, признаком и доказательством чего служат углубления в средине передней стены, какие делаются для горняго места, остаток в левой стороне жертвенника и два углубления в стене по бокам входной двери для певцов. Кирпич и кладка стен показывают, что здание сие должно быть устроено не в самой глубокой древности, а века за три или четыре до нашего времени… Пещера, в коей устроена сия церковь, по свидетельству того же старца-указателя, носила исстари название Варяжской». Т.е. по свидетельству святителя Иннокентия сооружение пещерного храма относится к XVI-XVII вв. Но, исходя из слов старца Мафусаила, уже в XVII в. она была неизвестна, да и в документах с начала XVII в. и до упразднения монастыря в XVIII в. не упоминается об этом храме. Кроме того, само название «Варяжская» говорит об основании ее в раннем средневековье.
Тогда же возник вопрос о первоначальной истории этой церкви, времени её возникновения и отношении к пещерному монастырю в меловой скале.
Ещё до сих пор видны остатки тайного хода, который соединял меловые пещеры в скале с подземной церковью преподобных Антония и Феодосия. Протоиерей Петр Фомин писал: «Бывший подземный ход от скалы к Антониево-Феодосиевской церкви на расстоянии 250 сажен в целом своём виде не сохранился: первая его половина от скалы до нынешнего монастырского керосинового склада срыта при устройстве площади под соборную церковь, а вторая — прорытая в глинистом грунте, местами совершенно завалилась, и никем никогда не была исследована». Протоиерей, изучая cвятогорские пещеры и находясь в этом самом меловом туннеле к церкви преподобных Антония и Феодосия, отметил, что следы рубки мела, оставленные первыми ископателями, указывают на то, что этот ход был вырублен сверху вниз. Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее древними пещерными сооружениями являются пещеры в середине и на вершине скалы, а более новыми — длинный опускающийся ход и замыкающая его церковь преподобных Антония и Феодосия.
О том же свидетельствует историк А.Н. Муравьёв: «Нельзя, однако, определить времени ископания сей пещеры, во всяком случае, она гораздо позднее келий мелового утёса, потому что сама правильность внутреннего расположения церкви и отделка сводов… не восходит далее XV или XVI веков».
После восстановительных работ, проводившихся в XIX веке без детального описания, следы первоначального устройства этого пещерного храма были уничтожены. Уже тогда протоиерей Пётр Фомин с сожалением отмечал: «Нельзя в точности определить, что из существующего здесь — древнейшее».
Некоторыми современными исследователями ископание этого подземного храма отнесено к XVII веку. Доказательством такого вывода для них послужил строительный материал, обнаруженный в остатках входной части церкви — большемерный кирпич XVII в. (30х15х8 см), который также использовался при строительстве Никольского храма на скале. Однако существует ряд причин, препятствующих согласиться с таким выводом.
Во-первых, оформление входной арки из кирпича в XVII веке, несомненно, было сделано по причине обвала пещерного хода, соединявшего эту церковь с меловой скалой. Сделанный в XVII веке свой, ближний выход, минующий прохождение к храму по пещерному туннелю, косвенно указывает на то, что церковь преподобных Антония и Феодосия ископана ещё ранее, нежели появилась эта входная арка.
Во-вторых, в связи с отсутствием документов, упоминающих эту церковь, можно также предположить, что она оказалась утеряна в древнее время из-за обвала пещерного хода и вновь обретена лишь в XVII веке. Возможно, что немедленному восстановлению сообщения с ней препятствовали такие причины, как, например, крайняя скудость в рабочих руках и средствах, которые были характерны для жизни обители в XVII веке, многочисленные татарские разорения, своей внезапностью грозившие большой бедой удалившимся от святой скалы инокам, и моровые язвы, которые, регулярно повторяясь, уносили жизни братии.
В-третьих, из грамот XVII века известно, что число братии в те времена немногим превышало 25 человек, которые, по свидетельству архимандрита Иоиля, все являлись преклонного возраста. Под силу ли было такому немногочисленному седовласому братству, кроме поддержания уже существующей обители, ещё и копать подземный пещерный ход длиной около километра и вырубать в горе церковь? Необходимо также учесть и другие сложности жизни в то неспокойное ввиду татарских нашествий время, трудности с доставкой воды и прочее.
Поэтому, подводя итог всему вышесказанному, можно с большой степенью уверенности утверждать, что подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских ископана была ещё до XVII века.
К августу 1846 года завершились работы по восстановлению древнего храма, который для большего простора расширили боковыми притворами, придавшими церкви подобие крестообразной формы.
Андрей Федорович Ковалевский описал, какой вклад внёс затворник Святогорской пустыни иеросхимонах Иоанн, будучи ещё экономом обители, в открытие и возрождение сокрытого в недрах земли святилища древних иноков: «Один из послушников монастырских по имени Михаил, пася стадо монастырского скота на месте пещернаго храма, нечаянно открыл отверстие в земле, служившее входом туда, о чём и сообщил монахам прежняго монастыря, которые имели намерение открыть его и возобновить, но закрытие монастыря, вскоре затем последовавшее, помешало этому, и открытое отверстие опять засыпалось и покрылось землею. Промыслом Божиим, этот самый Михаил, уже столетний почти старец, по закрытии монастыря проживавший в вотчинах Потёмкиных, дожил до возобновления монастыря в Святых Горах, поступил в число его братии и при пострижении наречён соответственным его возрасту библейским именем Мафусаила. Он поведал настоятелю и братии новооткрытаго монастыря о существовании пещернаго храма преподобных Печерских, открытаго им в молодости, и указал самое место, на котором ещё ранее того благоговейный старец обители, духовник иеромонах Феодосий, видел по ночам свет, как бы выходящий из недр земли. Настоятель отец Арсений и ктиторы обители Потёмкины с благоговейною радостию приняли это известие, внушившее им живейшее желание, — открыть следы пещернаго храма и возобновить его, как залог благословения прежних подвижников этого святого места.
С благословения Преосвященнаго Иннокентия, тоже принявшего особое участие в этом деле, по указаниям столетняго Мафусаила, начались раскопки земли на месте храма сперва одним управляющим имением Потёмкиныных, без участия монахов, но оказались безуспешными, ибо Богу угодно было, чтобы храм, изрытый, без сомнения, руками иноческими, ими же был и открыт.
По благословению настоятеля эконом Иоанникий, собрав к себе способную к труду сему братию, после усердной молитвы к Богу начал раскапывать полугору на указанном месте. Приступил он к этому делу с особым благоговением, с постом и молитвою, ибо отнюдь не надеялся на силы человеческия, а боле уповал на помощь Божию. «Дело священное», — говорил он собравшейся для раскопки братии и всех приглашал усердно молиться Богу, да не посрамит их упований обрести сокрытое в недрах земли святилище.
На месте подземного храма не было никаких даже признаков, могущих указать его место: всё поросло лесным кустарником, сравнялось, и лишь небольшая возвышенность имелась на почве. Став на этой возвышенности, эконом приметил на склоне ея, на правой стороне, небольшую впадину, вроде засыпанной ямы, в которой признал следы отверстия, открытаго в молодости Мафусаилом. С этой впадины начали копать землю, и на 3-х аршинном расстоянии от поверхности открыли сначала окна, ведущия в церковь, наконец, и самую церковь, свод которой сохранился в целости, внутренность была же полузасыпана землею; монашествующие начали вынимать её в своих одеждах, причём открылись помост, следы алтаря и прочия части подземнаго храма.
Велика была радость святогорской братии: новооткрытый храм спешили отделать и вновь освятить, причём эконом упросил отца Арсения, для большаго простора, расширить его притворами направо и налево, которые, под непосредственным его руководством и были выкопаны в земле руками иноков. Таким образом, если предположить, что храм этот в древности ископали иноки, — в новейшее время откопали, очистили и распространили его тоже исключительно иноки».
Эконом монастыря, монах Иоанникий (будущий преподобный Иоанн Затворник), возглавивший работы по расчистке древнего святилища, собственноручно вырубил для новооткрытого храма из цельного дикого камня Престол.
Одновременно была устроена и наружная часть церкви, с северной стороны которой, около усыпальницы, построили каменный одноэтажный крытый железом корпус с двумя келиями для братии, где впоследствии, как свидетельствовал писатель В.И.Немирович-Данченко, проживали некоторые схимонахи. В ведомости за 1857 год так отмечается об этом событии: «в нынешнем же году близ усыпальницы к северной стороне, построен каменный одноэтажный корпус с двумя келиями служащих при сей церкви монахов».
30 августа 1846 года Преосвященный Иннокентий, архиепископ Харьковский, освятил обретённую церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, имени которых, по словам старца Мафусаила, она и была посвящена прежде. «Но самому старцу, — пишет в своих воспоминаниях о Святых Горах А.Н.Муравьёв, — не суждено было видеть окончание указанного им подвига. Он как бы нарочно дожил до того только времени, пока ему поверили и открыли утаённое: однако и при самой смерти был виновником скораго обновления открытого им святилища. Когда вся братия со слезами соборно предавали земле тело его подле самой пещеры, в залог и память ея обретения, нечаянно проезжавший мимо купец Изюмский [Яков Дегтярёв. — Сост.], который не имел прежде особого расположения к обители, ни даже вообще к церкви, полюбопытствовал, от чего такое собрание народа и усердие к усопшему? Когда же услышал рассказ о чудном обретении и увидел самую пещеру, только что разрытую, умилился сердцем и объявил мне желание немедленно устроить в ней церковь на свой счёт: с тех пор сделался он ревнителем благочестия до самой кончины, вскоре воспоследовавшей».
Устроенный на средства купца Дегтярёва иконостас не сохранился, однако известно, что он был железный, крашенный белой масляной краской, с 10 иконами, писанными тоже на железных досках, и украшен бронзой с позолотой.
Впоследствии храм преподобных Антония и Феодосия обнесли оградой, сделали в ней врата с колокольней на один 7-пудовый колокол. Над колокольней установили железную вызолоченную главу с крестом».
Как уже было отмечено выше, у подземной церкви были расположены усыпальница князей Голицыных и кладбище, на котором похоронены духовники Святогорской обители — преподобные иеромонахи Феодосий и Киприан, Евдокия Крюкова, сестра преподобного Иоанна Затворника, а также боголюбивые благотворители святого храма — Иловайские, Жилинские, Смирновы, Опочинины, атаман М.И. Платов, Курдюмов и другие. Фактически кладбище стало местом захоронения наиболее известных людей своего времени, которые приняли действенное участие в восстановлении Святогорской обители и были ктиторами монастыря.
После закрытия Святогорской обители в 1922 году и обустройства на его территории Всеукраинского дома отдыха для трудящихся её святые храмы стали объектом ненависти безбожной власти и подверглись поруганию и бесчестию. Так, соборный храм Успения Божией Матери был перестроен под кинотеатр. В левом его приделе был устроен санузел, в правом — гримёрная, в центральном — сцена и оркестровая яма, в вестибюле — комната смеха. В церкви Покрова Божией Матери размещена водолечебница с углекислыми ваннами, солярием, стат-душами, причём одна из ванн стояла в алтаре на месте Престола — самого святого места в храме. Возвышавшийся на горе двухэтажный храм Преображения Господня, в котором сначала разместили электростанцию, к 1927 году был взорван (из церковного кирпича впоследствии построили некоторые хозяйственные помещения возле кочегарки бывшего санатория имени Артёма).
До 1983 г. в древнейшей церкви находилось овощехранилище санатория
Пришли в запустение и варварски разрушены храмы в Арсениевском, Спасовом и Ахтырском скитах. На базе последнего функционировал Дом отдыха «Степной», рядом находился пионерский лагерь на 300 мест.
Не обошла эта участь и древний храм Святых Гор. В советский период пещерную церковь, посвящённую великим Киево-Печерским отцам, преподобным Антонию и Феодосию, закрыли и разграбили. Такой же участи подверглись княжеская усыпальница и кладбище возле подземного храма. В годы бесчинства безбожной советской власти кладбище разорили и разграбили, а усыпальницу князей Голицыных уничтожили. Также был разрушен притвор церкви, а сам пещерный храм преподобных Антония и Феодосия был превращён в 50–80-х гг. ХХ в. в овощехранилище санатория им. Артёма.
В советское время невдалеке от пещерного храма был выстроен так называемый «финский домик» — небольшое одноэтажное кирпичное здание. По данным Славяногорского государственного историко-архитектурного заповедника (СГИАЗ, основанный в 1980 г.), время его постройки — 60-е годы или начало 70-х годов (на генплане реконструкции санатория 1975 года «финский домик» уже нанесён). Использовался в качестве жилого дома (свидетельство Москаленко Л.Г.) с присвоением № 39 (ранее под этим номером стояла конюшня). На генплане заповедника, снятом в 1986 году институтом «Укрпроектреставрация» (г. Киев) в экспликации указана здесь дирекция заповедника. Таким образом, начиная с этого года дом №39 использовался в качестве временного админкорпуса заповедника (вплоть до ввода в эксплуатацию корпуса № 20 в декабре 1990 года).
На территории кладбища до Великой Отечественной войны была устроена летняя киноплощадка. После войны на генплане 40–50-х гг. показаны деревья без указания на характер использования этой площадки и её функционального назначения. В 70-х и 80-х гг. на генпланах надпись: волейбольная площадка .
После передачи в 1984 году памятника на баланс СГИАЗ, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских стала первой достопримечательностью, задействованной в экскурсионном маршруте заповедника.
В течение 1985–1986 годов в подземном храме проводились ремонтные работы, после чего там расположилась археологическая выставка «Памятники археологии и их исследования на территории края», созданная по результатам археологических исследований на территории Святогорья. Эта выставка открылась для посетителей в октябре 1986 года.
Возобновление деятельности Свято-Успенского монастыря подвигнуло администрацию СГИАЗ пересмотреть концепцию использования культовых памятников, в том числе церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В 1992–1993 годах по заказу СГИАЗ археологическая экспедиция провела исследование наземных сооружений и склепов при входе в пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских. На момент проведения раскопок вся внешняя часть входного павильона храма была полностью разрушена, под ней находились своды подземных склепов усыпальницы, которые были проломлены, а сами захоронения ограблены, вероятно, ещё в 30-х гг. ХХ в.
Во время исследований в правом и левом склепах XIX в. обнаружились признаки двух более ранних склепов, о которых было известно также и строителям XIX века. По мнению исследователей, при подземной церкви осуществлялись захоронения и в предыдущем историческом периоде (до XVII в.). В 1994 году склепы были восстановлены.
2 февраля 1994 года состоялось первое богослужение в пещерном храме, которое возглавил благочинный Свято-Успенской обители иеромонах Арсений (Яковенко) (нынешний наместник митрополит Арсений). Службу приурочили к визиту в Святогорский монастырь матери Главы Императорского Дома Романовых, Великой княгини Леониды Георгиевны. Была отслужена панихида по почившим князьям Андрею и Николаю Голицыных, останки которых в то время временно находились в алтаре древнего храма преподобных Антония и Феодосия. Род Голицыных имел семейные связи с родом князя Багратиона, к которому принадлежала сама Леонида Георгиевна.
В октябре 1994 года в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских был установлен иконостас из чугуна и дюралюминия (автор проекта А.Б. Дашевский, чугунное литьё выполнено под руководством А.Г. Бовздаренко). Иконы для иконостаса были написаны донецкими художниками Г.В.Жуковым и В.В.Теличко.
Иконостас восстановленной церкви имеет трёхрядную композицию: нижний ряд — преподобные Антоний и Феодосий, второй — Спаситель и Богородица на тронах, верхний ряд — Рождество Христово и Успения Божией Матери. Иконы были выполнены на медных листах темперными красками.
7 декабря 1994 года было произведено перезахоронение останков князей Голицыных в их родовую усыпальницу.
В 1994–1995 годах по заказу СГИАЗ институтом «Укрпроектреставрация» был разработан эскизный проект реставрации фасадов притвора храма, находящегося над склепами (архитектор Г.А. Дядюшенко).
В 1995 году в пещерном храме администрацией музея была открыта новая выставка для посетителей Святогорья под названием «Підземна церква прп. Антонія і Феодосія. Усипальниця князів Голіциних» вместо археологической выставки, которая в 1994 году была демонтирована и перенесена в другое выставочное помещение.
В 1995 году с помощью Божией наместником архимандритом Арсением (Яковенко) в монастыре были начаты широкомасштабные восстановительные работы. 16 июня приступили к демонтажным работам в Успенском соборе, и пока в главном храме обители шли реставрационные работы, литургии и вечерние богослужения стали совершаться в пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Подобно служению древних иноков, положивших начало Святогорской обители жительством в пещерах, или семени, вложенному в недра земли, которое тайно готовит первые ростки и цветы — будущего благолепия святой обители, — таковыми были служение и молитва братии в этом пещерном храме. Чудотворный же образ Владычицы Богородицы, именуемый Святогорским, в это время находился в скромном правом отделении пещерника, где утром служились полунощница и молебны, а вечером — монашеское правило.
К 1996 году маленький пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских уже не мог вместить всех приезжавших в обитель паломников и 21 мая 1996 года, на праздник преподобного Арсения Великого, с согласия руководства музея в храме святителя Николая на меловой скале состоялась первая литургия. С этого времени небольшая церковь святителя Николая, несмотря на трудность к ней доступа, приютила в своих стенах братию обители и стала центром монастырской жизни.
В 1999 году при пещерном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских была восстановлена подземная часть семейной усыпальницы казацкого рода Иловайских. 12 сентября того же года обнаружили в одном из разрушенных склепов Иловайских памятник первому главному врачу Славянских минеральных вод, действительному статскому советнику Степану Васильевичу Курдюмову. Видимо, его могила находилась рядом с родовой усыпальницей Иловайских. Всего во время раскопок здесь было обнаружено 8 склепов с 11 захоронениями, большинство из которых были разрушены.
В конце 1999 года распоряжением Председателя облгосадминистрации и решением Славянского горисполкома (№ 518 от 15.12.1999 г.) подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских, входившая в состав объектов коммунальной собственности г. Славянска, и ещё 9 памятников архитектуры были переданы в бессрочное безвозмездное пользование Святогорскому Свято-Успенскому монастырю. Также обители наконец были переданы пещерные храмы преподобного Алексия, человека Божия, и Рождества святого Иоанна Крестителя, находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника. С этого времени лаврские пещеры с их храмами, а также пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, издревле почитаемые в обители как святыня, стали открыты для многочисленных паломников.
В 2000 году Святогорский монастырь выкупает у санатория построенный при пещерной церкви в советские годы так называемый «финский домик» и прилегающую к храму территорию.
23 мая 2002 года в связи с работами по восстановлению фасада пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, были обретены мощи иеромонаха Феодосия, погребенного справа от входа в храм, и иеромонаха Киприана, погребенного слева от входа в храм. Находились они до прославления в лике преподобных первоначально в той же пещерной церкви, затем в Покровском храме.
После проведения монастырем ремонтно-реставрационных работ при пещерном храме был устроен скит, в котором в настоящее время проживает 11 человек братии. Фасад храма пришлось воссоздавать заново по дореволюционным фотографиям. Великолепной архитектуры фасад притвора, рабочая документация на восстановление которого была выполнена архитектором института «Донбассгражданпроект» Е.А. Ивахненко, расписан иконописцами под руководством А. Яблочкина в стиле ХІІ века. На фасаде по обе стороны от входа в храм установлены две большие мраморные плиты с выгравированными именами здесь погребённых.
По проекту наместника архимандрита (ныне митрополита) Арсения (Яковенко) была построена вокруг скита ограда и возведена колокольня в стиле украинского барокко XVII в. 21 августа 2002 года на новую колокольню установили купол и крест. Сейчас на скитской звоннице звучат 10 колоколов, самый большой из них — весом около 300 кг. Тогда же по проекту владыки Арсения был построен ризничный корпус. Основные работы по возведению стен и кровли этого здания к моменту установления купола и креста на скитскую колокольню были уже выполнены. Спустя год строительство домика для скитской братии закончили полностью. Трудами скитской братии вся территория вокруг храма превращена в прекрасный цветущий парк.
Со времени своего возрождения лаврский скит сподобился архипастырских визитов церковных первоиерархов.
8 сентября 2000 года после освящения Свято-Успенского собора Святогорской обители, в рамках экскурсии по святыням Святогорья скит преподобных Антония и Феодосия Печерских посетил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины.
7 июля 2007 года во время своего архипастырского визита лаврский скит при пещерном храме посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
24 сентября 2015 года, в день празднования Собора преподобных отцов Святогорских, по окончании праздничной Божественной литургии скит преподобных Антония и Феодосия Печерских посетил Предстоятель Украинской Православной Церкви — Блаженнейший митрополит Онуфрий.
Посещение скита Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим митрополитом Онуфрием. 24 сентября 2015 г.
Насельники скита, устроенного при храме преподобных Антония и Феодосия и названного в честь этих двух величайших киевских подвижников, живут по своему, особому и более строгому, чем в самой обители, уставу.
Помимо своего основного послушания — молитвенного делания и поддержания порядка на территории скита, скитская братия несёт послушание и в располагающейся рядом мужской гостинице для паломников, а также в паломнической трапезной.
Монашеская одежда насельников этого скита сшита по древним образцам иноческих одеяний времён преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублёва. Ежедневно братия скита совершает в пещерной церкви своё молитвенное правило.
На данный момент в скитской Антоние-Феодосиевской церкви по воскресным дням служится вечернее богослужение, а в зимний период — ежедневно молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. В поминальные дни в древней пещерной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где находится усыпальница князей Голицыных и где погребены духовники и благотворители обители, святогорской братией служатся панихиды.
15 сентября — престольный день скита — память преподобных Антония и Феодосия Печерских. В этот день в скиту совершается водосвятный молебен с акафистом преподобным Антонию и Феодосию и Божественная литургия. Помимо престольного дня, богослужения здесь совершаются в дни памяти преподобного Антония Печерского (память 23 июля) и преподобного Феодосия Печерского (память 16 мая и 27 августа).