Спасо-Преображенская пустынь, скит Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря скит епархиального женского монастыря
История
Спасо-Преображенская пустынь является уединенным скитом Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Расположена пустынь в 60 километрах от Риги, в окрестностях города Елгавы неподалеку от поселка Валгунде. Пустынь стоит среди леса, и возле нее нет ни одного мирского дома.
В июле 1894 года в Рижскую Свято-Троице-Сергиеву общину пришло радостное известие о даровании ей с соизволения императора Александра III большого участка леса (189 га) из казенных угодий Курляндской губернии. Ходатайствуя о наделе общины землей, сестры Мансуровы думали не только об укреплении растущей городской обители. Они имели горячее желание основать в лесу тихую пустыньку — место углубленной молитвы и богомыслия.
С иконой в руках было отыскано место будущей Пустыни, - поляну, имевшую форму креста, и летом 1895 года здесь поселились первые сестры. Их молитвы и труды среди векового леса под покровом благодатной тишины напоминают подвижничество древних времен.
Пустынножительницы занимались белением воска для свечного завода, открытого при общине. Их трудами воск очищался, делался светлым, преображенным и потому пригодным для церковных свечей. Возводя ум от дольнего к горнему, сестры размышляли о том, что и сами они без внутреннего очищения и духовного преображения не могут сделаться пригодными для Царствия Божия. Так первое послушание подсказало название пустыни — Спасо-Преображенская.
Лесной обители необходима была своя церковь. Нуждалось в ней и окружающее православное население, так как на кирпичных заводах, находящихся неподалеку, трудилось много православных рабочих. Хозяева заводов согласились поставлять кирпич на строительство, и в 1899 году был освящен первый храм Пустыни в честь Преображения Господня. Еще раньше была выстроена часовня во имя преподобного Иоанна Лествичника — покровителя Пустыни. С этого времени началось постоянное пребывание сестер во главе с инокиней Натальей, затем ставшей монахиней Иоанной (Мансуровой), в лесной обители.
Инокиня Наталия с радостью убеждалась, что их общая с сестрой мысль о значении Пустыни как места уединенного молитвенного подвига претворяется в жизнь. В своем письме она передает настроение первых насельниц Пустыни: «... положительно все сестры чувствуют, что главное и первое — это церковь, служба, молитва. ...Особенно хорошо бывает в церкви у утрени — когда вспомнишь, что стоишь в храме в уединенном лесу, где прежде не славилось имя Божие, и тогда кажется, что Бог так близко, а суета и мир так далеко».
Во исполнение заповеди служения ближним в Пустыни был построен странноприимный дом, открыта приходская школа. В определенные дни богослужение совершалось на латышском языке.
В 1908 году был освящен деревянный храм во имя преподобных Иоанна Лествичника и Сергия Радонежского. Облик этой простой бревенчатой церкви особенно соответствует духу пустынного монашеского подвига.
В 1909 году тихая Преображенская пустынь была удостоена посещения прославленной ныне в лике святых великой княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве. Больше недели провела княгиня среди сестер, знакомясь с их жизнью.
В 1915 году в Пустыни насчитывалось сорок четыре сестры. Они несли различные послушания: по-прежнему белили воск, занимались рукоделием, содержали пчельник, были заняты на огородно-полевых работах и скотном дворе.
В дальнейшем насельницы Пустыни разделили судьбу сестер Рижского монастыря: эвакуация под Новгород, труды по восстановлению обители после возвращения, скорбные годы после Второй мировой войны. Но Пустынь выжила, и в послевоенные годы начинается новый период ее существования. Большим духовным событием явилось назначение в 1953 г. архимандрита Кирилла (в схиме Космы) Смирнова духовником Пустыни. Воспитанник Валаамского монастыря, истинный подвижник, он способствовал возрождению духа монашеского подвига, который изначально был присущ обители. После кончины схиархимандрита Космы 10 лет духовником пустыни был архимандрит Таврион (Батозский).
В конце 80-х годов, когда стихли гонения на Церковь, при игумении Магдалине (Жегаловой) возобновился прием сестер в обитель, и она возросла численно. Были возведены новые корпуса, в одном из которых в 1988 году была освящена домовая церковь в честь Рождества Богородицы, третьей в обители. Первоначально домовая церковь никак не была выделана архитектурно, но в начале 90-х годов по благословению Владыки Митрополита Александра над ней был возведен небольшой купол с крестом.
Как знак благодати Божией воспринимается чудо мироточения различных икон, находящихся в храмах обители. Насчитывается более десяти икон, источающих миро, в том числе — храмовой образ преподобного Иоанна Лествичника — покровителя Пустыни. Спасо-Преображенская пустынь стала любимым местом паломничества для многих православных, ищущих духовной поддержки и укрепления. Забота о каждом из приезжающих лежит на сестрах обители.
Нынешняя благоустроенная Пустынь уже мало напоминает ту затерянную в лесной глуши, тихую и скромную обитель, где возносили молитвы первые насельницы. Изменения, происшедшие в мире за сто лет, неизбежно коснулись и жизни обители. Но всеми силами стараются сестры, чтобы внешние перемены не угасили благодатный молитвенный дух, созидавшийся несколькими поколениями монашествующих.
Бережно хранят в Пустыни память об усопших. Особой заботой сестер окружено монашеское кладбище с дорогими могилами настоятельниц, духовников и сестер монастыря. В сентябре 1990 года здесь погребен митрополит Леонид (Поляков, 1913-1990), 24 года возглавлявший Рижскую епархию. Мало кто из современников знал, что смиренный и скромный во всем владыка Леонид по образованию был врачом-хирургом, имел степень доктора богословия и боевые награды. Он принял монашество в послевоенные годы, когда сама Пресвятая Богородица явилась ему и сказала: «Я тебе помогла, теперь ты Мне служи».
Благодаря заботам Его Высокопреосвященства, Митрополита Александра Спасо-Преображенская пустынь имеет в Латвии официальный статус святого места, места паломничества, это отмечено в государственном Законе о Православной Церкви.
Благословением Владыки Митрополита в 1998 году установлена традиция ежегодного крестного хода из Риги в Пустынь с чтимой иконой Пресвятой Богородицы «Достойно есть». Он совершается 17 августа и в нем участвуют тысячи людей.
Заботами Владыки Митрополита, игумении и сестер обители, Пустынь постоянно благоукрашается. Реставрируются старинные ее постройки, возводятся новые здания. Украшением монастыря стали новые его врата, увенчанные куполами и украшенные святыми иконами, Воскресенские, возведенные в 2012 году и Свято-Троицкие, построенные в 2013 году.
В Пустыньке особая благодатная атмосфера. Сегодня это один из немногих в православном мире монастырей, удаленных от мирских селений, у стен которых нет обычной житейской суеты. Обитель производит неизгладимое впечатление на посещающих ее богомольцев, вселяя в их сердца мир и тишину, надежду на милосердие Божие и покров Царицы Небесной.